Построение образовательного процесса технологии на основе использования метапредметных связей
статья по технологии по теме
Современная педагогическая наука утверждает, что для продуктивного усвоения учеником знаний и для интеллектуального развития средствами разных предметов школьного курса чрезвычайно важно установление широких связей между разными разделами изучаемых курсов, так и между разными предметами в целом - внутрипредметная и метапредметная интеграция.
Построение образовательного процесса на основе использования метапредметных связей представляет собой объединение в одном задании знаний из разных отраслей и различных учебных дисциплин.
Предмет «Технология» является составляющим компонентом основного общего образования.
Основной формой обучения школьников в технологическом образовании является учебно – практическая деятельность предоставляющая им возможность применить на практике знания основ наук.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Построение образовательного процесса на основе использования метапредметных связей.
Сполниченко Л. И.
МБОУ СОШ №28
г. Архангельск
spolni62@mail.ru
Современная педагогическая наука утверждает, что для продуктивного усвоения учеником знаний и для интеллектуального развития средствами разных предметов школьного курса чрезвычайно важно установление широких связей между разными разделами изучаемых курсов, так и между разными предметами в целом - внутрипредметная и межпредметная интеграция.
Построение образовательного процесса на основе использования метапредметных связей представляет собой объединение в одном задании знаний из разных отраслей и различных учебных дисциплин.
Предмет «Технология» является составляющим компонентом основного общего образования.
Основной формой обучения школьников в технологическом образовании является учебно – практическая деятельность предоставляющая им возможность применить на практике знания основ наук. Это обеспечивает приоритетное применение упражнений, лаборато-практических, учебно-практических работ, а также разработанный, апробированный и внедренный интеграционный метод – метод проектов.
В содержании предмета «Технология» выделены следующие основные разделы :
- создание изделий из конструкционных материалов на основе конструкторской и технологической документации;
- машины и механизмы, графическое представление и моделирование;
-декоративно-прикладное творчество;
-электротехнические работы;
-технология ведения дома, домашняя экономика и основы предпринимательства;
-черчение и график;
-современное производство и профессиональное образование;
-творческая и проектная деятельность.
Интегративный характер содержания обучения технологии уже предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей.
Это связи с
- алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций,
- химией при характеристике свойств материалов,
- физикой при обнаружении физических и механических свойств обрабатываемых материалов, изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий ( например, электрохимия),
- историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов .
- черчение и графика, изо – при определении формы изделия, определении размеров деталей и конструктивных элементов,
- географией при выборе обрабатываемого материала как природного материала или полезного ископаемого.
- биологией при рассмотрении вопросов эргономики в дизайне изделий, экологических проблем в производстве сырья и материалов.
- экономикой при выполнении функционально-стоимостного анализа, оценки экономической эффективности результатов деятельности.
Примером эффективного развития межпредметных связей может служить опыт успешного применения метода проектов на уроках технологии и элективных курсов в разделе «Технология обработки конструкционных материалов».
Например
Проект учащегося 9 класса
«Устойчивость углеродистой стали к агрессивным средам»
В этом проекте конструкционный материал углеродистая сталь рассматривается как сложный химический сплав.
Здесь прослеживается связь технологии и школьного курса химии на изучении темы «Железо и его соединения». Поднимаются проблемы экологии – загрязнение окружающей среды.
Образцы стали марки Ст3 размерами 15×15 мм подвергались медленному воздействию (капли / день) слабых и концентрированных растворов кислот соляной ( HCl ), серной( H2SO4 ), азотной (HNO3 ) и щелочей: гидроксида натрия ( NaOH ), гидроксида калия KOH.
Учащийся работал с учебниками, справочной литературой, лабораторными приборами, конструкционным материалом.
Наблюдаемые процессы (изменение цвета образцов, изменение веса, протекание химической реакции ) заносились в тетрадь и фотографировались. Ожидаемые результаты не всегда оправдывались. Сталь показала устойчивость к некоторым реактивам: при обычной температуре металл ( железо (Fe) - основа стали) не взаимодействует с концентрированной серной кислотой( HCl ), так как пассивируется ею. Также проявила себя и азотная кислота(HNO3 ). Но железо реагирует с разбавленной серной и соляной кислотами, вытесняя из кислот водород.
При нагревании концентрированная серная ( H2SO4 ) кислота окисляет железо и выделяет при этом вредный токсичны сернистый газ.
В проекте учащихся «Углеродистая сталь как
физический элемент»
проявляется интеграция предметов физики, химии, черчения .
При анализе выбранного конструкционного материала (углеродистая сталь) для своего изделия брелок «Вертушка» учащиеся рассматривали его физико – механические свойства ( трение, теплопроводность, строение кристаллической решетки, связь между массой тела и силой действующей на него, влияние температуры на магнитные свойства стали, электропроводность и т. д.) ,. Учитывались и химические свойства стали - основной содержащий элемент стали - железо Fe, общие понятия о положении железа в периодической системе химических элементов и строение атома. Влияние процентного содержания элементов в химическом составе на прочностные характеристики металла.
Учащиеся разрабатывали каждый свою конструкцию брелок. Разрабатывали свою конструкторско - технологическую документацию.
Для отделки изделия – нанесение рисунка на металл было применено электрохимическое травление. Где учащиеся практически познакомились с электролизом, процессом, протекающим в растворе, при пропускании через него электрического тока. Электролиз является одним из важнейших направлений электрохимии. Ребята открыли для себя неизвестный раздел химической науки а также познакомились с темой из школьного предмета физики «Электрический ток в жидкостях» 10 кл.
Исходя из предложенных примеров межпредметные связи повышают научный уровень обучения, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира, раскрывая его материальное единство. При этом развивается диалектическое и системное мышление учащихся, гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных предметов и наук.
Без этих интеллектуальных способностей невозможны и творческое отношение человека к труду, решение на практике современных сложных задач, требующих синтеза знаний из разных предметных областей.
Межпредметная интеграция приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учет индивидуальных особенностей в построении образовательного процесса, выбор образовательных технологий, методик обучения
Учет индивидуальных особенностей в построении образовательного процесса, выбор образовательных технологий, методик обучения базируется на лучших педагогических практиках старой фортепианной школы и на...
«Здоровьесберегающие технологии – основа построения образовательного процесса»
Здоровьесберегающие технологии направлениы на сохранение. формирование и укрепление здоровья....
Использование в работе инновационных педагогических технологий для продуктивного построения образовательного процесса.
Современный урок должен быть актуальным, интересным и полезным для ребенка и сейчас и в будущем....
Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения
Анализ рабочей программы, тесты, анкеты, протокол ПМПк...
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения по физической культуре
Индивидуальный подход в преподавании физической культуры тесно связан с методикой проведения занятий. Планируя работу, всегда учитываю возрастные , типовые и индивидуальные особенности детей ,провожу ...
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения по физической культуре
Индивидуальный подход в преподавании физической культуры тесно связан с методикой проведения занятий. Планируя работу, всегда учитываю возрастные , типовые и индивидуальные особенности детей ,провожу ...
Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения по технологии
В разделе помещен материал, описывающий мой опыт работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках технологии...