Обобщение опыта работы по музейной педагогике
опыты и эксперименты (5, 6, 7, 8, 9 класс)
С 2020 года в МБОУ Горковская СКОШ-И работает школьный проект "Артефакт - сохраним историю вместе". В рамках проекта создана и работает школьная музейная комната "Артефакт - сохраним историю вместе". Ведётся работа по интеграции музейных занятий, деятельности музея и музейной педагогики в систему учебной и воспитательной работы школы. В данном направлении отрабатывается методика проведения музейных занятий, методика проведения интегрированных занятий, вовлечение детей в активную музейную деятельность. Первый методический опыт представлен в данной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музейная педагогика: Опыт. Итоги.Деятельность. | 265.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
ТЕМА: ««Музейная педагогика как одна
из современных образовательных технологий».
(обобщение опыта работы)
«Память - это тот посох, на который
человек опирается в своем жизненном
пути, она делает его зрячим ...».
В. Астафьев.
Сегодня, как никогда, актуально звучат эти мудрые слова замечательного писателя Виктора Астафьева
Все мы видим как в настоящее время предпринимаются попытки фальсификации исторических событий, предёргивание исторических фактов, навязывание иной точки зрения. А самое главное, сегодня мы лицом к лицу столкнулись с последствиями подобного отношения к истории.
Актуальность:
В современных условиях необходимо повышать эффективность воспитательной работы молодого поколения через внедрение инновационных и, ГЛАВНОЕ, интересных для детей форм работы.
Одной из таких форм работы является музейная педагогика. Которая на данном этапе формируется в новую технологию образовательно-воспитательной деятельности.
Обратимся к определению:
Само понятие МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА предложено музейщиками. Затем оно вошло и в практику образования. Прописано в требованиях ФГОС и профстандарте.
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА – это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему.
Сразу отмечу, что понятие «образование» рассматривается как развитие человека, образование его ума, личностных качеств, душевных свойств, ценностных отношений к миру.
Иными словами, это процесс обретения человеком своего образа.
Процесс, который, как подчёркивают специалисты, во многом носит стихийный характер (по принципу кого что «зацепит») и происходит в различных формах, в том числе в форме приобщения к историко-культурному наследию через музей.
Школьный музей имеет свою специфику:
Школьный музей менее всего должен походить на традиционное музейное учреждение.
Это музей особого типа, он является,
- во-первых, образовательным музеем, где задачи обучения и воспитания, имеют решающее значение.
И, во-вторых, адресным музеем, для которого приоритетной является детская аудитория.
В школьном музее наиболее последовательно воплощена идея сотворчества учащихся и педагогов, возможность сделать детей заинтересованными участниками процесса, т.е. субъектами, а не объектами воспитания.
Школьный музей способен в полной мере реализовать принцип «Музеи для детей и руками детей», перенеся основной центр тяжести с процесса восприятия коллекций на процесс созидания, делания, к поисковой и исследовательской деятельности.
На своём практическом опыте мы видим, что современные школьники это совершенно другое поколение. Они отличаются от прежних поколений тем, что основное их увлечение - компьютерные технологии, новыми средства коммуникации. Дети зачастую не в силах справиться с потоком необработанной информации, они забывают о нравственных ценностях, морали, культуре и важнейших достижениях человечества. Ребёнок сегодняшнего дня утрачивает способность видеть, понимать сущность увиденного.
Особенно остро эта проблема стоит в коррекционной школе для детей с ОВЗ. Недостатки умственного развития таких детей осложняют формирование целостной картины мира и мировосприятия, определение нравственных ориентиров - что является гарантом того, что патриотизм и гражданственность будут всегда нормой общества.
В частности эти проблемы и послужили толчком для организации работы нашего школьного музея. Пока ещё в виде проекта.
Основной идеей которого стало— организация музейной комнаты в школе с целью создания таких условий, в которых ребенок смог бы самореализоваться, установить собственные отношения с обществом, историей, культурным наследием.
Проект направлен на расширение возможности воспитывать обучающихся на примерах истории, осмысливании опыта предшествующих поколений, формировании системы нравственных ценностей, что является гарантом того, что патриотизм и гражданственность будут всегда нормой общества.
Проект предусматривает обогащение предметно развивающей среды школы, создание условий для повышения учебной мотивации учащихся, расширение кругозора учащихся, активизации познавательных способностей и познавательной деятельности, формирование первоначальных навыков, необходимых в исследовательской и проектной деятельности.А так же вовлечение педагогов школы.
Я считаю, что невозможно стать настоящим гражданином страны, не осознав себя, как жителя своей малой Родины - своей улицы, своего города, своего края. Такому осознанию способствует деятельность обучающихся в школьном музее. Поэтому, музейная педагогика является средством обучения и воспитания подрастающего поколения, центром формирования патриотических и гражданских качеств школьника. А еще музей - первый этап на пути формирования у ребенка интереса к родной истории, родной природе, национальной культуре, к своей малой родине. Школьный музей является эффективным средством развития личности ребенка. Потенциал школьного музея для воспитания и развития личности учащихся реализуется через функции музея: информативную, просветительскую, коммуникативную, воспитательную, эстетическую, исследовательскую. В работе школьного музея можно проследить большое разнообразие форм и методов, обогащенных новыми подходами, подсказанными современностью. В рамках реализации ФГОС школьный музей - прекрасная площадка для организации внеурочной деятельности обучающихся.
Феномен музея состоит в том, что воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в разнообразных направлениях музейной деятельности: научно – познавательной, военно – патриотической, общественно – полезной, проектной. А это - реализация деятельностного подхода в обучении, о котором говорится в ФГОС. Наш музей это неотъемлемая и органическая часть школы. Музейная работа решает целый комплекс задач, связанных с обеспечением условий эффективности процесса формирования личности, и нами рассматриваться как одно из наиболее эффективных средств обучения и воспитания.
Данные положения можно представить в виде схемы:
Таким образом, мы видим хороший потенциал и возможности воспитания личности, потенциал для формирования нравственных и патриотических чувств. Что является гарантом того, что патриотизм и гражданственность будут всегда нормой общества. Данная идея и послужили толчком для организации работы нашего школьного музея.
Вначале в виде проекта, методом проб, изучением теории и чужого опыта, отработкой отдельных элементов. В этом учебном году работа получила более практическую направленность
Мною было проведено небольшое исследование данной проблемы, определены обьект и предмет исследования, а так же мнение коллег по данному вопросу.
Результаты анкетирования:
1 вопрос: Нужен ли школе музей ? – 100%
- 2. вопрос: Направления деятельности школьного музея.
- 3 вопрос : В чём будет выражаться Ваша конкретная помощь музею ?
- 4 : Какие качества развиваются у ребёнка в процессе участия в музейной деятельности ? – Определение результативности деятельности, кроме гражданско - патриотических качеств.
Очень порадовало, что наши педагоги по мере возможности посещают музеи с целью узнать что то новое, интересное. А так же для саморазвития. И главное НЕ ЗАБЫТЬ КТО Я . Т.е мотивация присутствует.
Что сегодня можно сказать о нашем школьном музее?
Определены Профили нашего школьного музея:
а) ИСТОРИЧЕСКИЙ
б) КРАЕВЕДЧЕСКО- ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ
г) ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
д) ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЙ
е) ТЕХНИЧЕСКИЙ
Формы деятельности нашего школьного музея:
Реализовать свою самобытность, неповторимость, выразить свою возможность интегрироваться в учебно-воспитательный процесс школьный музей может в определении форм его работы.
В определении форм работы я считаю главным критерием способ и уровень интеграции в учебный процесс.
Музей - экспозиция (выставка)
Музей - мастерская (студия)
Музей - лаборатория
Музей - клуб, музей - театр
Музей - адаптационный центр
Музей - экскурсионное бюро
Музей - игротека
Музей - кафе
Музей - ярмарка
Музей-экспозиция (выставка). Экспозиция музея представляет собой более или менее сложившийся комплекс предметов, как правило, малодоступных для интерактивного использования (закрытые витрины и шкафы, жёсткая развеска). Экспозиционное пространство строго локализировано, используется преимущественно для проведения экскурсий по определённой тематике. Музейный материал задействован в учебном процессе главным образом в качестве иллюстрации.
Музей-мастерская (студия). Экспозиционное пространство выстраивается в этом музее таким образом, что в нём обязательно присутствуют рабочие зоны для творческой деятельности.
Музей - лаборатория. Экспозиционное пространство включает исследовательские лаборатории и оборудование.
Музей - клуб, музей - театр. Экспозиция данного жанра, как правило, достаточно компактная и статичная, служит подспорьем для развитых форм клубно-кружковой деятельности. Оно органично включается в работу школьного театра, становиться основой для преподавания страноведения, изучения культуры, обычаев, языка того или иного народа.
Музей - адаптационный центр. Это музей с чётко выявленной социально-психологической задачей - создание атмосферы психологически комфортного общения.
Музей - экскурсионное бюро. Создание подобного музея возможно на базе активных краеведческих изысканий в области истории и культуры того или иного района. Накапливаемая информация может стать основой школьного экскурсионного бюро, которое разрабатывает местную краеведческую тематику и предлагает этот "продукт" общественности.
Музей - игротека. Это музей игр и игрушек. часть которых принесена из дома, но основная - изготовлена руками детей. Музейный актив и учителя проводят на основе этих коллекций театрализованные занятия с младшими школьниками, Необходимым условием деятельности является изучение истории производства и бытования игрушки.
Музейное кафе Важно развернуть эту деятельность так, чтобы культура приготовления была связана с историей, национальными праздниками и обычаями того или иного народа, а музейные посетители приносили радость неформального общения всем участникам.
Музей - ярмарка
Частично формы деятельности апробированы мною в ходе проведения музейных занятий.
Нарабатывается опыт, методика, анализируются как положительные и продуктивные приёмы и методы работы, так и недостатки и проблемы.
Основную проблему я вижу в том, что до сих пор не определено место музейной педагогики в учебной и воспитательной работе. Данный вид деятельности не может существовать сам по себе.
Я вижу возможности интеграции и использования резервов музея и в урочной деятельности и в ДО и в работе воспитателей. На сегодняшний день – это основная методическая проблема и не только моя.
В то же время я очень благодарна педагогам, которые меня поддерживают, которые мне помогают, проявляют интерес, оказывают поддержку. Вместе мы справимся.
Проведённые музейные мероприятия.
I. 2021-2022 учебный год.
1. Оформление постоянно действующих экспозиционных выставок «Из истории школьных мастерских», «История страны в бисерных россыпях», «Рыболовецкий стан».
2. Открытие музейной комнаты.
- Подготовка музейной экспозиции «Памяти основателей села» к 90-летию образования Горок.
- мероприятие «Только память сердце будит…» - экскурсионная программа для жителей села и учащихся школы.
3. Оформление музейной экспозиции «Шкатула, шкатулка, шкатулочка».
- Музейное занятие ко Дню Матери «Шкатулка для мамы» для учащихся 2-6 классов.
4. Оформление музейной экспозиции «С днём рождения, Ямал!».
- Музейное мероприятие для учащихся 2-9 классов «Путешествие по Шурышкарскому району».
5. Оформление музейной экспозиции «Новый год к нам мчится!».
- Ознакомительная беседа по истории ёлочных игрушек для учащихся 5-6 классов.
6. Оформление музейной экспозиции «Открытки»
- Музейное занятие «Теплые традиции поздравлений»
7. Оформление музейной экспозиции к празднику 8 Марта «Подарок маме».
8. Оформление музейной экспозиции «Школьные поделки».
9. Оформление музейной выставки в музейной комнате в рамках мероприятий ДоброШколы «История трудового обучения».
- Проведение экскурсионной программы для жителей села (клуб, Совет ветеранов).
- Проведение экскурсий для учащихся 9 класса, 7-8 класса, 2-6 класса.
10. Оформление музейной экспозиции ко Дню Победы 9 мая.
11. Оформление музейной экспозиции к 100-летию пионерской организации.
- Проведение познавательной программы «Салют, Пионерия».
- Проведение экскурсии для учащихся 2- 9 классов.
- Проведение экскурсии дя учащихся 1-4 классов Горковской СОШ.
12. Оформление постоянно действующей музейной экспозиции «Макроме – искусство узелкового плетения».
13. Поисково-исследовательская деятельность по сбору информации об основателях села «Молчащее поколение».
II. 2022- 2023 учебный год.
1. Оформление музейной экспозиции на базе музейной комнаты Горковской СОШ « Памяти основателей Горок».
2. Проведение музейной экскурсии ко дню основания посёлка «Горки наши Горочки» для жителей села и Совета Ветеранов.
3. Оформление музейной экспозиции ко Дню Учителя «История наглядных пособий».
4. Музейное занятие ко дню памяти и скорби 31 октября «Скорбя по невинно обвинённым» для учащихся 7-9 классов на базе музейной комнаты Горковской СОШ .
5. Оформление музейной экспозиции ко Дню рождения комсомола.
6. Музейное занятие «Комсомол – истории эпоха» для учащихся 7-10 классов.
7. Оформление музейной экспозиции ко Дню рождения Ямала.
Проведение музейного занятия «Рыцари Севера» - о создателях письменности языков народов Ямала.
8. Оформление музейной экспозиции к новому году «Новогодний серпантин».
9. Сбор экспонатов, реставрация и формирование музейных коллекций.
10. Музейная экспозиция к 23 феврвля дню защитника Отечества «Солдатский чемоданчик» и проведение музейного занятия по тематике экспозиции.
11. Оформление школной выставки ко дню 8 марта «Мамины секретики».
12. Оформление музейной выставки и проведение музейного занятия «Загадки трудовых инструментов».
13. Отчёт по работе поисково-краеведческого проекта «Кушеват-430» - оформление музейной экспозиции «Кушеват-430», проведение музейного занятия.
14. Планирование работы по поисково-краеведческого проекту «От Кушевата до Берлина».
15. Оформление музейной выставки «От Кушевата до Берлина».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Из опыта работа школьного музейно-поискового отряда "Поиск".
Опыт работы поискового отряда....
Из опыта работы школьной музейной комнаты Верх-Мильтюшинской средней общеобразовательной школы имени Николая Захаровича Фисенко.
III Всероссийская научно-практическая конференция «Современные тенденции в развитии музеев и музееведения» .Докладчик Колесникова Нина Александровна - учитель геогр...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...
ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ. АННОТАЦИЯ НА МАТЕРИАЛЫ ОПЫТА Делимся опытом с коллегами и молодыми учителями…
Обобщение опыта (из опыта работы по методической теме учителя)....