КТП ВСЕ ПРЕДМЕТЫ 1 КЛАСС, ПРОГРАММА ЭЛЬКОНИНА-ДАВЫДОВА
календарно-тематическое планирование на тему
Предварительный просмотр:
Курс «Введение в школьную жизнь»
(10 учебных дней по 3 ч ежедневно)
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Введение в школьную жизнь» разработана на основе авторской программы К.Н.Поливановой, Г.А.Цукерман «Введение в школьную жизнь», Москва, Просвещение, 2003 г.
На современном этапе приоритетными ценностями при обучении ребёнка в начальной школе являются: душевное здоровье и эмоциональное благополучие, умение учиться, навыки общения.
Программа курса Г.А.Цукерман «Введение в школьную жизнь» создана для того, чтобы в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь ребёнку войти в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой. По форме, по манере общения «Введение в школьную жизнь» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Но материал, с которым работают дети, чисто дошкольный: дидактические игры на конструирование, классификацию, сериацию, рассуждение, запоминание, внимание и т. п.. Усилия детей сосредоточены на освоении отношений: на выработке умений договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники».
Сфера общения – это едва ли не главный источник эмоционального неблагополучия детей. Не обучив общению и сотрудничеству, мы не научим детей учиться, т. к первая ступень этого умения предполагает способность компенсировать собственную неумелость, некомпетентность с помощью других людей: учителя, родителей, одноклассников. Для ребёнка 6-7 лет умение учиться – это прежде всего умение включиться и инициировать специфическое учебное сотрудничество.
Первоклассники с первых школьных дней учатся работать в группах, т. к. психологи доказали, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной инициативы ребёнка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а деятельность в группе совместно работающих детей. Начальная согласованность действий детей при работе в группе на первых порах достигается за счёт введения правил вежливого спора: а) высказав своё мнение, спроси остальных: «Вы согласны?», «Вы не возражаете?», «А вы как думаете?»; б) если все согласны, можно действовать; если есть разные мнения, задайте друг другу вопросы: «Почему ты так считаешь?», «А это можно доказать?».
Дети на занятиях знакомятся с правилами: «Я – слушатель», «Прошу слова», «Как надо и как не надо спорить», «У меня вопрос». Для закрепления используются схемы-рисунки («Я», «Мы», «Хор»), условные жесты («+» - согласен, « - » - не согласен). Содержание курса «Введение в школьную жизнь» не исчерпывается тем, что дети примеривают новые отношения со взрослыми и сверстниками, узнают «этикет» ожидания всех своих партнёров по предстоящему учебному труду. Отношения ребёнка с самим собой, линия самооценки также получают новое школьное наполнение и новые, более взрослые средства. Дети учатся оценивать свои работы с помощью «волшебных линеечек», которые измеряют всё, что пожелаешь: аккуратность и правильность работы, старательность и заинтересованность того, кто её выполняет, и многое другое.
В течение всего курса «Введение в школьную жизнь» ребёнок ежедневно получает домашнее задание для всей семьи. Он должен рассказать взрослому короткий рассказ о каком-либо эпизоде прошедшего дня. Это связано с ещё одной стороной психического здоровья детей: пресловутые отношения семьи и школы. В огромной степени тревога ребёнка по поводу школы связана с тем, как домашние относятся к его школьной жизни.
Итак, цель курса «Введение в школьную жизнь» - создать у ребёнка представление о школе как о месте, где он будет принят весь целиком: со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами, озарениями, большими и малыми событиями личной жизни, представление, что всё это важно, интересно и помогает строить общую жизнь класса. «Введение в школьную жизнь» - это приглашение ребёнка в новую учебную систему отношений и своеобразный тренинг «учебного общения».
Задачи курса «Введение в школьную жизнь»:
- психологически адаптировать детей;
- познакомить с основными школьными правилами;
- привить навыки индивидуальной, парной и коллективной работы;
- обучить элементарным приёмам обратной связи;
- развить внимание, память, мышление, воображение;
- организовать работу классного коллектива.
Место курса в расписании
В соответствии с «Положением об организации обучения первоклассников в адаптационный период» на изучение курса отводится 18 часов, по 3 урока в день. Занятия проводятся в течение 1-ых 6 дней обучения.
Планируемые результаты:
К концу изучения курса учащиеся научатся:
- Принимать школьное правило «Поднятая рука» для поочередного высказывания.
- Использовать знаки «Я», «Хор».
- Взаимодействовать в группах для выполнения коллективного задания,
- Взаимодействовать в парах,
- Использовать знаки «+» и «–» для демонстрации внимательного слушания.
- Оценивать свою и чужую работу; формировать адекватную самооценку.
- Применять школьное правило «Приветствие учителя»
- Вести дискуссию.
Содержание курса
Знакомство. Введение знака «Я». Введение знака «Хор». Коврик мира. Цветок настроений.
Отработка введённых знаков «Я», «ХОР». Введение знаков «+», «-». Групповая форма работы. Знакомство с оцениванием. Графический диктант.
Парная форма работы Школьные правила вежливости. Школьные принадлежности. Отработка знаков «Я», «ХОР», «+», «-»Графический диктант
Обратная связь на уроке. Противоречие «люблю», «не люблю».Графический диктант. Обучение составлению ловушек.
Выходы из спорных ситуаций. Парная форма работы. Ориентировка на листе бумаги.
Групповая работа. Составление «ловушек». Обучение работе в паре и группе.
Коллективная работа «Мы идём в школу».
Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова «Введение в школьную жизнь». Программа адаптации детей к школьной жизни.
№ урока | Тема урока | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||
Дата | Понятия | Результаты курса занятий | УУД | Личностные результаты | ||
День 1. | - открывает для себя партнёров-сверстников, учится адресоваться к ним, обращать к партнёрам свои высказывания, ждать их реакции на свои ответы; | Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - оценивать правильность выполнения действий; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; - сличать способ действия и его результат; | - мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная, внешняя); - учебно-познавательный интерес к новому; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; - принятие образа «хорошего ученика»; -уважительное отношение к иному мнению; -этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; - начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; - самооценка на основе критериев успешной деятельности; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; - навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | |||
1 | Знакомство. МП: с.31-35 | Как нужно знакомиться? Знакомство детей, введение знака «Я», образование групп | знак «Я» | |||
2 | Режим дня школьника. МП: с.36-38 | Что такое «режим дня» и почему его нужно выполнять? Введение схемы времени и знака «Звонок» | режим дня, схема времени, знак «Звонок» | - понимает, что такое «режим дня и почему его надо выполнять», умеет анализировать происходящее в классе, группе; | ||
3 | Схема класса. МП: с.38-42 | Для чего люди придумали схемы? Что можно увидеть на схеме? Введение схемы класса | схема класса | - понимает, что такое «схема», умеет читать схемы класса; | Познавательные УУД: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; - использовать знаково-символические средства (модели и схемы); - строить сообщения в устной форме; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; - анализировать изучаемый предмет, находить границы применимости того или иного способа, правила; - построение рассуждения; - уметь анализировать, устанавливать недостаток средств для решения задачи и формулировать условия, при которых она будет решена; - рефлексия способов и условий действий; - сравнение, сериация, установление аналогий, построение рассуждения. | |
День 2. | ||||||
1 | Приветствие детьми учителя и друг друга. Школьные правила вежливости. МП: с.42-45 | Как можно приветствовать взрослых и одноклассников? Показать разные формы приветствия | приветствие | - знает разные формы приветствия и умеет приветствовать учителей и одноклассников | ||
2 | Введение знака «Хор», противопоставление его знаку «Я». МП: с.45-47 | Почему нужно внимательно слушать? Введение знака «Хор» и ордена «Внимание» | внимание, вниматель- ность, знак «Хор» | - понимает, зачем нужно внимание и учится внимательно слушать | ||
3 | Оценка. МП: с.48-51 | Как оценивать свою работу? Введение способа оценки с помощью «волшебных» линеечек | критерии оценки красиво-некрасиво, правильно-неправильно | - понимает и учится справедливо оценивать свою работу | ||
День 3. | Коммуникативные УУД: а) инициативное сотрудничество: - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, - ставить вопросы, - обращаться за помощью к учителю, одноклассникам, к другим группам; - формулировать свои затруднения, - предлагать помощь и сотрудничество; б) взаимодействие: - формулировать собственное мнение и позицию, - задавать вопросы, - строить понятные для партнёра высказывания, - строить монологическое высказывание, - вести устный диалог, - слушать собеседника; в) управление коммуникацией: - определять общую цель и пути её достижения, - осуществлять взаимный контроль, - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, - оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | |||||
1 | Введение знака «Мы, противопоставление его знакам «Я» и «Хор». МП: с.52-55 | Когда лучше работать одному, а когда – вместе? Индивидуальные формы работы и работа парами; введение знака «Мы» | один, в паре, в группе знак «Мы» | - понимает, когда можно одному выполнять задания, а когда - вместе | ||
2 | Реакция на реплику. Введение знаков «+» и «-». МП: с.55-58 | Как относиться к словам других? Организация детского сотрудничества. Введение знаков «+» и «-» | сотрудни- чество, | - понимает, зачем нужно уметь слушать друг друга и адресоваться друг к другу, а не к учителю; | ||
3 | Самооценка, критерии, оценка. МП: с.58-61 | Как можно оценивать свою работу? Умение оценивать свою работу. Соотнесение внешней оценки (оценка учителя, товарища) и самооценки | критерий, оценка, оценивание по критериям: лёгко-трудно, интересно-неинтересно и т.д. в зависимости от предложений детей | - знает, как оценивать свою работу и соотносить свою оценку с оценкой учителя, товарища, родителей; | ||
День 4. | ||||||
1 | Отработка введённых ранее знаков «+» и «-», «Я», «Мы», «Хор». МП: с.62-64 | Когда как работать: одному или с кем-то? Умение работать по-разному: всем классом, группами, парами, по одному | - умеет выбирать формы работы: «один» - «вместе» | |||
2 | Как надо и как не надо спорить. МП: с.64-68 | Как правильно спорить? Умение участвовать в учебной дискуссии: выявлять суть противоречия и пытаться найти конструктивное решение | спор, дискуссия, учебная дискуссия | - знает, когда и как нужно дискутировать (спорить) | Правила оценочной безопасности (по Г. А. Цукерман): -не скупиться на похвалу (словесная, кивок головой, улыбка и т.д.); - хвалить исполнителя, критиковать только исполнение; - «на ложку дёгтя – бочку мёда»; - ставить перед ребёнком только конкретные цели; - не ставить перед первоклассниками сразу более чем одну задачу; - формулировка «опять ты НЕ …» - верный способ выращивания неудачника»; - учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки… | |
3 | Диагностика и отработка разных критериев оценки. МП: с.69-70 | Как оценивать свою работу? Уметь оценивать свою работу по разным критериям | оценка, разные критерии | - знает, как оценивать свою работу по разным критериям | ||
День 5. | ||||||
1 | Введение знака «Вопрос». МП: с.70-72 | Как научиться задавать вопросы? Введение знака «?» | вопрос, знак «?» | - знает, как и когда надо задавать вопросы | ||
2 | Ситуация недоопределён- ного правила. МП: с.73-75 | Научить детей задавать вопросы с точным содержанием | точное содержание вопроса | - понимает, что значит «точный вопрос» | ||
3 | Оценка. Общая работа как сумма индивидуальных МП: с.75-77 | Как оценить общую работу? Умение договариваться о критериях оценки, критерии за точность и творчество (выдумка) | точность, творчество, выдумка | - умеет договариваться о критериях оценки общей работы и оценивать её | ||
День 6. | ||||||
1 | Содержательная дискуссия. МП: с.77-80 | Что значит «определённое содержание»? Умение обсуждать определённое содержание | содержание | - понимает, что такое «содержательная дискуссия» | ||
2 | Групповые задания с недоопределён- ными правилами. МП: с.80-83 | Что значит со-действовать? Различные стороны сотрудничества: выработка умения договариваться не посредством слов, а именно действием - со-действовать | содействие | - знает, как надо договариваться о сотрудничестве посредством действия (со-действовать) | ||
3 | Адресованность, понятность сообщения. МП: с.83-85 | Понятно ли мы говорим? Точно ли мы передаём свои мысли? | понятно, точно | - понимает, что значит излагать свои мысли понятно, точно | ||
День 7. | ||||||
1 | Адресованность действия при групповом взаимодействии. МП: с.85-88 | Как высказываться, чтобы всем было понятно? | - понимает, что значит «высказываться, чтобы было понятно всем» | |||
2 | «Ловушка». МП: с.88-91 | Что такое «ловушка»? Когда надо пользоваться знаком «Л»? | «ловушка, знак «Л» | - умеет определить задание с «ловушкой» | ||
3 | Развитие линии оценки: противопостав- ление правильности и оригинальности. МП: с.91-93 | Как можно по-разному оценивать одинаковое задание? Разнообразие критериев оценки: правильно, оригинально. | критерии оценки: правильно, оригинально | - знает, как по-разному оценивать одинаковое задание | ||
День 8. | ||||||
1 | Разминка. Игра «Третий лишний» (на отработку знаков, введённых ранее). МП: с.93-96 | Для чего нужно уметь аргументировать, доказывать своё суждение, мнение, точку зрения? | суждение, мнение, точка зрения | - учится аргументированно доказывать свою точку зрения | ||
2 | Ситуация недостаточности средств. МП: с.96-98 | Как нужно действовать, если сам не можешь выполнить задание? Обращайся за помощью, если попал в трудную ситуацию | трудная ситуация | - понимает, когда нужно обращаться за помощью | ||
3 | Навыки содержательного взаимодействия. МП: с.98-100 | Чему я научился в первые дни в школе? | рефлексия | - умеет отделить своё знание от незнания, оценить свои успехи | ||
День 9. | ||||||
1 | Отработка введённых ранее знаков. МП: с.100-104 | Чему я научился в первые дни в школе? | - умеет пользоваться изученными знаками | |||
2 | Критерии оценки (скорость и аккуратная езда), точка зрения оценивающего. МП: с.104-107 | Как оценивать действия друг друга в трудной ситуации? Надо оценивать самое главное и не придираться к второстепенному | главное, второсте- пенное | - учится справедливо оценивать свои действия и действия других | ||
3 | Игра «Конкурс на лучшую похвалу». МП: с.107 | Как оценивать своего одноклассника (одноклассницу)? Разреши товарищам быть умными и добрыми, и они такими станут | толерант- ность, доброжела- тельность, терпимость | - учится хвалить себя и других | ||
День 10. | ||||||
1-3 | Праздник «Посвящение в ученики» МП: с.107-112 | - умеет пользоваться своими знаниями и умениями | ||||
ЛИТЕРАТУРА 1. ФГОС. Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школьной жизни. Пособие для учителя. – М.,ВИТА-ПРЕСС, 2012. 2. ФГОС. Основная образовательная программа начальной школы (под редакцией Е.В. Восторговой). - М. ВИТА-ПРЕСС, 2012 (стр. 274). 3. ФГОС. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, 2008 г. 4. ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования, 2009 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по русскому языку (программа развивающего обучения Эльконина-Давыдова) по учебнику В.В. Репкина 9 класс
Данное календарно -тематическое планирование составлено на основе "Экспериментальной программыразвивающего обучения русскому языку " 5 - 9 классы Томск. Пеленг. Автор учебника РЕПКИН ...
ВХОДНАЯ ТЕСТОВАЯ РАБОТА 1 КЛАСС ПРОГРАММА ЭЛЬКОНИНА-ДАВЫДОВА
ВХОДНАЯ ТЕСТОВАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ 1 КЛАСС ПРОГРАММА ЭЛЬКОНИНА-ДАВЫДОВА...
Календарно-тематическое планирование для 2 класса по программе Эльконина-Давыдова (все предметы)
Календарно-тематическое планирование для 2 класса по программе Эльконина-Давыдова (все предметы)...
ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ 2 КЛАСС, ПРОГР. ЭЛЬКОНИНА-ДАВЫДОВА
ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ 2 КЛАСС, ПРОГР. ЭЛЬКОНИНА-ДАВЫДОВА...
ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАСС, ПРОГР. ЭЛЬКОНИНА-ДАВЫДОВА
ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАСС, ПРОГР. ЭЛЬКОНИНА-ДАВЫДОВА...
КТП 4 КЛАСС ПО ВСЕМ ПРЕДМЕТАМ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, ПРОГР. ЭЛЬКОНИНА-ДАВЫДОВА
КТП ПО ВСЕМ ПРЕДМЕТАМ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, ПРОГР. ЭЛЬКОНИНА-ДАВЫДОВА...
Учебно-методический комплекс Эльконина–Давыдова — единственная развивающая программа, рекомендованная ФГОС. Разбираемся в её особенностях, преимуществах и недостатках. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов
Учебно-методический комплекс Эльконина–Давыдова — единственная развивающая программа, рекомендованная ФГОС. Разбираемся в её особенностях, преимуществах и недостатках. Д.Б. ...
- Мне нравится (1)