Из опыта работы: гендерный подход к обучению
статья
физиологические и психологические особенности мальчиков и девочек при усвоениии учебных предметов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Из опыта работы: гендерный подход к обучению
Система гендерного обучения не нова: разделять мальчиков и девочек в процессе обучения раньше было нормой. В царской России были кадетские классы и закрытые школы для мальчиков. Девочки обучались дома или в пансионах и институтах благородных девиц. Собственно говоря, до середины прошлого века в нашей стране практиковалось раздельное обучение. Сегодня такое обучение ведется в 64 регионах России, и такая форма образования существует в почти 500 школах страны.
Школы страны ежегодно встречают тысячи обучающихся, а не мальчишек и девчонок. Система обучения по гендерному признаку позволяет расширить выбор образовательных учреждений для родителей и детей, дать возможность раскрыть способности каждого ребенка.
У мальчиков и девочек разный склад психики. Девочка с самого начала ориентирована на выживаемость, а мальчик - на дальнейшее совершенствование и прогресс.
При одних и тех же методах обучения, при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления.
Мальчики большинство пространственных задач решают во внутреннем плане, тогда как девочкам нужна дополнительная наглядность.
Мальчики требуют образной формы изложения, наглядности, им нужно предложить материал в действии, а не умозрительно. Им требуется обучение, основанное в первую очередь на целостном подходе, с опорой на конкретность, жизненность. Они должны понять принцип, смысл, а не выстраивать этот смысл из деталей. А мальчики, все понимая, подчас не могут объяснить того, что поняли, кому-то другому. Есть мальчики, которые все хватают на лету, все задачи решают, а объяснить свое решение не могут. А есть девочки - отвечают у доски прекрасно, но смысла предмета они не чувствуют.
Мальчику не подходит традиционный прием "повторения и закрепления" материала. Его мозг не воспринимает повторов и автоматически выключается. Не случайно именно мальчикам обычно на уроке учителя делают замечания типа: "Иванов, я тебя спрашиваю! Ты что, не слышишь?" А ребенок действительно не слышит, он отключился. Девочки, напротив, все прекрасно слышат и во второй, и в третий раз. Они послушно повторяют, хорошо ориентируются в настроениях взрослых. Поэтому ученые советуют учителям действовать по принципу: девочке повтори, мальчика ободри.
Но и подбадривать надо грамотно. Поскольку мальчик во всем ищет, прежде всего, смысл, то похвала, полученная им за работу, которая ему неинтересна или кажется бессмысленной, на него не подействует. А девочке одобрение взрослых важно само по себе. Она по природе более общительна, ее гораздо больше интересует социум. Она гораздо охотней выполняет неинтересную работу просто ради того, чтобы заслужить похвалу. Поэтому-то «зубрилами» обычно бывают именно девочки. Они могут заучивать наизусть текст, смысл которого им неясен.
Время, необходимое для вхождения в урок, – период врабатываемости – у детей также зависит от пола. Девочки после начала занятий быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, мальчики отстают. Однако мальчикам потом нужен высокий темп, и, как только начинаются повторения, закрепления, внимание у них ослабевает. Девочкам быстрый темп мешает. Они лучше работают при поэтапном выполнении заданий
Мальчикам, в отличие от девочек, для полноценного развития психики требуется больше пространства.
Свою активность мальчики проявляют шумно и резко, а девочки – тише, но результативнее.
Мальчики любят соревноваться. А вот девочек вовлекать в состязания нужно аккуратно, есть риск всех перессорить.
Реакция на разговор у мальчиков приходится на первые его минуты, он не может долго поддерживать эмоциональное напряжение, он к этому просто не приспособлен..
Несмотря на то, что у мальчиков острота слуха в среднем выше, чем у девочек, защищаясь от перенапряжения, они просто «отключают» слуховой канал, информация блокируется и не доходит до сознания.
Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах педагога девочки часто выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне может сформироваться низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях.
В гендерных классах многим детям значительно комфортнее. Большинство учеников в таких классах чувствуют себя легко и непринужденно, практически все считают свои коллективы дружными.
Впрочем, улучшается не только психологический климат. По статистике Института гигиены детей и подростков, 40 лет наблюдавших за состоянием здоровья учащихся некоторых московских школ, смешанное обучение отрицательно влияет на здоровье 94% девочек: у них страдают кровеносная, пищеварительная и нервная системы, они чаще простужаются и как следствие – у них больше пропусков уроков. Так что многие специалисты называют гендерное обучение в числе «здоровьесберегающих технологий».
Руководитель Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области Владимир Базарный считает, что при совместном обучении мальчики подражают девочкам и перенимают присущие им качества: прилежность, стремление услужить и понравиться. У них пропадают заложенные природой протестные установки и черты мужского характера, мальчики начинают развиваться по женскому типу, усваивая женский эталон социального поведения. В раздельных же классах они учатся налаживать отношения в своем коллективе, не прячась за спины девочек, у них воспитываются типичные мужские черты: воля, смелость, решительность.
Раздельное обучение позволяет ребенку осмыслить свою личность, пройти процесс самоидентификации по половому признаку. Сторонники раздельного обучения справедливо отмечают, что формирование маскулинного начала в чисто мужском школьном коллективе происходит более активно и целостно. Большинство ситуаций в учебе и вне ее провоцируют мальчика раскрывать свои качества - конкурировать, спорить, двигаться вверх в иерархии и т.п
Мир мальчиков вращается вокруг действия и его результата, вот поэтому, наверное, им больше всего нравятся уроки трудового обучения и физической культуры.
Рекомендации для учителей
- Слово «молодец» для мальчиков более значимо.
- Важно, что оценивается в их деятельности (для девочек кто и как).
- Имеет смысл оценка «я тобой не доволен». Мальчик должен знать, чем конкретно Вы не довольны и вновь «проиграть» в голове свои действия.
- Они не могут долго выслушивать (так устроены) выговор. Говорить четко, коротко и ясно изложить, что не устраивает, иначе перестают слышать через некоторое время. Хотите добиться воспитательного эффекта, ограничьте длину нотации, но сделайте её емкой по смыслу.
- Мальчикам нужен высокий темп урока, иначе их внимание ослабевает.
- Важна поисковая деятельность, элемент соревнования, самоконтроль, умение держать себя, знать что можно и что нельзя.
- Четко планировать деятельность, следовать плану, проговаривать цель.
- Предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
- Задачи развития: социальные связи, самооценка, обучение навыкам, принадлежность команде.
При любом подходе к обучению важным является единство действий учителя и родителей ребенка, для согласования целей, задач воспитания и обучения на основе единства действий, требований и уважения ребенка как представителя своего пола, как личности, соблюдения его прав как человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы: "Дифференцированный подход к обучению на уроках географии"
Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Анализируя образовательные, воспитательные и развивающие аспекты учебной деятельности, определяю следую...
Статья "Гендерный подход в обучении и воспитании"
Основная идея гуманистического подхода заключается в том, человек является наивысшей ценностью и несет в себе позитивную основу независимо от половой принадлежности. Г...
Организация педагогического процесса с учетом гендерного подхода в обучении
Реализация гендерного подхода имеет практическую значимость для развития индивидуализированных форм обучения, раскрытия личностных способностей. Проведение гендерных исследований в рамках образователь...
Описание собственного опыта работы " Дифференцированный подход в системе обучения".
Обобщение опыта работы по теме....
Гендерный подход в обучении как фактор успешности профессиональной деятельности педагога
Автореферат дссертации соискателя ученой степени кандидата наук Растёгиной Н.В....
Гендерный подход в обучении иностранным языкам
Все чаще в литературе встречается понятие "гендерный аспект". Он предполагает, что различия в поведении, мышлении и восприятии мужчин и женщин определяется не только их психофизиологическими...
Гендерный подход в обучении физической культуры
Смысл понятия «гендер» означает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.Таким образом, гендерный по...