«Развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся».
проект
В соответствии с национальным проектом «Образования» направленным на обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации разработан и реализуется проект «Развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_staryy_1.docx | 39.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Развитие профессиональной компетентности учителя
по формированию функциональной грамотности учащихся».
Яруллина Раиса Габдельбаровна,
методист МКУ «Управление образованием
Алькеевского МР РТ»
В соответствии с национальным проектом «Образования» направленным на обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации разработан и реализуется проект «Развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся».
Важнейшей отличительной особенностью современного учителя является её ориентация на компетентностный подход. Компетентностный подход представляет собой единую систему определения целей, отбора содержания, оценивания результатов организационного и технологического обеспечения учебного процесса. Компетентностный подход перемещает акцент с усвоения знаний, информационности на умение решать задачи, справляться с проблемами на основе получения собственного опыта.
Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».
Анализ результатов ВПР и результатов проведения в Республике Татарстан международного исследования PISA-2018 года, обсужденный вместе с педагогами выявил основные проблемы в формирования функциональной грамотности у школьников на сегодняшний день:
недостаточно владение смысловым чтением
трудности при решении задач на интерпретацию информации
затруднение в решении задач, требующих анализа и обобщения
не умение высказывать предположения, строить доказательства.
В соответствии с международными требованиями более половины выпускников основной школы имеют только базовый уровень функциональной грамотности, т.е. они могут использовать приобретенные в школе знания в простых знакомых ситуациях, а около пятой части выпускников основной школы не достигают этого уровня. К продолжению образования хорошо готовы не более 30% российских выпускников школы, а высокий уровень способности решать сложные задачи демонстрируют в среднем около 5% учащихся.
Для формирования функциональной грамотности учащихся выдвигаются следующие требования к компетентностям учителя:
-учитель сам должен обладать компетентностями, которые составляют функциональную грамотность.
-учитель должен выступать в качестве организатора (или координатора) продуктивной деятельности учащихся. А это требует педагогической компетентности.
В соответствии с профессиональный стандартом педагог должен обладать следующими компетенциями:
Профессиональная
-эффективное решение профессиональных педагогических проблем и типичных профессиональных задач,
-владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики, осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
Коммуникативная
-умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
-умением публично представлять результаты своей работы, отбирать адекватные формы и методы презентации.
Информационная
-эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям;
-использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе;
Правовая
-эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти, а также локальных актов и иной школьной документации для решения соответствующих профессиональных задач.
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся, как условие повышения качества образования.
Задачи:
- Обновление содержания и методов обучения с учетом переориентации системы образования на новые результаты, связанные с функциональной грамотностью учащихся.
- Обучение методам комплексного мониторинга образовательных достижений учащихся для оценки достижения планируемых результатов ООП, способствующих формированию функциональной грамотности на уроке и во внеурочной деятельности:
- Диссеминация лучшего педагогического опыта, используя опыт работы творческих групп педагогов, работу стажировочных площадок
Участники реализации проекта:
Заместители директоров по учебной работе-20 (100%)
Учителя обществознания и истории -29 (100%
Учителя иностранного языка-32 (100%)
Учителя начальных классов -94 (100%)
Сроки реализации проекта: 2020-2021 гг.
Пути повышения эффективности работы учителей
и качества общего образования:
- Обновление учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях, готовности жить в эпоху перемен
- Целенаправленное и систематичное повышение квалификации учителей через обновление содержания и методов обучения использование технологий проблемного и проектного обучения; развития критического мышления, развивающего обучения; разноуровневого обучения; использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникативные технологии.
- Введение комплексного мониторинга образовательных достижений учащихся и качества образования с использованием современных измерителей для комплексной оценки предметных, метапредметных и личностных результатов, способствующих формированию функциональной грамотности на уроке и во внеурочной деятельности:
4. Широкое информирование профессионального сообщества и общественности о результатах и инструментарии международных исследований.
5. Диссеминация лучшего педагогического опыта, используя опыт работы творческих групп педагогов, работу стажировочных площадок.
Мониторинг профессиональных затруднений педагогов
Критерии: компетентности и компетенции | Показатели | Диагностические средства, методы и формы | Периодичность |
П р о ф е с с и о н а л ь н а я к о м п е т е н т н о с т ь | |||
Профессионально значимые личностные качества педагога | Общая культура педагога | Анкетирование | 1 раз в год |
Позитивная направленность на педагогическую деятельность (осознание целей и ценности педагогической деятельности). Уровень профессиональной самооценки. | Анкетирование | По мере необходимости | |
Эмпатичность (способность к сопереживанию, уважение и внимание к ученику, его проблемам) | Наблюдение, анкетирование, тестирование | По мере необходимости | |
Гибкость личности (готовность к пересмотру собственной точки зрения и саморазвитию; признание за обучающимся права на собственную точку зрения) | Наблюдение, анкетирование, тестирование | По мере необходимости | |
Умение продемонстрировать свои достижения | Мастер-класс, самопрезентация, выступления, участие в конкурсах профессионального мастерства | В течение года | |
Умение реализовать личностно-ориентированный подход к обучению | Анкетирование | 1 раз в год | |
Мотивация учебной деятельности | Умение обеспечить успех в педагогической деятельности (постановка учебных задач в соответствии с возможностями обучающегося; демонстрация успехов обучающихся родителям, сверстникам) | Анкетирование, тестирование | В течение года |
Умение формировать мотивацию к обучению, развитие познавательных интересов обучающихся | |||
Постановка целей и задач педагогической деятельности | Умение ставить педагогические цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся | Экспертная оценка учебного занятия Анкетирование, анализ результатов анкетирования | В течение года |
Умение планировать воспитательную работу | |||
Владение и способность реализовывать современные образовательные технологии | Умение организовать и поддерживать разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на их личность | ||
Умение организовать исследовательскую, самостоятельную работу обучающихся | Анализ документации | 1 раз в год | |
Применение в образовательной деятельности проблемного, развивающего, дифференцированного обучения | Экспертная оценка учебного занятия | В течение года | |
Умение организовать проектную деятельность обучающихся | |||
Умение разрабатывать рабочую и общеобразовательную программу | |||
Умение реализовать метапредметные знания | |||
Организация учебной деятельности | Умение сформировать интеллектуальные операции у обучающихся | ||
Осуществление оценочно-ценностной рефлексии | Умение оценивать результаты обучающихся: знание функций, видов педагогической оценки; знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности; владение методиками педагогического оценивания; умение перейти от педагогического оценивания к самооценке | Экспертная оценка учебного занятия | В течение года |
Умение оценить результаты своей деятельности | В ходе самоанализа урока | В течение года | |
Умение анализировать уровень воспитанности обучающихся, проводить диагностику нравственных качеств | Анкетирование, анализ результатов анкетирования | В течение года | |
И н ф о р м а ц и о н н а я к о м п е т е н т н о с т ь | |||
Квалифицированная работа с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач | Умение работать с информационными источниками | Экспертная оценка деятельности педагога | В течение года |
Умение работать с научной, методической и учебной литературой | |||
Умение адаптировать получаемую новую информацию для обучающихся различного уровня подготовки и возраста | |||
Владение практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий. | |||
Умение создавать продуктивные условия для реализации креативного потенциала обучающихся посредством применения ИКТ | Анкетирование, экспертная оценка деятельности педагога | ||
Использование компьютерных и мультимедийных технологий | Умение проводить компьютерные демонстрации, создавать презентации по материалам занятия | Анкетирование | В течение года |
Готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности | Умение применять современные сетевые образовательные технологии (электронная библиотека и медиатека, форум, чат, персональный web-сайт педагога, электронная почта и другие телекоммуникационные технологии) | Анализ документации, экспертная оценка | В течение года |
К о м м у н и к а т и в н а я к о м п е т е н т н о с т ь | |||
Выработка стратегии, тактики и техники взаимодействий с людьми, организация их совместной деятельности для достижения определенных социально значимых целей | Умение определять особенности когнитивных процессов (восприятия, памяти, мышления, понимания и др.) конкретного ученика | Данные психолого-педагогической службы, семинары, круглые столы, анализ документации | 1 раз в год |
Умение диагностировать сформированность социально значимых качеств обучающихся (жизненные ценности, мотивы поведения, коммуникативные и когнитивные ресурсы и т.д.) | |||
Умение разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях | 1 раз в год | ||
Умение организовывать и проектировать межличностные контакты, общение и совместную деятельность родителей и обучающихся | Анкетирование родителей и учащихся, анализ документации, экспертиза деятельности педагога | 1 раз в год | |
П р а в о в а я к о м п е т е н т н о с т ь | |||
Эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач | Знание основных нормативно-правовых документов, отражающих требования к структуре и содержанию дополнительных образовательных программ, соответствующие Концепции развития дополнительного образования детей | Тестирование по методике С. Климина в рамках процедуры аттестации педагогов | 1 раз в год |
Умение применять нормативно-правовые знания в процессе решения задач обучения и воспитания, взаимодействия с участниками образовательного процесса | Анализ документации, экспертиза деятельности педагога, анализ данных (рабочая программа) | В течение года | |
Знание нормативно-правовых документов, регламентирующих содержание и структуру, цели и задачи. | 1 раз в год |
Результаты мониторинга профессиональных затруднений педагогов.
Показатели | Результат |
Умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся | 86% педагогов |
Умение обеспечить успех в деятельности | высокий уровень - 78% педагогов средний уровень - 22% педагогов низкий уровень - 0% педагогов |
Умение использовать в профессиональной деятельности информационные ресурсы | высокий уровень - 74% педагогов средний уровень - 24% педагогов низкий уровень - 2% педагогов |
Умение вести самостоятельный поиск информации | высокий уровень - 88% педагогов средний уровень - 12% педагогов низкий уровень - 0% педагогов |
Умение разработать образовательную программу | 76% педагогов |
Умения использовать психологические методы, приемы, процедуры в профессиональной деятельности; знания детской психологии; умение принимать решение в различных педагогических ситуациях | высокий уровень - 44% педагогов средний уровень - 44% педагогов низкий уровень - 12% педагогов |
Умение устанавливать субъект-субъектные отношения | высокий уровень - 82% педагогов средний уровень - 18% педагогов низкий уровень - 0% педагогов |
Владение современными формами, методами, методиками преподавания и оценивания обучения (уровень профессиональных умений) | высокий уровень - 74% педагогов средний уровень - 26% педагогов низкий уровень - 0% педагогов |
По итогам проведенного мониторинга и результатов реализации проекта прошлого года «Метапредметные результаты: формирование функциональной грамотности» были получены следующие результаты:
наблюдается
- рост профессионального мастерства педагогических работников;
-увеличение доли педагогов использующих современные образовательные технологии;
-увеличение доли педагогов участвующих в разработке проектов и программ;
-положительная динамика участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства разного уровня, в том числе увеличение количества педагогов победителей и призеров всероссийских и международных конкурсов;
- увеличение доли педагогов участвующих в дистанционных курсах повышение квалификации;
-положительная динамика числа педагогов, осуществляющих распространение своего педагогического опыта.
В то же время анкетирование, наблюдения и собеседования с педагогами позволили выявить следующие профессиональные затруднения:
-часть педагогов испытывают психолого-дидактические затруднения при освоении инновационных технологий; не умеют преодолеть психологический барьер между традиционной и дистанционной формой обучения;
- недостаточное владение навыками современных оценочных процедур,оценивание метапредметных результатов
- трудности в коррекционной работы над развитиием ребёнка как личности;
В помощь педагогу, для его профессионального роста,
используются следующие потенциальные образовательные ресурсы:
-внешние образовательные ресурсы:
аттестация, КПК, НПК, участие в профессиональных, творческих конкурсах, семинары, олимпиады для учителей, работа в творческих группах, вебинары, видеоуроки, сетевое взаимодействие учителей-предметников, участие в экспертных комиссиях, стажировка, экспериментальная деятельность
-внутренние ресурсы:
педсоветы, семинары, консультации, участие в работе ШМО, а взаимопосещение уроков, открытый ресурс, методическая удача
-самообразование педагога:
методическая тема, изучение педтехнологий, внедрение нового УМК, апробация учебников, интернет-ресурс, электронное портфолио, открытый ресурс
-взаимообучение:
открытые занятия, мастер-классы, мастерские, диссеминация опыта, публикации, открытый ресурс
Большое развивающее значение имеет взаимообучение – «Обучая других, совершенствуюсь сам», что подразумевает деятельностный подход учителя в повышении собственной квалификации. Педагог не только учится сам, но и готов к презентации результатов педагогической деятельности.
Предложенная структура служит информационным и методическим навигатором, позволяющим педагогу выстроить индивидуальную траекторию развития, содержательно его наполнив. Позволяет учитывать собственные склонности, интересы, помогает ему сделать осознанный выбор, дает возможность систематизировать и оптимизировать профессиональную деятельность, вырабатывает иммунитет к профессиональной стагнации, устойчивую потребность в развитии.
Методическое сопровождение процесса формирования функциональной грамотности обучающихся проводятся в форме:
-теоретических семинаров
-семинара-практикум по разбору и решению заданий международных мониторингов и ВПР
-тренинга по анализу итогов и критерий оценивания мониторинговых работ
Алгоритм реализации проекта
сетевое взаимодействие, взаимодействие с социальными партнерами | совместные акции и мероприятии | Сроки релизации | Составляющие функциональной грамотности | Достижение планируемых результатов ООП НОО, ООО, СОО | Метапредметные результаты освоения ООП |
- с ИРО РТ по организации | -обучающий семинар для учителей начальных классов по теме «Оценка метапредметных результатов обучающихся, в том числе жизненных компетенций детей с ОВЗ» | октябрь 2019 г. | Математическая Читательская, Естественно научная, Финансовая грамотность. Глобальные компетенции Креативное мышление | Личностные Предметные Метапредметные | Формирование межпредметных понятий: читательская компетенции, компетенции, проектной деятельности. Формирование УУД: регулятивных, познавательных, коммуникативных. |
с кафедрой теории и практики преподавания иностранных языков КФУ | - семинар-тренинг «Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка» | февраль 2020 г | |||
с РЦМКО | обучение на совещаниях по повышению профессиональной компетентности педагогов по повышению результативности качества образования | ежегодно | |||
с РОЦ РТ | организация работы с одаренными детьми | ежегодно | |||
с Центром социально-гуманитарного образования | практический семинар для учителей истории и обществознания «Предметы историко-обществоведческого цикла в процессе социализации личности учащихся школы», | ||||
с Центром социально-гуманитарного образования | практический семинар «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации ФГОС» | февраль 2020 г | |||
с Академией наук РТ, Институтом татарской энциклопедии и регионоведения, местным краеведческим музеем имени Лисенкова | работа по изучению истории родного края и подготовки энциклопедии «Населенные пункты РТ», | 2019-2020 г. | |||
с Чистопольским территориальным органом Госалкогольинспекции РТ | работа по теме «Формирование навыков по защите прав потребителей». | ежегодно | |||
с местным отделением Сбербанка России и Ак-Барса РТ | «Основы финансовой грамотности населения Республики Татарстан». | ежегодно | |||
со специалистами Федерального суда Алькеевского района | совместные мероприятия «Правосудие: от А до Я». | 2019-2020 г. | |||
с детской районной библиотекой, местным краеведческим музеем имени Лисенкова | «Культурный дневник школьника, «Читаем вместе» | ежегодно | |||
С местным отделением Пенсионного фонда РФ | Подготовка и организация Уроков «Пенсионной и социальной грамотности», | ежегодно | |||
С местным отделением Федеральной налоговой службы | Подготовка и организация Уроков налоговой грамотности, в течение года. | ежегодно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.
Тематические требованияРазноуровневые заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...
Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.
Тематические требованияРазноуровневые заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...
Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.
Тематические требованияРазноуровневые заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...
Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии.
Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии. Функциональная грамотность –рассматривается как способность личности использовать все постоянно приобретаемые в жизни зн...
Методическая разработка на тему: «Приемы и методы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Цель: формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках русского языка и литературы.Задачи:1. Поделиться опытом работы применения ме...
«Развитие и формирование функциональной грамотности учащихся от теории к практике»
Развитие и формирование функциональной грамотности учащихся от теории к практике на уроках химии....