Рабочая программа курса "Основы смыслового чтения"
рабочая программа (8 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области – Спиринская основная общеобразовательная школа
ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ
Учитель русского языка
и литературы
Станкевич М.Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа специального учебного курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом» разработана в соответствии со следующими документами:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 года № 1897.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.
Данная программа является составной частью основной образовательной программы МБОУ «СОШ № 5»
Цель программы:
воспитание грамотного компетентного читателя, воспитание человека, имеющего стойкую привычку к познанию мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Задачи программы на ступени основного общего образования:
1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее развитие школьника, глубокое понимание научных и художественных текстов различного уровня сложности.
3. Обеспечивать осмысление текстовой информации, учить приобретать и систематизировать научные знания.
4. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
5. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации, овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации и приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации.
Как часть образовательной области УУД «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом» тесно связана с учебными образовательными программами и способствует формированию следующих умений:
1. Овладение функциональной грамотностью (различными видами чтения: изучающим, ознакомительным, просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию).
2. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов.
3. Овладение продуктивными умениями различных видов устной и письменной речи.
4.Определение и объяснение собственной интерпретации прочитанного (истолкования и эмоционально-оценочного отношения).
5. Восприятие и характеристика текста как произведения искусства.
6. Приобретение, систематизация и использование сведений по теории и истории текста.
7.Обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
8.В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
9. использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени общего образования выпускник приобретёт навыки работы с текстовой информацией в процессе чтения литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций, соответствующих возрасту;
научится осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса,освоения и использования информации;
овладеет элементарными навыками чтенияинформации, представленной в наглядно-символической форме, приобретёт опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы;
овладеет такими читательскими действиями, как поиск информации,выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации,систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей иинформации, интерпретация и преобразование этих идей и информации.
сможет использовать полученную из разного вида текстов информацию для установлениянесложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснованияутверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях;
получит возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;
приобретёт первичный опыт критического отношения к получаемойинформации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимсяжизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Содержание учебного курса
Поиск информации и понимание прочитанного
Введение. Что такое текст. Средства связи текста. Заголовок текста. Устное публичное выступление. Тема и подтема текста. Художественная деталь. Главная мысль текста. Форма текста. Сопоставление текста. Подтекст (использование языковых средств и структуры текста). Виды переработки текста (сокращение текста, план, выписки). Пересказ текста.Мнемотехника. Языковые средства.
Преобразование и интерпретация информации
Структура текста. Использование графических средств. Преобразование текста (таблицы, графики, схемы). Эпиграф. Цитация в тексте. Стилевые особенности текста. Ссылки и сноски в тексте. Составление вопросов по тексту. Авторская лексика. Авторские ремарки. Приемы осмысления текста. Комплексный анализ текста.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 часа)
№ | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов учебной деятельности | |
Поиск информации и понимание прочитанного | |||
1/1 | Составляющие ответа на вопрос | Повторяют понятие текста, виды текстов. Знакомятся с содержанием курса Основы смыслового чтения. | |
2/2 | Средства связи частей текста | Разбивают текст на части. Анализируют языковое и синтаксическое единство частей. Выявляют средства связи частей текста. | |
3/3 | Заголовок текста | Составляют примерный план текста по заголовку. Соотносят план текста с его содержанием. Выявляют многозначность заголовков, причины его выбора. Подбирают заголовки к текстам. Соотносят заголовок с текстом. | |
4/4 5/5 | Устное публичное выступление | Усваивают правила публичного выступления. Сокращают текст, выделяя в нем тезисы. Дома готовят доклад («А вы знаете, что…»), на уроке его рассказывают и разбирают ошибки выступления друг друга. | |
6/6 | Тема и подтема текста | Вспоминают понятия тема и подтема. Приводят примеры тем и подтем текста. Разбивают текст на части. Формулируют тему и подтему каждой из частей. Группируют смежные темы, выявляют общую тему(ы) и подтему(ы). | |
7/7 | Главная мысль текста. Форма текста. | Читают текст. Разбивают текст на части. Формулируют основную мысль каждой части. Группируют смежные основные мысли и объединяют их в основную мысль текста. | |
8/8 | Самостоятельная работа | Читают текст. Указывают средства связи частей, все значения заголовка. Формулируют тему текста. | |
9/9 10/10 | Художественная деталь | Усваивают понятие художественной детали, ее роли в тексте. Выявляют детали и их функции в текстах А.П. Чехова. | |
11 /11 12/12 | Сопоставление текстов | Читают несколько лирических текстов на одну тематику разных авторов. Выявляют черты сходства и отличия в лексическом и эмоциональном плане. Знакомятся с эпическими текстом и выявляют метатекстовые связи на уровне персонажей и сюжетных линий. | |
13/13 | Подтекст | Повторяют понятие подтекста. Знакомятся с текстом повествовательного типа. Рассматривают структуру текста и особенности используемых языковых средств. Сопоставляют особенности построения текста и их назначение. | |
14/14 | Самостоятельная работа | Читают текст. Формулируют основную мысль текста. Анализируют форму текста. Выявляют подтекст и отсылки к другим текстам. | |
15/15 | Виды переработки текста | Уясняют виды переработки текста. Сокращают текст посредством выделения основной и второстепенной информации. Составляют план текста, производят выписки. | |
16/16 | Пересказ. Мнемотехника. | Уясняют правила и роль пересказа текста. Готовят текст к пересказу: разбивают на части, составляют план. Пересказывают текст, опираясь на план. Выявляют приемы мнемотехники. | |
17/17 | Языковые средства | Повторяют понятие и виды языковых средств. Выявляют в тексте языковые средства и их роль. Создают тексты с использованием языковых средств. | |
18/18 | Самостоятельная работа | Читают текст. Выявляют языковые средства, анализируют их функции. Составляют подробный план текста. Пересказывают текст. | |
Преобразование и интерпретация информации | |||
19/1 | Структура текста | Повторяют понятие структуры текста и ее места в интерпретации текста. Выделяют нарушения структуры текста и их назначение. Сопоставляют тексты разной структуры со сходным сюжетом. | |
20/2 | Использование в тексте графических средств | Усваивают виды графических средств и их назначение. | |
21/3 22/4 | Преобразование текста | Усваивают виды преобразования текста. Читают текст. Составляют таблицу «Персонажи и их характеристики». Составляют графические образы героев произведения. | |
23/6 | Эпиграф | Вспоминают понятие эпиграфа, его назначение. Анализируют эпиграфы «Капитанской дочки» А.С.Пушкина. Подбирают эпиграфы к текстам. Сопоставляют эпиграфы с текстом. | |
24/7 | Самостоятельная работа | Читают текст. Анализируют структуру текста, составляют план текста. Выявляют связь эпиграфа с содержанием текста. | |
25/8 | Цитация в тексте | Повторяют понятие цитаты. Выявляют способы оформления цитат. Включают цитаты в текст. Вычленяют цитаты из текста. | |
26/9 | Стилевые особенности текста | Повторяют стили речи, их дифференциальные признаки. Сопоставляют стиль речи с соответствующим ему текстом. Переконструируют текст из одного стиля в другой. | |
27/10 | Ссылки и сноски в тексте | Вспоминают понятие ссылки и сноски. Выявляют в тексте ссылки и сноски, их функции. Характеризуют ссылки в романе Л.Толстого «Война и мир». | |
28/11 | Самостоятельная работа | Читают текст, составляют его план. Характеризуют текст с точки зрения его стилевой принадлежности. Включают цитату в содержание текста. | |
29/12 | Составление вопросов по тексту | Читают текст. Отвечают на вопросы по тексту. Составляют проблемные вопросы по тексту. | |
30/13 | Авторская лексика | Выявляют понятие авторской лексики, ее особенности. Усваивают виды авторской лексики (лексика деревенской прозы, донской говор, диалектные вкрапления и др.), ее дифференциальные черты. | |
31/14 | Авторские ремарки | Повторяют понятие авторской ремарки, ее роль. Находят в тексте ремарки. Выявляют виды ремарок. | |
32/17 | Зачетная работа (пробный устный экзамен) | Читают и пересказывают текст. Отвечают на вопросы по тексту. Включают цитаты в содержание текста. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по смысловому чтению 6 класс
Целями курса является овладение навыками комплексного анализа текста, совершенствование и систематизация знаний по русскому языку, а также социализация и воспитание обучающихся в соответствии с требов...
Рабочая программа по смысловому чтению
Пояснительная записка, учебный план и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» «Внеклассное чтение» для 5 класса составлена на основе Программы курса «Язык и литература» (раздел «Чтение (классное, внеклассное) и развитие речи») для 6 классов
Данная разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы школ II вида...
Рабочаяя программа "Стратегии смыслового чтения 5-6 класс"
Программа предполагает организацию учебной деятельности по формированию и развитию основ читательской компетенции....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы смыслового чтения»
Рабочая программа курса «Основы смыслового чтения» 17 часов 7 класс...
Программа "Основы смыслового чтения и работа с текстом"
Система работы по формированию навыков читательской грамоты...
Рабочая программа курса "Смысловое чтение" обновлённым ФГОС 2022 5 класс
Рабочая программа курса "Смысловое чтение" по обновлённым ФГОС 2022 5 класс...