Образовательный туризм
рабочая программа (7 класс)
Подготовка квалифицированного туристско-краеведческого, экологически грамотного коллектива, создание и раскрытие социального потенциала личности каждого ребёнка, формирование в подростках ответственного отношения к окружающему миру посредством образовательного туризма.
Программа отражает важную составную часть государственной социально-экономической политики, которой является развитие спортивно-оздоровительного туризма в России. Она предусматривает приобретение детьми основ знаний о родном крае, технике и тактике туризма в особенностях регионального компонета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_obrazovatelnyy_turizm_larina_18-19_godobuch.docx | 39.54 КБ |
Предварительный просмотр:
РП внеурочной деятельности «Образовательный туризм».
Пояснительная записка
Основными документами, на основании которых составлена программа по внеурочной деятельности «Образовательный туризм», являются:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
3. Постановление от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”».
4. Основная образовательная программа МАОУ СОШ № 32 г. Томска.
5. Локальные акты МАОУ СОШ № 32 г. Томска, обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории своей Родины, патриотизма.Программа внеурочной деятельности «Образовательный туризм» рассчитана на учащихся 6-х – 8-х классов.
Срок реализации: 1 год, 34 часа.
Цель:
Подготовка квалифицированного туристско-краеведческого, экологически грамотного коллектива, создание и раскрытие социального потенциала личности каждого ребёнка, формирование в подростках ответственного отношения к окружающему миру посредством образовательного туризма
Задачи:
Образовательные задачи:
- Освоить знаниями, умениями и навыками прикладного характера по устройству и организации бивуака в разных видах туризма
- освоить технику преодоления препятствий в разных видах туризма на юниорском уровне
- Овладеть навыками доврачебной помощи
Воспитательные задачи:
- Достичь бережного отношения к вещам, природе, внимания к близким и товарищам по увлечению, ответственного отношения к учёбе.
- Воспитать любовь к Родине, чувство гражданственности
- Воспитать самостоятельную, находчивую, целеустремлённую личность
Развивающие задачи:
- Развитие трудолюбия, организаторских способностей, показать актуальность туристского опыта, возможность применить подготовку в жизни, сформировать чувство успешности.
- Формирование потребности в здоровом образе жизни в развитии физической культуры
Программа отражает важную составную часть государственной социально-экономической политики, которой является развитие спортивно-оздоровительного туризма в России. Она предусматривает приобретение детьми основ знаний о родном крае, технике и тактике туризма в особенностях регионального компонета (рельефа), включает технологии музейной педагогики, представлений о здоровом образе жизни, приёмов и навыков физической подготовки, ориентирования на местности, ведения краеведческих наблюдений, оказания первой медицинской помощи. Инструкторская деятельность в школе и туристском объединении, наличие необходимых знаний, умений и навыков для получения спортивных разрядов по туризму, туристскому многоборью являются закономерным итогом освоения программы в полном объеме. Образовательный материал построен с учетом межпредметных связей, дающих возможность создать в сознании ребенка единую картину мира. Туристская деятельность позволяет раскрыть потенциалы ребёнка, социальные потребности через восприятие красот Родины, преодоления препятствий и трудностей маршрутов, в общении в своём и коллективе единомышленников.Содержание программы направлено на формирование самостоятельности, взаимопомощи, что способствует реализации успешности ребёнка.
Возраст детей,участвующих в реализации данной программы: 11-15 лет.
Формы проведения занятий: организация и проведение походов выходного дня, посещение музеев, проведениемногодневного некатегорийногопохода
1.Планируемые результаты освоения курса
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях;
• образ социально-политического устройства – представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к культурным и историческим памятникам;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства – чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
• готовность и способность квы • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Обучающийся получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия;
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Обучающийся получит возможность научиться:
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Учебно-исследовательская деятельность
Обучающийся научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• использовать естественнонаучные методы и приёмы;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Обучающийся получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта
Результаты прослеживаются мониторингом участия в творческих, спортивных, интеллектуальных мероприятий. Проводится промежуточная и итоговая аттестация, которая регистрируется на сайте школы – итоговая таблица результатов участия школ города в разных этапах программы, а также личные проекты и исследования.
2. Содержание
I. Туристская- подготовка (18 ч)
1.1. Туристское снаряжение, питание. Туристский быт. Рюкзак и упаковка. Одежда туриста в разных видах туризма. Костры, виды. Биваки в походах. Строительство иглу. Питание: меню, рацион.
1.2. Топография и ориентирование. Компас и его устройство, карта, масштаб. Азимут.
1.3. Безопасность, техника и тактика туристских походов. Техника преодоления препятствий в разных видах туризма: пешеходный, горный, водный, лыжный. Узлы. Применение узлов.Движение группы на маршруте. Контрольные сроки. Техника безопасности при преодолении препятствий в разных видах туризма.
Соревнования и слёты. Осенний слёт, Соревнования по ориентированию, строительство иглу, соревнования по технике лыжного туризма, школа безопасности.
Медицинская подготовка туристов. Оказание первой помощи при переохлаждениях, ожогах, составление аптеки на 1 день, 2-3дня. Профилактика клещевого энцефалита.Физическая подготовка. Нормы ГТО. Нормативная база в туризме.
1.4. Организация туристского похода ( 8 ч). Что такое туризм каково его назначение в духовно-нравственном развитии ученика. Туризм – вид спорта. Виды туризма (пешеходный, горный, лыжный горный). Школьное детско-юношеский туризм, его цели, задачи, предмет исследования. Значение этой работы для её участников, местного населения, развития науки. Особенности видов туризма.
Изучение района похода. Подведение итогов похода. Туристский отчёт о походе и его значение. Фото отчёт о состоявшемся походе. Чемпионаты по спортивному туризму.
Экологическое воспитание туриста. Особо-охраняемые природные объекты Томской области. Заказники и заповедники России.
Туристские возможности края. Поход выходного дня по разработанному маршруту интересных исторических событий, памятников культуры или природы. Обязанности в группе: руководитель, завхоз, ремонтник, хронометрист, летописец, завснар, заваптекой, фотограф.
Туристская классика: История туристско-краеведческого движения. Туристские традиции, праздники, фестивали. Авторская и бардовская песня. Туристские песни Визбора, Якушевой, Лансберга, песни томских авторов. История нашей страны в песнях бардов.
II. Краеведение. ( 3ч) Что такое краеведение. Ведение дневника наблюдений.Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) родина. Границы края, их формирование, условность, подвижность. Легенды и были родного края. Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) родина. Границы края, их формирование, водоёмы. Источники изучения прошлого, настоящего и будущего своего края. Знакомство с источниками знаний о своей местности. Понятия: источники изучения края, первоисточник, подлинник, копия, реликвия. Виды источников изучения родного края: вещественные, изобразительные, письменные, устные, записи.
Письменные источники. Рукописные памятники (экскурсия). Как работать в библиотеке с книгой, библиографией, указателями энциклопедиями, источниками.
Экскурсия на местности. Археологические памятники, памятники архитектуры.. Памятники природы. Занятие в библиотеке. Памятники деревянного и каменного зодчества. Подготовка проекта "Моё открытие родного края" (на основе сбора вещественных источников у населения своей местности с последующим описанием
3. Музейная практика (2 ч)
Источники изучения прошлого, настоящего и будущего своего края. Правила фиксирования воспоминаний.Экскурсии на местности и в краеведческий музей.подготовительная беседа (куда идём, зачем идём, как себя ведём, что смотрим, что обсуждаем после экскурсии), посещение музея и беседа с экскурсоводом, возвращение и итоговая беседа о проведённой экскурсии (что запомнилось, что понравилось, где и как можно организовать следующую экскурсию). Итоговая беседа о проведённой экскурсии (что запомнилось, что понравилось, где и как можно организовать следующую экскурсию)
Знакомство с источниками знаний о своей местности. Виды источников изучения родного края.
Герои и яркие личности родного края (организация встреч). Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с предметами быта, орудиями труда, их зарисовка и описание. Подготовка мини-музеев.
3.Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела. Тема занятия | Общее кол-вочас. | Часы ауди-торных занятий | Часы внеауди-торных занятий |
1 | Туристская подготовка | |||
1.1. | Туристское снаряжение, питание. Туристский быт | 6 | 2 | 4 |
1.2. | Топография и ориентирование | 4 | 1 | 3 |
1.3. | Безопасность, техника и тактика туристских походов. Соревнования | 8 | 4 | 4 |
1.4. | Организация туристского похода. Туристская классика: история традиции и праздники. Туристская песня | 8 | 2 | 6 |
2. | 2. Краеведение | 4 | 2 | 2 |
3. | 3. Музейная практика | 4 | 1 | 3 |
Итого | 34 | 12 | 22 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный туризм-как элемент социальной и культурной обучающей среды
Статья описывает актульность образовательного туризма в старшей школе. Проект "Санкт- Петербург (Россия) - Гаутинг Германия)" действует в нашей гимназии с 1992 года. Что повышает мотивацию и инт...
Образовательный туризм
Одна из интересных и эффективных педагогических технологий, помогающая повысить учебную мотивацию ребенка....
Образовательный туризм
Образовательный туризм - туристская поездка, в которой турист совмещает отдых с обучением....
Рабочая программа "Шедевры мировой культуры". Кружок "Образовательный туризм" Фадеев В.Б.
Рабочая программа "Шедевры мировой культуры" кружка "Образовательный туризм"Программа предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа и разработана с учётом требований в области истор...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК ФОРМАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ Н.И.ПИРОГОВА И К.Д. УШИНСКОГО ОБ ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ НА БЛИЗКОМ МАТЕРИАЛЕ
Воплощение идей Н.И. Пирогова и К. Д. Ушинского в практике образовательного туризма в духе гуманистических традиций воспитания и обучения на разных уровнях (история - краеведение -туризм)....
Т.Н.Ширямова. Проект "Образовательный туризм"
Путешествие – это педагогический фактор. В любой поездке, даже в деловой командировке, человек получает впечатления и знания, мобилизует внимание, мышление, память, испытывает множество эмоций, ...
Программа внеурочной деятельности "Образовательный туризм"
Актуальность использования юношеского туризма в образовании определяется его способностью объединять детский и педагогический коллективы в единой деятельности. Потенциал образовательного туризма обусл...