Использование современных педагогических информационно -коммуникационных технологий в процессе обучения истории детей с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка по истории ( класс) на тему
В докладе рассматриваются возможности применения ИКТ в образовательной и воспитательной работе на базе коррекционной школы . Особенности применения ИКТ технологий, на примере мультимедийных презентаций, на уроках истории и внеклассных мероприятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novyeovye_tehnologii_v_protsesse_obucheniya_istorii_s_detmi_ovz.doc | 741.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных педагогических информационно -коммуникационных
технологий в процессе обучения истории детей с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация:
В докладе рассматриваются возможности применения ИКТ в образовательной и воспитательной работе на базе коррекционной школы . Особенности применения ИКТ технологий, на примере мультимедийных презентаций, на уроках истории и внеклассных мероприятиях.
Ключевые слова:
информационно-коммуникационные технологии, возможности ИКТ в процессе обучения истории, мультимедийная презентация, обучающиеся с ОВЗ.
«Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне
действовать самому – я научусь» (Древняя китайская мудрость)
Одним из важных стратегических направлений модернизации образования в Российской Федерации является обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья специальными условиями обучения. Перспективными средствами для коррекционно –развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья становятся информационно-коммуникационные технологии.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств техники, которые возможно применять в учебном процессе. Формы и методы их применения направлены для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования.
Использование ИКТ в моей работе, как учителя истории, открывает возможности:
- представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;
- создать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;
- активизировать познавательную деятельность обучающихся ;
- оптимально использовать время на уроке и вне урочном мероприятии;
- видеть реакцию обучающихся , вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к внеклассным мероприятиям по истории считаю создание мультимедийных презентаций. Применение на занятиях электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, т.к. именно здесь возможно учесть специфику конкретной группы обучающихся , конкретный контингент детей с учетом их психического, физического и эмоционального уровня развития.
Использование мультимедийных презентаций в моей педагогической деятельности способствует:
- повышению эффективности усвоения материала детьми;
- повышению скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);
- активизации и развитию высших психических функций.
- формированию теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышению их интеллектуально-творческого развития;
- созданию дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;
- подготовке детей к миру, построенному на цифровых технологиях.
Презентации использую на различных этапах урока и мероприятия совместной организованной деятельности:
- В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
- Как сопровождение моего объяснения презентации и ее элементов (схемы, карты, иллюстрации, видеофрагменты и т. д.);
- Как информационно-обучающее пособие;
- Для контроля усвоения материала детьми.
Мультимедийные презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока истории. При создании презентации сначала выстраиваю в систему тот материала, который нужно повторить или обобщить, разбиваю его на самостоятельные дидактические единицы – учебные эпизоды, каждый из которых составляет определенный слайд. Работая с отдельным слайдом, продумываю, за счет чего будет усилен обучающий эффект урока: правильной последовательности подачи материала на экран, верным выбором эффекта анимации, цветовой гаммы, представлением печатного текста, который должен появиться на экране в заранее продуманное время.
Особое внимание на занятии с применением компьютерной техники уделяться здоровьесберегающим технологиям: учитывается соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических требований к занятию. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на таких уроках обязательны. Физкультминутку для воспитанников также может провести с помощью презентации. Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.
Использование созданных мною мультимедийных презентаций показало, что у воспитанников повысилась мотивация познания, что просматривается в результатах диагностики, проводимой в течение учебного года. Улучшилась результативность урока, повысился интерес к урокам истории. Проведение занятий с применением мультимедийных презентаций – это мощный стимул в обучении. При этом у меня появляется возможность проявить творческий подход к созданию и проведению современного, полноценного, интересного урока и мероприятия по истории.
Использование ИКТ в учебной деятельности сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. В результате применения ИКТ на моих уроках, значительно повысился интерес обучающихся к использовании новых технологий, возросла заинтересованность детей в олимпиадах, конкурсах и проектах, активизировалась работа по созданию презентаций учащимися по темам урока.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов обучающихся, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
Литература:
- Гаврикова Л.П., Кремер О.Б., Подвальный С.Л. Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе. – Воронеж: Издательство «Научная книга»
- Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика – М., 2009.- №4(34)
- Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология – М., 2001. – № 3
- Мохаммад Н.В. доклад «ИКТ в образовательном процессе» (http://pages.marsu.ru/iac/school/sc11/ikt.html)
- Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. М., 2001
Приложение №1
На экране появляется слайд и воспитанники выполняют упражнение.
Приложение №2
0 баллов – низкий уровень
1 балл – уровень ниже среднего
2 балла – средний уровень
3 балла – уровень выше среднего
4 балла – высокий уровень
Приложение №3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных педагогических и информационных технологий как средство развития уровня мотивации к изучению предмета
Данный материал можно использовать в качестве доклада или выступления на методическом объединении или педсовете. Диагностика мотивационной сферы представляет собой очень сложную задачу с точки зрения ...
Использование современных педагогических и информационных технологий в процессе обучения математике в условиях перехода на ФГОС ООО.
В статье рассматриваются современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящи...
Использование приёмов тестопластики в коррекционно-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В статье рассматриваются инновационные подходы в системе социально-психолого-педагогического сопровождения образования детей с ограниченными возможностями здоровья. ...
КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Эффективность использования современных педагогических технологий на примере использования информационно-коммуникационных технологий при обучении географии»
В XXI веке произошла информатизация общества. Это затронуло и сферу образования. Одним из направлений современного образования является его компьютеризация. Она основывается на использован...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
"ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ" Статья на пед-чтения. Совместное воспитание и обучение в условиях нашей общеобраз...
методическая разработка "Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе школы-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
В методической разработке представлено описание современных педагогических технологий и их практическое применение на уроках музыки с обучающимися ОВЗ в коррекционной школе....
Статья Эффективность использования современных педагогических технологий на примере использования информационно-коммуникационных технологий при обучении географии
об использовании современных педагогических технологий...