Учебно-исследовательская и проектная деятельности как средство формирования методологического компонента содержания физического образования
статья
публикация
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учебно-исследовательская и проектная деятельности как средство формирования методологического компонента содержания физического образования.
Одной из важнейших задач современного образования является формирование выпускника, способного к адаптации, к постоянно меняющемуся социокультурному обществу, ориентированному на решение актуальных проблем, адекватных экономическим задачам государства.
Среди основных тенденций развития современной науки традиционно отмечается возрастание роли методологии в структуре научного знания и интеграция научного знания, которая воплощается в идее междисциплинарности.
В современных ФГОС 2.0 подчёркивается идея рассмотрения образования как модели науки. Таким образом вполне естественен процесс трансформирования основных тенденций развития науки в стратегические направления совершенствования образовательного процесса.
Современный ФГОС, сформированный на основе отмеченной проблематики, концептуально совпадает с основными целями и задачами современной школы. Однако методическое обеспечение образовательного процесса, материально-технический базис школы далеко не всегда совпадает и адекватен целям и задачам, отмеченным в ФГОСе. Данное положение связано, прежде всего, с ограниченными временными рамками разработки и внедрения стандартов, с неготовностью методической науки к внедрению ФГОС в образовательные учреждения, с относительной нехваткой времени на переподготовку педагогических кадров в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к субъектам образовательного процесса, к образовательным учреждениям в целом. Этим обуславливается необходимость поиска образовательных технологий, содержания, приёмов, способов ведения образовательного процесса, отражающих специфику возможной реализации стандартов современной школы. Необходимость всемерного внедрения в образовательный процесс, в содержание образования методологического компонента на уровне целенаправленного использования, помимо сопутствующих целей, обуславливается не только содержанием образования в целом, но и конкретных учебных дисциплин, в частности, физики, которая занимает особое место в перечне образовательных учебных предметов, составляющих учебный план, образовательную программу.
Необходимость обучения методам научного познания вот уже многие годы подчеркивается в программе по физике средней школы [1, 2, 3]. Однако механизмы реализации этой цели и соответствующих задач практически не указываются и не рассматриваются, что создаёт значительное затруднение для практикующих педагогов, ибо отдельные виды деятельности как для учащихся, так и для учителя являются структурными составляющими методологического компонента без объединённого начала, без системообразующего фактора.
Учебно-исследовательская и проектная деятельности во всех своих проявлениях являются наиболее адекватной моделью научной методологии, в частности методологии в области физического знания. Сохраняя в неизменном виде основные структурные составляющие методов научного познания и общие стратегии исследования, после дидактической трансформации учебно-исследовательская деятельность позволяет раскрыть сущностные характеристики научно-исследовательской деятельности. Вычлененный и сформированный алгоритм учебно-исследовательской деятельности, научно-исследовательской деятельностей позволит сформировать общие представления о методах научного познания.
Ориентируясь на познание субъективной новизны в рамках учебно-исследовательской деятельности, сформированный алгоритм организационно-методических мероприятий может быть экстраполирован в дальнейшем на научно-исследовательскую деятельность в самом широком смысле этого слова. Физика, как учебный предмет, даёт все возможности для реализации идей обучения, формирования основ учебно-исследовательской деятельности. Этим обуславливается актуальность нашего исследования.
Новизну мы видим в рассмотрении возможностей учебно-исследовательской и проектной деятельностей в реализации концепции современной школы применительно к контексту формирования и последующего использования методологического компонента в содержании физического образования.
Практическая значимость нашего исследования заключается в разработке моделей организации учебно-исследовательской и проектной деятельностей по физике в современной школе, в создании соответствующего учебно-методического комплекса применительно к рассматриваемой тематике.
Предметом нашего исследования являются учебно-исследовательская и проектная деятельности по физике в средней школе, а объектом – образовательный процесс по физике.
Основной целью нашего исследования является построение модели и создание адекватного методического обеспечения использования учебно-исследовательской и проектной деятельностей по физике применительно к формированию методологического компонента в содержании физического образования.
Отмеченная цель исследования позволяет сформировать систему задач, решение которых будет способствовать корректной организации исследовательского процесса:
- Анализ литературы по соответствующей тематике.
- Определение понятийного аппарата соответствующего разрешению основной проблемы исследования
- Соотнесение целей и задач современной школы, ФГОСа и возможности учебно-исследовательской и проектной деятельностей в целом
- Построение модели учебно-методического комплекса применительно к целенаправленному формированию и использованию методологического компонента
- Исследование возможной адаптации разработанных материалов к требованиям современных образовательных учреждений
Указанные цели и задачи позволяют сформировать гипотезу исследования.
Использование учебно-исследовательской и проектной деятельностей в образовательном процессе по физике, как механизмов целенаправленного построения и последующего использования методологического компонента содержания образования, положительно сказывается на формировании ключевых методологических компетенций и, как следствие, освоении программного материала по физике.
На защиту выносятся следующие положения:
- Методическое обеспечение реализации ФГОС-2.0 не в полной мере отражает концепцию современных стандартов, отмечая лишь намерения по достижению целей и разрешения адекватных им задач физического образования.
- Рассматривая учебно-исследовательскую и проектную деятельности как механизм целенаправленного формирования методологического компонента содержания физического образования, создаются условия для построения основ методов научного познания; ключевых методологических компетенций; положительного влияния на освоения программного материала по физике средней школы.
Материалы исследования докладывались и обсуждались на международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы обучения физике в средней и высшей школе», которая состоялась 17-18 мая 2017 г. в РГПУ им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербурга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/16/picture-106340-1392555091.jpg)
Проектная деятельность как средство формирования экологической компетентности обучающихся
Материал предназначен для учителей географии, использующих в своей работе проектную технологию. В нем подробно рассмотрены теоретические аспекты метода экологических проектов как средства формирования...
Проектная деятельность как средство формирования общеучебных компетентностей младшего школьника
Проектная деятельность как средство формирования общеучебных компетентностей младшего школьника...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/12/picture-211814-1363113952.jpg)
«Проектная деятельность как средство формирования и развития компетентностей учащихся на уроках истории и обществознания".
Материал раскрывает возможности проектной технологии в процессе формирования и развития социальных компетентностей подростка....
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ШКОЛЬНИКОВ С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Социальный проект "Такие разные ступени..."...
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений на уроках математики.
Проект – это метод, который дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением учащимися личностных и метапредметных результатов. Помогает педагогу э...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/12/picture-347632-1389532660.jpg)
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков на уроках биологии
В статье собраны результаты деятельности по формированию метапредметных умений в рамках проектной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/11/picture-1020002-1520784473.jpg)
Проектная деятельность как средство формирования познавательной деятельности студентов колледжа
В современном мире более чем в какие-либо предшествующие эпохи, единственным постоянным фактором являются перемены. Изменения, происходящие в жизни общества, требуют от человека качеств, позволя...