Методическая разработка заданий по формированию финансовой грамотности учащихся
методическая разработка (6 класс)

 Диагностическая работа  основана на тексте «Устав о резах» из УМК «Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России». «Устав о резах» - это закон Владимира Мономаха примерно 1113 года, направленный против ростовщичества и ограничивающий ссудные проценты (резы), является первой попыткой в истории России упорядочить выдачу кредитов. Методическая разработка адресована учащимся 6-х классов в рамках изучения темы «Древняя Русь: общество и государство».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorzhieva_d.a._sosh_no_49_-_kopiya_1.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 49» г. Улан-Удэ

Республиканский конкурс методических разработок заданий

по формированию функциональной грамотности школьников

среди педагогов общеобразовательных учреждений

«Шестигранник успеха»

Задания по формированию финансовой грамотности

6 класс

Автор:

Доржиева Дарима Анатольевна

учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ № 49»

2023

Пояснительная записка

Финансовая грамотность – одно из основных направлений образовательных программ, реализующееся в целях выработки устойчивых финансовых привычек и правил, которые помогут избежать многих опасностей и ошибок в финансовой сфере, вовремя научиться обращению с деньгами, определить цели и приоритеты, сделать выбор, изучить стратегии, позволяющие реализовать личные финансовые планы.

Формирование финансовой грамотности на уроках истории на уровне основного общего образования является одним из требований, отраженных в Примерной основной образовательной программе и нацелено на формирование культуры грамотного финансового поведения на основе материалов, изучаемых на уроках истории. Главный способ её достижения — приоритет  предметных задач, то есть тех задач, которые стоят  перед педагогом в рамках основного курса — курса  всеобщей истории и истории России.

Поэтому понятия и концепции финансовой  грамотности раскрываются в контексте изучаемой  исторической темы, а задания по финансовой грамотности  становятся органичным дополнением к параграфам  учебников из федерального перечня.

        Диагностическая работа  основана на тексте «Устав о резах» из УМК «Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России». «Устав о резах» - это закон Владимира Мономаха примерно 1113 года, направленный против ростовщичества и ограничивающий ссудные проценты (резы), является первой попыткой в истории России упорядочить выдачу кредитов. Методическая разработка адресована учащимся 6-х классов в рамках изучения темы «Древняя Русь: общество и государство».

 

Устав о резах

Резы — это древнерусское обозначение ссудных процентов. Вероятнее всего, его происхождение ведётся от глагола «прирезать», поскольку в начале XII веке денежный оборот наряду с серебряными слитками и весовыми единицами мог обслуживаться меховыми шкурками.

Устав о резах входит в состав Пространной правды, являясь её 53-й статьёй. История его возникновения такова: финансовая политика князя Святополка Изяславича (1097—1113), в частности введение им соляного налога, вызвала массовое недовольство киевлян. Волнения в городе были спровоцированы также засильем ростовщиков, которые брали непомерно высокие проценты. В ходе восстания 1113 года толпа разграбила двор ближайшего сподвижника князя Святополка, тысяцкого Путяты Вышатича, и дворы княжеских сотских. Разгрому и разграблению подвергся еврейский квартал. Напуганные бояре сочли за благо (в нарушение лествичного порядка наследования) пригласить на великокняжеский престол переяславльского князя Владимира Всеволодовича Мономаха, прославившегося своими победами над половцами.

Владимир Мономах, не теряя времени, созвал в подгородном селе Берестове совещание, на котором совместно с приближёнными выработал новые правила, регламентирующие размеры, период и общую процедуру взимания процентов. Именно этот документ и получил наименование «Устав о резах».

При истолковании Устава о резах наибольшую трудность вызывает норма брать «резы» в «треть куны», то есть брать денежные проценты «в треть». По всей видимости, она означают следующее: законодатель знает из опыта, что возврат долга в сумме более 150% от первоначальной его величины означает разорение должника. Поэтому брать можно ежегодно не более трети суммы, в полтора раза превышающей долг. То есть превышение не может быть больше 50%. Теперь понятен текст Устава о резах, который в переводе звучит примерно так: постановили брать проценты только до третьего платежа («установили до третьего раза»), если кредитор берёт деньги «в треть», то есть 50% годовых («оже емлет в треть куны»); если кто возьмёт с должника два реза «в треть», то может взыскать и основную сумму долга («аже кто возмет два раза, то ему исто»); а кто возьмёт три таких же ряда, тот не должен требовать назад тело долга («каки ли возметь три резы, то иста ему не взятии»).

Итак, если ростовщик даёт в долг, скажем, ремесленнику 10 гривен, то в первый год он может взять проценты величиной в 5 гривен — и так же во второй и третий годы. Всего он может получить с должника 15 гривен за три года. Суть Устава о резах в том, что на этом выплата долга должна прекратиться. И этим устав Мономаха отличается от прежних норм, когда огромные проценты можно было взыскивать без ограничения срока. В итоге ежегодная норма процента снижалась более чем втрое (до нормы сложных процентов, чуть меньшей 15% годовых).

Правда, из этого общего правила есть исключение. Оно содержится в уже процитированной норме устава: если заимодавец сам ограничил платёжный период двумя годами, он получает назад также «исто», то есть само тело долга. Тогда общий платёж за два года составит 5 + 5 + 10 = 20 гривен, а ростовщический процент по формуле сложных процентов достигнет почти 42% в год. Это, кстати сказать, наиболее выгодный вариант поведения для ростовщика по закону 1113 года.

Устав был первой в истории России попыткой ограничить аппетиты ростовщиков, поставить препоны на пути превращения «мелкого люда» (ремесленников, мелких «торговых людей») в неоплатных, вечных должников.

Задание 1.

Прочитайте текст «Устав о резах». Для ответа на вопрос отметьте нужные варианты ответа.

Верны ли приведенные ниже утверждения?

Отметьте крестиком «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения

Является ли данное утверждение верным или неверным?

Верно

Неверно

1

Устав Мономаха о «резах» предписывал не брать больше 50 % в год с долга

2

Должник по «Уставу о резах» выплачивает долг не более пяти лет, после чего долг вместе с процентами аннулируется

3

В начале XII в. одна гривна равнялась десяти кунам

4

«Резами» в Древней Руси назывались ссудные проценты

Задание 2.

Представьте себя на месте торговца XII века. Если вы возьмёте 40 гривен в долг у ростовщика по ставке 50% годовых, то сколько в итоге выплатите за 3 года по общему правилу «Устава о резах»?

Задание 3.

Анна хочет взять кредит на 9 месяцев на покупку ноутбука. По окончании срока она готова вернуть банку не более 92000 рублей. Банк предлагает Анне взять кредит  по ставке 20 % годовых с погашением основного долга и процентов в конце срока. Какую максимальную сумму может взять Анна при таких условиях?

Отметьте один верный  вариант ответа:

  1. 70000 рублей
  2. 80000 рублей
  3. 90000 рублей

Система оценивания группы заданий по теме «Устав о резах»

Характеристика задания

оценивание

Тип задания

1

Содержательная область оценки:

чтение для образовательных целей, условия кредита

компетентностная область оценки:

находить и извлекать информацию

уровень сложности: повышенный

объект оценки:

находить и извлекать несколько объектов информации в тексте

1,4  - верно

2,3 – неверно

2 балла – даны 4 верных ответа

1 балл – даны 3 верных ответа

0 баллов –даны 1-2 верных ответа

Множественный выбор элементов ответа

2

Содержательная область оценки:

кредитование

компетентностная область оценки:

анализ информации в финансовом контексте

уровень сложности: повышенный

объект оценки:

анализировать, делать соответствующие выводы, находить долю и процент числа

Ответ: 60 гривен

1 балл – верный ответ

0 баллов – неверный ответ

Выбор одного правильного ответа

3

Содержательная область оценки:

кредитование

компетентностная область оценки:

анализ информации в финансовом контексте

уровень сложности: повышенный

объект оценки: требуется подсчитать максимальную сумму при данных условиях кредитования,

находить долю и процент числа

Ответ: 2

1 балл – верный ответ

0 баллов – неверный ответ

Выбор одного правильного ответа

Список использованной литературы:

  1. К.В. Левушкин, Ю.Н. Калашнов. Финансовая грамотность в курсе истории. М. 2019
  2. https://gimnazia133.my1.ru/FG/metod_rekom/sbornik_inf-materialov.pdf
  3. https://xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai/materials/?collections%5B116%5D=2861


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по финансовой грамотности для учащихся 5 класса. Игра «Крестики - нолики»

Цель: развитие у учащихся интереса к изучению вопросов финансовой грамотности, формирование понимания рационального поведения в мире финансов.Задачи: содействовать развитию познавательного интере...

Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности "Страхование как способ избежать финансовых потерь"

В современной России вопрос о финансовом образовании населения является актуальным, потому что у россиян нет достаточного опыта жизни в условиях рыночной экономики.Страхование имеет многовековую истор...

Методическая разработка занятия кружка по финансовой грамотности. Тема занятия: «Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций»

В повседневной жизни человеку ежедневно приходится принимать решения финансового характера по формированию своего бюджета по доходам и расходам, определяя сколько он может или должен потратить, а скол...

Методическая разработка занятия кружка по финансовой грамотности. Тема занятия: «Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций»

В повседневной жизни человеку ежедневно приходится принимать решения финансового характера по формированию своего бюджета по доходам и расходам, определяя сколько он может или должен потратить, а скол...

Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности Квест - игра. «Знатоки финансовой грамотности»

Квест-игра - «Знатоки финансовой грамотности» Форма проведения: занятие-игра по станциям.Участники: учитель, учащиеся 5-6 классы.Цель: формирование  финансовой грамотности обучаю...

методическая разработка заданий по формированию функциональной грамотности школьников среди педагогов общеобразовательных организаций «Шестигранник успеха.»

Задание по формированию  функциональной грамотности с использованием технологии развития критического мышления и читательской грамотности.На уроке английского языка формирование функциональной гр...