Учебное занятие "Жизнь на МКС"
план-конспект занятия (5 класс) по теме

Крылова Ирина Юрьевна

Учебное занятие "Жизнь на МКС"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопросы на усвоение материала (+ дать два видеовопроса — о ложке и о колокольчике)

  1. Сколько долговременных орбитальных станций, созданных в нашей стране, вам известно?

(Ответ: 3 — «Салют», «Мир», МКС.)

  1. Что такое ВКД?

(Ответ: внекорабельная деятельность.)

  1. Кто первым совершил выход в открытый космос? Когда это было?

(Ответ: Алексей Леонов, 18 марта 1965 года.)

  1. Какой космический корабль доставляет космонавтов на борт МКС?

(Ответ: «Союз»; правильнее назвать модификацию — сейчас это «Союз-МС».)

  1. Обязательно ли космонавтам на МКС заниматься спортом? Почему?

(Ответ: в невесомости мышцы очень быстро атрофируются, им необходима постоянная нагрузка.)

  1. Сколько приблизительно сейчас длится для космонавта его «космическая командировка»?

(Ответ: сейчас космонавты улетают на МКС на полгода.)

  1. Каким образом космонавты планируют свой день в космосе?

(Ответ: расписание дня составляют специалисты на Земле, очень важно соблюдение режима труда и отдыха.)

  1. Как космонавты могут проводить свободное время?

(Ответ: психологи планируют ряд мероприятий, отправляют на МКС книги, музыкальные записи, фильмы.)

  1. Знаете ли вы рекорд продолжительности нахождения человека в космосе?

(Ответ: наш соотечественник, космонавт Валерий Поляков, пробыл в космосе 437 дней без перерыва.)

  1. Где на Земле готовят космонавтов?

(Ответ: в нашей стране это Звёздный городок, центр подготовки космонавтов, Московская область.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОСМИЧЕСКИЙ УРОК Жизнь на МКС!

Слайд 2

Где обитают космонавты?

Слайд 3

Здесь?

Слайд 4

Или здесь?

Слайд 5

Такси на МКС едет около 6 часов 

Слайд 7

Жизнь на Международной космической станции

Слайд 8

Орбитальные станции до МКС ОС Годы работы Количество экспедиций Максимальная длительность пребывания, сут. «Салют-1» 1971 1 22 «Салют-2» 1973 «Салют-3» 1974 – 1975 1 13 «Салют-4» 1974 – 1977 2 63 «Салют-5» 1976 – 1977 «Салют-6» 1977 – 1982 5 185 «Салют-7» 1982 – 1991 4 237

Слайд 9

«Мир» (1986 – 2001)

Слайд 10

МКС — Международная космическая станция Работы начались в начале 90-х Станция запущена в 1998 г. Постоянно обитаема с 2000 г. Ожидаемый срок службы — до 2024 г.

Слайд 11

План МКС

Слайд 12

Рабочий день космонавтов 6:00 — подъём, осмотр станции, перезагрузка компьютеров 6:10 — утренний туалет 6:40 — завтрак 7:30 — ежедневная конференция по планированию 7:50 — эксперименты, обслуживание станции, спорт, конференции с Землёй, прочие задачи 13:00 — обед 14:00 — эксперименты, обслуживание станции, спорт, конференции с Землёй, прочие задачи 19:00 — ежедневная конференция по планированию 19:30 — ужин, личное время, подготовка ко сну 21:30 — сон


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сон

Слайд 2

Туалетные процедуры

Слайд 3

Приём пищи

Слайд 4

Эксперименты Направления исследований Примеры экспериментов Медико-биологические исследования Отработка будущих систем жизнеобеспечения космонавтов Поиск критериев живых организмов, максимально устойчивых к длительным космическим полётам Исследования изменений в организме, поведении, реакциях, связанных с факторами космического полёта Геофизические исследования Исследование сейсмических процессов в земной коре – разработка методов прогнозирования землетрясений Мониторинг районов прогнозируемых техногенных и природных катастроф Исследование природных ресурсов Создание базы биопродуктивных районов океана Исследование содержания углекислого газа и метана в атмосфере Космическая биотехнология Разработка лекарственных препаратов нового поколения Воздействие факторов космического полёта на различные штаммы

Слайд 5

Эксперименты

Слайд 6

Эксперименты Направления исследований Наименования экспериментов Технические исследования Отработка экспериментальной системы высокоточного прогнозирования движения МКС Отработка методов и средств обнаружения мест разгерметизации модулей Исследования космических лучей Исследование динамики радиационной обстановки Изучение потоков быстрых и тепловых нейтронов Образовательные и гуманитарные проекты Подготовка и запуск с ТГК научно-образовательного микроспутника Научно-образовательная демонстрация физических законов и явлений в условиях микрогравитации Космическая технология и материаловедение Отработка технологии получения плазменно-пылевых кристаллов Отработка методов получения высокопористых тугоплавких теплоизолирующих материалов

Слайд 7

Наблюдения за Землёй

Слайд 8

Обслуживание станции Чистка внутренних и внешних поверхностей от загрязнений Замена отдельных элементов станции (пылесборников и т.д.) Проверка работы оборудования и систем станции Оперативный ремонт Разгрузка грузовых кораблей Проведение инвентаризации Прочие задачи

Слайд 9

Конференции, связь с Землёй Обращения, приуроченные к различным датам Ответы на вопросы детей Запись «уроков из космоса»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выход в открытый космос

Слайд 2

Спорт Норма занятий спортом — 2 часа в день

Слайд 3

Свободное время

Слайд 4

Общение с семьёй

Слайд 5

Праздники на МКС

Слайд 6

Космонавты и соцсети Блог Максима Сураева «Дневник жены космонавта» Юлия Новицкая Почтовый ящик космонавтов МКС Личный сайт и Instagram Олега Артемьева Личный сайт и соцсети Сергея Рязанского



Предварительный просмотр:

 Макет учебного занятия «Жизнь на МКС»

 (5 класс, 60 минут)

Урок, посвящённый изучению жизни и быта космонавтов на МКС. Каким образом устроен быт космонавтов, какие задачи выполняют космонавты, находясь в своей длительной космической командировке? Какие действия возможно только в условиях космоса? Всё это мы узнаем из урока «Жизнь на МКС».

Жизнь на МКС

Жанр встречи и время (60 минут)

Учебное занятие   в формате интерактивной презентации.

Смысл

Космонавтика — обширная научно-техническая сфера, включающая деятельность огромных предприятий, работу космодромов и стартовых площадок, проектирование и изготовление ракетных двигателей. Но, конечно, самой необычной частью является пилотируемая космонавтика, профессия «космонавт», жизнь космонавтов за пределами Земли. Урок рассчитан на знакомство учащихся с жизнью и деятельностью космонавтов на МКС.

Возраст и количество участников

Учащиеся 5 класса

30 человек

Ресурсное обеспечение

Оборудование и материалы для работы

  1. Проектор / интерактивная доска / большой экран.
  2. Тетради и ручки для конспектирования.
  3. Призы для победителей (по желанию) за опрос-викторину в конце занятия.

Этапы и время

Действия организатора (педагога)

Действия участников (школьников)

Подготовительная работа

Необходимо прочитать предложенные материалы и просмотреть видео, для того чтобы более полно познакомиться с жизнью космонавтов на МКС.

Занятие 1

Этап 1: вступительное слово (5–6 минут)

Учитель кратко рассказывает о том, что с 1970-х годов ведётся работа на орбитальных станциях («Салют», «Мир», МКС). О том, что длительность полётов увеличивается, а количество задач, реализуемых в ходе полёта, возрастает.

Слушают, задают вопросы

Этап 2: изучение материала

Учитель рассказывает, опираясь на слайды, о жизни и быте космонавтов, демонстрирует видео, даёт комментарии, задаёт наводящие вопросы.

Слушают, задают вопросы

Этап 3: повторение пройденного материала в форме викторины

Небольшая викторина-опрос рассчитана на проверку усвоения материала.

Отвечают на вопросы

Приложения

  1. Фильмы.
  2. Раздаточный материал (все формы для размножения).
  3. Описание (модель) итогового продукта.
  4. Презентации
  5. Методики обратной связи

Фильмы

  1. Экскурсия по МКС от Суниты Уильямс (https://www.youtube.com/watch?v=i_Yp64ZaAJs)
  2. Год на орбите. Серия из 18 фильмов. С участием космонавта Б.М. Корниенко

(https://www.youtube.com/watch?v=x9TK9x7Tr9Q&list=PLS93_pp5BAdVE4JOFrZKwF6IO3DkD-g66)

Описание итогового продукта (Приложение 1).

Презентация (прилагается).

Методики обратной связи (прилагается).


Приложение 1

Комментарий к слайдам

Слайды 1–3

Введение. Разговор о том, что такое станция. Где, по мнению учащихся, живут и работают космонавты.

Слайды 4–5

Космический корабль «Союз» — способ доставки космонавтов на МКС. На данный момент «Союз» — единственный транспортный пилотируемый корабль, доставляющий космонавтов на станцию.

Слайды 7–9

История развития орбитальных станций. «Салют» — первые экипажи. «Мир» — первая большая долговременная станция. МКС – история создания с выведения первого блока до существующей компоновки.

Слайд 10

Как выглядит станция сегодня. Предназначения модулей (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F).

Слайд 11

Как проходит рабочий день космонавтов на станции. Ежедневный план-график работ, смена режима труда и отдыха.

Слайды 12–14

Быт космонавтов на МКС. Как самые обычные вещи становятся сложными в невесомости. Рекомендуется демонстрировать видео из цикла «Год на орбите» — М.Б. Корниенко наглядно рассказывает и показывает.

Слайды 15–19

Эксперименты на МКС. Рассказ о том, какие эксперименты выполняются на МКС. Также рекомендуется демонстрация видео из цикла «Год на орбите».

Слайд 20

Связь с Землёй. О работе ЦУПа.

Слайд 21

Выход в открытый космос. ВКД — один из наиболее сложных этапов космического полёта. В течение полугодовой экспедиции космонавт может совершить 1–2 выхода продолжительностью 5–7 часов. Скафандр для ВКД «Орлан-МК» в земных условиях весит более 100 кг. Работа в скафандре — особый сложный процесс, навыки которого отрабатываются в течение нескольких лет на Земле, в специальной гидролаборатории в Центре подготовки космонавтов.

Слайды 22–23

Спорт на МКС и в обычной жизни. Спорт — необходимая составляющая при выполнении космического полёта. В невесомости мышцы очень быстро атрофируются, соответственно, необходимо поддержание мышечного тонуса.

Слайды 24–26

Свободное время. Постоянная работа в сложных, экстремальных для человеческого организма условиях требует полноценного отдыха. Психологи Центра подготовки космонавтов разрабатывают специальный комплекс мер для организации отдыха. Космонавтам отправляют фильмы и литературу, музыкальные записи и послания близких.

Слайд 27

Праздники на МКС. Космонавты отмечают на МКС день рождения, День космонавтики, Новый год и другие праздники.

Слайд 28

Космонавты-блогеры. Следить за жизнь на МКС онлайн можно в указанных блогах/подписках Инстаграм.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое занятие № 3 Тема: « Подготовка спасателя в школе. Организация, проведение и контроль выполнения учебно-тренировочных заданий на учебных станциях».

Данное занятие является этапом реализации Программы дополнительного образования  Гимназии 622 Санкт-Петербурга "Спасатель" . Программа содержит элементы Программы ВОСВОД Санкт_петербурга "Водная ...

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Составлена на основе примерной  программы   общеобразовательных учреждений «Русск...

Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год.Составлена на основе примерной программы  общеобразовательных учреждений «Литература»  под ред...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ МОДУЛЯМ ПМ. 01 - максимальная учебная нагрузка -277 часов.; ПМ.03 - максимальная учебная нагрузка 184 часа,ПМ.04 - максимальная учебная нагрузка 141 час.Для профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ"

   Владения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями даёт возможность обучающимся приобрести необходимые знания и умения. Обуча...