Статья «Естественно-научное образование при реализации индивидуального учебного плана старшеклассника». Автор: Е. В. Саитов, МАОУ СОШ № 32 г. Южно-Сахалинска
статья (11 класс)
Данная публикация принесла победу в конкурсе статей, ИРОСО, 2021г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_konferentsiyu._e.v.saitov.docx | 33.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Естественно-научное образование при реализации индивидуального учебного плана старшеклассника».
Знания в области естественных наук являются неотъемлемой частью при формировании интеллектуальных, гражданских, коммуникационных и информационных компетенций у старшеклассников. Поэтому преподавание биологии, химии и физики в старших классах занимает важное место в процессе обучения. Но при всей важности данных предметов, возникает ряд проблем, с которыми сталкиваются учителя-естественники в своей работе в рамках выбора обучающимися индивидуальных учебных планов. Учащиеся 10-11 классов изучают биологию и химию в соответствии с ИУП*. По результатам анализа ИУП за последние 3 года можно условно разделить старшеклассников на несколько групп.
1 группа - дети, выбирающие изучение биологии и химии на углублённом уровне (поступающие на медицинские факультеты, отделения физической культуры и спорта, будущие психологи; либо проявляющие интерес к одному или обоим предметам)
2 группа – дети, выбирающие изучение биологии и химии на базовом уровне (проявляющие интерес к одному или обоим предметам, либо добирающие недостающие часы для формирования своего ИУП)
3 группа – дети, не включившие биологию или химию в свой ИУП (данные предметы не нужны для поступления на выбранные специальности, либо не проявляющие интереса к этим дисциплинам).
Вот здесь то и кроются главные проблемы: как правильно организовать работу учителю-предметнику со всеми тремя группами обучающихся? Как добиться высоких и стабильных результатов по своему предмету? Как удержать интерес к изучаемым предметам?
1 группа - изучение биологии и химии на углублённом уровне
Учащиеся данной группы изучают химию и биологию в количестве 6 часов в неделю (биология – 3 час/нед, химия – 3 часа/нед). Количество учащихся, которые изучают на углублённом уровне биологию и химию, зависит от выбора их будущей профессии.
Количество учащихся выбравших изучение биологии и химии на углублённом уровне в МАОУ СОШ № 32 г. Южно-Сахалинска
Предмет | 2018-2019 уч. год | 2019-2020 уч. год | 2020-2021 уч. год | ||
Класс | 10 кл. | 10 кл. | 11 кл. | 10 кл. | 11 кл. |
Биология | 10 | 4 | 10 | 8 | 4 |
Химия | 8 | 6 | 8 | 5 | 6 |
Работа с учащимися в таких группах (4-10 человек) имеет ряд преимуществ перед работой в полных профильных классах (25 человек и больше). У учителя есть возможность на каж-
ИУП* - индивидуальный учебный план
дом уроке проводить индивидуальную работу с каждым учеником, в зависимости от выбранного профиля. Например, на уроке химии при изучении темы «Закон Гесса» в 11 классе, учащимся, выбравшим изучение на углублённом уровне математику и физику, даётся дополнительный материал по данному вопросу из курса «Физическая химия». Это способствует более глубокому усвоению сложного материала, проведению межпредметных связей между химией и физикой. Соответственно, проверка знаний по данной теме также должна быть дифференцирована исходя из выбранного профиля.
Элемент проверочной работы по теме «Закон Гесса». 11 класс (из опыта работы Е. В. Саитова, МАОУ СОШ № 32 г. Южно-Сахалинска)
Медицинский профиль | Технологический профиль |
Используя справочные данные, рассчитайте тепловой эффект реакций: А) KClO3(тв.)→KCl(тв.)+O2(г.) Б) H2S(г.)+O2(г.)→SO2(г.)+H2O(г.) В) Al(тв.)+CuO(тв.)→Cu(тв.)+Al2O3(тв.) | Рассчитайте тепловой эффект реакции N2 (г.)+2.5O2 (г.)=N2O5(г.) rH0298=182,6 кДж на основании следующих данных: 2NO(г.)+O2(г.)=2NO2(г.) rH01= -114,2 кДж 4NO2(г.)+O2(г.)=2N2O5(г.) rH02= -110,2 кДж N2(г.)+O2(г.)=2NO(г.) rH03=182,6 кДж |
При небольшом количестве учащихся очень удобно проводить практические и лабораторные работы. У учителя есть возможность выдать каждому ребёнку индивидуальный комплект оборудования – набор реактивов и химической посуды, микроскопы и наборы микропрепаратов, гербарии, коллекции, различные муляжи. Это способствует развитию самостоятельности обучающихся, в отличие от работы в парах или в группах.
Большинство старшеклассников, изучающих углублённо химию и биологию, выбирают для дальнейшего обучения медицинский профиль. Программы курсов по выбору, занятий внеурочной деятельности дают возможность учащимся быть увереннее в профессиональном самоопределении.
Курсы по выбору для обучающихся на медицинском профиле, предлагаемые в МАОУ СОШ № 32 г. Южно-Сахалинска
№ | Название курса | Класс | Авторы курса | Серия |
1. | «Основы практической медицины» | 10-11 | Л. И. Дежурный, Г. В. Неудахин, Л. Б. Шубина, Д. М. Грибков | «Профильная школа» |
2. | «Медицинская статистика» | 10-11 | В. Е. Пономарёв | «Профильная школа» |
3. | «Латинский язык для медицинских классов» | 10-11 | И. В. Духанина | «Профильная школа» |
4. | «Биотехнология» | 10-11 | Н. В. Горбенко | «Профильная школа» |
5. | «Биохимия» | 10-11 | Н. В. Антипова, Л. К. Даянова, А. А. Пахомов, Д. С. Третьякова | «Профильная школа» |
6. | «Физическая химия» | 10-11 | В. А. Белоногов, Г. У. Белоногова | «Профильная школа» |
Все курсы имеют учебные пособия, написанные понятным для учащихся языком, включают в себя большое количество практических и лабораторных занятий. В 2021-2022 учебном году в МАОУ СОШ № 32 будет добавлен новый курс – «Первая медицинская помощь». Также, в тематическое планирование по биологии для 10-11 классов была включена серия уроков «Шаги в медицину», на которых старшеклассники используют приобретённые компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для формирования опыта деятельности, предшествующей профессиональной.
Также, для учащихся данной группы обязательно изучение учебного предмета «Экология» (изучение в течение 2 лет при 1 часе в неделю).
Всё вышеперечисленное позволяет старшеклассникам получить глубокие знания по выбранным предметам и успешно пройти итоговую аттестацию в форме ЕГЭ.
Перечень ОО, продемонстрировавших наиболее высокие результаты ЕГЭ по биологии (статистико-аналитический отчёт о результатах единого государственного экзамена в 2020 году в Сахалинской области)
№ | Наименование ОО | Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов | Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов | Доля участников, не достигших минимального балла |
1. | МАОУ Лицей № 2 г. Южно-Сахалинска | 21,43% | 50,00% | 0,00% |
2. | МАОУ СОШ № 32 г. Южно-Сахалинска | 18,18% | 18,18% | 0,00% |
3. | МАОУ лицей «Надежда» г. Холмска | 11,11% | 44,44% | 11,11% |
Перечень ОО, продемонстрировавших наиболее высокие результаты ЕГЭ по химии (статистико-аналитический отчёт о результатах единого государственного экзамена в 2020 году в Сахалинской области)
№ | Наименование ОО | Доля участников, получивших от 81 до 100 баллов | Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов | Доля участников, не достигших минимального балла |
1. | МАОУ Лицей № 1 г. Южно-Сахалинска | 37,50% | 25,00% | 6,25% |
2. | МАОУ Лицей № 2 г. Южно-Сахалинска | 33,33% | 60,00% | 0,00% |
5. | МАОУ СОШ № 32 г. Южно-Сахалинска | 12,50% | 12,50% | 0,00% |
2 группа – изучение биологии и химии на базовом уровне
Учащиеся данной группы изучают химию и биологию в количестве 2 часов в неделю (биология – 1 час/нед, химия – 1 часа/нед).
Количество учащихся выбравших изучение биологии и химии на базовом уровне в МАОУ СОШ № 32 г. Южно-Сахалинска
Предмет | 2018-2019 уч. год | 2019-2020 уч. год | 2020-2021 уч. год | ||
Класс | 10 кл. | 10 кл. | 11 кл. | 10 кл. | 11 кл. |
Биология | 30 | 42 | 30 | 19 | 42 |
Химия | 32 | 40 | 32 | 12 | 40 |
Углублённый уровень отличается от базового не только глубиной подачи материала учителем, но и формами работы с учащимися. При ведении уроков в больших группах (от 20 человек и больше) на базовом уровне, выгодными приёмами являются такие, как работа в парах, групповая работа, построение ментальной карты, взаимопроверка, подготовка докладов и презентаций по предшествующим темам. Учащиеся, которые хорошо успевают по предмету на базовом уровне, могут помогать учителю в организации и проведении практических и лабораторных работ (организация рабочих мест, помощь при затруднениях у одноклассников). При проверке знаний по сложным разделам, все вопросы должны быть посильными для учащихся и обязательно отличными от углублённого уровня.
Элемент проверочной работы по теме «Энергетический обмен в клетке». 10 класс (из опыта работы Е. В. Саитова, МАОУ СОШ № 32 г. Южно-Сахалинска)
Базовый уровень | Углублённый уровень |
1. Откуда берётся энергия для синтеза АТФ из АДФ? 2. Какие этапы выделяют в энергетическом обмене? 3. В чём различия энергетического обмена аэробов и анаэробов? | 1. Какой путь проходит молекула глюкозы в ходе анаэробного расщепления? Каков результат этого процесса? 2. Во сколько раз клеточное дыхание эффективнее гликолиза в энергетическом плане? 3. Сравните процессы аэробного и анаэробного окисления? Ответ представьте в виде таблицы. |
Не стоит стараться охватить все вопросы темы за один урок, это сложно для учащихся и влечёт снижение интереса к предмету. Лучше всего на уроке рассмотреть важнейшие понятия и законы, а оставшийся материал предложить на дом в виде дифференцированного задания. Учащиеся сами выбирают, какую оценку хотят получить и в дальнейшем, будут придерживаться именно этого критерия.
Пример дифференцированного домашнего задания по теме «Мейоз. Половые клетки». 10 класс.
Оценка | Пример задания |
«3» | Прочитать параграф учебника по данной теме, выполнить упражнения или ответить на вопросы. |
«4» | Используя ключевые слова параграфа, постройте основу ментальной карты, отражающей суть полового размножения организмов. |
«5» | Сопоставьте процессы образования мужских и женских половых клеток. Ответ оформите в виде презентации. |
Нередко у учителей-предметников возникают вопросы – как углубить знания по биологии и химии при 1 часе в неделю при отсутствии в школе профильных классов? Как повторить материал, пройденный в 6-9 классах? Как обеспечить качественную подготовку обучающихся к итоговой аттестации? В данной ситуации помочь может сетевое взаимодействие с другими школами. В МАОУ СОШ № 32 г. Южно-Сахалинска такой опыт уже имеется. Учитель биологии и химии проводит занятия со старшеклассниками МАОУ СОШ № 2 г. Корсакова по Skype. В группу включены учащиеся 10-11 классов в количестве 17 человек. По отзывам ребят занятия очень помогают им в повторении, структурировании и углублении знаний по предметам.
График проведения занятий с обучающимися МАОУ СОШ № 2 г. Корсакова в рамках сетевого взаимодействия в МАОУ СОШ № 32 г. Южно-Сахалинска
Курс | Класс | Время проведения |
Избранные вопросы биологии | 10-11 | Среда 15:00-16:30 |
Решение задач по наиболее сложным разделам химии | 10-11 | Пятница 15:00-16:30 |
3 группа – исключение биологии или химии из ИУП
Что делать если обучающийся не желает изучать биологию, химию и физику на базовом уровне как отдельные дисциплины? В МАОУ СОШ № 32 г. Южно-Сахалинска таким ребятам предложен интегрированный предмет «Естествознание». Его изучение идёт на протяжении двух лет (10-11 класс) в количестве 3 часов в неделю. Программа по естествознанию включает в себя сжатый материал по физике, химии и биологии, достаточный для формирования научной картины мира старшеклассников. Данный курс выбрали для изучения 14 ребят.
В 10 классе изучаются основные понятия и законы физики (законы Ньютона, законы термодинамики, электрические и волновые явления, звук, свет), многообразие неорганических и органических веществ, материал о Вселенной. Раздел «Биология» будет изучаться в 11 классе.
Программа включает в себя много экскурсий (большинство можно проводить виртуально), уроков-конференций, подготовки проектов, а материал учебника излагается в доступной форме, имеется много интересных заданий и опытов в качестве домашних работ. За 7 месяцев изучения никто из десятиклассников не заменил естествознание в своих ИУП.
Элемент проверочной работы по некоторым темам курса (примерные задания). 10 класс (из опыта работы Е. В. Саитова, МАОУ СОШ № 32 г. Южно-Сахалинска)
Тема «Электрический ток» | Тема «Кислоты». |
1. Что такое электрический ток? 2. Где электрический ток встречается в природе? Какие живые организмы могут его вырабатывать и почему? 3. Как ведёт себя ток в различных средах? | 1. Что называют кислотами? 2. Где можно обнаружить кислоты? Назовите продукты питания с большим содержанием кислот. 3. Перечислите основные правила работы с кислотами в химической лаборатории. |
Таким образом, независимо от того на каком уровне учащийся выбирает изучение естественных наук, для учителя существуют разные подходы в его организации.
Март 2021г.
Учитель биологии и химии высшей категории
МАОУ СОШ № 32 г. Южно-Сахалинска
Е. В. Саитов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация о реализации образовательного процесса по индивидуальному учебному плану
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом ОУ, Положением об организации обучения по индивидуальному учебному плану в муници...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В условиях новых социальных реалий в России на первый план выходит задача обеспечения способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового о...
Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ
Ообенности написания АОП для учащегося с ОВЗ...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению индивидуального учебного плана одарённых учащихся.
Индивидуальный учебный план - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного учащегося, направленная на развитие его индивидуальных способностей.Индивидуальный учебный ...
Формирование естественно-научной грамотности в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования
В статье описывается опыт формирования естественно-научной грамотности в условиях реализации обновленных ФГОС основного общего образования....
Статья "Естественно-научная грамотность"
Статья познакомит с основными аспектами птреподавания естественно-научной грамотности...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предметов естественно-научного цикла в условиях реализации ФГОС
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предметов естественно-научного цикла в условиях реализации ФГОС...