Рабочаяя программа "Стратегии смыслового чтения 5-6 класс"
рабочая программа (5 класс)

Тимашова Наталья Ивановна

Программа предполагает организацию учебной деятельности по формированию и развитию основ читательской компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_strategii_smyslovogo_ktp_staryy.doc209 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Программа метапредметного курса «Стратегии смыслового чтения» предназначена для 5-6 классов. Настоящая программа разработана на основе  основной образовательной программы МАОУ «СОШ № 1»  и соответствует Федеральному государственному стандарту основного общего образования.

  Программа состоит из пояснительной записки, учебно-тематического планирования, которое включает:

  •  примерное распределение часов по темам курса;
  •  количество часов;
  •  самостоятельную учебную деятельность;
  •  измерители контроля;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  •  оборудование.

Курс рассчитан на 35 часов.

Нормативные основания  разработки:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. -  М., Просвещение, 2011.
  • Основная образовательная программа МАОУ «СОШ № 1» .

Актуальность курса обусловлена:

– социальным заказом общества на компетентную личность, владеющую умениями самообучения, получения необходимой информации из различных источников и свободной ориентации в информационном потоке;

– необходимостью реализации одного из ключевых положений федерального образовательного стандарта второго поколения – формирования универсальных учебных действий: в области чтения ученик должен уметь адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативную установку, тему и идею текста, основную и дополнительную информацию), применять разные виды чтения, извлекать информацию из разных источников;

– потребностью в разработанной системе заданий, направленной на совершенствование чтения – одного из общеучебных универсальных учебных действий.

Теоретико-методологическую основу курса составляют:

- концепция универсальных учебных действий (УУД), разработанная под руководством А.Г. Асмолова;

– идея о междисциплинарном характере проблемы обучения пониманию текста (И.А. Зимняя, Е.С. Романичева, Н.Н. Сметанникова, И.С. Якиманская);

– достижения психологии (В.А. Артемов, А.А. Брудный, Л.П. Доблаев, Т.М. Дридзе, Н.И. Жинкин, А.А. Залевская, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.Н. Мурзин, А.И. Новиков, Н.В. Рафикова, А.А. Смирнов)

- достижения методики по изучению проблемы осмысления прочитанного (Ф.И. Буслаев, И.И. В.И. Чернышёв; Е.В. Бунеева, Г.Г. Граник, А.Д. Дейкина, Н.А. Ипполитова, В.Н. Мещеряков, Е.И. Никитина).

ЦЕЛЬ курса  - организация учебного пространства для развития навыка смыслового чтения, умения работать с текстом и учить-ся (учить себя), обеспечивающих готовность и способность школьников второй ступени к овладению читательской компетентностью и самостоятельностью.

   Из этой цели вытекают главные задачи курса:

  • обеспечить развитие навыка поиска информации и понимания прочитанного;
  • обеспечить развитие умения преобразовывать и интерпретировать текст;
  • обеспечить развитие умения оценивать информацию.

В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.

— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения.

 Основные ожидаемые результаты.

Программа «Стратегии смыслового чтения и работа» предполагает организацию  учебной  деятельности по формированию и развитию основ читательской компетенции. 

  • Обучающиеся овладеют чтением как средством продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового.
  • Учащиеся приобретут навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. 
  • Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

 

 Планируемые результаты. 

    В результате изучения метапредметного курса «От текста к смыслу» у выпускников основной школы получат дальнейшее развитие познавательные (общеучебные) универсальные учебные действия:

- поиск информации и понимание прочитанного;

- преобразование и интерпретация;

- оценка информации.

поиск информации и понимание прочитанного

преобразование и интерпретация

оценка информации

Извлекать нужную информацию из текста. 

Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами (наблюдение, чтение, слушание)

Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл

Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания (энциклопедии, словари, справочники, СМИ, интернет-ресурсы и пр.).

Уметь преобразовывать содержание теста, излагать в сжатом или развёрнутом виде, составлять план текста, тезисы, конспект и т.д.

Интерпретировать текст

Связывать информацию, обнаруженную в тесте, со знаниями из других источников

Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном

Выпускник получит возможность научиться:

  - выявлять имплицитную (скрытую, присутствующую неявно) информацию;

-критически относиться к рекламной информации;

- находить способы проверки противоречивой информации;

- определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

 

Результат сформированности смыслового чтения

Классы

Поиск и понимание прочитанного

Преобразование и интерпретация

Оценка информации

5 классы –

необходимый уровень

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

Сравнивать и  группировать факты и явления.

Относить объекты к известным понятиям.

Определять составные части объектов, а также состав этих составных частей.

Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения   знаний.

Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Повышенный уровень

5 класса

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов.

Самостоятельно  отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.

Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет)

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».

Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством  учителя-консультанта

 Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

 Составлять сложный план текста.

Оценка метапредметных результатов образования:

Объект оценки: сформированность умения работать с текстом.

Предмет оценки: уровень сформированности данного вида действий,

Формы оценивания:  комплексные задания на межпредметной основе (навыки работы с информацией).

   В связи с тем, что сформированность метапредметных действий имеет решающее значение для успешного обучения на II ступени, в системе итоговых работ особое место занимают работы, проверяющие достижение как предметных планируемых результатов, так и работы, проверяющие достижение метапредметных результатов. Интегрированные контрольные работы, позволяющие оценить уровень сформированности универсальных учебных действий, разрабатываются педагогами самостоятельно и используются в практической деятельности имеющиеся.

Содержание программы

Календарно-тематическое планирование.

п/п

 Наименование

разделов и тем

Кол-во

часов

Самостоятельная учебная деятельность

Измерители контроля

Требования к уровню подготовки обучающихся

Оборудование

1.

Введение в курс ССЧ. Чтение как вид речевой деятельности.

Диагностическая работа.

Виды чтения.

1

1

      1

      3

   

Прочтение разнообразных текстов: сплошных и несплошных.

 Коррекционная работа.

Техническая сторона чтения (выразительность, сознательность, правильность произношения слов,  звуков, интонаций, темпа)  Работа в командах по поиску информации, просмотру разной литературы, знакомству с содержанием сборников, справочников, словарей, худ. книг, атласа и т. д. с последующим выводом команды об используемом  виде чтения.

Придумываем окончание притчи «Пропасть», соотносим смысл с реалиями сегодняшнего дня, приводим примеры из школьной жизни.

Входная  диагностика (предварительный контроль)

Проверка техники чтения

Использовать различные виды чтения, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения.

Контурные карты, графики температуры воздуха, чертежи выкройки, бланки анализов крови, ноты, ребусы. Словари Ожегова.

Тестовые задания на основе единого текста.

Учебники по разным предметам

Справочники, словари, худ. книг, атлас животных и т. д.

2.Работа с текстом: поиск и понимание прочитанного.

  Различные способы поиска информации.

 Интервью.

Опрос, анкетирование

Интернет как поисковая система.

Безопасный интернет.

  1

   

    2

   1

   

   1

   1

   Самостоятельный поиск информации в энциклопедиях, словарях и справочниках. Заполнение таблицы примерами «Виды информации».

Составление алгоритма информационно-поисковой деятельности. Составляем вопросы для интервью и на различные темы (по выбору)

Поиск информации  в Интернете по инструкции, составленной совместно с учителем.

+ и – Интернета по сравнению с другими источниками информации.

Самостоятельная работа

Практическая работа

Практическая работа

Групповая и индивидуальная работа

Самостоятельная  работа

Находить требуемую информацию, используя разные источники.

Сопоставлять разные источники информации по заданной теме.

Сопоставлять разные источники информации по заданной теме.

Компьютеры, электронная библиотека, рабочие листы для каждого учащегося.

Памятка

Анкеты, опросники.

Компьютеры с выходом в Интернет, инструкция по поиску информации в Интернете

Типы текстов.

Сплошные тексты.

         

1

         

Разрабатываем правила поведения на перемене, в столовой, в кабинете.

Практическая работа по вариантам

Определять назначение различных видов и типов текстов.

Объяснять порядок частей/инструкций , содержащихся в тексте.

Инструкции по технике безопасности, правила поведения в школе, уставы, законы.

Несплошные тексты.

                   1

Составляем распорядок дня школьника. Читаем и расшифровываем штрих-коды на упаковках

Работаем с предложенными графиками. Строим график годового хода температуры  в Верхней Пышме в текущем месяце.

Практическая работа

Сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера.

Расписания  ( уроков, тренировок, движения поездов, самолетов, автобусов), прейскуранты, прайс-листы, чертежи, штрих коды

Контрольная работа по теме « Работа с текстом: поиск и понимание прочитанного»

1

Самостоятельная работа

Преобразовываем сплошные тексты в несплошные. (таблицы) и наоборот.

Контрольная работа

Выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей.

Проектор, экран

Анализ контрольной работы

1

Работа над ошибками

Самоанализ

3.Работа с текстом: преобразование и интерпретация.

Методы и приемы работы с информацией. План.

1

Коррекционная работа.  Исправление и объяснение допущенных ошибок.

Анализ контрольной работы Текущий контроль

Компьютер, проектор, экран

Приемы составления плана.

Учимся конспектировать. Особенности составления конспекта.

Ментальные карты

Как запомнить, чтобы вспомнить…

Ромашка Блума.  (Ромашка вопросов).                           Составляем ромашку вопросов.

Инсерт -  интерактивная система заметок для эффективного чтения и размышления.

  1

     1    

     1                  

2

1

   

     1

     1

    1

Составляем разные виды плана

Пишем конспект параграфа по истории, географии или др. предметам

Составляем ментальные карты.(н-р, «Моя неделя», «Боги Древней Греции», учебник Вигасина, стр. 129) и др.

 

Составляем ромашку вопросов на материале любого текста (работа в группе) Отвечаем на вопросы ромашки.

Читаем параграф учебника (по выбору) и делаем на полях пометки ( «+», «-», «?», «V», «!»

Самостоятельная работа

Работа в творческих группах

Практическая работа

Самостоятельная работа

Структурировать текст.

Выделять главную и избыточную информацию.

Выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей.

Преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики и др., переходить от одного представления к другому.

Учебники по разным предметам, художественные произведения.

Толковый слов

Ментальные карты из разных областей знаний

Презентация, Ромашка Блума

Презентация, учебники по предметам

Интегрированная контрольная работа по теме «Методы и приемы  работы с информацией»

         1

Составляем несплошные тексты по предложенным алгоритмам, а затем преобразовываем их в сплошные.

Текущий контроль

Преобразовывать текст, переходить от одного представления данных к другому.

Анализ контрольной работы

1

Работа над ошибками

                                                                       4.Работа с текстом: оценка информации.

Реклама.

Как относиться к рекламе.

Портфолио.

Защита портфолио

1

1

2

2

Создаем рекламу

Создаем и презентуем портфолио «Путь к успеху» или «Мои достижения»

Практическая работа

Защита портфолио

Критически относится к рекламной информации.

На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать

сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации.

Компьютер, проектор, экран

Компьютер

Резервные уроки

Учебно-методическое сопровождение.

Связь стратегии смыслового чтения и работы с текстом

с содержанием учебных предметов:

Учебные предмет

        Стратегии смыслового чтения и работа с текстом (приоритеты по учебным предметам)

«Русский язык»

-обеспечивает  личностное развитие обучающегося, так как формирует представление о языке как основном средстве человеческого общения, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека.

- обеспечивает формирование коммуникативных учебных действий, так как учит  умению «ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях чтения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач».

- в процессе освоения системы понятий  формируются познавательные  универсальные учебные действия.

«Литература»

- способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций»,  даёт возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности».

- обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.

- обеспечивает знакомство с «элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий».

- способствует формированию познавательных  универсальных учебных действий.

«Математика»

- развитие  познавательных  универсальных учебных действий. Именно этому учит «использование математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений», «овладение основами логического и алгоритмического мышления».

- формирование коммуникативных универсальных учебных действий связано с тем, что данный предмет учит читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики, строить цепочки логических рассуждений и использовать их в устной и письменной речи для коммуникации.

«География»,

«Биология»

«Обществознание»

«История»

«Химия»

«Физика»

-через две главные линии развития обеспечивает формирование личностных и метапредметных результатов. Первая линия – знакомство с целостной картиной мира (умение объяснять мир) – обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий.  Именно она обеспечивает «осознание целостности окружающего мира», «освоение доступных способов изучения природы и общества», «развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире»

Вторая линия – формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру) – способствует личностному развитию ученика. С ней связана «сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны», «воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы», «освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде»

«Технология»

- способствует формированию регулятивных  универсальных учебных действий путём «приобретения навыков самообслуживания; овладения технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоения правил техники безопасности».  

- В то же время «усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека» обеспечивает развитие познавательных универсальных учебных действий.

- Формируя представления «о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии, данный предмет обеспечивает личностное развитие ученика.

«Изобразительное искусство», «Музыка»

«МХК»

- способствуют  личностному развитию ученика, обеспечивая «сформированность первоначальных представлений о роли искусства в жизни человека, его роли в  духовно-нравственном развитии человека, сформированность основ культуры, понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством».

- искусство дает человеку иной, кроме вербального, способ общения, обеспечивая тем самым развитие коммуникативных универсальных учебных действий.

Технологический компонент информатики («Информатика и ИКТ»)

- нацелен на достижение метапредметных результатов обучения, связанных с использованием средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, включая поиск, сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации. Нацеленность технологического компонента информатики на применение средств ИКТ в качестве инструмента в учёбе и повседневной жизни, а также завершение изучения отдельных модулей курса созданием творческих работ (мини-проектов) позволяет формировать у учащихся такие регулятивные универсальные учебные действия, как постановка цели при выполнении итоговых проектных работ, планирование действий, ориентация на конечный результат, сравнение результата с замыслом.

Оценка метапредметных результатов образования:

Объект оценки: сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Предмет оценки:

  • уровень сформированности данного вида действий,
  • уровень присвоения универсального учебного действия.

Процедуры оценки:

  • внутренняя накопительная оценка,
  • итоговая оценка.

Формы оценивания:

  • специально сконструированные диагностические задачи, направленные на оценку уровня сформированности смыслового чтения;
  • оценка сформированности  смыслового чтения и работы с текстом опосредованно, через выполнение учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов (познавательные, регулятивные умения);
  • задания, требующие совместной (командной) работы учащихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий;
  • комплексные задания на межпредметной основе (навыки работы с информацией).

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий - т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:

• способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

• умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

• умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем

решения учебно-познавательных и практических задач;

• логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий, отнесения к известным понятиям;

• умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своихдействий.

На персонифицированную итоговую оценку выносятся метапредметные результаты, описанные в разделе «Планируемые результаты» данной программы - «Выпускник научится».В связи с тем, что сформированность метапредметных действий имеет решающее значение для успешного обучения на II ступени, в системе итоговых работ особое место занимают работы, проверяющие достижение как предметных планируемых результатов, так и работы, проверяющие достижение метапредметных результатов. Интегрированные контрольные работы, позволяющие оценить уровень смыслового чтения и работы с текстом, разрабатываются педагогом самостоятельно.

Литература:

  1. Актуальные проблемы культурной политики современной России : [сб ст.] / ред сост. Б. Ю. Сорочкин.  - М.:  Ленанд, 2008. – 256 с. – В надзаг.: РАН. Федерал. агентство по культуре и кинематографии. Гос. ин-т искусствознания. – Библиогр. в примеч. в конце ст. – В Прил.: Законы РФ.
  2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
  3. Библиотечные уроки. Вып. 3. Формирование информационной грамотности учащихся в школьной библиотеке. Методическое пособие/ В.Б. Антипова. – М.: Глобус, 2009. – 336с.
  4. Большаков А. В. Основы смыслового чтения и работа с текстом.  – Волгоград: Учитель, 2014. – 95 с.
  5. Выготский В.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  6. Гецов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы / Г.Г. Гецов. – Минск: Полымя, 1989 . – 176 с. – (Твоя домашняя библиотека).
  7. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А., Шаповая С.П. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-    практикум 8-11 класс.  - М.: Астрель - АСТ, 2001.
  8. Граник Г.Г. Как учить работать с книгой / Г.Г. Граник. – М.: ИЦ «Мой учебник», 2007
  9.  Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004 - 384 с.
  10. Литературное чтение. 4 класс: тестовые задания на основе единого текста/авт.-сост. Л. И. Рудченко. – Волгоград: Учитель, 2014. – 85с.
  11. Лурия А. П. Основы нейропсихологии: учебное пособие для студентов высших учеб. заведений - М.: Академия, 2009 – 384 с.
  12. Селевко Г. К. Научи себя учиться. – М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2009. – 128с

  1. Способы представления знаний и их компьютерное моделирование / А.А.Леонтьев, Л.А.Леонтьев // Обработка текста и когнитивные технологии. 3.- Пущино: 1999. С.120-123.
  2. Типы учебных задач «на понимание текста»: О задачах лингвистических, семантических и филологических // Русский язык в современной школе. Ежегодный сборник научно-методических материалов. М.: МИОО, 2008. С. 23-35.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
  4.  Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – Москва- Сентябрь. 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный подход в обучении смысловому чтению в 5 классе при изучении темы «Зарождение демократии в Афинах».

План урока. Применение метапредметного подхлда при обучении смысловому чтению на основе учебного текста.  На уроке формируется ряд универсальных учебных действий, такие как:умение определять цель...

Рабочая междисциплинарная программа "Смысловое чтение" 7-8 класс.

Рабочая междисциплинарная программа "Смысловое чтение" 7-8 класс....

Из опыта работы над смысловым чтением в 3м классе.

В данной публикации представлен авторский материал по работе над пониманием теста. Понимание текста соотносится с понятием «смысловое чтение» иявляется обязательным компонентом мета...

Рабочая программа "Смысловое чтение" 7- 8 класс

Рабочая программа "Смысловое чтение" 7- 8 класс...

Открытое занятие по курсу «Смысловое чтение» в 5 классах

Открытое занятие по курсу «Смысловое чтение» в 5 классах...

урок смыслового чтения в 8 классе

смысловое  чтение- важнейший  приём, с помощью которого  учащиеся  постигают    чтение, как   науку, учатся  размышлять, грамматически и стилистически грам...

Развитие навыков смыслового чтения в 7 классе

Разработка открытого урока "Развитие навыков смыслового чтения в 7 классе...