Интегрированный урок по теме "Украденное детство"
материал (7 класс)

Интегрированный урок, (история + изо) посвященный детям блокадного Ленинграда. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx16.86 КБ
Файл dnevneki_blokady.docx23.93 КБ
Файл prilozhenie._k_uroku_no2_docx.docx1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок  «Украденное детство»   посвященный детям блокадного Ленинграда

Цели: 

Познавательные: - познакомить учащихся с одной из наиболее трагических страниц Великой Отечественной войны – блокадой Ленинграда; - рассказать о жизни и подвигах детей-ленинградцев;

Воспитывающие: - воспитывать патриотизм и гордость за нашу страну, выстоявшую в борьбе с фашизмом;

Развивающие: - развивать интерес к историческому прошлому Родины; - развивать умение работать с дополнительными источниками информации; - развивать умение выступать перед аудиторией, участвовать в дискуссии, выражать и аргументировать свою точку зрения

Предметные результаты:

История: ознакомление с понятием «блокада», расширение знаний о жизни блокадного Ленинграда;

Изобразительное искусство: отобразить в рисунках жизнь детей блокадного Ленинграда

Личностные результаты:  развитие нравственных личностных качеств – доброта, желание помогать людям, умение признавать ошибки и др.

Участники: учащиеся 7 -х классов

 Оборудование: - фонограмма «Метроном» - выдержки из блокадных дневников детей и воспоминания участников блокады – карандаши и листы бумаги А4

Вступительное слово учителя истории:
Приближается Очередная дата победы в Великой Отечественной войне. 76 лет назад, советский народ одержал победу в одной из самых жестоких войн 20 столетия.  Сегодня мы вспомним самую трагическую страницу истории – блокаду Ленинграда. Урок назван Украденное детство –  это детство действительно было украдено, ведь на долю детей выпало то, что не должно было встретится в их жизни, Многие детские жизни  трагически оборвались, но, несмотря на трагедию, люди смогли выстоять и жить дальше. По плану Гитлера группа армий «Норд» уже 21 июля 1941 года должна была захватить Ленинград. Но всё- таки город был освобождён. И сегодняшний наш урок будет посвящён детям героического блокадного Ленинграда. Значит, какова цель нашего урока? О чём мы сегодня узнаем?  (ответы учащихся)

 Вот о детях блокады и пойдет наша речь сегодня.

Перед Вами на столах лежат выдержки из детских дневников военного времени и воспоминания людей, переживших блокаду в детском возрасте. (См приложение1)

 Задание – внимательно прочитать отрывки из воспоминаний, а затем мы с вами обсудим, какие эмоции, чувства они у Вас вызвали?

Вопросы  учителя истории  – Скажите, пожалуйста: когда была блокада Ленинграда? Сколько дней длилась блокада? Какие жизненные трудности пришлось пережить детям блокады? Как помогали дети взрослым во время блокады. (ответы учеников)

Учитель ИЗО - После обсуждения, ученикам предлагается выполнить на листах бумаги работу, на которой они смогут передать воспоминания детей – блокадников на бумаге.   (См. приложение2)

На последнем этапе урока, учащиеся показывают свои изображения и рассказывают, почему они изобразили именно эти рисунки.

В завершении урока звучит Метроном – как память всех  трагически погибших в годы блокады Ленинграда.



Предварительный просмотр:

Приложение № 1 к интегрированному уроку  «Украденное детство»

Валентина Петерсон  3 ноября. Сегодня мы пошли учиться. Как я рада. Обещали кормить обедом и давать 50 гр. хлеба в день без карточек. Учителя все новые. По русскому языку, очевидно, хорошая, добрая. По алгебре строгая, но хорошо объясняет, по физике - то же самое, у нее какие-то странные губы, такие пухлые. А по истории - как кукла на ниточках, их дергают, и она дергается.  Я все перезабыла. Но надо взять себя в руки и "учиться, учиться и учиться", как сказал Ленин. [...]

Евгения Шаврова  3 ноября. На втором уроке произошло первое знакомство с алгеброй. Сначала мы решили несколько задач по арифметике. В задаче говорилось о килограммах печенья, конфет, варенья, другая задача, как всегда, о путешественниках, идущих навстречу друг другу (никак от них не отделаться!). На большой перемене нас повели вниз, в столовую, где дали без карточки суп с крупой и капустным темным листом; такой лист называют теперь "хряпой".

Некоторые мальчишки дергали нас за косы на уроке и дрались на переменах. В общем, этот первый долгожданный учебный день прошел почти как в мирное время. Как хорошо, что мы учимся!

Таня Вассоевич, 13 лет

Вот некоторые строки из ее дневника:

«22 июня 1941 года. В 12 часов дня объявили, что началась война. По радио выступал т. Молотов с речью. Мама плакала. Я улыбалась. (...)

23.VII. К нам пришла управдом и сказала: «Срочно собирайтесь, через час вы поедете на трудработы в Красное село». Я и Вова собрались и вышли к воротам. (...) Я только развязала рюкзак и вынула бутылку кефира, как что-то тихо загудело и люди закричали, что тревога. Я стала собирать вещи не очень-то спеша, как делала это в Ленинграде во время тревоги. И вдруг над головой зажужжали немецкие самолёты и где-то рядом забабахало. Это были первые залпы в моей жизни, и я очень испугалась. (...) До сих пор не знаю, были ли это бомбы или зенитки, но что-то так громко бабахало, и казалось, еще ближе, ближе и вот разорвётся над нами. Но вот стало утихать, и потом совсем стало тихо. Мы поднялись из канавы бледные, все в пыли. (...) Опять залпы. Мы бежали к парку, а военные, стоявшие на карауле по дороге, указывали нам путь, смеялись и говорили: «Ничего, привыкнете!» (...)

Юра Рябинкин, 16 лет

«Сегодня придет мама, отнимет у меня хлебную Ирину карточку – ну ладно, пожертвую ее для Иры, пусть хоть она останется жива из всей этой адской (неразборчиво), а я уж как-нибудь… Лишь бы вырваться отсюда… Лишь бы вырваться… Какой я эгоист! Я очерствел, я… Кем я стал! Разве я похож на того, каким был 3 месяца назад?..», – писал Юра 28 ноября 1941 года.

«Я совсем почти не могу ни ходить, ни работать. Почти полное отсутствие сил. Мама еле тоже ходит – я уж себе даже представить этого не могу, как она ходит. Теперь она часто меня бьет, ругает, кричит, с ней происходят бурные нервные припадки, она не может вынести моего никудышного вида – вида слабого от недостатка сил, голодающего, измученного человека, который еле передвигается с места на место, мешает и «притворяется» больным и бессильным. Но я ведь не симулирую свое бессилие. Нет! Это не притворство, силы… из меня уходят, уходят, плывут… А время тянется, тянется, и длинно, долго!.. О господи, что со мной происходит? И сейчас я, я, я…».
На этом дневник обрывается.

Из дневника школьницы Майи Бубновой

 19 декабря 1941 г.

Приходил папа. От Кировского завода пешком шел, так как трамваи не ходили. Пришел радостный, говорит, что они начали готовиться к пуску завода. А в среду, позавчера, пришел и сказал, что позавтракал жареными воробушками. С сегодняшнего дня у них снято казарменное положение. 24 декабря 1941 г. должен пойти завод; правда, хлеб будут смешивать с какой-то древесиной, древесной массой, но все же имеется перспектива.

Ленинградцы мечтают дотянуть до нового года, а там хлеба прибавят. На фронте дела-то двигаются. Освободили бы Северную дорогу, так ленинградцы в тысячу раз успешнее бы работали, помогали фронту     25 декабря 1941 г.

Какое счастье! Прибавили хлеба. Вместо 125 г в день, теперь получаем 200 г. Как поднялось настроение, прямо люди воспрянули. А то жутко становилось: кругом один за другим умирали, а рядом – кандидаты туда же. Последние силы напрягаешь, чтобы не скапутиться. И вот радость! Радость! Теперь хоть понемножку будут вливать в нас жизнь. <…>

Блокадные хроники девочки Капы

«Декабрь. Декабрь это страшный месяц, потому что 20 декабря умер папа. Мне очень жалко что я не видела как он умирал. Не как не могу свыкнуть с этим все думается что вот вот раздастся звонок. Мне часто он снится во сне. Что бы я сейчас дала, что бы он был жив. Карточкой хлебной нам не пришлось попользоваться потому что когда мама пошла за хлебом рано утром (было еще темно в магазинах горят коптилки) у нее продовщица их украла но продовольственными пользовались. Вообщем декабрь у нас прошел ужасно...»

Дневник Вали Мироновой

«9 апреля мы выехали из Ленинграда по «дороге жизни». Машина шла по льду, а вода надо льдом до радиатора машины. За нами 2 машины ушли под лед. В г. Кабоны нас погрузили в товарные «теплушки». При этом дали по 1 кг хлеба, который выпекали в местной пекарне, он был горячим. И еще по порции пшенного супа, в котором были куски свежего сала. У многих начался кровавый понос и заворот кишок. Погибших от этого в Ярославле сняли с поезда… Мы 3 суток ждали, когда нас отправят в восточное направление. И вот, наконец, подогнали два «пульмановских вагона» (товарных), оборудованные нарами и теплушкой. Нас вышло из эшелона около 200 человек. В нашем вагоне разместилось 92 человека. И вот, мы поехали в г. Томск. 

Из воспоминаний Регины Зиновьевой

"22 июня я была в садике, — рассказывает Регина Романовна. — Мы пошли на прогулку, и я оказалась в первой паре. А это было очень почетно, мне флажок дали… Выходим гордые, вдруг бежит женщина, вся всклокоченная, и кричит: "Война, Гитлер на нас напал!" А я подумала, что это напал Змей Горыныч и у него огонь идет из пасти…"

Однажды Регина ждала маму, которая должна была забрать ее из детского сада. Воспитательница вывела двух задержавшихся детей на улицу и пошла запирать двери. К малышам подошла женщина и предложила конфетку.

"Мы хлеба не видим, тут — конфеты! Очень хотелось, но нас предупреждали, что к чужим нельзя подходить. Страх победил, и мы сбежали, — рассказывает Регина Романовна. — Потом вышла воспитательница. Мы хотели ей показать эту женщину, а ее уже след простыл".


Мама пыталась накормить дочь как могла. Однажды пригласила спекулянтку — обменять отрезы ткани на пару кусков хлеба. Женщина, оглядевшись, спросила, нет ли в доме детских игрушек. А Регине перед самой войной подарили плюшевую обезьянку, ее назвали Фока.

«Я схватила эту обезьянку и закричала: "Бери что хочешь, а эту я не отдам! Это моя любимая". А ей она очень понравилась. Они с мамой выдирали у меня игрушку, а я реву… Взяв обезьянку, женщина отрезала еще хлеба — больше, чем за ткань»

Регина спросит у мамы: "Ну как ты могла у маленького ребенка отнять любимую игрушку?" Мама ответила: "Возможно, эта игрушка спасла тебе жизнь".

                                            Вспоминает Прасковья Павловна.

14-летняя Паня вмиг повзрослела с началом Великой Отечественной войны. Но храбрая девушка все равно нашла себе дело. "Ребята с нашего двора с крыш сбрасывали фугасные бомбы. Мы внизу помогали их тушить", - вспоминает она.

Осенью 1941 года для ленинградцев настали тяжелые дни. Началась военная блокада города на Неве. Длилась она с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. В городе начался массовый голод. "Было голодно и холодно", - так вспоминает блокадное время Прасковья Павловна. В памяти остались 125 граммов хлеба, за которым утром уходила сестра Анна, а младшие оставались ждать ее. "В блокаду мы выжили благодаря маме, которая работала в столовой и приносила остатки еды, из которой готовился нехитрый ужин, делился поровну между всеми хлеб", - вспоминает Прасковья Павловна. По ее словам, город со всей силой старался выжить, не думали о смерти, мечтали о победе. "В то, что наш народ победит, верили все, воевавшие на фронте, оставшиеся в тылу старики и дети, каждый хотел помочь стране. В нашей семье никто не паниковал, все жили жизнью страны", - отмечает Прасковья Павловна. В дни блокады не стало их отца. "Однажды неожиданно дали селедку, он съел чуть больше нормы и умер от несварения желудка"


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

Интегрированный урок (литература+живопись) "Тема тяжёлого детства в стихотворении Н.А. Некрасова "Школьник" и картине Н.П. Богданова-Бельского "У дверей школы". I курс НПО.

На  уроке очень детально анализируются оба произведения поочерёдно (можно параллельно), после чего проводится сопоставление образов главных героев. Такая работа даёт возможность лучше представить...

Интегрированный урок "Обездоленное детство в произведениях искусства XIX века" 5 класс

Это интегрированный урок, объединяющий в себе предметы "Музыка", "Литература" и "Изобразительное искусство". Тема урока очень актуальна в наши дни и призвана вызвать у детей такие чувствами и понятиям...

Интегрированный урок по литературе с применением методов и приемов театральной педагогики в 7 классе. Повесть М.Горького «Детство»

Разработка интегрированного урока по литературе с применением методов и приемов театральной педагогики в 7 классе. Разбор и анализ повести М.Горького «Детство»....

Жестокие игры в мире детства (интегрированный урок по литературе и праву)

Интегрированный урок литературы и права по произведениям В. Распутина «Уроки французского», В. Железникова « Чучело» и по Конвенции о правах ребенка....