Корреляционный анализ школьных отметок
опыты и эксперименты

Мартемьянов Сергей Александрович

Одна из неизменных основ образовательного процесса – школьные отметки. Меняется количество классов, наборы предметов, программы, методики преподавания, формы экзаменов, но двойки, тройки, четверки и пятерки остаются. Отметки текущие, четвертные, триместровые, годовые, итоговые, – миллионы, миллиарды отметок в масштабах страны, на протяжении многих десятилетий. Богатейший статистический материал, в котором содержится информация об уровне образованности учеников, профессионализме учителей, настойчивости родителей, стратегических замыслах Министерства образования, многочисленных институтов повышения и усовершенствования, авторов учебников и т.д. На этом широком поле высятся методики подведения различных итогов, «зашитые» в электронные журналы и всевозможные циркуляры по вопросу выставления отметок ученикам, учителям, школам, городам и регионам.

Здесь рассматривается одна из задач, решаемых в рамках математической статистики: корреляционный анализ межпредметных связей. Основная задача: на базе триместровых отметок четырех девятых классов оценить эффективность использования корреляционного анализа для оценки межпредметных связей, отработать методику корреляционных расчетов и форму их представления для выполнения последующего анализа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrelyatsionnyy_analiz_shkolnyh_otmetok.docx453.06 КБ

Предварительный просмотр:

Корреляционный анализ школьных отметок

Одна из неизменных основ образовательного процесса – школьные отметки. Меняется количество классов, наборы предметов, программы, методики преподавания, формы экзаменов, но двойки, тройки, четверки и пятерки остаются. Отметки текущие, четвертные, триместровые, годовые, итоговые, – миллионы, миллиарды отметок в масштабах страны, на протяжении многих десятилетий. Богатейший статистический материал, в котором содержится информация об уровне образованности учеников, профессионализме учителей, настойчивости родителей, стратегических замыслах Министерства образования, многочисленных институтов повышения и усовершенствования, авторов учебников и т.д. На этом широком поле высятся методики подведения различных итогов, «зашитые» в электронные журналы и всевозможные циркуляры по вопросу выставления отметок ученикам, учителям, школам, городам и регионам.

По окончанию 11 класса в досье каждого ученика имеется 13 отметок (возможны незначительные отклонения). За редким исключением отметки, в общем случае, разные. Что отражают эти отметки, и где они могут быть востребованы? В исходном виде итоговые отметки практически никого не интересуют (кроме случая медалистов), интерес представляет средняя отметка, которая иногда учитывается при поступлении в ВУЗ. Т.о. весь огромный массив текущих и итоговых отметок нужен был только в процессе обучения в качестве стимулятора. Чему за 11 лет пребывания в школе научился ученик, как результаты его возможностей и стараний оценили учителя, наблюдавшие его в течении многих лет, практически нигде не используются. Для поступления в ВУЗ нужны только результаты ЕГЭ.

Существующая в российских школах де-факто четырехбалльная система оценивания дает очень грубые результаты. Кроме этого, отметки могут быть субъективны и могут быть «подправлены» под предлогом борьбы за успеваемость. Тем ни менее, отметок очень много, а с точки зрения статистики большой объем выборки – залог эффективности результатов статистической обработки.

Здесь рассматривается одна из задач, решаемых в рамках математической статистики: корреляционный анализ межпредметных связей. Основная задача: на базе триместровых отметок четырех девятых классов оценить эффективность использования корреляционного анализа для оценки межпредметных связей, отработать методику корреляционных расчетов и форму их представления для выполнения последующего анализа педагогами и психологами. Существующее представление о разделении школьных предметов на технические, гуманитарные и естественнонаучные носит расплывчатый, качественный характер. В случае адекватности принятой статистической модели рассмотренное в данной работе направление позволит оценить межпредметные связи количественно.

2. Теоретические основы

Корреляция, или корреляционная зависимость — статистическая взаимосвязь двух или более случайных величин (либо величин, которые можно с некоторой допустимой степенью точности считать таковыми). Математической мерой корреляции двух случайных величин служит коэффициент корреляции.

Значительная корреляция между двумя случайными величинами всегда является свидетельством существования некоторой статистической связи в данной выборке. Коэффициенты корреляции могут быть положительными или отрицательными. Отрицательная корреляция — корреляция, при которой увеличение одной переменной связано с уменьшением другой. При этом коэффициент корреляции будет отрицательным. Положительная корреляция в таких условиях — это такая связь, при которой увеличение одной переменной связано с увеличением другой переменной. Возможна также ситуация отсутствия статистической взаимосвязи — например, для независимых случайных величин.

Коэффициент корреляции изменяется в пределах от минус единицы до плюс единицы. Коэффициент корреляции равен 1 тогда и только тогда, когда   и   линейно зависимы.

Корреляционный анализ — метод обработки статистических данных, с помощью которого измеряется теснота связи между двумя или более переменными. Корреляционный анализ популярен в экономике, астрофизике и социальных науках (в частности в психологии и социологии), хотя сфера применения коэффициентов корреляции обширна: контроль качества промышленной продукции, металловедение, агрохимия, гидробиология, биометрия и прочие. В различных прикладных отраслях приняты разные границы интервалов для оценки тесноты и значимости связи.

3. Исходные данные

    В качестве исходных данных использовались отметки учеников четырех девятых классов МОБУ СОШ ЦО «Кудрово» за I триместр 2018-2019 уч. года. Отметки округлялись с точностью до сотых. Анализ проводился по четырем классам раздельно и для всех классов в целом. Отметки рассматривались как случайные величины, предполагалось, что отметки по одному предмету в классе принадлежат одной выборке. Предположение од однородности выборки для параллели в целом основывалось на том, что многие из учителей-предметников работают во всех классах параллели 9-х классов, если же это не так, то в качестве обоснования принадлежности отметок одного предмета к одной выборке является наличие общей для всех классов программы и общих внутренних документов школы, регламентирующих процедуру оценивания. Итоговые триместровые отметки рассчитывались в электронном журнале, точность расчета – 0,01балла.

Пример одной из четырех таблиц исходных данных (фрагмент). Класс 9.1 из 30 человек.

                                                              

                                                                      (рис. 1)

4. Методика выполнения расчетов

Расчет коэффициентов корреляции (или коэффициент корреляции Пирсона) производился по формуле

C:\Users\Гость\Desktop\1_html_mefd8349.gif

где x и y – триместровые отметки по двум предметам, xср и yср  – средние значения по соответствующим выборкам, суммирование проводится по всем ученикам класса (или параллели).

Расчет проводился по каждому классу в отдельности и для всех учеников параллели в целом. Отметки по каждому классу и по каждому предмету в соответствии методами корреляционного анализа центрировались и нормировались. В данном случае эти процедуры как бы «приводят к общему знаменателю» уровни строгости разных учителей. В качестве среды для проведения расчетов использовался Excel.

5. Примеры расчета межпредметной корреляции  

C:\Users\TEMP.DESKTOP-71LACG0.000\YandexDisk\Скриншоты\2019-03-31_16-33-27.png

                                                               (рис. 2)

На рисунках 2,3,4 маркерами изображены нормированные отметки учеников по двум предметам. Один маркер соответствует одному ученику. Из рассмотрения рисунков видно, что в случае высокой корреляции маркер концентрируется вокруг прямой y=x.

C:\Users\TEMP.DESKTOP-71LACG0.000\YandexDisk\Скриншоты\2019-03-31_16-35-24.png

(рис. 3)

C:\Users\TEMP.DESKTOP-71LACG0.000\YandexDisk\Скриншоты\2019-03-31_16-34-50.png

(рис. 4)

6. Оформление результатов расчета

Результаты корреляционного анализа представляются в форме таблиц (предмет/предмет). При этом используется условное форматирование – выделение цветом в зависимости от значения. Ниже представлены результаты расчета коэффициента корреляции для четырех классов раздельно и для параллели в целом. В сводной таблице изменен порядок расположения предметов: они сгруппированы «по направлениям».

C:\Users\TEMP.DESKTOP-71LACG0.000\YandexDisk\Скриншоты\2019-03-28_19-58-23.png

(Таблица 1. Класс 9-1)

C:\Users\TEMP.DESKTOP-71LACG0.000\YandexDisk\Скриншоты\2019-03-28_19-59-49.png

(Таблица 2. Класс 9-2)

C:\Users\TEMP.DESKTOP-71LACG0.000\YandexDisk\Скриншоты\2019-03-28_20-01-03.png

(Таблица 3. Класс 9-3)

C:\Users\TEMP.DESKTOP-71LACG0.000\YandexDisk\Скриншоты\2019-03-28_20-03-30.png

(Таблица 4. Класс 9-4)

C:\Users\TEMP.DESKTOP-71LACG0.000\YandexDisk\Скриншоты\2019-03-28_19-54-34.png

(Таблица 5. Сводная)

7. Анализ полученных результатов

1. Все пять таблиц по содержимому и, соответственно по цветовой гамме очень похожи друг на друга.

2. В таблицах нет отрицательных коэффициентов корреляции. Почти все коэффициенты имеют достаточно высокие значения, низкая корреляция, близкая к нулю, имеется только между физкультурой и остальными предметами.

3. Самые высокие коэффициенты корреляции: алгебра-геометрия (0,9), алгебра-физика (0,8), алгебра-химия (0,78) и русский-литература (0,84).  

8. Выводы

1. Использованная математическая модель и предложенная методика расчета межпредметных связей показали достаточно убедительные результаты, что косвенно подтверждает их адекватность.

2. Среди полученных результатов нет предметов, имеющих отрицательные коэффициенты корреляции с другими предметами, следовательно, программа обучения в целом сбалансирована. Низкие значения корреляции между физкультурой и остальными предметами соответствуют существующей практике.

3. Рассмотренное в статье направление позволяет надеяться на то, что использование статистических методов применительно к школьным отметкам имеет большие перспективы.

Источники

https://ru.wikipedia.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

анализ школьного методического объединения учителей русского языка и литературы

Дается полный анализ работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы за год...

анализ школьной олимпиады по английскому языку

Анализ школьно йолимпиады по английскому языку...

Справка завуча "Анализ школьного этапа предметных олимпиад школьников"

Справка в помощь начинающему завучу поможет составить анализ школьного этапа предметных олимпиад...

Анализ школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии

Анализ школьного этапа всероссийской олимпиады школьников  по экологии...

Урок "Решение задач с использованием регрессионно-корреляционного анализа"

Материалы урока: план-конспект урока, учебная презенетация к уроку, задания для практической работы, словарь основных терминов....

Анализ школьного этапа олимпиады по биологии 9 класс

Анализ школьного этапа олимпиады по биологии 9 класс...