ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
методическая разработка
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_metapredmetnye_svyazi.docx | 16.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В школьном обучении актуальность метапредметных связей очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний.
Самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у обучающихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.
В свете современных задач проблема метапредметных связей приобретает важное значение. Одним из значимых средств повышения эффективности процесса обучения является реализация принципа метапредметных связей, обеспечивающих взаимосвязь наук естественно-математического и общественно-гуманитарного циклов
На современном этапе развития общества все больше специальностей требуют высокого уровня образования, применений математических знаний (физика, химия, информатика и др.), поэтому расширяется круг обучающихся, для которых математика становится значимым предметом. Кроме того, в повседневной практической деятельности каждый человек в той или иной степени имеет дело с расчетами, планированием, моделированием, приемами геометрических построений и измерений, составлением и чтением таблиц, схем, диаграмм, графиков, выполнением алгоритмов, анализом массивов данных. Поэтому, изучая каждую тему по математике, следует связывать ее содержание с практическими задачами из жизни или других учебных дисциплин, доказывать на конкретных примерах ее практическую значимость и круг применений.
Очень интересным и перспективным способом демонстрации связи математики с другими науками, является проведение интегрированных уроков. Они формируют научное мировоззрение, способствуют установлению логических связей между предметами. Интегрировать можно уроки математики с уроками трудового обучения («Формулы», «Построение чертежей одежды», «Единицы массы. Работа с пищевыми продуктами. Приготовление блюд»), географии («Масштаб. Построение плана школьной территории»), естествознания («Симметрия. Симметрия в природе»), физики («Скорость. Единицы измерения скорости»), истории («Путешествие в прошлое геометрии», «Семь чудес света»), биологии («Математика на службе генетики»), т.д.
Метапредметные связи - это не столько «мосты» между учебными предметами, но и средство построения целостной системы обучения на основе общности содержания з наний и методов научного познания.
Во время отбора задач целесообразно придерживаться определенных требований, демонстрирующие практическое применение математических идей и методов, доступные ученикам понятия и термины, а также реальные числовые данные, которые не ведут к громоздким вычислениям. Использование задач с экологическим сюжетом на основе краеведческого материала, окружающей среды. При решения таких задач знания обучающихся пополняются интересными сведениями об окружающем мире, развивается и совершенствуется математическая речь, внимание, самостоятельное творческое мышление, воспитываются элементы основ экологической культуры.
Благодаря использованию художественной литературы на уроках математики можно решать задачи воспитания, что позволяет гармонизировать обстановку в классе, где есть и логики, и лирики. Связать математику с химией позволяют задачи на смеси и сплавы. Мотивация, или стремление ребенка к обучению, является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успешное восприятие и усвоение учениками программного материала.
Формировать мотивацию значит создать для детей такие условия и ситуации, которые смогли бы активизировать умственную деятельность, где желаемые мотивы и цели развивались бы с учетом их жизненного опыта и внутренних стремлений. При подготовке к уроку тщательно продуманная мотивация на уровне внутрипредметных и метапредметных связей определяет значимость темы урока для развития науки, повседневной жизни, решение экономических проблем, познания мира, фактов и явлений, повышает осознание изучаемого.
Использование метапредметных связей направлено на формирование системы знаний, умений и навыков, работа с которыми развивает умение осмысливать содержание понятий и применять полученные знания на практике, затем анализировать результаты, делать соответствующие выводы, расширяет кругозор обучающихся.
Делая выводы, можно говорить о том, что метапредметными результатами обучения должны быть:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение планировать пути достижения поставленных целей и наиболее эффективно выбирать способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование метапредметных связей на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности
Работа выполнена для защиты после курсов ИОЧ...
Метапредметные связи как приоритетное направление в преподавании английского языка на современном этапе.
Метапредметные связи как приоритетное направление в преподавании английского языка на современном этапе....
Система развития метапредметных связей на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся на базе единого информационного пространства гимназии
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" гласит, что: «Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в буд...
Построение образовательного процесса технологии на основе использования метапредметных связей
Современная педагогическая наука утверждает, что для продуктивного усвоения учеником знаний и для интеллектуального развития средствами разных предметов школьного курса чрезвычайно важно установление ...
Использование метапредметных связей при подготовке обучающихся к написанию итогового сочинения.
В данной статье говорится о том, как учитель готовит своих учеников к итоговому сочинению. А также о том, что в процессе подготовки можно проводить бинарные уроки совместно с учителем обществознания...
"Формирование и использование метапредметных связей на уроке английского языка"
Важнейшей задачей ФГОС является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, способно...