Премственность в обучении
статья (5 класс) на тему
В данной статье раскрываются особенности в обучении при переходе учащихся из начальной школы в основную.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Локотская средняя общеобразовательная школа №3
Преемственность учащихся начальной школы при переходе в среднюю школу
Современное состояние преемственности обучения в педагогике начальной и средней школой характеризуется разносторонностью охвата многих вопросов. В педагогической литературе система преемственности разделена на отдельные компоненты.
Все компоненты учебного процесса необходимо рассматривать в закономерной взаимосвязи. Цели обучения определяют содержание обучения. Цели и содержание требуют применение определённых методов, организационных форм и средств обучения. В процессе обучения необходимо также обеспечить контроль, регулирование, оценивание и получение определённых результатов.
Рассогласованность этих компонентов вёдёт к возникновению проблемы дезадаптации учащихся начальных классов при переходе в среднее звено. Причины возникновения рассматриваемой проблемы можно разместить в схеме.
Причины возникновения проблемы преемственности в обучении
Анализируя причины дезадаптации и компонентов системы преемственности, мы выделили основные направления деятельности по облегчению адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено. К работе в этом направлении привлечены не только учителя, но и социально-психологическая служба школы, администрация, родители.
1) Преемственность в становлении личности.
Результатом образования, т.е. совокупности процессов обучения, развития и воспитания, является личность. Преемственность в становлении личности проявляется в динамике личности, предполагающей изменение свойств и качеств учащихся. Обеспечить преемственность в данном вопросе помогают единые для всей школы воспитательно-образовательные программы "Самосовершенствование личности" и "Нравственное воспитание". Классные руководители начальных классов и среднего звена проводят классные часы по этим программам, что является ещё одной ступенью к взаимопониманию класса и классного руководителя. Об этом мы рассказывали на одном из семинаров.
Личность классного руководителя имеет огромное значение в вопросе преемственности, поэтому при назначении классного руководителя в 5 класс администрация по возможности старается подобрать классного руководителя в соответствии со стилем руководства и общения с детьми учителя начальных классов. Будущий классный руководитель изучает особенности системы внеклассной работы и классного коллектива.
Классные руководители 5 классов строят свою работу, руководствуясь памяткой.
Классному руководителю (памятка учителю 5-го класса)
- Ознакомьтесь с характеристикой классного коллектива и его списочным составом заблаговременно.
- С первых дней обучения в 5-м классе организуйте работу ученического актива.
- Продумайте, какое коллективное творческое дело сможет увлечь, сплотить детский коллектив, будет способствовать дальнейшему развитию его творческих начал, формированию культуры; составьте план воспитательной работы с учетом направлений в начальных классах.
- Последовательно и целенаправленно реализуйте в плане работы с родителями вопросы адаптации учащихся.
- Поддерживайте тесную связь с учителями-предметниками, учителями начальных классов, оказывайте своевременную и эффективную помощь в учении каждому ученику, используйте возможности психологической службы школы, логопедического пункта.
- Вселяйте в каждого ученика уверенность в преодолении трудностей, всячески повышай социальный статус ребёнка и семьи, поддерживайте здоровый эмоционально-психологический климат в классном коллективе.
2) Преемственность в содержании обучения предполагает опору на пройденное, использование и дальнейшее развитие имеющихся у учащихся знаний, умений и навыков, так и приобретение новых, основанных на изучении отобранной и зафиксированной в учебном материале учебной информации. Этому способствуют линии учебников, которые используют в работе учителя начальных классов и учителя-предметники. В нашей школе реализуются полностью линия учебников по программе "Школа 2100" с 1 по 7 класс по русскому языку (Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева), литературе (автор Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева), географии (автор Душина И.В.), биологии (автор Вахрушев), истории (Автор А.А. Данилов), информатике (автор Горячев).
По развивающей программе Л.В. Занкова полностью разработана лишь линия учебников по русскому языку. Учителя русского языка нашей школы работают именно по этому учебнику (автор М.М. Романовская). Все учащиеся успешно осваивают программу по данным учебникам. Но как показывает практика дети, обучавшиеся в начальной школе по развивающим программам, легко и быстро проходят период адаптации. Они умеют применять свои знания в новых условиях на творческом уровне, умеют устанавливать причинно-следственные связи и делать самостоятельные выводы, добывать знания из различных источников, не боятся высказать свою точку зрения и умеют отстоять своё мнение. Учителя среднего звена всегда отмечают эти качества детей и стараются развивать их дальше.
3) Преемственность в методах, формах, приёмах и средствах обучения проявляется в рациональности выбора методов и форм обучения, в выявлении в учебном процессе наиболее эффективных дидактических приёмов. Реализация этой преемственности предусматривает сохранение и совершенствование отдельных методов и дидактических приемов, способов учебной работы, показавших хорошие результаты и эффективность на всех ступенях обучения, применение новых, отвечающих современным требованиям и психологическим особенностям учащихся.
Присутствуя на уроках, вы отметили следующие методы, приёмы работы: проблемный, диалогический, поисковый, исследовательский, сравнение, наблюдение, дискуссия, проектирование и др.; формы работы - коллективная, индивидуальная, фронтальная, групповая.
По основной классификации большинство из них лежат в области проблемно-развивающего обучения, хотя используются там, где это необходимо, традиционные методы.
Большим подспорьем в работе по организации преемственности являются единые методические дни, где учителя наглядно знакомятся со стилем работы своих коллег, и педсоветы, где обсуждаются насущные вопросы преподавания и воспитания. Таким образом, при переходе из начальных классов в среднее звено дети не испытывают особенных трудностей и на уроках быстро и активно включаются в работу.
В школе сложилась единая система педагогических требований к учащимся: внешний вид, правила поведения в школе и вне её, единый орфографический режим при оформлении письменных работ. При проверке тетрадей, особенно в 5 классах, администрация обращает особое внимание на соблюдение ЕОР. Результаты проверок показывают, что ЕОР соблюдается всеми учителями школы и у пятиклассников не возникает вопросов по ведению тетрадей. Классные руководители, учителя, администрация требуют выполнения этих правил от всех учащихся с 1 по11 класс.
В результате в школе сложилась адаптационная программа, на основе которой ежегодно составляется план работы по преодолению проблемы дезадаптации.
Адаптационная программа
Администрация | Учащиеся | Родители | Учителя | Социально-психологическая служба |
1.К январю определить преподавателей-предметников с учётом особенностей классного коллектива и учителя, работающего в начальной школе. | 1.Изучение кабинетной системы. | 1.Неослабевающий контроль за успеваемостью и поведением детей. | 1.Изучение методов работы учителей нач. классов и средней школы | 1. Изучить психологические особенности детей 4 классов. |
2. В апреле провести общее собрание родителей учеников 4 классов и учителей-предметников с целью ознакомления с требованиями учителей средней школы, учебниками, программами. | 2. Выполнение правил для учащихся. | 2. Тесная связь с учителями и классным руководителем. | 2. Выполнение единых требований к учащимся (ЕОР, правила поведения, нормы выставления оценок.) | 2. Ознакомить учителей-предметников с психологическими особенностями пятиклассников |
3. В марте определить классного руководителя в 5 классы с учётом стиля руководства учителя начальных классов. 4. Организация мониторинга успешности пятиклассников, выявление проблем, работа по их ликвидации. | 3. Выполнение требований учителей-предметников | 3. Поддержка требований школы. 4. Помощь классному руководителю во внеклассных делах. | Не ставить отрицательных оценок в течение месяца. Не превышать объём д/з. Учителю нач. классов, передающих детей в 5 класс, давать подробную характеристику каждого ученика. Новому классному руководителю ознакомить учителей с особенностями класса. Классному руководителю 5-го класса держать под дополнительной опекой детей девиантного поведения. | 3. Диагностика адаптационных процессов у учащихся 5 классов. 4. Помощь в ликвидации проблем адаптации. 5. Помощь классному руководителю в работе с "трудными детьми и семьями". |
План работы по преемственности на 2014-2015 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1. | Комплектация 5-х классов. Консультации с учителями начальных классов. | август | Зам.директора. |
2. | Сбор информации об особенностях учащихся 5-х классов. | август | Классные руководители, учителя начальных классов |
3. | Классный час "Особенности организации учебной деятельности в 5 классе". | 1 неделя сентября | Классные руководители |
4. | Контрольные работы по русскому языку и математике. | 2-4 неделя сентября | Зам.директора. |
5. | Собеседование с учителями по вопросу адаптации учащихся 5-х классов. | 1 неделя октября | Зам.директора. |
6. | Диагностика адаптационных процессов у учащихся 5 классов. | октябрь-ноябрь | Зам.директора психолог |
7. | Административные контрольные работы за 1 четверть | октябрь | Зам.директора |
8. | Анализ результатов обучения пятиклассников в 1 четверти. | ноябрь | Зам.директора. |
9. | Скоординировать домашнюю работу учащихся 5 классов. | ноябрь | Зам.директора. |
10. | Классно-обобщающий контроль в 5 классах. | январь | Зам.директора |
11. | Совещание администрации по вопросу организации обучения в 5 классах с учётом преемственности, подбор учителей и классных руководителей в 5 класс на следующий год. | январь | директор |
12. | Взаимопосещение уроков учителей начальных классов и средней школы. | в течение года | Руководители м/о |
13. | Изучение личности выпускников начальных классов. | апрель | Зам.директора. |
14. | Общее собрание родителей учеников 4 классов и учителей-предметников с целью ознакомления с требованиями учителей средней школы, учебниками, программами. | апрель | Зам.директора |
Эти мероприятия позволяют создать для учащихся пятых классов комфортные условия при переходе из начальных классов в среднее звено. Мониторинг успеваемости подтверждает работоспособность разработанной программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МО
Использование новых технологий в учебной деятельности педагога....
Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;
Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...
Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.
В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....
Образовательная программа групп начальной подготовки (1, 2, 3 годов обучения), учебно-тренировочных групп (с 1 по 5 год обучения) по обучению детей борьбе дзюдо
Данная программа предназначена для тренеров-преподавателей по борьбе дзюдо, представленный маетериал охватывает весь период обучения от начальной подготовки до спортивного совершенствования спортсмена...
Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения.
Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения....
Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...
«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».
Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....