Технология активного воспитания в виде социокультурного тренинга
статья на тему

Куманикина Галина Викторовна

Активное занятие (социокультурный тренинг) – это новая высокоинтенсивная педагогическая технология, создающая основу для личностно-ориентированного общения: дети на занятиях учатся работать в парах, четверках, ресурсном круге, осваивают социокультурные ценности, накапливают социокультурный опыт, развивают навыки общения, коллективного взаимодействия, управления собственной деятельностью и деятельностью группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология активного воспитания в виде социокультурного тренинга

В основе преподавания учебного курса «Социокультурные истоки», лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается, благодаря использованию активных форм обучения в форме социокультурного тренинга, по существу, новой уникальной педагогической технологии.

Активное занятие (социокультурный тренинг) – это новая высокоинтенсивная педагогическая технология, создающая основу для личностно-ориентированного общения: дети на занятиях учатся работать в парах, четверках, ресурсном круге, осваивают социокультурные ценности, накапливают социокультурный опыт, развивают навыки общения, коллективного взаимодействия, управления собственной деятельностью и деятельностью группы. В отличие от психологических тренингов, здесь ребенок приобретает не внешние, инструментальные навыки в смоделированной ситуации, формирующей кратковременные установки, а, осваивая социокультурные категории и ощущая живую связь времен, обогащается внутренне, воспринимает себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта. Активное занятие является основой образовательного процесса, в нем участвует вся группа воспитанников.

Аспекты активных форм обучения и воспитания

Каждое занятие выводит ребенка на новый уровень по пяти аспектам качества образования:

  1. Содержательный аспект – освоение социокультурных категорий предмета «Социокультурные истоки»
  2. Коммуникативный аспект – развитие способности присоединяться к партнеру по общению, видеть, слышать, чувствовать каждого, терпимость к иному, отличному от своего, мнению. Дети постепенно учатся слушать и слышать друг друга, приходить к согласию, уважительно и тактично общаться с преподавателем и людьми старшего возраста.
  3. Управленческий аспект – умение управлять собственной деятельностью (развитие способности выделить главное в содержании и главное в личностном развитии) и деятельностью группы, умение структурировать время, выделенное для выполнения задания, умение организовывать дискуссию так, чтобы дать возможность высказаться всем и придти к согласию.
  4. Психологический аспект – обеспечивает развитие личности, учитывая особенности восприятия и мышления, предполагает формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов на основе принципа синергизма.

5. Социокультурный аспект – позволяет учащимся осознать смысл служения Отечеству, заключается в том, что воспитанники получают опыт взаимодействия, позволяющий им в дальнейшем самореализоваться в обществе.

2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы

При реализации программы «Социокультурные истоки» в дошкольном образовательном учреждении создаётся образовательная среда, способствующая мотивационно-содержательной деятельности, направленной на развитие детской инициативы и активности.

Истоковская образовательная среда (по Л.С. Выготскому «как совокупность человеческих отношений») способствует развитию в детях:

  • Творческой инициативы (активная включенность в игру по теме итогового занятия как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств; формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны). Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности;
  • Инициативы как целеполагание и волевое усилие (включенность дошкольников в разные виды продуктивной деятельности в альбомах для рисования и книгах для развития, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи, формируется система позитивных образов, которым ребёнок будет следовать в жизни);
  • Коммуникативной инициативы (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи и эффективные формы общения);
  • Социально-познавательной инициативы (любознательность, включенность в простую социально-познавательную исследовательскую деятельность, где формируется система социокультурных и духовно- нравственных ценностей, развиваются способности устанавливать причинно-следственные связи и отношения);
  • Социально-деятельностной инициативы (активное проявление нравственных чувств по отношению к другим людям и объектам окружающего мира; участие ребёнка в добрых делах, в посильной помощи родителям и другим людям, в посильных благотворительных акциях помощи нуждающимся и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование социокультурных тренингов для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики".

Мастер-класс ставит целью помочь учителям физики в выборе технологии с целью формирования ключевых компетенций у учащихся....

"Использование социокультурных тренингов для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках физики".

Мастер-класс ставит целью помочь учителям физики в выборе технологии с целью формирования ключевых компетенций у учащихся....

Проблемы воспитания в современных социокультурных условиях

Проблемы воспитания в современных социокультурных условиях Процесс воспитания – это сложная цепь взаимодействия людей в социуме. А значит, проблемы социума обязательно отражаются на процессе восп...

О методе перехода от традиционной технологии к технологиям активного обучения.

В учебном процессе возникает много проблем, и главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопро...

Семинар-тренинг "Технология активных методов обучения"

Тренинг построен на нестандартные методы обучения, эффективные способы удержания внимания, направленность на слушателя и подход к общению на равных, умение выслушать и дать полные ответы на поставленн...

Применение технологии АМО на уроках музыки. Методическая разработка урока музыки по теме «Царит гармония оркестра» на основе технологии активных методов обучения

Методическая разработка урока музыки «Царит гармония оркестра» по технологии АМО создана на основе учебно-методического комплекса «Музыка» для начальной школы Е.Д. Критской,...

Статья «Современные педагогические технологии на уроках английского языка: технологии активного обучения, технология смыслового чтения, технология проектного обучения"

Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. ...