Внеурочное занятие «Военно-патриотическая игра «Наследники побед» для обучающихся 5-8 классов
методическая разработка (5, 6, 7, 8 класс)
Внеурочное занятие «Военно-патриотическая игра «Наследники побед» для обучающихся 5-8 классов является комплексной формой контроля и рефлексии умений, полученных в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Юнармеец. Наука побеждать» при использовании предметных результатов программы внеурочной деятельности «Фотография. Мультипликация. Видеотворчество».
Ведущая технология занятия – игровая. Форма – соревновательная игра. В основе занятия три вида интеграции: возрастная (соединение обучающихся разного возраста), содержательная (взаимосвязь информации из разных областей), игровая (использование соревновательных приемов различных направлений игровой деятельности).
Компоненты игры: конкурс строевой подготовки, ораторский турнир, виртуальный квест, военно-техническая эстафета, историческая викторина, мини-турнир по трем видам физической активности (отжимание, скиппинг, теннис), творческий конкурс (речевое творчество, моделирование из бумаги, художественное оформление), креативное физическое упражнение «Запусти самолетик».
Игра «Наследники побед» посвящена теме «Император Павел I и его эпоха» с акцентом на осмысление военного компонента российской истории. Игра может быть применима в других образовательных учреждениях как в неизменяемом виде, так и в ракурсе основы для иного исторического содержания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочное занятие «Военно-патриотическая игра «Наследники побед» для обучающихся 5-8 классов | 42.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный фестиваль уроков учителей общеобразовательных организаций Центрального района Санкт-Петербурга «Петербургский урок»
Номинация «Успешные практики трансляции/адаптации известных методик, технологий, отдельных методических приёмов в 5-11-х классах»
Подноминация
«Лучшие педагогические практики на занятиях внеурочной деятельности»
Методическая разработка
занятия внеурочной деятельности
«Военно-патриотическая игра «Наследники побед»
в рамках реализации программ внеурочной деятельности
«Юнармеец: наука побеждать»,
«Социальная и социально-культурная практика»
для 5-8 классов
Сазонов Александр Викторович, преподаватель-организатор ОБЖ, учитель, педагог дополнительного образования,
Прозоров Александр Сергеевич,
педагог-организатор, учитель,
педагог дополнительного образования, ГБОУ гимназии № 209
«Павловская гимназия»
Санкт-Петербург
2021-2022 учебный год
Внеурочное занятие «Военно-патриотическая игра «Наследники побед» для обучающихся 5-8 классов проводится в рамках реализации программ внеурочной деятельности «Юнармеец. Наука побеждать» (составитель А.В. Сазонов) и «Фотография. Мультипликация. Видеотворчество» (составитель А.С. Прозоров). Данные программы реализуются в ГБОУ гимназии № 209 «Павловская гимназия» в рамках интегрированной модели дополнительного образования, внеурочной и общественной деятельности учащихся «Поле активности гимназиста» для учащихся 5-9 классов. Военно-патриотическая игра «Наследники побед» является комплексной формой проведения контроля и рефлексии умений, полученных в рамках реализации программы внеурочной деятельности «Юнармеец. Наука побеждать» (военно-прикладные умения, общефизическая подготовка, военная история России) при использовании предметных результатов программы внеурочной деятельности «Фотография. Мультипликация. Видеотворчество» (ориентация в познавательных информационных ресурсах, художественное оформление, ораторское искусство).
Ведущая технология занятия – игровая. Форма – соревновательная игра. В основе занятия три вида интеграции: возрастная (соединение обучающихся разного возраста), содержательная (соединение и взаимосвязь информации из разных областей), собственно игровая (соединение соревновательных приемов разного характера и различных направлений игровой деятельности).
Игра является одним из способов освоения человеком мира и отношений в нем, способом самоутверждения. В качестве средства, метода и технологии обучения разнообразные игры широко используются в педагогическом процессе. И все же игровые технологии так и не утеряли статус инновационных, поскольку обладают большим потенциалом в решении приоритетной задачи образования: формирования субъектной позиции обучающегося в отношении собственной деятельности, общения и самовоспитания. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение учащимися общественного опыта, в котором складываются и совершенствуются формы, приемы и методы самоуправления поведением[2].
Для нас, практикующих педагогов в области организации внеурочной деятельности, ценны качества игры как педагогической технологии, выделенные С.А. Шмаковым. 1) Игра – свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию человека, ради удовольствия (радости) от самого процесса деятельности, а не только от результата. 2) Игра имеет творческий характер, предполагает импровизацию и всестороннее проявление активности. 3) Игра является уникальным видом деятельности, в котором за счет состязательности создаются условия для концентрации познавательных, физических, эмоциональных сил ребенка. 4) Игра имеет прямые или косвенные правила и логическую последовательность, являющиеся естественными, принимаемыми детьми границами абсолютной свободы[4].
Содержательное направление представленной нами игры – военно-патриотическая. Компонентами игры «Наследники побед» являются конкурс строевой подготовки, ораторский турнир, виртуальный квест, состязание по военно-технической подготовке в виде эстафеты, историческая викторина с правом выбора ответов, мини-турнир по трем видам физической активности (отжимание, скиппинг (прыжки на скакалке), теннис), творческий конкурс с кратким письменным и художественным заданиями (речевое творчество, моделирование из бумаги, художественное оформление), креативное физическое упражнение «Запусти самолетик». Таким образом, участие в игре требует от участников концентрации волевых, интеллектуальных, творческих усилий.
Отдельного пояснения требует виртуальный квест «Неизвестные факты об императоре Павле I» по порталу «КУЛЬТУРА.РФ». Продолжительность квеста – 10 минут. Участники могут выполнять его как на стационарных компьютерах, так и на гаджетах. Участник в процессе прохождения квеста становится субъектом познания, действует самостоятельно и активно. Применение подобных видов познавательной деятелности не только способствует формированию УУД в области информатизации, поиска информации, следования по алгоритму, анализа и синтеза информации, но и формирует ценностное поле ребенка.
Военно-патриотическая игра «Наследники побед» имеет тематическую направленность. В данном случае она посвящена теме «Император Павел I и его эпоха» с акцентом на осмысление военного компонента российской истории. В данной тематике занятие было разработано к юбилейным датам, отмечаемым в ГБОУ гимназии № 209 «Павловская гимназия»: 300-летию провозглашения Российской империи; 225-летию восшествия императора Павла I на российский престол, 220-летию мученической гибели императора Павла I; 170-летию открытия здания для Павловского института на улице Знаменской (ныне Восстания).
Игра может быть применима в других образовательных учреждениях как в неизменяемом виде, так и в ракурсе основы для иного исторического содержания.
Видеосюжет о проведении данного урока опубликован на youtube: https://www.youtube.com/watch?v=X0yjvC9AMbY.
Список литературы.
1. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. – Ростов-на-Дону, 2000. - 269 с.
2. Павел I. Сост. Барыкина И.Е. – СПб: Пушкинский фонд. 2021.
3. Шмаков С. А. Игры учащихся — феномен культуры. М.: Новая школа, 1994. – 5 с.
Этап 1 «Плечом к плечу». Цель: Создать ситуацию единства, стимулирующего общее устремление к цели. Девиз этапа: «Без дисциплины никак нельзя и никакой пользы в делах быть не может». Ушаков Ф.Ф. | ||
Общее описание | Построение команд. Команды игровых отделений 7 классов строятся в одну шеренгу. Состав команды от каждого класса – 8 человек. Форма одежды парадная: белый верх, черный низ. Для девочек - альтернативный выбор: классические брюки или юбка. Для юнармейцев - знаки отличия: знак, берет с кокардой, ремень, черный галстук (для девочек – «бабочка»). Знаки отличия команды приветствуются. | Победная речь командира. Цель речи: призыв к сплочению, к самореализации в игре, к пробуждению творческих сил, к победе. |
Задание | Построение, действия в строю, выход и доклад командира, приветствие команды - согласно строевого Устава. Текст доклада: «Товарищ руководитель игры, команда «_____» к военно-патриотической игре «Наследники побед» готова. Девиз команды: _______. Команда называет девиз хором. Командир - ______. | Продолжительность речи: 1 минута. Объем речи: 8-10 полных предложений. |
Оценка | 4б. = 2б. (внешний вид) + 2б. (доклад) + 2б. (действия команды) | До 5б. включительно |
Шаги подготовки речи: 1. Выберите ключевую фразу, доказывая которую, будете призывать своих бойцов (участников команды) к подвигу (преодолению себя, победе). Примеры ключевых фраз: Суворов А.В.: «Тяжело в учении - легко в бою», «Кто удивил, тот победил», «Дисциплина - мать победы». Ушаков Ф.Ф.: «Близкое расстояние от неприятеля и взаимная помощь друг другу есть лучшая тактика, «Всякий да спешит исполнить ему должное». 2. Аргументируйте ключевую фразу (объясните ее важность), апеллируя к ее современности и опираясь на вечные ценности: Родина, народ, воинские традиции, защита Отечества, память о предках, подвиг, победа, дружба, мир, добро, отвага, сплоченность, преодоление, труд, старание, упорство, целеустремленность, самовоспитание, служение, самопожертвование. Например: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой», - говорится в известной песне. Семья каждого из нас – наследник памяти о героях и подвигах, о служении и самопожертвовании (ключевая ценность: героизм). 3. Приблизьте ключевую фразу к сердцу слушателей (приведите в пример известных героев, конкретные благородные поступки, напомните притчу, сказку). Например: «История нашей Родины хранит сотни образов и имен подлинных героев. Среди них Александр Невский и Дмитрий Донской - государственные мужи и ратоборцы Руси, Иван Сусанин и Александр Матросов, чьи яркие деяния во имя справедливости, правды, добра и Родины не сотрет время. Героизм в человеческой личности формируется знанием истории своей страны, почитанием традиций народа, готовностью воспитывать в себе отвагу и благородство». 4. Призовите товарищей к подвигу. Например: «Сегодня – игра. Но в ней мы можем проверить собственные силы, проявить выдержку, продемонстрировать ловкость. Встанем плечом друг к другу! Поддержим друг друга!» |
Этап второй «Разведчики». Тема этапа: «Неизвестные факты об императоре Павле I». Цель этапа. Расширить представления о роли императора Павла I в современных обиходных традициях. Девиз этапа. «Превосходные умы суть истинные герои истории». Карамзин Н.М. | ||||||
Общее описание | Локация №1. Портал «КУЛЬТУРА.РФ» Эл.адрес: https://www.culture.ru Раздел «ОБРАЗОВАНИЕ» в левом верхнем углу экрана. Рубрика «ПУБЛИКАЦИИ РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАНИЕ». Страница «5 МИСТИЧЕСКИХ МЕСТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА». | Локация №2. Портал «КУЛЬТУРА.РФ» Эл.адрес: https://www.culture.ru Раздел «АРХИТЕКТУРА» в левом верхнем углу экрана. Поиск в правом верхнем углу экрана (нажать на значок «Лупа»). Статья «ПРИДВОРНЫЙ ХРАМ СЕМЬИ РОМАНОВЫХ». | Локация №3. Портал «КУЛЬТУРА.РФ» Эл.адрес: https://www.culture.ru Поиск в правом верхнем углу экрана (нажать на значок «Лупа»). Статья «Каких правителей изображали на российских монетах». Фрагмент статьи о периоде правления императора Павла I. | |||
Задание | Прочитайте фрагмент статьи под названием «Призрак Павла I в Михайловском замке». Ответьте на вопросы:1. Кто разработал эскизы Михайловского замка? (Император Павел I) 2. На протяжение какого времени жил в Михайловском замке император Павел I? (40 дней) | Прочитайте статью «Придворный храм семьи Романовых».Ответьте на вопросы:3. На месте какой церкви велел построить Казанский собор император Павел I? (Церкви Рождества Пресвятой Богородицы) 4. За год до какого события в истории России был открыт Казанский собор? (В 1811 году, за год до Отечественной войны 1812 года). | Прочитайте фрагмент статьи «Каких правителей изображали на российских монетах».Ответьте на вопросы:5. Какой период русской нумизматики начался с решения императора Павла I. (Беспортретный период) 6. Какую надпись поместили на реверс монеты по приказу императора Павла I? (Фразу из Библии «Не нам, не нам, а имени твоему»). | |||
Оценка | 2б. = 1б. + 1б. | 2б. = 1б. + 1б. | 2б. = 1б. + 1б. | |||
Этап третий «Орудие победы». Военная эстафета. Цель этапа: провести соревнование в качестве игрового мониторинга военно-технических умений. Девиз этапа: «Победа зависит от ног, а руки только орудие победы». Суворов А.В. | ||||||
Общее описание | Команды строятся в колонну по одному в затылок на исходной точке, находящейся в 10 метрах от рубежа. Каждый участник бежит к рубежу и выполняет задание. Начинают движение по сигналу судьи. | |||||
Задание | 1 участник разбирает АК-74 на время; 2 - собирает АК-74 на время; 3 - разбирает магазин на время; 4 - снаряжает магазин на время; 5 - надевает противогаз; 6 - делает три выстрела из пневматической винтовки; 7 - делает три выстрела из пневматической винтовки; 8 – в запасе. Все действия команды выполняются в соответствии с общепринятыми наставлениями по военно-прикладной подготовке. Аналогично засчитывается время, начисляются штрафные секунды. | |||||
Оценка | Полученные при стрельбе баллы преобразуются в секунды, отнимаются от общего времени. По общему времени команд выстраивается обратный рейтинг. Команда, затратившая наименьшее время на этапе, получает наивысший балл. | |||||
Этап третий «Пример служения». Историческая игра. Тема: «Император Павел I. Организация военного дела». Девиз этапа: «Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству». А.В. Суворов. | ||||||
Общее описание | Этап проходит в виде викторины, состоящей из 3 раундов. | |||||
Вопросы раунда, выбор ответа и правильный ответ (обозначен подчеркиванием). | ||||||
Раунд 1 «Слово» | Завершите цитату императора Павла I: «Человек – первое сокровище государства. Сбережение государства - …»? 1). сбережение народа; 2). зависит от людей. 3). зависит от императора. 4). сбережение людей. | Завершите цитату императора Павла I: «Я желаю быть ненавидимым за правое дело, чем любимым»? 1). всем народом. 2). от души. 3). за дело неправое. 4). за правое дело. | Вставьте пропущенное слово в цитату императора Павла I: «Я надеюсь, что … отнесется ко мне беспристрастнее»? 1). сын Александр. 2). народ. 3). потомство. 4). население России. | Вставьте пропущенное слово в цитату императора Павла I: «Я за Россию … в ответе»? 1). всегда. 2). пред Богом. 3). -матушку. 4). и в будущем веке. | ||
Раунд 2 «Дела военные» | По образу каких войск создал Павел I в Гатчине в ранней юности свои полки? 1). Армия Фридриха Великого 2). Армия Александра Македонского 3). Потешные войска Петра Великого 4). Войско Александра Невского | Какие преобразования в Армии НЕ являются заслугой императора Павла I? 1). Строевое обучение войск 2). Обучение войск стрельбе 3). Введение военных брюк «галифе» 4). Введение шинели и овчинной безрукавки | Какие бойцы набирались в Павловский полк, сформированный по распоряжению императора? 1). Блондины с голубыми глазами 2). Маленькие чёрные красавцы с бородой 3). Рыжие 4). Явно курносые | Как император Павел I относился к военно-морскому флоту? 1). Не понимал морской службы 2). Строил корабли своими руками 3). Любил Флот и понимал морское дело 4). Игнорировал Флот | ||
Раунд 3 «Дела мирные» | Какое благотворительное учреждение для военных император основал первым? 1). Школу 2). Госпиталь на 100 коек 3). Бесплатную столовую 4). Дом трудолюбия | В каком населенном пункте был основан 23 декабря 1798 года великим князем Павлом Петровичем Военно-сиротский дом? 1). в Павловске 2). в Петергофе 3). в Гатчине 4). в Ораниенбауме | Какое учебное заведение вышло из Военно-сиротского дома, как и Павловский женский институт? 1). Павловский мужской институт 2). Павловское кадетское училище 3). Павловский кадетский корпус 4). Павловское военное училище | Кто из детей императора Павла I был инициатором строительства здания для Павловского женского института? 1). Император Александр I 2). Император Николай I 3). Великий князь Константин 4). Анна, королева Нидерландов | ||
Оценка | Каждый правильный ответ – 1 балл. | |||||
Этап третий «Сила и крепость». Цель этапа: провести индивидуальное спортивное соревнование в счет команды. Девиз этапа: «Нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет». Суворов А.В. | ||||||
Общее описание | Команды делятся по парам (мальчик и девочка). 1 пара - скачут на скакалке в течение 1 минуты; 2 - отжимаются от пола в течение 1 минуты; 3 - играют в настольный теннис; 4 – в запасе. | |||||
Задание | Требования к прыжкам и к выполнению отжимания на скакалке классические. Требования к игре в теннис. Партия играется до 11 очков. Если устанавливается счет 10-10, то игра идет до преимущества в 2 очка одного из игроков. После каждой партии игроки меняются сторонами. Игра до 2 побед. Девочки и мальчики играют отдельно. Очки двух игроков команды складываются. | |||||
Оценка | В каждом спортивном виде составляется рейтинг (в игре в теннис – обратный рейтинг). Позиции складываются. Команда, получившая наибольшую сумму мест, получает наивысший балл. | |||||
Этап третий «Послание потомкам». Цель этапа: провести игровую рефлексию содержания игры. Девиз этапа; «Я надеюсь, что потомство отнесется ко мне беспристрастнее». Император Павел I. | ||||||
Общее описание Задание | Командам даются фразы императора Павла I. Задача команд: 1) продолжить мысль императора и адресовать ее потомкам; 2) записать ее на лист бумаги, свернуть его в самолетик и расписать акварелью и фломастерами, 3) запустить самолет. | |||||
Оценка | 3 б. (за продолжение мысли) + 3 б. (за оформление) + дальность полета : 3 = Оценка за конкурс |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий станционной игры "НАследники победы"
Сценарий станционной игры "НАследники победы"...
Сценарий Квест-игры "Наследники победы"
Сценарий Квест-игры "Наследники победы"...
Внеурочное занятие «Военно-патриотическая игра «Наследники побед» для учащихся 5-8 классов
Внеурочное занятие «Военно-патриотическая игра «Наследники побед» для обучающихся 5-8 классов является комплексной формой контроля и рефлексии умений, полученных в рамках реализации ...
Военно-патриотический конкурс (игра) "Наследники Победы"
Сценарий для проведения военно-патриотического конкурса "Наследники Победы"...
Методическая разработка комплексного занятия внеурочной деятельности «ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАСЛЕДНИКИ ПОБЕД»
Военно-патриотическая игра «Наследники побед» имеет тематическую направленность. В данном случае тема игры «По примеру Петра I: труды и победы» с акцентом на осмысление военног...
Технологическая карта внеурочного занятия военно-патриотического клуба по теме "Назначение и боевые свойства АК-74"
Данное занятие подготовлено и проведено в рамках реализации программы курса внеурочной деятельности "Русичи" (военно-патриотической направленности)....
Сценарий военно-патриотической спортивной игры «Зарница» для обучающихся 1-4 классов
Цель: патриотическое воспитание детей в рамках военно-спортивной игры «Зарница».Задачи:создать радостную, торжественную атмосферу праздника;прививать детям потребность в физическ...