Статья «Естественно-научное образование при реализации индивидуального учебного плана старшеклассника». Автор: Е. В. Саитов, МАОУ СОШ № 32 г. Южно-Сахалинска
статья (11 класс)

Евгений Владимирович Саитов

Данная публикация принесла победу в конкурсе статей, ИРОСО, 2021г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konferentsiyu._e.v.saitov.docx33.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Естественно-научное образование при реализации индивидуального учебного плана старшеклассника».

Знания в области естественных наук являются неотъемлемой частью при формировании интеллектуальных, гражданских, коммуникационных и информационных компетенций у старшеклассников. Поэтому преподавание биологии, химии и физики в старших классах занимает важное место в процессе обучения. Но при всей важности данных предметов, возникает ряд проблем, с которыми сталкиваются учителя-естественники в своей работе в рамках выбора обучающимися индивидуальных учебных планов. Учащиеся 10-11 классов изучают биологию и химию в соответствии с ИУП*. По результатам анализа ИУП за последние 3 года можно условно разделить старшеклассников на несколько групп.

1 группа - дети, выбирающие изучение биологии и химии на углублённом уровне (поступающие на медицинские факультеты, отделения физической культуры и спорта, будущие психологи; либо проявляющие интерес к одному или обоим предметам)

2 группа – дети, выбирающие изучение биологии и химии на базовом уровне (проявляющие интерес к одному или обоим предметам, либо добирающие недостающие часы для формирования своего ИУП)

3 группа – дети, не включившие биологию или химию в свой ИУП (данные предметы не нужны для поступления на выбранные специальности, либо не проявляющие интереса к этим дисциплинам).

Вот здесь то и кроются главные проблемы: как правильно организовать работу учителю-предметнику со всеми тремя группами обучающихся? Как добиться высоких и стабильных результатов по своему предмету? Как удержать интерес к изучаемым предметам?

1 группа - изучение биологии и химии на углублённом уровне

Учащиеся данной группы изучают химию и биологию в количестве 6 часов в неделю (биология – 3 час/нед, химия – 3 часа/нед). Количество учащихся, которые изучают на  углублённом  уровне биологию и химию, зависит от выбора их будущей профессии.

Количество учащихся выбравших изучение биологии и химии на углублённом уровне в МАОУ СОШ № 32 г. Южно-Сахалинска

Предмет

2018-2019 уч. год

2019-2020 уч. год

2020-2021 уч. год

Класс

10 кл.

10 кл.

11 кл.

10 кл.

11 кл.

Биология

10

4

10

8

4

Химия

8

6

8

5

6

Работа с учащимися в таких группах (4-10 человек) имеет ряд преимуществ перед работой в полных профильных классах (25 человек и больше). У учителя есть возможность на каж-

ИУП* - индивидуальный учебный план

дом уроке проводить индивидуальную работу с каждым учеником, в зависимости от выбранного профиля. Например, на уроке химии при изучении темы «Закон Гесса» в 11 классе, учащимся, выбравшим изучение на углублённом уровне математику и физику, даётся дополнительный материал по данному вопросу из курса «Физическая химия». Это способствует более глубокому усвоению сложного материала, проведению межпредметных связей между химией и физикой. Соответственно, проверка знаний по данной теме также должна быть дифференцирована исходя из выбранного профиля.

Элемент проверочной работы по теме «Закон Гесса». 11 класс (из опыта работы Е. В. Саитова, МАОУ СОШ № 32 г. Южно-Сахалинска)

Медицинский профиль

Технологический профиль

Используя справочные данные, рассчитайте тепловой эффект реакций:

А) KClO3(тв.)KCl(тв.)+O2(г.)

Б) H2S(г.)+O2(г.)→SO2(г.)+H2O(г.)

В) Al(тв.)+CuO(тв.)→Cu(тв.)+Al2O3(тв.)

Рассчитайте тепловой эффект реакции

N2 (г.)+2.5O2 (г.)=N2O5(г.)         rH0298=182,6 кДж

на основании следующих данных:

2NO(г.)+O2(г.)=2NO2(г.)              rH01= -114,2 кДж

4NO2(г.)+O2(г.)=2N2O5(г.)         rH02= -110,2 кДж

N2(г.)+O2(г.)=2NO(г.)                     rH03=182,6 кДж

При небольшом количестве учащихся очень удобно проводить практические и лабораторные работы. У учителя есть возможность выдать каждому ребёнку индивидуальный комплект оборудования – набор реактивов и химической посуды, микроскопы и наборы микропрепаратов, гербарии, коллекции, различные муляжи. Это способствует развитию самостоятельности обучающихся, в отличие от работы в парах или в группах.

Большинство старшеклассников, изучающих углублённо химию и биологию, выбирают для дальнейшего обучения медицинский профиль. Программы курсов по выбору, занятий внеурочной деятельности дают возможность учащимся быть увереннее в профессиональном самоопределении.

Курсы по выбору для обучающихся на медицинском профиле, предлагаемые в МАОУ СОШ № 32 г. Южно-Сахалинска

Название курса

Класс

Авторы курса

Серия

1.

«Основы практической медицины»

10-11

Л. И. Дежурный, Г. В. Неудахин, Л. Б. Шубина, Д. М. Грибков

«Профильная школа»

2.

«Медицинская статистика»

10-11

В. Е. Пономарёв

«Профильная школа»

3.

«Латинский язык для медицинских классов»

10-11

И. В. Духанина

«Профильная школа»

4.

«Биотехнология»

10-11

Н. В. Горбенко

«Профильная школа»

5.

«Биохимия»

10-11

Н. В. Антипова, Л. К. Даянова, А. А. Пахомов, Д. С. Третьякова

«Профильная школа»

6.

«Физическая химия»

10-11

В. А. Белоногов, Г. У. Белоногова

«Профильная школа»

Все курсы имеют учебные пособия, написанные понятным для учащихся языком, включают в себя большое количество практических и лабораторных занятий. В 2021-2022 учебном году в МАОУ СОШ № 32 будет добавлен новый курс – «Первая медицинская помощь». Также, в тематическое планирование по биологии для 10-11 классов была включена серия уроков «Шаги в медицину», на которых старшеклассники используют приобретённые компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для формирования опыта деятельности, предшествующей профессиональной.

Также, для учащихся данной группы обязательно изучение учебного предмета «Экология» (изучение в течение 2 лет при 1 часе в неделю).

Всё вышеперечисленное позволяет старшеклассникам получить глубокие знания по выбранным предметам и успешно пройти итоговую аттестацию в форме ЕГЭ.

Перечень ОО, продемонстрировавших наиболее высокие результаты ЕГЭ по биологии (статистико-аналитический отчёт о результатах единого государственного экзамена в 2020 году в Сахалинской области)

Наименование ОО

Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов

Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов

Доля участников, не достигших минимального балла

1.

МАОУ Лицей № 2 г. Южно-Сахалинска

21,43%

50,00%

0,00%

2.

МАОУ СОШ № 32 г. Южно-Сахалинска

18,18%

18,18%

0,00%

3.

МАОУ лицей «Надежда» г. Холмска

11,11%

44,44%

11,11%

Перечень ОО, продемонстрировавших наиболее высокие результаты ЕГЭ по химии (статистико-аналитический отчёт о результатах единого государственного экзамена в 2020 году в Сахалинской области)

Наименование ОО

Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов

Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов

Доля участников, не достигших минимального балла

1.

МАОУ Лицей № 1 г. Южно-Сахалинска

37,50%

25,00%

6,25%

2.

МАОУ Лицей № 2 г. Южно-Сахалинска

33,33%

60,00%

0,00%

5.

МАОУ СОШ № 32 г. Южно-Сахалинска

12,50%

12,50%

0,00%

2 группа – изучение биологии и химии на базовом уровне

Учащиеся данной группы изучают химию и биологию в количестве 2 часов в неделю (биология – 1 час/нед, химия – 1 часа/нед).

Количество учащихся выбравших изучение биологии и химии на базовом уровне в МАОУ СОШ № 32 г. Южно-Сахалинска

Предмет

2018-2019 уч. год

2019-2020 уч. год

2020-2021 уч. год

Класс

10 кл.

10 кл.

11 кл.

10 кл.

11 кл.

Биология

30

42

30

19

42

Химия

32

40

32

12

40

Углублённый уровень отличается от базового не только глубиной подачи материала учителем, но и формами работы с учащимися. При ведении уроков в больших группах (от 20 человек и больше) на базовом уровне, выгодными приёмами являются такие, как работа в парах, групповая работа, построение ментальной карты, взаимопроверка, подготовка докладов и презентаций по предшествующим темам. Учащиеся, которые хорошо успевают по предмету на базовом уровне, могут помогать учителю в организации и проведении практических и лабораторных работ (организация рабочих мест, помощь при затруднениях у одноклассников). При проверке знаний по сложным разделам, все вопросы должны быть посильными для учащихся и обязательно отличными от углублённого уровня.

Элемент проверочной работы по теме «Энергетический обмен в клетке». 10 класс (из опыта работы Е. В. Саитова, МАОУ СОШ № 32 г. Южно-Сахалинска)

Базовый уровень

Углублённый уровень

1. Откуда берётся энергия для синтеза АТФ из АДФ?

2. Какие этапы выделяют в энергетическом обмене?

3. В чём различия энергетического обмена аэробов и анаэробов?

1. Какой путь проходит молекула глюкозы в ходе анаэробного расщепления? Каков результат этого процесса?

2. Во сколько раз клеточное дыхание эффективнее гликолиза в энергетическом плане?

3. Сравните процессы аэробного и анаэробного окисления? Ответ представьте в виде таблицы.

Не стоит стараться охватить все вопросы темы за один урок, это сложно для учащихся и влечёт снижение интереса к предмету. Лучше всего на уроке рассмотреть важнейшие понятия и законы, а оставшийся материал предложить на дом в виде дифференцированного задания. Учащиеся сами выбирают, какую оценку хотят получить и в дальнейшем, будут придерживаться именно этого критерия.

Пример дифференцированного домашнего задания по теме «Мейоз. Половые клетки». 10 класс.

Оценка

Пример задания

«3»

Прочитать параграф учебника по данной теме, выполнить упражнения или ответить на вопросы.

«4»

Используя ключевые слова параграфа, постройте основу ментальной карты, отражающей суть полового размножения организмов.

«5»

Сопоставьте процессы образования мужских и женских половых клеток. Ответ оформите в виде презентации.

Нередко у учителей-предметников возникают вопросы – как углубить знания  по биологии и химии при 1 часе в неделю при отсутствии в школе профильных классов? Как повторить материал, пройденный в 6-9 классах? Как обеспечить качественную подготовку обучающихся к итоговой аттестации? В данной ситуации помочь может сетевое взаимодействие с другими школами. В МАОУ СОШ № 32 г. Южно-Сахалинска такой опыт уже имеется. Учитель биологии и химии проводит занятия со старшеклассниками МАОУ СОШ № 2 г. Корсакова по Skype. В группу включены учащиеся 10-11 классов в количестве 17 человек. По отзывам ребят занятия очень помогают им в повторении, структурировании и углублении знаний по предметам.

График проведения занятий с обучающимися МАОУ СОШ № 2 г. Корсакова в рамках сетевого взаимодействия в МАОУ СОШ № 32 г. Южно-Сахалинска

Курс

Класс

Время проведения

Избранные вопросы биологии

10-11

Среда 15:00-16:30

Решение задач по наиболее сложным разделам химии

10-11

Пятница 15:00-16:30

3 группа – исключение биологии или химии из ИУП

Что делать если обучающийся не желает изучать биологию, химию и физику на базовом уровне как отдельные дисциплины? В МАОУ СОШ № 32 г. Южно-Сахалинска таким ребятам предложен интегрированный предмет «Естествознание». Его изучение идёт на протяжении двух лет (10-11 класс) в количестве 3 часов в неделю. Программа по естествознанию включает в себя сжатый материал по физике, химии и биологии, достаточный для формирования научной картины мира старшеклассников. Данный курс выбрали для изучения 14 ребят.

В 10 классе изучаются основные понятия и законы физики (законы Ньютона, законы термодинамики, электрические и волновые явления, звук, свет), многообразие неорганических и органических веществ, материал о Вселенной. Раздел «Биология» будет изучаться в 11 классе.

Программа включает в себя много экскурсий (большинство можно проводить виртуально), уроков-конференций, подготовки проектов, а материал учебника излагается  в доступной форме, имеется много интересных заданий и опытов в качестве домашних работ. За 7 месяцев изучения никто из десятиклассников не заменил естествознание в своих ИУП.

Элемент проверочной работы по некоторым темам курса (примерные задания). 10 класс (из опыта работы Е. В. Саитова, МАОУ СОШ № 32 г. Южно-Сахалинска)

Тема «Электрический ток»

Тема «Кислоты».

1. Что такое электрический ток?

2. Где электрический ток встречается в природе? Какие живые организмы могут его вырабатывать и почему?

3. Как ведёт себя ток в различных средах?

1. Что называют кислотами?

2. Где можно обнаружить кислоты? Назовите продукты питания с большим содержанием кислот.

3. Перечислите основные правила работы с кислотами в химической лаборатории.

Таким образом, независимо от того на каком уровне учащийся выбирает изучение естественных наук, для учителя существуют разные подходы в его организации.

Март 2021г.

Учитель биологии и химии высшей категории

МАОУ СОШ № 32 г. Южно-Сахалинска

Е. В. Саитов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация о реализации образовательного процесса по индивидуальному учебному плану

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом ОУ, Положением об организации обучения по индивидуальному учебному плану в муници...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового о...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению индивидуального учебного плана одарённых учащихся.

Индивидуальный учебный план - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного учащегося, направленная на развитие его индивидуальных способностей.Индивидуальный учебный ...

Формирование естественно-научной грамотности в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования

В статье описывается опыт формирования естественно-научной грамотности в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования....

Статья "Естественно-научная грамотность"

Статья познакомит с основными аспектами птреподавания естественно-научной грамотности...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предметов естественно-научного цикла в условиях реализации ФГОС

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предметов естественно-научного цикла в условиях реализации ФГОС...