Междисциплинарная программа Смысловое чтение
рабочая программа на тему
Программа разработана для 5-8 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhdistsiplinarnaya_programma_smyslovoe_chtenie.docx | 64.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 г. Сургута
Междисциплинарная программа
«Смысловое чтение»
Составитель программы
Балобанова Людмила Семеновна,
учитель русского языка и литературы
Сургут, 2015
Программа «Смысловое чтение» составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, к структуре основной образовательной программы, к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, а также рекомендаций Примерной основной образовательной программы основного общего образования, на основании которой разрабатывается основная образовательная программа МБОУ СОШ №4.
Цель программы: - создание условий для формирования и развития умений смыслового чтения обучающихся основной школы.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- развивать навыки работы с содержащейся в тексте информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно - познавательных текстов, инструкций посредством консолидации возможностей всех без исключения учебных предметов;
- способствовать участию обучающихся в образовательных событиях разного уровня, направленных на развитие смыслового чтения и работы с текстом;
- обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников.
Освоение этой программы дает возможность ученику быть способным к эффективному самостоятельному проектированию собственного будущего, постановке и достижению профессиональных и жизненных целей, оперативному, адекватному реагированию на возникающие жизненные ситуации, масштабному и вариативному мышлению, способности брать на себя ответственность за решение возникающих проблем в сфере профессиональной деятельности и собственной жизнедеятельности.
Хорошо развитые умения смыслового чтения необходим, так как используются при выполнении самых разных заданий: дети читают параграфы учебника, условия задач, инструкции и рецепты, алгоритмы действий во время лабораторных и практических работ, подбирают материал для написания реферата и т.д. Поэтому любому учителю очень важно обеспечить учащимся развитие основ читательской компетенции.
1. Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Смысловое чтение»
Виды деятельности | ООО |
поиск и восстановление информации | Выпускник научится: - ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: - определять главную тему текста; - выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; - формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; - находить в тексте требуемую информацию; решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: - определять назначение разных видов текстов; - ставить перед собой цель чтения , направляя внимание на полезную в данный момент информацию; - различать темы и подтемы специального текста; - выделять главную и избыточную информацию; - прогнозировать последовательность изложения идей текста; - сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; - выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; - формировать на основе текста систему аргументов для обоснования определенной позиции. Выпускник получит возможность научиться: - анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления. |
интерпретация текста и обоснование выводов | Выпускник научится: - структурировать текст; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения; - преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; - интерпретировать текст: - сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера; - обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; - выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. Выпускник получит возможность научиться: - выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста. |
Рефлексия и оценивание | Выпускник научится: - откликаться на содержание текста: - связывать информацию из текста со знаниями из других источников; - оценивать утверждения из текста, исходя из своих представлений о мире; - находить доводы в защиту своей точки зрения; - на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющийся информации; - использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать свою точку зрения о полученном сообщении. Выпускник получит возможность научиться: -критически относиться к рекламной информации; -находить способы проверки противоречивой информации; -определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации |
В соответствии с деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов МБОУ СОШ №4 строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».
Планируемые результаты, отнесенные к блоку «Выпускник научится», ориентируют в том, достижение каких уровней освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от выпускников.
Оценка достижения планируемых результатов блока «Выпускник научится» ведется на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведется с помощью заданий базового уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.
В блоке «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих понимание опорного материала. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные обучающиеся.
В соответствии с рекомендациями Примерной основной образовательной программы основного общего образования, планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Смысловое чтение» соответствуют основным этапам образовательного процесса на конец 5,6,7 и 8 классов.
2. Формирование умения смыслового чтения
Класс (возраст) | Формируемые умения смыслового чтения | |
5 класс (11-12 лет) | Поиск и восстановление информации - ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: - определять главную тему текста; - выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; - объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; - сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; - обнаруживать связь между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом; - объяснять назначение карты, таблицы, рисунка, части графика и т.д.; - находить необходимую информацию в тексте. Интерпретация текста и обоснование выводов - структурировать текст, проводить проверку правописания; - интерпретировать текст: делать выводы из сформулированных посылок; - выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста. | |
6 класс (12-13 лет) | Поиск и восстановление информации - ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; - сопоставлять формы выражения информации в запросе и самом тексте. Интерпретация текста и обоснование выводов -интерпретировать текст: вводить заключение о намерении автора или главной мысли текста, обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов. | Математика
Естествознание
Русский язык и литература
История и обществознание
|
7 класс (13-14 лет) | Поиск и восстановление информации ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: - предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; находить в тексте требуемую информацию (пробегать тексты глазами, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими); - решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию - анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления. Интерпретация текста и обоснование выводов - структурировать текст, создавая оглавление, использовать в тексте таблицы, изображения; - интерпретировать текст: обнаруживать в тексте доводы и подтверждения выдвинутых тезисов. Рефлексия и оценивание - откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; - откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения; - на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющийся информации. | |
8 класс (14-15 лет) | Поиск и восстановление информации - решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; - ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию. Интерпретация текста и обоснование выводов - структурировать текст; - преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, уметь переходить от одного представления данных к другому; - интерпретировать текст; сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию различного характера. Рефлексия и оценивание - связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; - оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения; - на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющийся информации, использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения, свою точку зрения о полученном сообщении по прочитанному тексту. |
3.Содержание междисциплинарной программы:
Понятие «текст» следует трактовать широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. Тексты принято делить на сплошные (без визуальных изображений) и несплошные (с визуальными изображениями).
Типы сплошных текстов:
Описание (художественное и техническое);
Повествование (рассказ, отчет, репортаж);
Объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация);
Аргументация (научный комментарий, обоснование);
Инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы).
К несплошным текстам можно отнести:
Формы (налоговые, визовые, анкеты и др.);
Информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.);
Расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции);
Сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.)
Призывы и объявления (приглашения, повестки и др.);
Таблицы и графики;
Диаграммы;
Таблицы и матрицы;
Списки;
Карты.
Чтение – вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. Целью чтения является получение и переработка письменной информации.
Функции чтения:
Познавательная функция реализуется в процессе получения информации о мире, людях, фактах и явлениях действительности.
Регулятивная функция направлена на управление практической деятельностью учащихся, на развитие их опыта: поступать в соответствии с полученной информацией, усовершенствовать свой жизненный опыт.
Ценностно-ориентационная функция чтения связана с эмоциональной сферой жизни человека. В данном случае происходит воздействие на эмоции, чувства читателя, что приводит к совершенствованию его личности, повышению его культурного уровня.
Приемы осмысления текста:
Постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них, постановка вопроса-предположения.
Составление плана.
Составление граф-схемы.
Граф-схема – способ моделирования логической структуры текста, представляющей собой графическое изображение логических связей между основными текстовыми субъектами текста.
Прием тезирования
Тезирование – формулирование основных положений и выводов текста.
Составление сводной таблицы.
Прием комментирования.
Логическое запоминание.
Реферативный пересказ.
Аннотирование.
Составление рефератов, докладов по нескольким источникам.
6.Современные образовательные технологии, отвечающие системно- деятельностному подходу, используемые на занятиях смыслового чтения.
Технология, методы | Возрастная категория | Краткая характеристика |
Развитие критического мышления через чтение и письмо | 5-8 класс | Основные идеи: Дети от природы любознательны, они хотят познать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи. Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформулировать навыки продуктивного мышления. Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить. Существует непрерывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания. Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?». Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление, таким образом, - не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка.
Этапы урока в рамках технологии РКМЧП: Вызов Функции этапа: актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме; пробудить к ней интерес; активизировать обучаемого, дать ему возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами; структурировать последующий процесс изучения материала. Осмысление – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составление плана конкретной деятельности, теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа: получение новой информации; ее осмысление ( в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся престает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понято для прояснения этого в будущем); соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучающиеся сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание. Поддерживание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова. Размышление Функции этапа: выражение новых идей и информации собственными словами; целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем; анализ всего процесса изучения материала; выработка собственного отношения к изучаемому материалу. Приемы, использующиеся в данной технологии: Этап вызова: -составление списка известной информации по вопросу; -рассказ-активизация по ключевым словам; -систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы. -Верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки и т.д. Этап осмысления: -методы активного чтения: маркировка с использование значков «v», «+», «-», «?» -по мере чтения ставятся на полях справа; -ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; -поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. Этап размышления: -заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений и дополнений в сделанное на первом этапе; -возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям,; -ответы на поставленные вопросы; -организация устных и письменных круглых столов; -организация различного вида дискуссий; -написание творческих работ: пятистишия-синквейны, эссе. -исследования по отдельным вопросам темы; -творческие, исследовательские или практические задания на основе осмысления изученной информации. Методы технологии: ИНСЕРТ, Взаимоопрос, Зигзаг, Кубик, «Двойной дневник», Чтение с остановками (осмысление), Кластер, Выходная карта, Синквейн (размышление), Концептуальная таблица (осмысление, размышление), Знаю - Хочу узнать - знал, (все этапы). |
Эвристическое обучение | 5-8 класс | Эвристическое обучение – обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. (А.В.Хуторской) Эвристическое обучение для ученика – непрерывное открытие нового (эвристика – от греч. Heurisko - отыскиваю, нахожу, открываю). При конструировании занятий эвристического тип приоритет отдается целям творческой самореализации детей, затем – формам и методам обучения, позволяющим организовать продуктивную деятельность учеников, потом – содержанию учебного материала. Система эвристических занятий строится на базе одного из следующих типов структур занятий: 1.Все вопросы темы изучаются последовательно в соответствии с порядком, предложенным учебной программой. В ходе занятий ученики выполняют и обсуждают творческие работы по изучаемым вопросам. 2. Ученики составляют и защищают собственные концепты темы в начале и в конце ее изучения. Диагностике и оценке подлежат изменения в ученических концептах. Реализация данной структуры занятий эффективна как в классно-урочной форме обучения, так и в форме «эвристического погружения». 3.Последовательно рассматриваются различные концепты темы: исторический, методологический, экологический, технический, и др. имеющие знаковую, образную или символическую форму представления информации по теме. Такая система занятий эффективна в метапредметном обучении, поскольку развивает разнонаучный подход к изучению единых образовательных объектов. 4.Структура занятий опирается на технологические этапы создания и развития эвристической образовательной ситуации: на первых занятиях происходит обеспечение мотивации деятельности, постановка проблемы; затем организуется индивидуальное или коллективное ее решение, демонстрация и обсуждение полученных результатов; после этого изучаются культурно-исторические аналоги, формулируются результаты, проводится рефлексия и оценка деятельности. |
Проект | 5-8 класс | Проектная деятельность учащихся - компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, обладающего объективной или субъективной новизной. Выполнить проект – это не только собрать материал, необходимую информацию по теме, но и применить добытые знания на практике, например: провести экскурсию, оформить стенд, альбомы, подготовить по возможности видео или фотосъемку, озвучить видеофильм, привлечь родителей, представителей социума, организовать встречи с интересными людьми, подготовиться к конференции. Основные этапы технологии проектного обучения: 1.Поисковый: Поиск и анализ проблемы; Выбор темы проекта; Планирование проектной деятельности по этапам; Сбор, изучение, обработка и анализ информации по теме проекта. 2.Конструкторский Поиск оптимального решения задачи проекта; Составление проектной документации. 3.Технологический Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых инструментов, материалов и оборудования; Выполнение запланированных операций. Заключительный Оценка качества решения задачи; Анализ процесса и результатов выполнения проекта; Изучение возможности использования результатов проектирования. |
Развивающее обучение | 5-8 класс | Цель РО: сформировать у ребенка определенные способности по самосовершенствованию, обеспечить условия для развития как самоизменяющегося субъекта обучения (иметь потребность в самоизменении и удовлетворять ее посредством обучения). Формы организации и взаимодействия педагогов и учащихся: Организация коллективно-распределительной деятельности между учителем и учениками в процессе поиска способов решения учебно-исследовательских задач. Основная форма работы – учебный диалог в ходе поисковой исследовательской деятельности. |
Обучение как учебное исследование | 7-8 класс | Основные этапы модели: Столкновение с проблемой; Сбор данных; Построение объяснения; Анализ хода исследования; Выводы. |
Примерная технологическая карта для конструирования системы занятий:
Вводные занятия. Задачи – актуализировать личный опыт и знания учеников для введения в тему, самоопределения и целеполагания в ней, построить общую и индивидуальные образовательные программы по теме. Формы занятий – вводный семинар, вводная лекция, проблемная лабораторная работа, разработка концепта темы, занятие по целеполаганию, защита учениками индивидуальных образовательных программ и др.
Основная часть. Задачи – достигнуть общих установочных целей по теме, выполнить основное содержание индивидуальных образовательных программ учеников, освоить базовое содержание темы. Формы занятий –урок-исследование, проблемный семинар, конференция, групповые или индивидуальные занятия, эвристическое погружение, цикл эвристических ситуаций, лекция концептуальная, лекция по знакомству с культурно-историческими аналогами, деловая игра и др.
Тренинг. Задачи – достроить созданные учениками образовательные продукты до целостной системы, закрепить результаты основной части блока, достичь деятельностных базовых требований по теме. Формы занятий – семинар дифференцируемый, семинар групповой, практикум по решению задач, лабораторная работа, мозговой штурм, урок по индивидуальным целям учеников, консультация, взаимообучение.
Контроль. Задачи – проверить и оценить уровень достижения поставленных целей, обнаружить изменения в личностных качествах учеников, их знаниях и умениях, в созданной образовательной продукции. Формы занятий – защита творческих проектов и работ, «урок-собеседование», урок-зачет, урок устного опроса, письменная контрольная работа, диктант, сочинение, рецензирование, урок-самопроверка, экзамен.
Рефлексия. Задачи – вспомнить и осознать основные этапы учебной деятельности, индивидуальные и коллективные результаты (продукты) деятельности, проблемы и способы деятельности, соотнести поставленные цели с результатами обучения. Формы занятий – урок-анкетирование, урок – «круглый стол», рефлексивное сочинение, графическая и цветовая рефлексия деятельности, индивидуальные и групповые уроки-отчеты, самооценки и характеристики учеников, игровая рефлексивная лекция.
В связи с тем, что чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:
Личностные УУД – мотивация чтения, мотивы учения, отношения к себе и школе;
Регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
Познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
Методы развития критического мышления через чтение и письмо
Система оценки планируемых результатов освоения междисциплинарной программы «Смысловое чтение».
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.
Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Для оценки метапредметных результатов: осознанного чтения (читательской грамотности – умений читать и понимать различные тексты; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных проблем), достигнутых в ходе освоения междисциплинарной программы «Смысловое чтение» в МБОУ СОШ №4 используются:
«Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации» (1-4 варианты) для обучающихся 5-8 классов, разработанные Центром измерений в образовании (Г.С.Ковалева, И.С.Васильевых, Ю.Н.Гостева и др.) серия «ФГОС»: оценка образователь ных достижений. «Просвещение», 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Смысловое чтение" для учащихся 6 класса
Программа по смысловому чтению для учащихся 6 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного и среднего общего образования, о...
Рабочая программа междисциплинарного курса "Смысловое чтение"
Программа «Смысловое чтение» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образоват...
Рецензия на рабочую программу междисциплинарного курса "Смысловое чтение"
Рабочая программа предусмотрена для ведения междисциплинарного курса "Смысловое чтение" в 6 классе. Главная цель курса - изучить приёмы и методы осмысленного чтения. Реализация курса идёт в ...
Рабочая междисциплинарная программа "Смысловое чтение" 7-8 класс.
Рабочая междисциплинарная программа "Смысловое чтение" 7-8 класс....
Рабочая программа "Смысловое чтение" 7- 8 класс
Рабочая программа "Смысловое чтение" 7- 8 класс...
Рабочая междисциплинарная программа "Смысловое чтение"
Рабочая междисциплинарная программа "Смысловое чтение"...
Рабочая программа "Смысловое чтение" 5 класс
Рабочая программа "Смысловое чтение" 5 класс...