Рабочаяя программа "Стратегии смыслового чтения 5-6 класс"
рабочая программа (5 класс)
Программа предполагает организацию учебной деятельности по формированию и развитию основ читательской компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_strategii_smyslovogo_ktp_staryy.doc | 209 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа метапредметного курса «Стратегии смыслового чтения» предназначена для 5-6 классов. Настоящая программа разработана на основе основной образовательной программы МАОУ «СОШ № 1» и соответствует Федеральному государственному стандарту основного общего образования.
Программа состоит из пояснительной записки, учебно-тематического планирования, которое включает:
- примерное распределение часов по темам курса;
- количество часов;
- самостоятельную учебную деятельность;
- измерители контроля;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- оборудование.
Курс рассчитан на 35 часов.
Нормативные основания разработки:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М., Просвещение, 2011.
- Основная образовательная программа МАОУ «СОШ № 1» .
Актуальность курса обусловлена:
– социальным заказом общества на компетентную личность, владеющую умениями самообучения, получения необходимой информации из различных источников и свободной ориентации в информационном потоке;
– необходимостью реализации одного из ключевых положений федерального образовательного стандарта второго поколения – формирования универсальных учебных действий: в области чтения ученик должен уметь адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативную установку, тему и идею текста, основную и дополнительную информацию), применять разные виды чтения, извлекать информацию из разных источников;
– потребностью в разработанной системе заданий, направленной на совершенствование чтения – одного из общеучебных универсальных учебных действий.
Теоретико-методологическую основу курса составляют:
- концепция универсальных учебных действий (УУД), разработанная под руководством А.Г. Асмолова;
– идея о междисциплинарном характере проблемы обучения пониманию текста (И.А. Зимняя, Е.С. Романичева, Н.Н. Сметанникова, И.С. Якиманская);
– достижения психологии (В.А. Артемов, А.А. Брудный, Л.П. Доблаев, Т.М. Дридзе, Н.И. Жинкин, А.А. Залевская, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.Н. Мурзин, А.И. Новиков, Н.В. Рафикова, А.А. Смирнов)
- достижения методики по изучению проблемы осмысления прочитанного (Ф.И. Буслаев, И.И. В.И. Чернышёв; Е.В. Бунеева, Г.Г. Граник, А.Д. Дейкина, Н.А. Ипполитова, В.Н. Мещеряков, Е.И. Никитина).
ЦЕЛЬ курса - организация учебного пространства для развития навыка смыслового чтения, умения работать с текстом и учить-ся (учить себя), обеспечивающих готовность и способность школьников второй ступени к овладению читательской компетентностью и самостоятельностью.
Из этой цели вытекают главные задачи курса:
- обеспечить развитие навыка поиска информации и понимания прочитанного;
- обеспечить развитие умения преобразовывать и интерпретировать текст;
- обеспечить развитие умения оценивать информацию.
В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.
— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения.
Основные ожидаемые результаты.
Программа «Стратегии смыслового чтения и работа» предполагает организацию учебной деятельности по формированию и развитию основ читательской компетенции.
- Обучающиеся овладеют чтением как средством продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового.
- Учащиеся приобретут навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения.
- Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.
Планируемые результаты.
В результате изучения метапредметного курса «От текста к смыслу» у выпускников основной школы получат дальнейшее развитие познавательные (общеучебные) универсальные учебные действия:
- поиск информации и понимание прочитанного;
- преобразование и интерпретация;
- оценка информации.
поиск информации и понимание прочитанного | преобразование и интерпретация | оценка информации | |||||
Извлекать нужную информацию из текста. | Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание) | Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл | Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания (энциклопедии, словари, справочники, СМИ, интернет-ресурсы и пр.). | Уметь преобразовывать содержание теста, излагать в сжатом или развёрнутом виде, составлять план текста, тезисы, конспект и т.д. | Интерпретировать текст | Связывать информацию, обнаруженную в тесте, со знаниями из других источников | Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном |
Выпускник получит возможность научиться:
- выявлять имплицитную (скрытую, присутствующую неявно) информацию; -критически относиться к рекламной информации; - находить способы проверки противоречивой информации; - определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. |
Результат сформированности смыслового чтения
Классы | Поиск и понимание прочитанного | Преобразование и интерпретация | Оценка информации |
5 классы – необходимый уровень | Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.) | Сравнивать и группировать факты и явления. Относить объекты к известным понятиям. Определять составные части объектов, а также состав этих составных частей. Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения знаний. | Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. |
Повышенный уровень 5 класса | Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет) | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …». Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта | Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Составлять сложный план текста. |
Оценка метапредметных результатов образования:
Объект оценки: сформированность умения работать с текстом.
Предмет оценки: уровень сформированности данного вида действий,
Формы оценивания: комплексные задания на межпредметной основе (навыки работы с информацией).
В связи с тем, что сформированность метапредметных действий имеет решающее значение для успешного обучения на II ступени, в системе итоговых работ особое место занимают работы, проверяющие достижение как предметных планируемых результатов, так и работы, проверяющие достижение метапредметных результатов. Интегрированные контрольные работы, позволяющие оценить уровень сформированности универсальных учебных действий, разрабатываются педагогами самостоятельно и используются в практической деятельности имеющиеся.
Содержание программы
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Самостоятельная учебная деятельность | Измерители контроля | Требования к уровню подготовки обучающихся | Оборудование |
1. | Введение в курс ССЧ. Чтение как вид речевой деятельности. Диагностическая работа. Виды чтения. | 1 1 1 3 |
Прочтение разнообразных текстов: сплошных и несплошных. Коррекционная работа. Техническая сторона чтения (выразительность, сознательность, правильность произношения слов, звуков, интонаций, темпа) Работа в командах по поиску информации, просмотру разной литературы, знакомству с содержанием сборников, справочников, словарей, худ. книг, атласа и т. д. с последующим выводом команды об используемом виде чтения. Придумываем окончание притчи «Пропасть», соотносим смысл с реалиями сегодняшнего дня, приводим примеры из школьной жизни. | Входная диагностика (предварительный контроль) Проверка техники чтения | Использовать различные виды чтения, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения. | Контурные карты, графики температуры воздуха, чертежи выкройки, бланки анализов крови, ноты, ребусы. Словари Ожегова. Тестовые задания на основе единого текста. Учебники по разным предметам Справочники, словари, худ. книг, атлас животных и т. д. |
2.Работа с текстом: поиск и понимание прочитанного. | ||||||
Различные способы поиска информации. Интервью. Опрос, анкетирование Интернет как поисковая система. Безопасный интернет. | 1
2 1
1 1 | Самостоятельный поиск информации в энциклопедиях, словарях и справочниках. Заполнение таблицы примерами «Виды информации». Составление алгоритма информационно-поисковой деятельности. Составляем вопросы для интервью и на различные темы (по выбору) Поиск информации в Интернете по инструкции, составленной совместно с учителем. + и – Интернета по сравнению с другими источниками информации. | Самостоятельная работа Практическая работа Практическая работа Групповая и индивидуальная работа Самостоятельная работа | Находить требуемую информацию, используя разные источники. Сопоставлять разные источники информации по заданной теме. Сопоставлять разные источники информации по заданной теме. | Компьютеры, электронная библиотека, рабочие листы для каждого учащегося. Памятка Анкеты, опросники. Компьютеры с выходом в Интернет, инструкция по поиску информации в Интернете | |
Типы текстов. Сплошные тексты. |
1
| Разрабатываем правила поведения на перемене, в столовой, в кабинете. | Практическая работа по вариантам | Определять назначение различных видов и типов текстов. Объяснять порядок частей/инструкций , содержащихся в тексте. | Инструкции по технике безопасности, правила поведения в школе, уставы, законы. | |
Несплошные тексты. | 1 | Составляем распорядок дня школьника. Читаем и расшифровываем штрих-коды на упаковках Работаем с предложенными графиками. Строим график годового хода температуры в Верхней Пышме в текущем месяце. | Практическая работа | Сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера. | Расписания ( уроков, тренировок, движения поездов, самолетов, автобусов), прейскуранты, прайс-листы, чертежи, штрих коды | |
Контрольная работа по теме « Работа с текстом: поиск и понимание прочитанного» | 1 | Самостоятельная работа Преобразовываем сплошные тексты в несплошные. (таблицы) и наоборот. | Контрольная работа | Выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей. | Проектор, экран | |
Анализ контрольной работы | 1 | Работа над ошибками | Самоанализ | |||
3.Работа с текстом: преобразование и интерпретация. | ||||||
Методы и приемы работы с информацией. План. | 1 | Коррекционная работа. Исправление и объяснение допущенных ошибок. | Анализ контрольной работы Текущий контроль | Компьютер, проектор, экран | ||
Приемы составления плана. Учимся конспектировать. Особенности составления конспекта. Ментальные карты Как запомнить, чтобы вспомнить… Ромашка Блума. (Ромашка вопросов). Составляем ромашку вопросов. Инсерт - интерактивная система заметок для эффективного чтения и размышления. | 1 1 1 2 1
1 1 1 | Составляем разные виды плана Пишем конспект параграфа по истории, географии или др. предметам Составляем ментальные карты.(н-р, «Моя неделя», «Боги Древней Греции», учебник Вигасина, стр. 129) и др.
Составляем ромашку вопросов на материале любого текста (работа в группе) Отвечаем на вопросы ромашки. Читаем параграф учебника (по выбору) и делаем на полях пометки ( «+», «-», «?», «V», «!» | Самостоятельная работа Работа в творческих группах Практическая работа Самостоятельная работа | Структурировать текст. Выделять главную и избыточную информацию. Выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей. Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики и др., переходить от одного представления к другому. | Учебники по разным предметам, художественные произведения. Толковый слов Ментальные карты из разных областей знаний Презентация, Ромашка Блума Презентация, учебники по предметам | |
Интегрированная контрольная работа по теме «Методы и приемы работы с информацией» | 1 | Составляем несплошные тексты по предложенным алгоритмам, а затем преобразовываем их в сплошные. | Текущий контроль | Преобразовывать текст, переходить от одного представления данных к другому. | ||
Анализ контрольной работы | 1 | Работа над ошибками | ||||
4.Работа с текстом: оценка информации. | ||||||
Реклама. Как относиться к рекламе. Портфолио. Защита портфолио | 1 1 2 2 | Создаем рекламу Создаем и презентуем портфолио «Путь к успеху» или «Мои достижения» | Практическая работа Защита портфолио | Критически относится к рекламной информации. На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации. | Компьютер, проектор, экран Компьютер | |
Резервные уроки |
Учебно-методическое сопровождение.
Связь стратегии смыслового чтения и работы с текстом
с содержанием учебных предметов:
Учебные предмет | Стратегии смыслового чтения и работа с текстом (приоритеты по учебным предметам) |
«Русский язык» | -обеспечивает личностное развитие обучающегося, так как формирует представление о языке как основном средстве человеческого общения, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека. - обеспечивает формирование коммуникативных учебных действий, так как учит умению «ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях чтения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач». - в процессе освоения системы понятий формируются познавательные универсальные учебные действия. |
«Литература» | - способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», даёт возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». - обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения. - обеспечивает знакомство с «элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий». - способствует формированию познавательных универсальных учебных действий. |
«Математика» | - развитие познавательных универсальных учебных действий. Именно этому учит «использование математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений», «овладение основами логического и алгоритмического мышления». - формирование коммуникативных универсальных учебных действий связано с тем, что данный предмет учит читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики, строить цепочки логических рассуждений и использовать их в устной и письменной речи для коммуникации. |
«География», «Биология» «Обществознание» «История» «Химия» «Физика» | -через две главные линии развития обеспечивает формирование личностных и метапредметных результатов. Первая линия – знакомство с целостной картиной мира (умение объяснять мир) – обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий. Именно она обеспечивает «осознание целостности окружающего мира», «освоение доступных способов изучения природы и общества», «развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире» Вторая линия – формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру) – способствует личностному развитию ученика. С ней связана «сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны», «воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы», «освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде» |
«Технология» | - способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий путём «приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности». - В то же время «усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека» обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий. - Формируя представления «о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии, данный предмет обеспечивает личностное развитие ученика. |
«Изобразительное искусство», «Музыка» «МХК» | - способствуют личностному развитию ученика, обеспечивая «сформированность первоначальных представлений о роли искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека, сформированность основ культуры, понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством». - искусство дает человеку иной, кроме вербального, способ общения, обеспечивая тем самым развитие коммуникативных универсальных учебных действий. |
Технологический компонент информатики («Информатика и ИКТ») | - нацелен на достижение метапредметных результатов обучения, связанных с использованием средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, включая поиск, сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации. Нацеленность технологического компонента информатики на применение средств ИКТ в качестве инструмента в учёбе и повседневной жизни, а также завершение изучения отдельных модулей курса созданием творческих работ (мини-проектов) позволяет формировать у учащихся такие регулятивные универсальные учебные действия, как постановка цели при выполнении итоговых проектных работ, планирование действий, ориентация на конечный результат, сравнение результата с замыслом. |
Оценка метапредметных результатов образования:
Объект оценки: сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Предмет оценки:
- уровень сформированности данного вида действий,
- уровень присвоения универсального учебного действия.
Процедуры оценки:
- внутренняя накопительная оценка,
- итоговая оценка.
Формы оценивания:
- специально сконструированные диагностические задачи, направленные на оценку уровня сформированности смыслового чтения;
- оценка сформированности смыслового чтения и работы с текстом опосредованно, через выполнение учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов (познавательные, регулятивные умения);
- задания, требующие совместной (командной) работы учащихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий;
- комплексные задания на межпредметной основе (навыки работы с информацией).
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий - т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:
• способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
• умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
• умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебно-познавательных и практических задач;
• логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий, отнесения к известным понятиям;
• умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своихдействий.
На персонифицированную итоговую оценку выносятся метапредметные результаты, описанные в разделе «Планируемые результаты» данной программы - «Выпускник научится».В связи с тем, что сформированность метапредметных действий имеет решающее значение для успешного обучения на II ступени, в системе итоговых работ особое место занимают работы, проверяющие достижение как предметных планируемых результатов, так и работы, проверяющие достижение метапредметных результатов. Интегрированные контрольные работы, позволяющие оценить уровень смыслового чтения и работы с текстом, разрабатываются педагогом самостоятельно.
Литература:
- Актуальные проблемы культурной политики современной России : [сб ст.] / ред сост. Б. Ю. Сорочкин. - М.: Ленанд, 2008. – 256 с. – В надзаг.: РАН. Федерал. агентство по культуре и кинематографии. Гос. ин-т искусствознания. – Библиогр. в примеч. в конце ст. – В Прил.: Законы РФ.
- Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
- Библиотечные уроки. Вып. 3. Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке. Методическое пособие/ В.Б. Антипова. – М.: Глобус, 2009. – 336с.
- Большаков А. В. Основы смыслового чтения и работа с текстом. – Волгоград: Учитель, 2014. – 95 с.
- Выготский В.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996.
- Гецов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы / Г.Г. Гецов. – Минск: Полымя, 1989 . – 176 с. – (Твоя домашняя библиотека).
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., Шаповая С.П. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник- практикум 8-11 класс. - М.: Астрель - АСТ, 2001.
- Граник Г.Г. Как учить работать с книгой / Г.Г. Граник. – М.: ИЦ «Мой учебник», 2007
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004 - 384 с.
- Литературное чтение. 4 класс: тестовые задания на основе единого текста/авт.-сост. Л. И. Рудченко. – Волгоград: Учитель, 2014. – 85с.
- Лурия А. П. Основы нейропсихологии: учебное пособие для студентов высших учеб. заведений - М.: Академия, 2009 – 384 с.
- Селевко Г. К. Научи себя учиться. – М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2009. – 128с
- Способы представления знаний и их компьютерное моделирование / А.А.Леонтьев, Л.А.Леонтьев // Обработка текста и когнитивные технологии. 3.- Пущино: 1999. С.120-123.
- Типы учебных задач «на понимание текста»: О задачах лингвистических, семантических и филологических // Русский язык в современной школе. Ежегодный сборник научно-методических материалов. М.: МИОО, 2008. С. 23-35.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – Москва- Сентябрь. 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метапредметный подход в обучении смысловому чтению в 5 классе при изучении темы «Зарождение демократии в Афинах».
План урока. Применение метапредметного подхлда при обучении смысловому чтению на основе учебного текста. На уроке формируется ряд универсальных учебных действий, такие как:умение определять цель...
Рабочая междисциплинарная программа "Смысловое чтение" 7-8 класс.
Рабочая междисциплинарная программа "Смысловое чтение" 7-8 класс....
Из опыта работы над смысловым чтением в 3м классе.
В данной публикации представлен авторский материал по работе над пониманием теста. Понимание текста соотносится с понятием «смысловое чтение» иявляется обязательным компонентом мета...
Рабочая программа "Смысловое чтение" 7- 8 класс
Рабочая программа "Смысловое чтение" 7- 8 класс...
Открытое занятие по курсу «Смысловое чтение» в 5 классах
Открытое занятие по курсу «Смысловое чтение» в 5 классах...
урок смыслового чтения в 8 классе
смысловое чтение- важнейший приём, с помощью которого учащиеся постигают чтение, как науку, учатся размышлять, грамматически и стилистически грам...
Развитие навыков смыслового чтения в 7 классе
Разработка открытого урока "Развитие навыков смыслового чтения в 7 классе...