Рабочая программа курса "Основы смыслового чтения"
рабочая программа (8 класс)

подготовка к собеседованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_osch.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области – Спиринская основная общеобразовательная школа

ПРИНЯТО
педагогическим советом
от «__» _________201     г. №    

УТВЕРЖДАЮ
директор МКОУ – Спиринской  ООШ
_______________ С.Н. Малгин
приказ №        от «__» _______201    г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

Учитель русского языка

и литературы

Станкевич М.Н.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа специального учебного курса «Основы смыслового чтения и работа с текстом» разработана в соответствии со следующими документами:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 года № 1897.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  3. Фундаментальное ядро содержания  общего образования.
  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Данная программа ориентирована на развитие  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.

Данная программа является составной частью основной образовательной программы МБОУ «СОШ № 5»

Цель программы:

воспитание грамотного компетентного читателя, воспитание человека, имеющего стойкую привычку к познанию мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Задачи программы     на ступени основного общего образования:

1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее  развитие школьника, глубокое понимание  научных и художественных текстов различного уровня сложности.

3. Обеспечивать  осмысление текстовой информации, учить приобретать и систематизировать научные знания.

4. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

5. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации, овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации и приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации.

Как часть образовательной области УУД «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом»  тесно связана с учебными образовательными программами и способствует формированию следующих умений:

1. Овладение функциональной грамотностью (различными видами чтения: изучающим, ознакомительным, просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию).

2. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов.

3. Овладение продуктивными умениями различных видов устной и письменной речи.

4.Определение и объяснение собственной интерпретации прочитанного (истолкования и эмоционально-оценочного отношения).

5. Восприятие и характеристика текста как произведения искусства.

6. Приобретение, систематизация и использование сведений по теории и истории текста.

7.Обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

8.В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

9. использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении

В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени общего образования выпускник приобретёт  навыки работы с текстовой информацией в процессе чтения литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций,  соответствующих возрасту;

научится осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса,освоения и использования информации;

овладеет элементарными навыками чтенияинформации, представленной в наглядно-символической форме, приобретёт опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы;

овладеет такими читательскими действиями, как поиск информации,выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации,систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей иинформации, интерпретация и преобразование этих идей и информации.

сможет использовать полученную из разного вида текстов информацию для установлениянесложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснованияутверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях;

получит возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;

приобретёт первичный опыт критического отношения к получаемойинформации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимсяжизненным опытом.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

— определять главную тему, общую цель или назначение текста;

— выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;

— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;

• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

— определять назначение разных видов текстов;

— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

— различать темы и подтемы специального текста;

— выделять не только главную, но и избыточную информацию;

— прогнозировать последовательность изложения идей текста;

— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

• интерпретировать текст:

— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Выпускник получит возможность научиться:

• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Содержание учебного курса

Поиск информации и понимание прочитанного

Введение. Что такое текст. Средства связи текста. Заголовок текста. Устное публичное выступление. Тема и подтема текста. Художественная деталь. Главная мысль текста. Форма текста. Сопоставление текста. Подтекст (использование языковых средств и структуры текста). Виды переработки текста (сокращение текста, план, выписки). Пересказ текста.Мнемотехника. Языковые средства.

Преобразование и интерпретация информации

Структура текста. Использование графических средств. Преобразование текста (таблицы, графики, схемы). Эпиграф. Цитация в тексте. Стилевые особенности текста. Ссылки и сноски в тексте. Составление вопросов по тексту. Авторская лексика. Авторские ремарки. Приемы осмысления текста. Комплексный анализ текста.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 часа)

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов учебной деятельности

Поиск информации и понимание прочитанного

1/1

Составляющие ответа на вопрос

Повторяют понятие текста, виды текстов. Знакомятся с содержанием курса Основы смыслового чтения. 

2/2

Средства связи частей текста

Разбивают текст на части. Анализируют языковое и синтаксическое единство частей. Выявляют средства связи частей текста.

3/3

Заголовок текста

Составляют примерный план текста по заголовку. Соотносят план текста с его содержанием. Выявляют многозначность заголовков, причины его выбора.  Подбирают заголовки к текстам. Соотносят заголовок с текстом.

4/4

5/5

Устное публичное выступление

Усваивают правила публичного выступления. Сокращают текст, выделяя в нем тезисы. Дома готовят доклад («А вы знаете, что…»), на уроке его рассказывают и разбирают ошибки выступления друг друга.

6/6

Тема и подтема текста

Вспоминают понятия тема и подтема. Приводят примеры тем и подтем текста. Разбивают текст на части. Формулируют тему и подтему каждой из частей. Группируют смежные темы, выявляют общую тему(ы) и подтему(ы).

7/7

Главная мысль текста. Форма текста.

Читают текст. Разбивают текст на части. Формулируют основную мысль каждой части. Группируют смежные основные мысли и объединяют их в основную мысль текста.

8/8

Самостоятельная работа

Читают  текст. Указывают средства связи частей, все значения заголовка. Формулируют тему текста.

9/9

10/10

Художественная деталь

Усваивают понятие художественной детали, ее роли в тексте. Выявляют детали и их функции в текстах  А.П.  Чехова.

11 /11

12/12

Сопоставление текстов

Читают несколько лирических текстов на одну тематику разных авторов. Выявляют  черты сходства и отличия в лексическом и эмоциональном плане. Знакомятся с эпическими текстом и выявляют метатекстовые связи на уровне персонажей и сюжетных линий.

13/13

Подтекст

Повторяют понятие подтекста. Знакомятся с текстом повествовательного типа. Рассматривают структуру текста и особенности используемых языковых средств. Сопоставляют особенности построения текста и их назначение.

14/14

Самостоятельная работа

Читают текст. Формулируют основную мысль текста. Анализируют форму текста. Выявляют подтекст и отсылки к другим текстам.

15/15

Виды переработки текста

Уясняют виды переработки текста. Сокращают текст посредством выделения основной и второстепенной информации. Составляют план текста, производят выписки.

16/16

Пересказ. Мнемотехника.

Уясняют правила и роль пересказа текста. Готовят текст к пересказу: разбивают на части, составляют план. Пересказывают текст, опираясь на план. Выявляют приемы мнемотехники.

17/17

Языковые средства

Повторяют понятие и виды языковых средств. Выявляют в тексте языковые средства и их роль. Создают тексты с использованием языковых средств.

18/18

Самостоятельная работа

Читают текст. Выявляют языковые средства, анализируют их функции. Составляют подробный план текста. Пересказывают текст.

Преобразование и интерпретация информации

19/1

Структура текста

Повторяют понятие структуры текста и ее места в интерпретации текста.  Выделяют нарушения структуры текста и их назначение. Сопоставляют тексты разной структуры со сходным сюжетом.

20/2

Использование в тексте графических средств

Усваивают виды графических средств и их назначение.

21/3

22/4

Преобразование текста

Усваивают виды преобразования текста. Читают текст. Составляют таблицу «Персонажи и их характеристики». Составляют графические образы героев произведения.

23/6

Эпиграф

Вспоминают понятие эпиграфа, его назначение. Анализируют эпиграфы «Капитанской дочки» А.С.Пушкина. Подбирают эпиграфы к текстам. Сопоставляют эпиграфы с текстом.

24/7

Самостоятельная работа

Читают текст. Анализируют структуру текста, составляют план текста. Выявляют связь эпиграфа с содержанием текста.

25/8

Цитация в тексте

Повторяют понятие цитаты. Выявляют способы оформления цитат. Включают цитаты в текст. Вычленяют цитаты из текста.

26/9

Стилевые особенности текста

Повторяют стили речи, их дифференциальные признаки. Сопоставляют стиль речи с соответствующим ему текстом. Переконструируют текст из одного стиля в другой.

27/10

Ссылки и сноски в тексте

Вспоминают понятие ссылки и сноски. Выявляют в тексте ссылки и сноски, их функции. Характеризуют ссылки в романе Л.Толстого «Война и мир».

28/11

Самостоятельная работа

Читают текст, составляют его план. Характеризуют текст с точки зрения его стилевой принадлежности. Включают цитату в содержание текста.

29/12

Составление вопросов по тексту

Читают текст. Отвечают на вопросы по тексту. Составляют проблемные вопросы по тексту.

30/13

Авторская лексика

Выявляют понятие авторской лексики, ее особенности. Усваивают виды авторской лексики (лексика деревенской прозы, донской говор, диалектные вкрапления и др.), ее дифференциальные черты.

31/14

Авторские ремарки

Повторяют понятие авторской ремарки, ее роль. Находят в тексте ремарки. Выявляют виды ремарок.

32/17

Зачетная работа (пробный устный экзамен)

Читают и пересказывают текст. Отвечают на вопросы по тексту. Включают цитаты в содержание текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по смысловому чтению 6 класс

Целями курса является овладение навыками комплексного анализа текста, совершенствование и систематизация знаний по русскому языку, а также социализация и воспитание обучающихся в соответствии с требов...

Рабочая программа по смысловому чтению

Пояснительная записка, учебный план и календарно-тематическое планирование...

Рабочаяя программа "Стратегии смыслового чтения 5-6 класс"

Программа предполагает организацию учебной деятельности по формированию и развитию основ читательской компетенции....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы смыслового чтения»

Рабочая программа курса  «Основы смыслового чтения»  17 часов 7 класс...

Программа "Основы смыслового чтения и работа с текстом"

Система работы по формированию навыков читательской грамоты...

Рабочая программа курса "Смысловое чтение" обновлённым ФГОС 2022 5 класс

Рабочая программа курса "Смысловое чтение" по обновлённым ФГОС 2022 5 класс...