Интеграция в учебном процессе
статья

Морозова Татьяна Анатольевна

Статья на тему "Интеграция в учебном процессе". Рассматриваются вопросы о видах интеграции, интегрироаннном уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Интеграция в учебном процессе647 КБ
Файл integratsiya.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеграция в учебном процессе

Слайд 2

Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность частей мира как системы, призвана научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция как средство обучения направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении. Интеграция –восстановление, восполнение, объединение частей в целое, взаимопроникновение, взаимовидение.

Слайд 3

Функции интеграции в обучении Методологическая функция обеспечивает целостное единство при изучении многообразия окружающего мира. Образовательная функция заключается в формировании у учащихся общей системы знаний об объектах окружающего мира, законах, общенаучных понятиях, методах познания, фундаментальных теориях. Воспитательная функция состоит в формировании целостной системы знаний и научного мировоззрения. Развивающая функция заключается во всестороннем и целостном развитии личности учащегося, развитии интересов, мотивов, потребностей к познанию, стремления к овладению знаний по предмету.

Слайд 4

проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Систематизация содержания формированию целостной картины мира в сознании учащихся. Межпредметная интеграция обогащает внутрипредметную. Уровни интеграционных процессов Уровни интеграции внутрипредметная межпредметная Внепредметная (межсистемная) горизонтальная систематизация знаний внутри определенной дисциплины - переход от разрозненных фактов к их системе. Происходит усложнение элементов на каждом «витке» обучения. Интеграция направлена на «спрессование» материала в крупные блоки. Объединение содержания образовательных областей обучения, организованное по второму уровню интеграции, с содержанием образования, получаемого детьми вне школы. вертикальная Интегрированный урок Интегрированный курс

Слайд 5

Под горизонтальным интегрированием понимается распространенный способ объединения сходного содержания ряда предметов. Под вертикальным интегрированием понимается объединение материала, который повторяется в разные годы, объединение на разном уровне сложности, объединение по определенной теме воспитания.

Слайд 6

Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

Слайд 7

Классификация интегрированных уроков по способу их организации конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин; конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам; создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, курсов.

Слайд 8

Основные принципы интегрированного обучения Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип целостного развития, принцип психологической готовности); Культурологические принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип смыслового отношения к миру).

Слайд 9

Формы интегрированных уроков Урок обмена знаниями. Ребята делятся на группы и каждая из них сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов. Урок взаимопроверки. Идёт работа в группах и парах, требуется большая подготовка учащихся. Проверяя знания одноклассников, каждый школьник должен иметь удобную и всем известную шкалу для оценки. Урок творческого поиска: дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Урок-издание газеты или альманаха. Учащимся даются задания творческого поискового характера по определённым темам, а результаты работы и составляют содержание предполагаемого издания.

Слайд 10

Формы интегрированных уроков Уроки, основанные на имитации деятельности или организации: «Суд», «Следствие», «Учёный совет». Уроки, основанные на формах, жанрах , известных в обществе: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия. Уроки, напоминающие публичные формы общения – «Пресс-конференция», «Митинг», «Панорама», «Телемост»,«Устный журнал» и др. Уроки с использованием традиционных форм внеклассной работы : КВН, «Поле чудес» и др. Уроки, трансформирующие традиционные способы организации урока : лекция-парадокс, экспресс-опрос, урок-зачёт, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар. Уроки, опирающиеся на фантазию : урок-сказка, урок-сюрприз и др.

Слайд 11

Разрабатывая урок… Учитель должен учитывать : Цель урока (это может быть необходимость сокращения сроков изучения темы, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, перераспределение приоритетов и т.п.) Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения разнопредметной информации (это идея, явление, понятие или предмет). Создание новой структуры курса, т.е. изменение функционального назначения знаний.

Слайд 12

Разрабатывая урок… Учитель должен учитывать : Переработку содержания (разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы). Интегрированные уроки отличаются большой информативностью и поэтому требуют четкой организации познавательной деятельности. Такие уроки должны быть предельно четкими, компактными, продуманными на всех этапах. Такие уроки снижают утомляемость головного мозга, создают комфортные условия для ребенка как личности, повышают успешность обучения, позволяют избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает в разряд нелюбимых.

Слайд 13

Результаты интегрированного обучения 1) способствует развитию научного стиля мышления учащихся; 2) даёт возможность широкого применения учащимися различных методов познания; 3) формирует комплексный подход к учебным предметам, единый взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире; 4) повышает качество знаний учащихся; 5) повышает и развивает интерес учащихся к изучаемым предметам; 6) формирует у учащихся общие понятия; обобщённые умения и навыки: вычислительные, измерительные, графические, моделирования, наблюдения, экспериментирования;

Слайд 14

Результаты интегрированного обучения 7) формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи; 8) позволяет использовать авторские программы учащихся (созданные на базе интеграции) в дальнейшем учебном процессе; 9) расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях; 10) приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности.

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Интеграция –восстановление, восполнение,   объединение частей в целое, взаимопроникновение, взаимовидение.

Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность частей мира как системы, призвана научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Интеграция как средство обучения направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении.

Функции интеграции в обучении

  • Методологическая функция обеспечивает целостное единство при изучении многообразия окружающего мира.
  • Образовательная функция заключается в формировании у учащихся общей системы знаний об объектах окружающего мира, законах, общенаучных понятиях, методах познания, фундаментальных теориях.
  • Воспитательная функция состоит в формировании целостной системы знаний и научного мировоззрения.
  • Развивающая функция заключается во всестороннем и целостном развитии личности учащегося, развитии интересов, мотивов, потребностей к познанию, стремления к овладению знаний по предмету.

Уровни интеграционных процессов

внутрипредметная

систематизация знаний внутри определенной дисциплины - переход от разрозненных фактов к их системе. Происходит усложнение элементов на каждом «витке» обучения. Интеграция направлена на «спрессование» материала в крупные блоки.

межпредметная

проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Систематизация содержания формированию целостной картины мира в сознании учащихся. Межпредметная интеграция обогащает внутрипредметную.

межпредметная

горизонтальная

Под горизонтальным интегрированием понимается распространенный способ объединения сходного содержания ряда предметов.

Вертикальная

Под вертикальным интегрированием понимается объединение материала, который повторяется в разные годы, объединение на разном уровне сложности, объединение по определенной теме воспитания.

интегрированный урок

Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе

методы различных наук,

имеющий практическую направленность.

интегрированный курс

Внепредметная (межсистемная)

Объединение содержания образовательных областей обучения, организованное по второму уровню интеграции, с содержанием образования, получаемого детьми вне школы.

Классификация интегрированных уроков по способу их организации

  • конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин;
  • конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;
  • создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, курсов.

Основные принципы интегрированного обучения

  1. Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип целостного развития, принцип психологической готовности);
  2. Культурологические принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип смыслового отношения к миру).

Формы интегрированных уроков

Урок обмена знаниями. Ребята делятся на группы и каждая из них сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов.

Урок взаимопроверки. Идёт работа в группах и парах, требуется большая подготовка учащихся. Проверяя знания одноклассников, каждый школьник должен иметь удобную и всем известную шкалу для оценки.

Урок творческого поиска: дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы.

Урок-издание газеты или альманаха. Учащимся даются задания творческого поискового характера по определённым темам, а результаты работы и составляют содержание предполагаемого издания. 

Уроки, основанные на имитации деятельности или организации: «Суд», «Следствие», «Учёный совет».

Уроки, основанные на формах, жанрах, известных в обществе: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

Уроки, напоминающие публичные формы общения – «Пресс-конференция», «Митинг», «Панорама», «Телемост»,«Устный журнал» и др.

Уроки с использованием традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Поле чудес» и др.

Уроки, трансформирующие традиционные способы организации урока: лекция-парадокс, экспресс-опрос, урок-зачёт, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар.

Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз и др.

Разрабатывая урок…

Учитель должен учитывать:

  • Переработку содержания (разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).     
  • Интегрированные уроки отличаются большой информативностью и поэтому требуют четкой организации познавательной деятельности. Такие уроки должны быть предельно четкими, компактными, продуманными на всех этапах. Такие уроки снижают утомляемость головного мозга, создают комфортные условия для ребенка как личности, повышают успешность обучения, позволяют избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает в разряд нелюбимых.

Результаты интегрированного обучения

1) способствует развитию научного стиля мышления учащихся;

2) даёт возможность широкого применения учащимися различных методов познания;

3) формирует комплексный подход к учебным предметам, единый взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;

4) повышает качество знаний учащихся;

5) повышает и развивает интерес учащихся к изучаемым предметам;

6) формирует у учащихся общие понятия; обобщённые умения и навыки: вычислительные, измерительные, графические, моделирования, наблюдения, экспериментирования;

7) формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи;

8) позволяет использовать авторские программы учащихся (созданные на базе интеграции) в дальнейшем учебном процессе;

9) расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;

10) приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция учебного процесса через изучение правил дорожного движения на уроках математики

Технологии "Интеграции учебного процесса" посвящено много разных разработок. Проблема сохранения здоровья учащихся особенно актуальна. Из-за пренебрежения следования правилам дорожного движения...

Интеграция учебного процесса через изучение правил дорожного движения на уроках математики

Технологии "Интеграции учебного процесса" посвящено много разных разработок. Проблема сохранения здоровья учащихся особенно актуальна. Из-за пренебрежения следования правилам дорожного движения...

Интеграция учебного процесса: ПДД и математика!

Технологии "Интеграции учебного процесса". Предлагаю вашему вниманию разработки уроков математики в 7-8 классах по правилам дорожного движения....

Проектная деятельность , как один из видов интеграции в учебном процессе современной школы.

Ведущее место среди  новых принципов личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода и субъективности в обучении , занимает метод проектной деятельности.В основу метода прое...

Интеграция новых информационных технологий в учебный процесс

Материал может быть полезен для подготовки к урокам, выступлениям...