Научно-методическая статья "Проблемы в изучении русского языка как составляющей гуманитарного образования"
статья
В последнее время дискуссии на тему гуманитарного образования развернулись с новой силой, потому что снова подошли к вопросу о том, что происходит падение уровня образованности, культуры, потому что из обучения стала выпадать гуманитарная составляющая образования, которая "позволяет человеку стать личностью, овладеть культурой и иметь возможность реализовать себя, ..." В статье раскрывается вопрос о роли учебников в развитии нравственности учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья
Проблемы в изучении русского языка
как составляющей гуманитарного образования
Гуманитарный – имеющий целью развивать
высшие человеческие свойства,
облагораживать ум и сердце, …
Павленков Ф.Ф. [1]
В последнее время дискуссии на тему гуманитарного образования развернулись с новой силой, потому что снова подошли к вопросу о том, что происходит падение уровня образованности, культуры, потому что из обучения стала выпадать гуманитарная составляющая образования, которая «позволяет человеку стать личностью, овладеть культурой и иметь возможность реализовать себя, свои способности в интересах как самого себя, так и своего окружения, общества и государства»[2]. Стремясь следовать современным требованиям к уроку, состоящим из 38 пунктов по ФГОС, учителю всё чаще недостает времени для поиска материала с целью гуманизации учебного процесса, повышения духовного интеллекта и развития гуманного мировоззрения учащихся – составляющих гуманитарного образования. А технические и методические инновации, даже самые передовые, не могут справиться с этой задачей, т.к. человеческий фактор в формировании личности ребенка ничто не может заменить.
Кандидат психологических наук, руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ и глава центра «Диагностика и развитие способностей» Людмила Ясюкова более двадцати лет следит за интеллектуальным развитием школяров. В интервью «МК» в Питере» она рассказала, почему современным детям так сложно даются знания. Одна из причин – «несформированность понятийного мышления. Это умение выделять суть явления, видеть причину и прогнозировать последствия, способность систематизировать, обобщать информацию и строить целостную картину» [3].
Результаты регионального мониторинга, школьного мониторинга читательской грамотности в 5-х классах осенью 2017 показали невысокий уровень понимания текста (в том числе выражающееся в таких заданиях: озаглавить текст, назвать основную мысль текста), умения составлять небольшой связный текст на заданную тему, умения высказать свое мнение и обосновать его – 64% учащихся не справились с данными заданиями или не приступили к их выполнению. Оказывается, недостаточно работать только над тем, чтобы школьники получили в процессе обучения какие-то практические навыки, которые помогут им адаптироваться к жизни. Важно формировать и понятийное мышление, которое «незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи»[4].
Успешному развитию понятийного мышления на уроках русского языка способствует, бесспорно, работа с текстом. Проанализировав учебник русского языка для 5-го класса [5] на наличие соответствующих текстов, сделала вывод, что тексты, необходимые для формирования чувства доброты, милосердия, справедливости, любви к Родине, языку, для развития благородных качеств, надо искать в других источниках. Из 838 упражнений 72 текста о природе, о животных, в основном состоящих из 5-6 предложений, описательного характера. Задания к ним традиционные: списать, вставить …, подчеркнуть …, выписать …, выполнить … - необходимы для отработки навыков правописания. Однако ко многим текстам нет вопросов, например, о значимости прочитанного, об основной мысли текста, о художественных особенностях.
Значительным личностям и их вкладе в развитие русского языка посвящено 7 текстов (вполне достаточно для 5 класса), но предлагается лишь пересказать текст. Реконструированный текст порой с новыми сложными лингвистическими понятиями не отложится в памяти ученика, а значит, не вызовет желания задать вопросы по теме, не повлияет ни на развитие мышления, ни на запоминание имени ученого.
О языке, его ценности, особенностях 5 текстов в начале учебника, но для раскрытия пятиклассникам некоторых положений потребуются дополнительные разъяснения, которых нет ни в самом тексте, ни на последующих страницах. Чаще звучат общие слова о языке, не способные пробудить в ученике внимания и любви к языку.
О добром отношении к животным только 9 текстов (столько же текстов с описанием дождя (?)) – здесь только и появляется возможность побеседовать о ценных качествах настоящего человека, о ценности жизни, об истинном благородстве. Ребята с живым интересом воспринимают подобные тексты, с удовольствием говорят о героях, рисуют в воображении портреты персонажей, приводят примеры из собственной жизни. О том, что дети не получили достаточное воспитание в вопросе отношения к братьям нашим меньшим, говорит данный факт. В учебнике есть текст для изложения о старой собаке и хозяине, который привел в дом щенка. Ученикам предложено продолжить текст – половина ребят «выгнала» старую собаку из дома.
Отсутствует интерес у ребят к текстам в учебнике о родине и войне, и в этом виновато не их равнодушие – каждая из тем, к сожалению, «заслужила» только по одному тексту в 4-6 предложений, несущих общую сухую информацию. И, чтобы «развивать высшие человеческие свойства», пробуждать патриотические чувства, необходимо найти тексты у других авторов, в других учебниках. Это, возможно, будут тексты для диктантов, изложений.
Читательский интерес авторы учебника пытаются пробудить с помощью одного маленького текста о книге, содержащего ничего не значащую информацию. А о значении книг, об их роли в жизни человека так много интересных, занимательных, волнующих текстов. Нет читателя – нет культуры – нет развития.
Итак, что же предложить учителям? Провести «ревизию» учебника, по которому работаете. Выстроить перспективу работы с текстами вне зависимости от предложенного учебника. Не ставить на первый план скоростное чтение или пересказ текстов – лучше задавать вопросы о прочитанном. Это научит ребенка рассуждать, доказывать свою точку зрения, правильно формулировать свои мысли. Недаром С.Я. Маршак писал о воспитании «медленного читателя». И тогда новые знания прекрасно укладываются в систему развития логического мышления (о необходимости которого в образовательном процессе говорил советский психолог Лев Выготский).
Речемыслительные пятиминутки (объяснить пословицу, поговорку, афоризм) в начале урока помогут учащимся не только «перестроиться» на урок русского языка, но и пробудить новые мысли, новый взгляд на устоявшиеся понятия, желание задать вопрос. Трудная задача – научить детей задавать вопросы. Но это стремление – показатель интеллектуального роста сознания ученика: создавая вопрос, учащийся одновременно готовит и ответ-текст.
Включение в каждый урок предложений-рассуждений или о величии родины, или о значимости книги, или о ценности хлеба, или о благородстве подвига, …. Возможно использование одной из нравственных тем в течение всего урока в разных видах заданий.
Понятия нравственности, мыслительные способности могут сформироваться, развиться только в условиях постоянной работы над ними и в контексте общества, культуры, истории. Общекультурная безграмотность, к сожалению, имеет широкое распространение в обществе. И только человек с гуманитарным мышлением может быть способен противостоять духовному распаду.
Библиографический список
- Павленков Ф.Ф. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка 3-е изд. — Санкт-Петербург, 1911 год. Третье издание Ф. Павленкова. Типография Ю.Н.Эрлих. – 368 с.
- Мардахаев Л. В. Гуманитарная составляющая в подготовке выпускника вуза. [Электронный ресурс]: Электрон. статья. Автор: Вісник Луганського національного університету імені Тараса Шевченка - сайт электронной библиотеки boOk.net! 2003 – Свободный доступ из сети Интернет. https://goo.gl/8QRe9L
- Ясюкова Л.А. Почему наши школьники деградируют. Интервью «МК» в Питере» 6 октября 2015 – Свободный доступ из сети Интернет. http://spb.mk.ru/ \\ http://www.online812.ru/
- Выготский Л.С. Мышление и речь. - 5-е изд., испр. - М.: Лабиринт, 2000.-350 с. - (Философия риторики. Риторика философии)
- "Русский язык. 5 класс. Учебник. ФГОС": учебник для общеобразовательных учреждения. Разумовская М. М., Капинос В. И., Львова С. И. и др.; под ред. Разумовской М. М., Леканта П. А. – М.: Дрофа, 2012. – 317 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на ШМО учителей гуманитарного цикла. Научно-методическое портфолио педагога как условие его профессионального становления.
Портфолио учителя – индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, ...
Выступление на VII региональной научно - методической конференции "Актуализация компетентностно-ориентированного подхода в современных условиях образования"
Выступление с докладом по теме: "ИКТ компетентности учителя начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида как главное условие формирования мотивации обучения младшего школьника с ОВЗ"...
" Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка". ( Выступление на МО учителей гуманитарного цикла)
выступление на МО...
Резолюция Форума "Физическая культура - образование будущего" и Всероссийской научно-практической конференции "Научно-методическое обеспечение внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в образовательных организациях".
Резолюция Форума "Физическая культура - образование будущего" и Всероссийской научно-практической конференции "Научно-методическое обеспечение внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного к...
Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Методическое мастерство – основное слагаемое успеха" (№ 5-6, 2015)
В статье рассматриваются активные методы обучения иностранному языку в подростковой школе. Автор приводит яркие примеры интересных внеаудиторных мероприятий. В статье подчеркивается, что от методическ...
Работа с текстом как важнейшая составляющая современного гуманитарного образования.
«Я глубоко ушёл в немеющее время»...
Презентация педагога дополнительного образования на тему : "Научно-методический потенциал педагога дополнительного образования"
Презентация педагога дополнительного образования на тему : "Научно-методический потенциал педагога дополнительного образования"...