Приемы рефлексии на уроке
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Копилка приемов рефлексии на уроке
В современной школе рефлексия стала неотъемлемой составляющей почти каждого урока и внеклассного мероприятия, .к. является одним из средств достижения целей ФГОС, а именно формирования сознательной и успешной личности.
Данная техника осознать свой образовательный путь, наметить вместе с педагогом, либо самостоятельно план работ над своими ошибками, либо «упущениями».
Существуют различные формы рефлексии:
1. вербальные - обсуждение, рассказ, опрос, высказывание мыслей по теме.
2.невербальные - сочинение, письменное анкетирование, рисунок или графическая картинка.
Функции рефлексии:
- проектировочная - планирование деятельности;
- организаторская – подбор и организация наиболее эффективных методов работы;
- коммуникативная – общение между участниками образовательного процесса;
- смыслотворческая – осмысление деятельности;
- мотивационная – нацеленность на результат;
- коррекционная – формирование стремления к коррекции своей деятельности;
- ретроспективная - обобщение и систематизация накопленных знаний;
- конструктивную - определение целей, программ, средств деятельности.
Рефлексия на уроке – это многогранный процесс, оценка своей и чужой деятельности, совместная деятельность учащихся и учителя, которая способствует улучшению качества учебного процесса.
Проводя рефлексию важно концентрироваться на положительных результатах, обратить внимание и отметить те приемы, условия, методы, которые привели к успеху, понять причину неудач.
Это будет способствовать улучшению работы дальнейшем.
Приемы рефлексивной деятельности
- «Запрещено»
Учащимся не разрешается говорить «Я не …». Предложение нужно выразить другими словами – сказать о том, что получилось; какие навыки нужны для этого; какая еще информация нужна и др.
- «Мишень»
Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая
1. свою деятельность
2. деятельность учителя
3. деятельность учащихся.
3. «Дерево предсказаний»
Правила работы таковы: ствол дерева – тема, вид деятельности, ветви - утверждения, которые ведутся по направлениям - "да" и "нет", и"листья" - обоснование этих утверждений.
- «Градусник»
Используя такой символ можно определить состояние эмоций, новизну материала, урока, оригинальность и т.д.
- «Ступени»
С помощью данного символа можно определить, на каком уровне ученики выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка и т.д.
- «Пик взаимопонимания»
Настроение изображено в виде ступеньки .Первая - настроение крайне скверное. Вторая - плохое. Третья - хорошее. Четвертая - уверен в силах. Пятая – отличное. В конце урока, дня ученик ставит себя на ту ступеньку, какое у него настроение.
- «Корзина идей»
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
- «Мордашки»
Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока.
Учащиеся рисуют «мордашки», которые соответствуют их настроению или выбирают из имеющихся.
Важно выбрать 2-3 приема рефлексивной деятельности, которые будут использоваться постоянно для того, чтобы учащиеся не испытывали лишних переживаний и ориентировались на успехи своей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Брошюра Приемы рефлексии на уроках ОБЖ
Брошюра содержит приемы рефлексии, которые можно использовать на уроках ОБЖ и не только...
Брошюра Приемы рефлексии на уроках ОБЖ
Брошюра содержит приемы рефлексии, которые можно использовать на уроках ОБЖ и не только...
мастер- класс на тему:"Использование приемов рефлексии на уроках башкирского языка"
Мастер-класс на тему:" Использование приемов рефлексии на уроках башкирского языка". Делюсь опытом работы по методике " Шести думательных шляп" и составлению синквейнов....
Приемы рефлексии на уроках
Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смыслову...
Приемы рефлексии на уроках математики в 5-ом классе
В работе представлены приемы рефлексии, связанные с разными темами курса математики 5 класса. Разработанные приемы позволяют связать подведение итогов урока, рефлексию, самооценку с ...
Выступление Бородачёвой Е.А. на городском семинаре «Приемы рефлексии на уроках")»
Обучение письму по учебникам И.Н.Верещагиной, О.В. Афанасьевой, "In Touch - 3", "New Opportunities"...
Приемы рефлексии на уроках математики
Данная работа содержит несколько приемов рефлексии, которые были опрбированы мной на уроках математики в основной школе....