«Современный урок литературы: формы и приемы работы, помогающие учителю осуществлять деятельность по формированию основных видов универсальных учебных действий»
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему
В материале представлены некоторые современные формы работы на уроках литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_pedsovet.docx | 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
«Современный урок литературы: формы и приемы работы, помогающие учителю осуществлять деятельность по формированию основных видов универсальных учебных действий»
Многое в деятельности учителя изменилось с введением ФГОС. Современный урок предъявляет новые требования. Хотелось бы рассказать о новых приемах и методиках, помогающих учителю в формировании УУД обучающихся.
Одной из форм работы, реализуемых на уроках литературы, может быть кластер. Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Посередине чистого листа прошу ребят написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. Затем вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. Появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием (регулятивные УУД). В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме. Один из плюсов технологии – это то, что система кластеров позволяет охватить большой объем информации. Например, образ Герасима из произведения «Муму» можно проанализировать при помощи такого кластера. Учащиеся работают по группам и, чтобы разделить большой объем информации, каждая группа характеризует 1 из элементов кластера. Учащиеся осуществляют деятельность по поиску и обработке информации, подбирая цитаты и мнения литературоведов по этому поводу.
Следующая форма работы, о которой хотелось бы сказать – это инсерт, интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления (попросту, чтение с пометами).
Технология реализуется в 3 шага. 1 шаг. Учащимся раздаётся текст. 2 шаг. Чтение текста учителем. 3 шаг. Чтение текста учащимся. Выставление на полях знаков по ходу чтения текста карандашом. Например, при изучении темы «Жанровые особенности сказки» можно в начале урока попросить детей записать то, что им известно о сказках (фиксируем все идеи), а дальше раздается такой текст.
Если подобрать к слову "сказка" однокоренные слова, то получим ряд слов, который в определенной мере раскроет нам его смысл: сказка - сказывать - рассказывать. то есть сказка - это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для его слушателей.
Интересное происхождение термина "сказка". Слово "сказка" в нынешнем значении, как утверждают ученые существует недолго. Памятники письменности свидетельствуют о том, что в Древней Руси употреблялось другое слово для обозначения сказок - "баснь", "байка", от глагола "баять", а сказочников называли "бахарями". Сегодня слово "Байка" в значении "сказка" употребляется в украинском и польском языках. Мы будем подразделять сказки на сказки о животных, волшебные и социально-бытовые. Особенности волшебных сказок:они имеют сходство в композиции, во всех них выделяются некоторые обязательные композиционные части. Все волшебные сказки имеют зачин - эта часть сказки всегда обозначает место действия и знакомит с некоторыми героями. зачин - не только обязательная часть любой волшебной сказки, он еще и оформляется в них одинаково. Для этого существуют сказочные формулы начала. "За тридевять земель, в тридевятом царстве жил-был царь с царицею...,"В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха" - вот два примера зачинов волшебной сказки. В них подчеркнуты сказочные формулы. Все волшебные сказки имеют концовку. Любая сказка имеет счастливый конец. Для этой композиционной части тоже сказочные формулы. "И стали жить, поживать, добра наживать". Мир волшебных сказок при всей его фантастичности отражает мир людей, которые ее рассказывали и слушали. Следовательно, в русской волшебной сказке отражена русская жизнь. например, Баба-Яга живет в избушке и лежит на русской печи, царевна живет в тереме о двенадцати венцах. В сказке отражена и родная природа, но вот нравственный мир волшебной сказки не имеют национальных различий. Он общечеловеческий. Это прежде всего мир добра и доброты. Доброта сказки в том, что она защищает слабых и обиженных. Это и мир справедливости.
Сказка незаметно, но постоянно учит. учит любить и жалеть, быть честным, верным, бескорыстным, ценить человека не по внешности, а по делам и поступкам.
После того, как учащиеся закончили чтение статьи и сделали необходимые пометки, учитель просит сравнить полученную информацию с первоначальными версиями. Учащиеся составляют в тетради таблицу, обобщая полученную информацию. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Этапы инсерта соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия. Применяя этот прием, учитель проводит работу по формированию всех четырех блоков УУД:
- регулятивные УУД: способность принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать свои действия.
- познавательные УУД: структурировать информацию, владеть основами ознакомительного, изучающего чтения.
- коммуникативные УУД: адекватно передавать информацию, выражать свои мысли.
- личностные УУД: формирование личной позиции, включающая учебные и познавательные мотивы.
Следующая форма работы – синквейн. Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять» (в вольном переводе – «пять вдохновений» или «пять удач»). Синквейн – это малая стихотворная форма, короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу (познавательные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД). Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. (Личностные УУД).
Особенно удается эта форма работы на стадии закрепления. В 5 классе это также может быть работа по анализу образа героя, например, Алеша (Черная курица или подземные жители), Солдат (Бородино), Русская женщина (поэма «Мороз, Красный нос), Герасим (Муму). Также этот вид деятельности можно использовать и на первых уроках. Привожу вашему вниманию синквейны, написанные о книгах в целом.
Интересна также такая форма работы, как составление проекта. Сейчас уже в самом учебнике после многих тем представлено задание по составлению проекта, что позволяет регулярно проводить такую работу. Мы использовали эту форму работы после изучения темы «Сказки А.С. Пушкина». Детям нужно было составить, а затем представить сборник сказок А.С. Пушкина под собственной редакцией. В сборник нужно было включит небольшое предисловие к сказке, собственные иллюстрации, вывод по основной мысли каждого произведения. Урок строился в соответствии со структурными компонентами проектной деятельности.
- Ученики подготовили рабочее место, сформировали группы.
- Обсудили главную идею будущего проекта, распределили обязанности.
- Выполнили творческую работу, составили сборники сказок, готовят выступление. В соответствии с конечной целью оформили проект, и поупражнялись в использовании приёмов защиты творческой работы.
- Выступили перед классом, отвечая на вопросы, подготовленные участниками других групп.
- Оценили результаты своей деятельности и деятельности других групп.
Эту работу можно использовать при формировании всех видов УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных), здесь все зависит от темы проекта.
Итак, интеграция выше названных средств позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и повысить качество знаний по предмету, создать условия для успешной социализации личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике
Особенности формирования УУД при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на примере проекта в 8 классе по геометрии "Теорема Пифагора"...
Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике
Особенности формирования различных видов универсальных учебных действий при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности по математике на примере проекта по геометрии "Теорема Пифагор...
Виды универсальных учебных действий. Разработка памятки для учителей, начинающих работать по новым стандартам.
Виды универсальных учебных действий. Разработка памятки для учителей, начинающих работать по новым стандартам....
Проектная работа "Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе по теме "Глагол"
Проектная работа представляет собой разработку пакета контрольно –диагностических материалов для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 6 классе по разделу «Глагол» ( по УМК М. Т. Б...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УРОК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ
Личностно-ориентированный подход в преподавании - концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и ...