Комфортное пространство школы
статья по теме
Данный проект может помочь современным творческим учителям, которые столкнулись с проблемой низкой мотивации школьников к обучению в школе и которые готовы решать эту проблему путем преобразования пространства, обновления функционала этого пространства и работы с детьми во внеурочное время, в том числе во время перемен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komfortnoe_prostranstvo_shkoly.docx | 68.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Комфортное пространство школы
Бесспорно, одним из самых актуальных вопросов в образовании является низкая мотивация учеников к обучению в школе. С самого первого дня в школе самое трудное для нас было не объяснить тему, а убедить некоторых учеников заниматься, пробудить у них интерес к предмету и к обучению в принципе. Именно поэтому в ходе реализации нашего проекта проблема мотивации была рассмотрена как ключевая. Для решения этой проблемы мы обратились к опыту маркетологов и бизнес-корпораций по решению проблемы мотивации сотрудников в бизнесе.[1] И на основе этого мини-исследования мы выдвинули гипотезу, что, по аналогии с бизнесом, на мотивацию учеников влияет и окружающее пространство. Наш проект призван подтвердить эту гипотезу. В ходе работы был создан и реализован дизайн-проект рекреационных зон школы, а также проведено анкетирование, подтверждающее связь облика школы и мотивации учеников к обучению.
Данный проект может помочь современным творческим учителям, которые столкнулись с проблемой низкой мотивации школьников к обучению в школе и которые готовы решать эту проблему путем преобразования пространства, обновления функционала этого пространства и работы с детьми во внеурочное время, в том числе во время перемен.
Актуальность проекта подтверждается отзывами детей и их родителей о школе. Коридоры школы, доставшиеся нам ещё от советского пространства, пусты и недружелюбны. Кроме того, трудноконтролируемая деятельность учеников средней школы (особенно 5-7 класса) во время перемен ведёт к повышенному травматизму и неполноценному отдыху за короткое время перемены.
Чтобы подтвердить наши наблюдения, мы провели анкетирование среди учеников, позволяющее понять, как они воспринимают пространство школы, чем они могут, а чем бы хотели в нём заниматься. Результаты части опроса мы представили в виде диаграммы[2]. Анкетирование среди родителей позволило понять их отношение к школе, более глубоко оценить позицию ребенка в этом вопросе. Анкетирование же учителей показало, что многие учителя никогда не задумывались над этим вопросом, а те кто задумывались встречали на своём пути массу сложностей, которые нам в ходе выполнения своего проекта удалось преодолеть.
Кроме того анкетирование подтвердило и повышенную травмоопасность такого пространства. Большинство опрашиваемых учеников 5-7 классов на вопрос что вы предпочитаете делать на переменах выбрали ответ "бегать, играть догонялки" (67%). С учениками старших классов возникла другая проблема. Многие выбрали вариант "читать, разговаривать", но в комментариях подчеркнули, что в коридоре недостаточно пространства, отвечающего именно этим целям. Кроме того, значительная часть учеников всей средней школы выбрали варианты "ничего, не знаю, как получится" (40%), что говорит о невысокой культуре отдыха. Поэтому сопутствующей задачей нашего проекта стало повышение культуры отдыха у школьников, обучение их занятиям, подходящим для перемен и максимально отвечающим их потребностям и складу характера, но при этом не ведущим к повышению травматизма.
Цели и задачи проекта.
Цель - создать комфортное пространство, отвечающее потребностям находящихся в нём субъектов образовательной деятельности, в первую очередь - детей.
Задачи:
- Сформировать положительное отношение к школе у детей и их родителей
- Повысить культуру отдыха учащихся
- Организовать полезную деятельность школьников во время перемен
- Предоставить функциональное пространство для полезной деятельности школьников во внеурочное время
- Снизить травматизм
Этапы реализации проекта.
Первым этапом реализации нашего проекта стало анкетирование. Про его суть сказано при обосновании актуальности проекта. Важно подчеркнуть, что в результате анкетирования нам необходимо было получить максимально полную картину по этому вопросу, вследствие чего анкетирование проходило системно и охватывало в качестве своей аудитории не только детей, но и их родителей, учителей, администрацию школы.
Второй этап - анализ полученных данных. На этом этапе была сформирована инициативная группа старшеклассников с помощью которой мы исследовали запросы школьников, учителей, родителей, выбирали из анкет и придумывали самостоятельно варианты, отвечающие не только потребностям, но и возможностям. Важной частью данного этапа стал анализ имеющихся ресурсов. Необходимо было обозначить круг материальных ресурсов, которые предоставит школа, кроме того, нужны ресурсы человеческие. На этапе анкетирования родителей и учителей был вопрос, кто и какую помощь может оказать нам в ходе этого проекта и выяснилось, что среди родителей есть дизайнер, который в дальнейшем помог нарисовать дизайн-макет проекта в специализированной программе.
Кроме того, поднимался вопрос, а какой деятельностью смогут заниматься школьники в новом пространстве. Был разработан примерный план занятий и игр, в которые младшие школьники могли бы играть во время перемен под присмотром старших школьников. Тьюторсксая линия на этом этапе выделилась и встала наравне с другими в реализации этого проекта, так как выяснилось, что среди инициативной группы есть ребята, желающие попробовать себя в роли наставника для более младших, пусть и в игровой форме.
Третьим этапом стала презентация наших идей администрации и с ее одобрения разработка дизайн-макета, для которого были привлечены родители. Для нашей школы мы отобрали следующие идеи: меловая доска для игр, которые проводят более старшие школьники для более младших. Твистер и классики на полу, отвечающие запросам активных младшеклассников. Парты и стулья для спокойного отдыха во время перемен. А также буккроссинг и настольные игры, отвечающие запросам уже более старших школьников. Многие заслуживающие внимания идеи пришлось отбросить ввиду недостаточности ресурсов, но они были записаны и изучены нами как ресурсный потенциал развития этого проекта.
Четвёртый этап включил себя создание сметы и последующий ремонт помещения. Для удобства этот этап был проведен во время каникул. Одновременно с этим велась работа с инициативной группой по разработке плана внеурочных мероприятий на будущий учебный год, для подбора игр, подходящих для перемены.
И наконец, пятый этап - воплощение мероприятий в течение учебного года. В ходе этого этапа будет проводиться систематическая обратная связь для улучшения работы проекта, а также пополняться банк резервных идей для развития этого проекта в будущем.
Ожидаемые результаты соотносятся с задачами проекта. Главным результатом мы видим повышение интереса у учеников к институту школы, а как следствие повышение мотивации к нахождению в ней и к учебе, так как мероприятия в новом пространстве планируются не только развлекательные, но и учебные. Кроме того, ожидаемыми результатами являются и повышение культуры отдыха школьников, и снижение травматизма, и развитие педагогического потенциала старших школьников, и более эффективное использование школьного пространства в принципе.
Использованная литература:
- Мескон Майкл Х., Альберт Майкл, Хедоури Ф. Основы менеджмента, 3-у изд.: Пер. с англ.-М.:ООО «И. Д. Вильямс», 2007
- Мотивация персонала или как это делает Google [Электронный ресурс] URL:http://www.plan-your-time.com/motivatsiya-personala-ili-kak-eto-delaet-google/
- Клочнов А.К. «KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов.».- М: Эксмо,2010. – 234 с.
- Шапиро С. А. Мотивация и стимулирование персонала //М.: ГроссМедиа. – 2005. – 344 с.
- Nohria N., Groysberg B., Lee L. Employee motivation: A powerful new model //Harvard Business Review. – 2008. – Т. 86. – №. 7/8. – С. 56.
Приложение 1
[1] Мы исследовали различные пособия по менеджменту и опыт корпорации Google.
[2] Смотрите Приложение 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система профилактической и коррекционной работы логопункта ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 СЗОУО. Построение образовательного пространства «Школы здоровья» на основе комплексного системно – профилактического подхода к формированию устной и письменной реч
Система профилактической и коррекционной работы логопункта ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 СЗОУО. Представляет собой построение образовательного пространства «Школы здоровья» на основе комплексного си...
"Дополнительное образование в общем образовательном пространстве школы"(На примере театральной деятельности)
Статья Кольчугиной Е.К. "Дополнительное образование в общем образовательном пространстве школы" . Реализуя задачи дополнительного образования, школа пытается разрешить существующее противоречие межд...
Социально - педагогический проект « Построение целостного культурно - образовательного пространства школы на основе казачьей этнокультуры
Программа развития общего и дополнительного образования на основе историко-культурных традиций казачества на 2011-2014 гг. Данная программа рассматривает развитие общего и ...
Школьный информационный центр, как основа единого образовательного пространства школы.
Школьный информационный центр, как основа единого образовательного пространства школы....
Здоровьесберегающая среда в образовательном пространстве школы
Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в российской школе ставят вопросы о сохранении здоровья школьников. Объективным показателем неблагополучия является то, что зд...
Круглый стол "Метафора комфортного пространства"
Презентация по итогам круглого стола "Метафора комфортного пространства"....
Анкета "Уровень комфортности в школе"
Анкета на выявление уровня комфортности в школе...