ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УРОК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ
материал

Никитин Владимир Ильич

Личностно-ориентированный подход в преподавании - концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития. Актуальность личностно-ориентированного обучения. На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УРОК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ

        Личностно-ориентированный подход в преподавании - концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития. Актуальность личностно-ориентированного обучения. На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика.

Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, которое во главу угла ставит: самобытность ребёнка, самоценность ребёнка, субъективность процесса учения.

Oвладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания

        Личносто-ориентированное обучение включает следующие подходы:    

  • разноуровневый,
  • дифференцированный,
  • индивидуальный,
  • субъективно-личностный.

Ценность применения разноуровневых заданий.

- Предложение выбора задания способствует созданию для ученика ситуации успеха.

- Овладение уровневым подходом дает возможность учителю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся. - - Учет индивидуальных особенностей учеников позволяет педагогу составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно-ориентированного обучения.  

- Применение уровневых заданий наиболее эффективно только вместе с другими вариантами письменной и устной проверки знаний, умений и навыков учащихся.

        Такие задания должны использоваться систематически, так, как только лишь в этом случае их внедрение будет способствовать достижению хороших результатов.

Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью.

1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.

2. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.

3. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

4. Использование проблемных творческих заданий.

5. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

6. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.  

7. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

8. При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Формы личностно-ориентированного урока

- уроки    с измененными способами организации (урок-лекция, лекция-парадокс, защита знаний, защита идей, урок вдвоем, урок встреча);

- уроки, опирающиеся на фантазию (урок-сказка, урок-творчества: урок-сочинение, урок-выставка, урок-рассказ об ученых: урок-бенефис, урок-портрет);

- уроки с игровой состязательной основой (урок-игра: «Придумай проект», проверочный кроссворд, игра-обобщение, урок типа КВН, урок-эстафета,

конкурс, дуэль, соревнование: урок-журнал, урок-викторина, урок-тест);

- уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации (парный опрос, урок-зачет, урок-практикум, итоговое собеседование, ученическая конференция).

        Проектирование и технология проведения личностно-ориентированного урока, рассчитанного на работу с индивидуальностью каждого ученика, ставит учителя в несколько непривычную для него позицию – быть одновременно и предметником, и    психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального (возрастного) развития, личностного становления.

Признаки лично-ориентированного обучения

- Использование субъективного опыта ребенка

- Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач

- Накопление знаний, умений, навыков в качестве важного средства реализации детского творчества

- Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации успеха

       Урок в личностно –ориентированном обучении отличается тем, что перед детьми возникает проблемная ситуация, противоречие. Ученики предлагают свои версии решения проблемы, чем больше версий, тем лучше. Затем дети путем сравнения гипотез выбирают основную версию. Учащиеся учатся работать по намеченному ими плану. Итог урока - рефлексия. Нужно научить детей оценивать результаты своей деятельности.

        Личностно – ориентированный урок можно представить в виде схемы:

       1.Актуализация жизненного опыта;

       2.Мотивация и целеполагание;

       3.Изучение нового материала;

       4.Отработка умений и навыков;              

       5.Подведение итогов урока.

Виды заданий для развития индивидуальной личности

1. Задания на создание возможностей самопознания (позиции учителя в обращении к школьникам в этом случае может быть выражена фразой «Узнай себя!»):

  • содержательное самооценивание, анализ и самооценка школьниками содержания проверенной работы (например, по заданному учителем плану, схеме, алгоритму проверить выполненную работу, сделать вывод о том, что получилось, а что не получилось, где ошибки);
  • анализ и самооценка использованного способа работы над содержанием (рациональности способа решения и оформления задач, образности, последовательности действий в лабораторной работе и пр.);
  • оценка школьником себя как субъекта учебной деятельности по заданным характеристикам деятельности («умею ли я ставить учебные цели, планировать свою работу, организовывать и корректировать свои учебные действия, организовывать и оценивать результаты»);
  • анализ и оценка характера своего участия в учебной работе (степень активности, роль, позиция во взаимодействии с другими участниками работы, инициативности, учебной изобретательности и пр.);
  • включение в урок или домашнее задание диагностических средств на самоизучение своих познавательных процессов и особенностей: внимания, мышления, памяти и т.д. (Одним из ходов в решении этой методической задачи может быть мотивирование ребят на диагностику своих познавательных особенностей как средства для выбора способа, плана выполнения дальнейшего учебного задания);
  • «Зеркальные задания» – обнаружение своих личностных или учебных характеристик в персонаже, задаваемом учебным содержанием (богаче всего для этого конечно, литература), или внесенными в урок диагностическими моделями (например, описательные портреты различных типов учеников с предложение прикинуть на себя).

2. Задание на создание возможностей для самоопределения (обращение к школьнику – «Выбирай себя!»):

  • аргументированный выбор различного учебного содержания (источников, факультативов, спецкурсов и т.д.);
  • выбор заданий качественной различной направленности (креативности, теоретичности-практичности, аналитической синтезирующей направленности и т. п);
  • задания, предполагающие выбор уровня учебной работы, в частности, ориентации на тот или иной учебный балл;
  • задания с аргументированным выбором способа учебной работы, в частности, характера учебного взаимодействия с одноклассниками и учителем (как и с кем делать учебные задания);
  • выбор форм отчетности учебной работы (письменный – устный отчет, досрочный, в намеченный сроки, с опозданием);
  • выбор режима учебной работы (интенсивное, в краткий срок, освоение темы, распределенный режим – «работа порциями» и пр.);
  • задание на самоопределение, когда от школьника требуется выбор нравственной, научной, эстетической, а может быть, и идеологической позиции в рамках представленного учебного материала;
  • задание на определение самим школьником зоны своего ближайшего развития.

3. Задание на «включение» самореализации («Проверяй себя!»):

  • требующие творчества в содержании работы (придумывание задач, тем, заданий, вопросов: нестандартные задачи, упражнения, требующие выйти в решении, выполнении за продуктивный уровень и т.п.);
  • требующие творчества в способе учебной работы (переработка содержания в схемы, опорные конспекты: самостоятельная не по образцу постановка опытов, лабораторных заданий, самостоятельное планирование прохождения учебных тем и пр.);
  • выбор различных «жанров» заданий («Научный» отчет, художественный текст, иллюстрации, инсценировка и т.д.);
  • задания, создающие возможность проявить себя в определенных ролях: учебных, квазинаучных, квазикультурных, отражающих место, функции человека в познавательной деятельности (оппонент, эрудит, автор, критик, генератор идей, систематизатор);
  • задания, предполагающие реализацию себя в персонажах литературных произведений, в «маске», в игровой роли (специалиста, исторического или современного деятеля как элемента изучаемого процесса и д.т.);
  • проекты, в ходе которых учебные знания, учебное содержание (разбор проектов) реализуется во внеучебной сфере, внеучебной деятельности, в частности, в социально-полезной.

4. Задания, ориентированные на совместное развитие школьников («Твори совместно!»):

  • совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой творческой работы: «мозговой штурм», театрализация, интеллектуальные командные игры, групповые проекты и пр.;
  • «обычные» творческие совместные задания без какого-либо распределения учителем (!) ролей в группе и без особой технологии или формы (совместное, в парах, написание сочинений; совместная, в бригадах, лабораторная работа; совместное составление сравнительной хронологии – по истории и т.д.):
  • творческие совместные задания со специальным распределением учебно-организационных ролей, функций, позиций в группе: руководитель «лаборант», «оформитель», экспорт-контролер и пр. – (такое распределение ролей работает на совместное развитие, только если каждая из ролей воспринимается ребятами как вклад в общий результат и представляет возможности для творческих проявлений);
  • творческие игровые совместные задания с распределением игровых ролей в форме деловых игр, театрализации (важны в этом случае, как и в предыдущем, взаимозависимость, связанность задаваемых ролей, возможности для творческих проявлений и восприятия игрового и творческого результатов: общих и индивидуальных);
  • задания, предполагающие взаимопонимание участников совместной работы (например, совместные опыты по измерению свойств своей нервной системы – по биологии или совместные задания типа интервью на иностранном языке с взаимной фиксацией уровня овладения этим умением);
  • совместный анализ результата и процесса работы (в этом случае акцентировка не на взаимопонимание личностных и индивидуальных особенностей, а деятельных, учебных, в том числе качества совместной работы, например, совместная содержательная оценка степени освоения учебного материала каждым участником групповой работы и групповая оценка качества групповой работы, слаженности, самостоятельности и т.п.);
  • задания, предполагающие взаимопомощь в разработке индивидуальных учебных целей и индивидуальных планов учебной работы (например, совместная разработка плана осуществление индивидуальных лабораторных работ с последующим самостоятельным, индивидуальным ее осуществлением или совместная проработка уровня ответа на зачете и индивидуальных планов подготовки к такому зачету);
  • стимулирование, мотивирование совместной творческой работы оценивается учителям, подчеркивающим и совместный результат, и индивидуальные результаты, и качество процесса совместной работы: подчеркивание при оценивании идей взаимного развития, совместного развития.

        Личностно-ориентированный тип образования можно рассматривать, с одной стороны, как дальнейшее движение идей и опыта развивающего обучения, с другой – как становление качественно новой образовательной системы.

Приложение 1

Памятка
Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью

  • Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
  • Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
  • Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
  • Использование проблемных творческих заданий.
  • Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
  • Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
  • Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
  • Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
  • При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»

В настоящее время –  время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...

Содержание, виды, методы и формы контроля. Универсальные учебные действия учащихся (УУД). Основные виды учебной деятельности учащихся (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока)

Учитель химии Якимчик Е.Е.ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа)  Настоящая статья является продолжением ранее опубликованной статьи автора «Классификация методов и форм обучения, типы и структура ...

Комплект заданий на развитие различных видов универсальных учебных действий на уроке английского языка

На современных уроках английского языка идет формирование всех четырех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. В данной статья приводятся прим...

Комплект заданий на развитие различных видов универсальных учебных действий по теме "My Day"

Комплект заданий на развитие различных видов универсальных учебных действий...