Театральная педагогика. Опыт применения
опыты и эксперименты (5, 6, 7 класс)
Как не опуститься до формального подхода ко всему, что по-настоящему важно в школьной жизни? Как не допустить рутинного, автоматического существования, которое и есть, по мысли великого Е.А. Ямбурга, «духовное и творческое одряхление»? Как не стать бездушной машиной по заполнению отчётов о мероприятиях, проведённых по принципу «подписано – так с плеч долой»?
Наверное, в первую очередь вспомнить о том, что «всякий распад начинается с воли» и «каждый выбирает для себя». Мне думается, надо собрать ся с силами и выработать чёткую систему работы, в которой будет место и магистральным направлениям, и индивидуальному творчеству.
Как это воплотить? В практическом решении этой проблемы мне помогают приемы театральной педагогики. Чем она хороша? Театральную педагогику можно применять во всех тех направлениях, о которых мы говорили выше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralnaya_pedagogika.docx | 23.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Самый классный «Классный!»
Когда возникла идея поучаствовать в конкурсе для классных руководителей, я задумалась о том, что каждый из нас в силу безусловных и обязательных причин ведёт воспитательную работу по направлениям, традиционно заявленным в системе школьного образования: Естественно, система воспитательной работы у каждого классного руководителя складывается (при общей рамочной концепции) как сугубо оригинальная: она исполнена личного опыта педагога, его индивидуальных представлений о том, как воспитывать молодое поколение, его пристрастиий и талантов в области педагогики и коммуникации, а также (чего греха таить) желания и трудолюбия на этой весьма энергозатратной, малоблагодарной и (увы!) скромно оплачиваемой ниве.
Кроме того, есть объективные события (юбилейные даты, региональные вехи, объявленные повсеместно «Год семьи», «Год культуры», «Год русского языка», общероссийские марафоны в защиту и по поводу и т.п.), которые так или иначе задают вектор воспитательной работе здесь и сейчас. Подчас классный руководитель чувствует себя заложником всех этих необходимых мероприятий в формате добровольно-принудительного исполнения и безотлагательного отчёта по результатам.
Как не опуститься до формального подхода ко всему, что по-настоящему важно в школьной жизни? Как не допустить рутинного, автоматического существования, которое и есть, по мысли великого Е.А. Ямбурга, «духовное и творческое одряхление»? Как не стать бездушной машиной по заполнению отчётов о мероприятиях, проведённых по принципу «подписано – так с плеч долой»?
Наверное, в первую очередь вспомнить о том, что «всякий распад начинается с воли» и «каждый выбирает для себя». Мне думается, надо собрать ся с силами и выработать чёткую систему работы, в которой будет место и магистральным направлениям, и индивидуальному творчеству.
Как это воплотить? В практическом решении этой проблемы мне помогают приемы театральной педагогики. Чем она хороша? Театральную педагогику можно применять во всех тех направлениях, о которых мы говорили выше.
Скажем, возьмём духовно-нравственное воспитание и гражданско-патриотическуюя работу. К счастью, я преподаю литературу и зачастую не вижу необходимости разделять функции учителя-предметника и классного руководителя. Я основала читательский клуб. Изучая в числе прочего «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого в 6 классе, мы обратили особое внимание на те страницы, которые были связаны с описанием событий Сталинградского сражения. Я это сделала намеренно: дело в том, что в 2013 году праздновалось 70-летие освобождения Сталинграда от фашистских войск и чтобы устранить формальный подход к освящению этих событий, выработала целый план мероприятий, среди которых были и литературные часы, посвящённые подвигу русских воинов, и торжественное праздничное мероприятие «Страницы великой эпопеи, Памяти павших…», и запланированная поездка в город-герой Волгоград. Надо ли говорить, что в героическом городе, куда мы попали на празднование великой Победы, ребята совсем по-другому оценили мощь и глубину подвига русских людей, ценою жизни отстоявших наше светлое, мирное будущее! Простых, но таких необыкновенных людей, как Алексей Маресьев!
Возвращаясь к «Повести о настоящем человеке», должна сказать, что это произведение вызвало настолько живой отклик в сердцах моих ребят, что они предложили продолжить внеклассное знакомство с новым для них направлением. Каждый учитель литературы, на деле зная, как мало сейчас читают дети, поймёт мою радость и энтузиазм, с которым я подхватила их идею. Уже на следующий год мы прочитали и детский роман А. Лиханова «Мой генерал», и повесть А. Алексина «В тылу как в тылу», и рассказ В. Тендрякова «Ночь после выпуска», и «А зори здесь тихие…» Б. Васильева. А «немодный» и практически забытый роман А. Фадеева «Молодая гвардия» так тронул моих семиклассников, что после знакомства с ним было принято решение даже инсценировать фрагмент. Закипела подготовка к театрализованной постановке: активно обсуждался каждый эпизод (чтобы выбрать наиболее яркий и зрелищный), шились костюмы, готовились декорации, подбиралась музыка (в ход пошли и записи Леонида Утёсова, и немецкие марши, и увертюра С. Прокофьева, и народные украинские песни, и советские патриотические песни). А сбор реквизита! Старенький граммофон с настоящими виниловыми пластинками, хромовые сапоги для «полицаев», обмундирование немецких офицеров, украинские рушники («Дело было в Краснодоне»), муляжи автоматов для «захватчиков»…Нельзя не вспомнить и о том, как взыскательно отбирались девушки на роли главных героинь – Любки Шевцовой, Ульяны Громовой, Шуры Дубровиной, Лили Иванихиной… Не раз приходилось обращаться к тексту, углубляться в него, чтобы образы вышли убедительными. Стараясь воспроизвести эту историческую эпоху, мы не раз консультировались и с учителем истории. Надо ли говорить, что постановка эпизода «Молодой гвардии» стала не просто полным погружением в роман Фадеева, но и долгожданным театральным праздником, который сплотил и детей, и родителей, и учителей. Когда же к празднику Победы мы прочитали повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», сама собой родилась идея урока Памяти «У войны не женское лицо».
А когда у нас в классе началась эпоха литературных гостиных, мы вышли на камерную сцену Дворца культуры «Антрацит» и инсценировали главу «Смерть и Воин» из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин». Гостиная получилась такой глубокой и содержательной, что видео на ютюбе собрало более 40 000 подписчиков. А статья в «Учительской газете» получила высшую PR-квалификацию. Ещё одну главу поэмы Твардовского мы инсценировали год назад на городском празднике, посвящённом Освобождению Гуково от фашистских захватчиков.
Военная тема нашла воплощение и во время Литературной гостиной «Лишь Слову жизнь дана», которая венчала год Литературы. Трогательная, проникновенная постановка поэмы юбиляра Константина Симонова «Сын артиллериста» была безусловным украшением грандиозного мероприятия в ДК «Антрацит» на большой сцене, куда мы решились выйти, окрылённые успехом первой гостиной. Зал был полон, гости впечатлены, артисты-десятиклассники счастливы, а пресса откликнулась на серию публикаций о нашей театральной жизни самыми лестными откликами. По результатам публикаций статей о нашей классной деятельности меня назвали «Лучшим автором года» и вручили титул «Бронзовое перо-2015» за цикл статей о своих проектах. Позже была не менее значительная гостиная «Собранье пёстрых глав», посвящённая классической литературе 19 века, где мои ребята блистали в образах Чацкого, Молчалина, Онегина, Татьяны Лариной, Наташи Ростовой, Андрея Болконского и других прекрасных героев животворящей русской литературы.Отклик на это событие был и в «Учительской газете», и в «Звезде шахтёра», и на сайте нашего интернет-сообщества в вК.
Была прекрасная театрализация шолоховской «Судьбы человека». Обо всём этом мы пишем и в Федеральных, и в региональных СМИ.
А ещё наши артистические способности – это не только возможность самовыразиться, раскрепоститься и сплотиться, но и согреть теплом души тех, кто в этом остро нуждается. Так было во время Новогоднего спектакля в 8 классе, когда у нас возникла идея пригласить всех украинских беженцев, новых ребят из нашей школы, на наш праздник.
Нужно сказать, что с пятого класса каждый год у нас настоящий Новогодний спектакль, поставленный по всем законам театральной режиссуры. Если в пятом классе это была «Рождественская сказка», в шестом - уже кругосветное Новогоднее путешествие «Самый жаркий Новый год». В седьмом классе ребята вышли на большую сцену актового зала школы с Новогодней мистерией «Дети в Интернете, или Дедушка Мороз.ру». А в восьмом классе – решились на совместное мероприятие с детской школой искусств им. И. О. Дунаевского, где на подмостках настоящей профессиональной сцены, куда приезжают таланты из областной филармонии, блещут дарами вокала и хореографии «звёздочки» родного города, восьмиклассники поставили фантастический Новогодний спектакль «Дед Мороз ищет таланты, или Путешествие в Фантазию».
В 9 классе мы поставили на сцене ДШИ им. Дунаевского спектакль «Про Федота-стрельца, молодого удальца». Теперь мои воспитанники не просто фонтанируют цитатами из искромётной сказки Леонида Филатова, но и навсегда запомнили дату его рождения – ведь спектакль по пьесе замечательного сатирика вышел точно 24 декабря…
Думаю, запомнят они и пьесу А.Н. Островского, ведь её постановка на большой сцене ДК «Антрацит», куда нас пригласили для участия в проекте «Кинороманс», как всегда, стала незабываемой.
Мы постоянно учимся у профессионалов, часто ездим на постановки в Музыкальный, драматический и Молодёжный театр.
Наверное, поэтому у нас и сложилась традиция – творчески подходить ко всему, что предлагает жизнь: будь то новомодный Хэллоуин, традиционные праздники, посвящённые Восьмому марта, дню защитника Отечества, театрализация литературных произведений или что-то ещё. Каждый раз, готовясь к постановке, ребята переживают: будет ли она такой интересной, как прежде, всё ли пройдёт, как надо, все ли слаженно сработают – ведь успех складывается из стольких составляющих! И знаете, все колоссальные усилия дают всегда потрясающий результат! Кто-то обожает эти предпраздничные хлопоты, репетиции, рабочий дух; кто-то окрылён самим представлением. Но важно другое: всегда остаётся радостное «послевкусие»: долго ещё обсуждаем детали спектакля, с трепетом ждём появления в классе свежих фотографий с праздника, а потом пересматриваем по несколько раз на сайте классного руководителя (slovesnic.ucoz.ru) видео с праздника, выложенное на YouTube. Над чем-то смеёмся, что-то обсуждаем; где-то спорим с героем, но всегда сопереживаем всему, что видим и… ждём нового Чуда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология театральной педагогики.
Наблюдая за детьми, я всегда понимала, что материал только тогда воспринимается и запоминается детьми, когда дети и я прожили этот урок. Я постоянно чувствовала, что мне чего-то не хватает. И вот одна...
"Воспитание культуры учащихся посредством театральной педагогики "
В презентации представлены материалы из опыта работы с использованием театральной педагогики в учебно-воспитательной работе....
Элементы театральной педагогики в формировании и реализации замысла урока
Статья для педагогов с рекомендациями по построению драматургии уроков и занятий с применением элементов театральной педагогики для формирования и реализации замысла урока или занятия....
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ О Б У Ч Е Н И Е в театральной педагогике.
Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: что важнее для нас – их физич...
Проект "Мир добрых чувств и красоты" по теме "Формирование коллективного творчества у младших подростков через применение элементов театральной педагогики. "
Любой воспитательный проект - это синтез педагогических технологий, приемов и методов, созданный для реализации воспитательных целей. Данный проект направлен на осуществление определенной воспитательн...
Интегрированный урок по литературе с применением методов и приемов театральной педагогики в 7 классе. Повесть М.Горького «Детство»
Разработка интегрированного урока по литературе с применением методов и приемов театральной педагогики в 7 классе. Разбор и анализ повести М.Горького «Детство»....
Применение театральной педагогики в мероприятии
Применение театральной педагогики в мероприятии...