Учебно-исследовательская и проектная деятельности как средство формирования методологического компонента содержания физического образования
статья
публикация
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учебно-исследовательская и проектная деятельности как средство формирования методологического компонента содержания физического образования.
Одной из важнейших задач современного образования является формирование выпускника, способного к адаптации, к постоянно меняющемуся социокультурному обществу, ориентированному на решение актуальных проблем, адекватных экономическим задачам государства.
Среди основных тенденций развития современной науки традиционно отмечается возрастание роли методологии в структуре научного знания и интеграция научного знания, которая воплощается в идее междисциплинарности.
В современных ФГОС 2.0 подчёркивается идея рассмотрения образования как модели науки. Таким образом вполне естественен процесс трансформирования основных тенденций развития науки в стратегические направления совершенствования образовательного процесса.
Современный ФГОС, сформированный на основе отмеченной проблематики, концептуально совпадает с основными целями и задачами современной школы. Однако методическое обеспечение образовательного процесса, материально-технический базис школы далеко не всегда совпадает и адекватен целям и задачам, отмеченным в ФГОСе. Данное положение связано, прежде всего, с ограниченными временными рамками разработки и внедрения стандартов, с неготовностью методической науки к внедрению ФГОС в образовательные учреждения, с относительной нехваткой времени на переподготовку педагогических кадров в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к субъектам образовательного процесса, к образовательным учреждениям в целом. Этим обуславливается необходимость поиска образовательных технологий, содержания, приёмов, способов ведения образовательного процесса, отражающих специфику возможной реализации стандартов современной школы. Необходимость всемерного внедрения в образовательный процесс, в содержание образования методологического компонента на уровне целенаправленного использования, помимо сопутствующих целей, обуславливается не только содержанием образования в целом, но и конкретных учебных дисциплин, в частности, физики, которая занимает особое место в перечне образовательных учебных предметов, составляющих учебный план, образовательную программу.
Необходимость обучения методам научного познания вот уже многие годы подчеркивается в программе по физике средней школы [1, 2, 3]. Однако механизмы реализации этой цели и соответствующих задач практически не указываются и не рассматриваются, что создаёт значительное затруднение для практикующих педагогов, ибо отдельные виды деятельности как для учащихся, так и для учителя являются структурными составляющими методологического компонента без объединённого начала, без системообразующего фактора.
Учебно-исследовательская и проектная деятельности во всех своих проявлениях являются наиболее адекватной моделью научной методологии, в частности методологии в области физического знания. Сохраняя в неизменном виде основные структурные составляющие методов научного познания и общие стратегии исследования, после дидактической трансформации учебно-исследовательская деятельность позволяет раскрыть сущностные характеристики научно-исследовательской деятельности. Вычлененный и сформированный алгоритм учебно-исследовательской деятельности, научно-исследовательской деятельностей позволит сформировать общие представления о методах научного познания.
Ориентируясь на познание субъективной новизны в рамках учебно-исследовательской деятельности, сформированный алгоритм организационно-методических мероприятий может быть экстраполирован в дальнейшем на научно-исследовательскую деятельность в самом широком смысле этого слова. Физика, как учебный предмет, даёт все возможности для реализации идей обучения, формирования основ учебно-исследовательской деятельности. Этим обуславливается актуальность нашего исследования.
Новизну мы видим в рассмотрении возможностей учебно-исследовательской и проектной деятельностей в реализации концепции современной школы применительно к контексту формирования и последующего использования методологического компонента в содержании физического образования.
Практическая значимость нашего исследования заключается в разработке моделей организации учебно-исследовательской и проектной деятельностей по физике в современной школе, в создании соответствующего учебно-методического комплекса применительно к рассматриваемой тематике.
Предметом нашего исследования являются учебно-исследовательская и проектная деятельности по физике в средней школе, а объектом – образовательный процесс по физике.
Основной целью нашего исследования является построение модели и создание адекватного методического обеспечения использования учебно-исследовательской и проектной деятельностей по физике применительно к формированию методологического компонента в содержании физического образования.
Отмеченная цель исследования позволяет сформировать систему задач, решение которых будет способствовать корректной организации исследовательского процесса:
- Анализ литературы по соответствующей тематике.
- Определение понятийного аппарата соответствующего разрешению основной проблемы исследования
- Соотнесение целей и задач современной школы, ФГОСа и возможности учебно-исследовательской и проектной деятельностей в целом
- Построение модели учебно-методического комплекса применительно к целенаправленному формированию и использованию методологического компонента
- Исследование возможной адаптации разработанных материалов к требованиям современных образовательных учреждений
Указанные цели и задачи позволяют сформировать гипотезу исследования.
Использование учебно-исследовательской и проектной деятельностей в образовательном процессе по физике, как механизмов целенаправленного построения и последующего использования методологического компонента содержания образования, положительно сказывается на формировании ключевых методологических компетенций и, как следствие, освоении программного материала по физике.
На защиту выносятся следующие положения:
- Методическое обеспечение реализации ФГОС-2.0 не в полной мере отражает концепцию современных стандартов, отмечая лишь намерения по достижению целей и разрешения адекватных им задач физического образования.
- Рассматривая учебно-исследовательскую и проектную деятельности как механизм целенаправленного формирования методологического компонента содержания физического образования, создаются условия для построения основ методов научного познания; ключевых методологических компетенций; положительного влияния на освоения программного материала по физике средней школы.
Материалы исследования докладывались и обсуждались на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы обучения физике в средней и высшей школе», которая состоялась 17-18 мая 2017 г. в РГПУ им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербурга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство формирования экологической компетентности обучающихся
Материал предназначен для учителей географии, использующих в своей работе проектную технологию. В нем подробно рассмотрены теоретические аспекты метода экологических проектов как средства формирования...
Проектная деятельность как средство формирования общеучебных компетентностей младшего школьника
Проектная деятельность как средство формирования общеучебных компетентностей младшего школьника...
«Проектная деятельность как средство формирования и развития компетентностей учащихся на уроках истории и обществознания".
Материал раскрывает возможности проектной технологии в процессе формирования и развития социальных компетентностей подростка....
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ШКОЛЬНИКОВ С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Социальный проект "Такие разные ступени..."...
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений на уроках математики.
Проект – это метод, который дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением учащимися личностных и метапредметных результатов. Помогает педагогу э...
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков на уроках биологии
В статье собраны результаты деятельности по формированию метапредметных умений в рамках проектной деятельности...
Проектная деятельность как средство формирования познавательной деятельности студентов колледжа
В современном мире более чем в какие-либо предшествующие эпохи, единственным постоянным фактором являются перемены. Изменения, происходящие в жизни общества, требуют от человека качеств, позволя...