Мотивация обучающихся как фактор повышения качества образовательной деятельности
статья на тему

Аюпова Лариса Борисовна

Мотивация  обучающихся  как фактор повышения качества образовательной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л.Б.Аюпова , учитель математики

МБОУ «СОШ№8» г.Нижневартовск, ХМАО –ЮГР А Тюменская область.

Мотивация  обучающихся  как фактор повышения качества образовательной деятельности

Все наши замыслы,

все поиски и построения

превращаются в прах,

 если у ученика

нет желания учиться.

  Л.Выготский

Мотивация обучающихся является одной из важнейших проблем современного образования, так как именно она ответственна за активную позицию ребёнка в обучении и личностном развитии и способствует повышению качества образования. Создание мотивационной среды школы означает насыщение образовательного пространства и самого образовательного процесса мотивирующими факторами, стимулирующими  активность субъектов образования и обеспечивающими качество образования. Учебная мотивация определяется целым рядом факторов: образовательной системой, организацией образовательного процесса, субъективными особенностями обучающегося и педагога, спецификой учебного предмета. Учет уровня развития учебной мотивации в педагогической деятельности, владение приемами и методами формирования мотивационной сферы обучающихся позволит учителю избежать многих проблем и трудностей в учебно – воспитательном процессе.

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?  Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто  учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?

Для того, чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, применяя опросник  «Учебная мотивация», разработанный Карповой Г.А. (Уральский государственный педагогический университет) мною проведен опрос учащихся 5-х, 10-11 классов. Учащимся необходимо было оценить значимость причин, по которым они учатся в школе. Для этого они  на 24 вопроса проставили баллы по следующей схеме:

  • 0 баллов – почти не имеет значения
  • 1 балл – частично значимо
  • 2 балла – заметно значимо
  • 3 балла – очень значимо.

На основе проведенной диагностики учебной мотивации школьников в 5-х, 10-х и 11-х  классах мною было выяснено, что в 10-11 классах на 1 место было поставлено профессионально-жизненное самоопределение (88%), т.е.  учащиеся обращают внимание в основном на те предметы, которые пригодятся им в будущей профессиональной деятельности, так как считают, что без хорошего образования не смогут получить достойную работу, добиться жизненного успеха. На 2 месте – коммуникативные мотивы (84%), т.е. в школе преимущественно привлекает общение с друзьями, а не учение, хотя считают, что успехи в учебе – немаловажная основа для уважения и признания в классе. На 3-м месте – эмоциональные мотивы и мотивы саморазвития (83%). Опрошенные считают, что должен нравиться учитель, для того, чтобы учить предмет.  Учащиеся также понимают важность знаний, так как по их мнению знания развивают ум, смекалку, сообразительность и помогают стать интересным и культурным человеком. На 4 месте – позиция школьника. 80% баллов было отдано тому, что хорошо учиться, посещать школу – гражданская обязанность. 78% отдано познавательным мотивам. Как организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира? А.Эйнштейн отмечал: “Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать  ученику находить радость

в том, чтобы смотреть и искать”. 

Диаграмма 1.

  Учащиеся также  считают, что мотивами,  побуждающими к учебной                 деятельности являются:

  • Групповая работа на уроке
  • Хорошая оценка
  • Интерес к предмету
  • Личность учителя
  • Похвала родителей, учителей
  • Практическая направленность знаний

Диаграмма 2.

Таким образом, на основании результатов опроса, из существующего  арсенала  форм и методов стимулирования и мотивации познавательной учебной  деятельности можно выбрать интерес к предмету, а именно познавательный интерес. По словам Г.И.Щукиной, познавательный интерес “имеет ряд преимуществ перед другими мотивами”:

– он в сравнении с другими мотивами более точно выражает мотивацию  учения, ясно понимается;

– он более доступен для наблюдения, его легче обнаружить, вызвать;

– он не обособлен от других мотивов.  [170, С.27].

Взаимосвязь мотивации учения и познавательного интереса подчеркивается многими авторами. Отмечается, что интерес является одним из мотивов учения, компонентом учебной мотивации. Его же можно считать проявлением познавательных мотивов. Более того, в повседневной жизни и в профессиональном  педагогическом общении термин “интерес” часто используется как синоним учебной мотивации. И.А.Зимняя объясняет такое смещение понятий тем, что:

 1.Именно интерес был первым объектом изучения в области мотивации.

2.Интерес определяется “как следствие, как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы”.

     Познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо  на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.

Для рассмотрения практического вопроса создания условий для развития познавательного интереса, для его формирования у учащихся можно рассмотреть различные аспекты в структуре познавательного интереса.

Их можно выделить три:

1) познавательный интерес как стимул, средство обучения;

2)познавательный интерес как мотив учебной деятельности;

3)познавательный интерес как устойчивая черта личности.

 В психологии известно достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

1. Способ раскрытия учебного материала. Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из известных явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета. При этом мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения.

2. Организация работы над предметом малыми группами. Принцип набора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется.

3. Отношение между мотивом и целью. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижение вперед.

4. Проблемность обучения. На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. С точки зрения классической современной дидактики, проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. В своей педагогической деятельности при обучении математике, используя данную технологию, при структурировании лично ориентированного урока: организую проблемные ситуации, формулирую проблемы, при этом в случае необходимости оказываю ученикам необходимую помощь в решении проблем, и осуществляю проверку этих решений, при этом даю возможность учащимся сопоставить решение каждого, выполнить самоанализ правильности решения.

 Приведу пример:  при введении понятия арифметической прогрессии предлагаю учащимся решить задачу:

Даны 3 последовательности:

  • 3,9,15,21,(…),…
  • (…),4,7,10,…
  • 5,(…),19,26,33,(…),…
  1. Угадайте, какое число пропущено в каждой последовательности?
  2. Напишите, по какому закону они составлены?
  3. Подберите подобную последовательность.

И в ходе решения данной задачи с учащимися вводится понятие арифметической прогрессии. 

5.Применение различных технологий, в том числе и ИКТ технологий.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Как я применяю  ИКТ ?

1.Тему урока представляю  на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, изучаемой темы.  

2.Использую созданные специально для конкретных уроков презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты.

  3.Как информационно-обучающее пособие

В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. Такие пособия удобно использовать в тех случаях, когда ученик по какой-то причине не успел выполнить задание во время урока или если он пропустил тему по причине болезни. В этом случае учащиеся могут прийти в кабинет  после уроков и доработать материал. И, наоборот, учащиеся, которые успевают за урок выполнить все предложенные по теме задания, могут, не дожидаясь остальных, переходить к следующему разделу темы или выполнять творческое задание по изученной теме.

4.Для контроля знаний

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

Учитель, развивая творческие способности учеников, должен видеть потенциальные способности в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам. 

Таким образом, формировать и развивать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

Считаю, что повышение учебной мотивации является средством повышения познавательного интереса учащихся, а в целом качества образования.

 Список литературы

  1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1996. – 340 с.    
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д. «Феникс». 1997. - 480 с.

  3. Карпова Г.А. Учебная мотивация
  4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии  - СПб: Издательство "Питер", 2000 - 712 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии") [122, С.631].

  5. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика. 1988. – 208с.Щукина [170, С.18].

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профессиональная компетентность как фактор повышения качества образовательного процесса».

Вхождение в компетентностное образование предполагает выполнение ряда последовательных действий со стороны всех субъектов образовательного процесса и прежде всего учителей. Какими методиками и те...

Проектная технология как фактор повышения качества образовательного процесса»

проектная технология в школе, цели и задачи, основные этапы, виды проектов...

АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ТЕМЕ «ВКЛЮЧЁННОСТЬ В УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА»

Стремление к повышению качества становится приоритетом образовательной политики. Эта цель определена в научных исследованиях и в стратегических планах развития федеральной и региональных систем образо...

Проектная технология как фактор повышения качества образовательного процесса

Выступление на Городская научно- методическая конференция педагогов  «Инновации и традиции в современном образовании». По теме проектная технология  как фактор повышения качества образовател...

Проектная технология как фактор повышения качества образовательного процесса

Выступление на Городская научно- методическая конференция педагогов  «Инновации и традиции в современном образовании». По теме проектная технология  как фактор повышения качества образовател...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ "Мониторинг воспитательной системы, как фактор повышения качества образовательной деятельности школы»

Мониторинг процесса воспитания в школе... Начнем, пожалуй, с трех простых вопросов: нужно ли это, кому это нужно и зачем это нужно? Иначе говоря - каковы актуальность, профессиональный заказчик и цель...

Профессиональный рост педагога, как фактор повышения качества образовательной деятельности.

      Современной российской школе нужен учитель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбирать необходимые направления и формы для собственного ...