«Креативность и критическое мышление».
статья

Талантова Елена Алексеевна

Данная статья относится к разделу "Психология", дает общее представление о креативном и критическом мышлении. Процессы глобализации требуют от человека умения применять нестандартные решения, генерировать новые идеи. Умение мыслить критически имеет чрезвычайную важность для развития человечества, его способности отвечать вызовам времени, для психологии вообще и развития личности в частности. Предлагаемая статья о роли творчества в развии личности, описывает критическое мышение и методы его развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kreativnost_i_kriticheskoe_myshlenie.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Креативность и критическое мышление».

Современное общество вовлечено в процессы глобализации. Быстро реагировать на изменения, вызванные процессами глобализации, применять нестандартные решения, генерировать новые оригинальные идеи – задачи современного общества. Общество нуждается в необычных решениях знакомых задач, в новых подходах к решению проблем, а также в новых способах поведения в типичных ситуациях. Большинство профессий в современном мире нуждаются в креативности, в активизации творческого начала. Креативное мышление проявляется в современной социально-экономической системе разнообразных формах. Это и научные открытия, и предпринимательство, и технические изобретения, и создание произведений искусства, и отношения с людьми, и государственное управление.

Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи.

Критическое мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое - выявляет их недостатки и дефекты.

Для эффективного решения задач необходимы оба вида мышления, хотя используются они раздельно: творческое мышление является помехой для критического, и наоборот.

Креативное мышление.

Креативность – общая способность к творчеству, характеризующая личность в целом и проявляющаяся в различных сферах активности. Креативность — творческие способности индивида, характеризующиеся:

  • готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора;
  • способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

В креативном процессе креативное мышление используется для создания нового, оригинального, критическое же мышление необходимо для оценки идей и принятия решения.

В креативном решении проблем важны оба вида мышления. Сначала необходимо проанализировать проблему, затем выработать возможные решения, после чего выбрать и применить лучшее решение, и, наконец, оценить эффективность принятого решения. Таким образом, происходит чередование двух видов мышления, которые в действительности взаимосвязаны и взаимозависимы.

Приемы развития креативного мышления более эмоциональные, интуитивные, креативные, визуальные, более кинестетические.

Креативное мышление предполагает долю риска, и поэтому существует вероятность ошибки или отсутствие какого-либо решения.

Актуальность проблематики развития креативного мышления на сегодняшний день не вызывает сомнения и ряд исследователей выработали принципы его формирования. Американский исследователь Э. Де Боно, автор популярной в России книги «Рождение новой идеи» разработал завершенную программу развития креативного мышления, где сформулировал принципы развития креативного мышления:

a) выделение необходимых и достаточных условий ре­шения задачи;

b) развитие готовности отказаться от прошлого опыта, полученного при решении задач подобного рода;

c) развитие способности видеть многофункциональные вещи;

d) развитие способности к соединению противопо­ложных идей из различных областей и использование полу­ченных ассоциаций для решения проблемы;

e) развитие способности к осознанию поляризующей идеи в данной области знания и освобождению от ее влияния.

Критическое мышление.

Чтобы выделить по-настоящему полезные, эффективные решения, творческое мышление должно быть дополнено критическим. Цель критического мышления — тестирование предложенных идей: применимы ли они, как можно их усовершенствовать и т. п.

Применение технологии развития критического мышления в процессе обучения способствует:

- более активному участию студентов в процессе обучения;

- развитию их независимости и креативности;

- повышению познавательной мотивации;

- более быстрому и легкому пониманию содержания;

- учению через понимание, а не механическому заучиванию;

- повышению интереса;

- долговременности интереса.

Одним из преимуществ является развитие самостоятельности учащихся, которые несут ответственность за свое учение, не полагаясь на преподавателя.

Критическим называют мышление, обладающее самостоятельностью, аргументированностью, способностью каждый новый факт подвергать критическому обдумыванию. “В английском языке понятие “критическое мышление” означает умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания…” *

Учеников, обладающих критическим мышлением, отличают следующие качества: готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправить свои ошибки, поиск компромиссных решений. Технология развития критического мышления способствует реализации креативного процесса по ряду причин:

во-первых, групповая работа способствует созданию положительного фона обучения, атмосферы здорового соперничества. Более того, регулярная ротация состава групп создает ощущение новизны, перемен. Работая в группе, студенты обмениваются идеями, взглядами, знаниями.

во-вторых, креативность является неотъемлемой частью всего процесса обучения; внедрение технологии развития критического мышления в образовательный процесс положительно сказывается на отношении учащихся к изучаемым предметам.

Критическое мышление позволяет уже усвоенные идеи и факты проверить, оценить, применить. Умение мыслить критически опирается на присущее человеку любопытство, на исследовательскую активность познающего. Преимущество критического мышления перед шаблонным, опирающимся на запоминание, понимание и воспроизведение фактов и предметов, заключается в том, что оно учит формулировать и отстаивать собственные взгляды, идеи, “благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным”.**

Умение мыслить критически имеет чрезвычайную важность для психологии вообще и развития личности в частности. Без критического мышления человек просто не в состоянии определить для себя творческие, религиозные, политические и любые другие предпочтения.

Приемы, применяемые для развития критического мышления:

  1. Метапознание

Под этим понятием скрывается не что иное, как самопознание. Это касается не только личностных рассуждений человека, но и способности смотреть на себя со стороны.

  1. Дедукция

Дедукция – это метод мышления, следствием которого является логический вывод, в котором частное заключение выводится из общего. Это цепь умозаключений (рассуждений), где все звенья связаны между собой логическими выводами.

  1. Проверка источников информации

На протяжении всей своей жизни мы постоянно принимаем какие-то решения, основываясь на услышанном, увиденном или прочитанном.

Однако является ли любой источник информации правдивым? Не подвергается ли он случайному или намеренному искажению со стороны автора? Ответить на подобные вопросы нелегко, но делать это необходимо.

Проверять информацию можно, как в более авторитетном источнике, так и эмпирическим (опытным) путем. Конечно проверка на собственном опыте более надежная, но на практике она может оказаться опасной или попросту невозможной.

  1. Перепроверка результатов

Сформулированные умозаключения разумно перепроверять особенно в том случае, если они основаны на каких-то формальных рассуждениях.

Если тот или иной вывод, сделанный вами, оказался верным, это вовсе не значит, что он будет правильным и при других обстоятельствах.

  1. Анализ всех возможных решений

Чтобы развивать критическое мышление, полезно составлять список всех возможных путей решения поставленной задачи. Визуальное представление значительно упрощает мыслительную задачу. В этом смысле идеальными помощниками будут разные схемы, таблицы и даже простые рисунки на листе бумаги.

  1. Системность

Чтобы освоить критическое мышление, достаточно придерживаться простой схемы. Эта схема состоит из 5 этапов:

•подготовка

•ознакомление с проблемой

•разработка решения

•определение окончательного решения

•оценка результата

  1. Творческий подход

Людям способным мыслить творчески, гораздо легче представлять различные варианты развития событий и оценивать свои возможности в предполагаемых ситуациях.

Латеральное мышление и эвристика помогут вам развить критическое мышление, но и вообще окажут неоценимую услугу в саморазвитии.

  1. Избавление от страхов

Довольно часто на критическое мышление негативное влияние оказывают разного рода страхи. Для преодоления страхов читайте мотивационные статьи и истории из жизни великих. Это поможет вам выбирать правильные ориентиры и вдохновляться на примерах выдающихся людей.

Используемая литература:

  1. *Загашев И.О., Заир - Бек С.И. , Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е. – СПб: “Альянс “Дельта” совм. с издательством “Речь”, 2003
  2. **  Критическое мышление и новые виды грамотности. Сборник. Составитель О. Варшавер. – М.: ЦГЛ, 2005.
  3. Боно Э. Де Рождение новой идеи / Э.Де Боно – М.,1976 – 140 с.
  4. Википедия: свободная электронная энциклопедия // http://ru.wikipedia.org.
  5. Коваленко, В.А. Организация творческого мышления/ В.А. Коваленко// Voprosy filosofii 2002-08-01 VFI –No.008 - Pages: 78-87.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Через технологию развития критического мышления – к креативному письму

Проанализировав составляющие развития и реализации творческих способностей, можно прийти к выводу, что разрабатывать занятия по русскому языку целесообразно, основываясь на технологии развития к...

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

Креативность и критическое мышление

В соответствии с новыми ФГОС учитель должен уметь выстраивать учебный процесс по-новому. Современный учащийся должен уметь работать с большими объёмами информации, уметь применять знания в нестандартн...

Технологическая карта урока по обществознанию «Апологеты экономических Систем. Кто прав?» Инновационный урок развития критического мышления и креативной облачной онлайн коллаборации.

Урок-дебаты: инновационный урок развития критического мышления и креативной облачной онлайн коллаборацииВ учебном  процессе школьные дебаты являются инновационной образовательной технологией...

Развитие креативности и критического мышления при работе с различными УМК

Актуальность использования технологии развития критического мышления обусловлена тем, что многие обучающиеся не умеют самостоятельно критически мыслить, делать выводы, обобщать знания, выделять г...

Приемы формирования 4-К компетенций (критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация)

В данном материале показан опыт развития у учеников 8 класса 4К- компетенций ( критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация) на уроках изобразительного искусства....

Формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления обучающихся на уроках русского языка

Статья посвящена  проблеме возможностей использования кроссенса при изучении русского языка. В ней объясняется сущность приема «кроссенс», предложены алгоритм создания и способы чтени...