интегрированный курс «Путешествие к истокам»
опыты и эксперименты (6 класс) на тему
Статья о курсе "Путешествие к истокам" раскрывает опыт учителей МАОУ "СШ "Земля родная" по всестороннему воспитанию учащихся: патриотическому, эстетическому, этнокультурному, трудовому и интеллектуальному. На уроках «Путешествие к истокам» дети приобщаются к традициям и обычаям русского народа, знакомятся с культурой людей, издревле населяющих Западную Сибирь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_kurse_puteshestvie_k_istokam_1.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Любить Отечество велит природа, Бог,
А знать его — вот честь, достоинство и долг.
М. В. Ломоносов
В настоящее время необычайно возрос интерес человечества к своему прошлому, к родным корням, к истокам. Губернатор округа Дмитрий Николаевич Кобылкин в ежегодном докладе о положении дел и перспективах развития ЯНАО называет эту проблему «задачей большой важности» и считает необходимым в школьном образовании «непрерывно пополнять знания о культуре своего народа». Предмет «Путешествие к истокам», введенный в учебный план МАОУ «СШ «Земля родная» для обучающихся 5-6 классов, имеет огромный мировоззренческий потенциал и большую значимость в работе по этому направлению.
Знание культуры русского народа и народов, проживающих на территории тюменского края, помогает более эффективно осуществлять задачи по всестороннему воспитанию учащихся: патриотическому, эстетическому, этнокультурному, трудовому и интеллектуальному. На уроках «Путешествие к истокам» дети приобщаются к традициям и обычаям русского народа, знакомятся с культурой людей, издревле населяющих Западную Сибирь.
Для более качественной подготовки педагогов и обучающихся к изучению курса «Путешествие к истокам» возникла необходимость в создании поурочных планов и мультимедийного приложения к учебно-методическому пособию. Первостепенной задачей учителей стал подбор материала, который полностью бы соответствовал темам программы, разработанной сотрудниками Института общего образования Министерства образования РФ Е.Б.Евладовой, Т.П.Петраковой (1994) и откорректированной учителями русского языка и литературы МАОУ «СШ «Земля родная». Данная программа и материал к ней получили положительную рецензию главного научного сотрудника Института содержания и методов обучения Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора Е.Е.Вяземского. Рецензент отметил, что «несомненным достоинством этой программы является то, что учителя, сохранив наиболее значимые идеи и подходы авторов к реализации данного курса, пошли по пути его развития и модернизации содержания в соответствии с новыми требованиями времени и изменившимися учебными планами».
Концептуальные основы пособия:
воспитание уважения к традициям, обычаям и культуре, как к духовному наследию всего человечества;
развитие диалектического мышления учащихся;
восстановление связи времен, связи поколений и культур, создание ярких эмоциональных представлений о малой Родине.
Новизна содержания пособия состоит в том, что параллельно с усвоением учебного материала, позволяющего приобщиться к основам национальной культуры, познакомиться с историей тюменского края, ЯНАО, города Новый Уренгой, школьными традициями, формируется система знаний по ряду предметов, которая даёт подросткам возможность осмыслить свою историческую миссию в этом мире, осознать свою уникальность и неповторимость в условиях новой социальной среды, понять то, что каждый человек может изменить этот мир в пользу добра, совести, толерантности. А воспитание у детей веры в общечеловеческие ценности, формирование соответствующего мировоззрения есть главная, приоритетная задача модернизации российского образования и государства в целом. Кроме того, материал пособия дает возможность учителю использовать разнообразные формы работы на занятиях: метод «погружения» в эпоху, творческие задания, научные экспедиции, коллективные сюжетные игры, а также применять нестандартные формы организации урока: урок-путешествие, урок-экскурсия, урок — творческий проект.
Пособие, поурочные планы и мультимедийное приложение к ним позволяют создавать благоприятные условия для раскрытия и удовлетворения духовных и познавательных потребностей школьников, формирования гражданской ответственности, патриотизма, толерантности, воспитания членов общества, способных жить и работать в полиэтнической среде, уважающих как свою культуру, так и культуру других народов, а это особенно важно в нашем многонациональном округе.
Цель создания учебно-методического пособия «Путешествие к истокам», поурочных планов и мультимедийного приложения:
дидактическая — углубление мотивации к овладению знаниями;
воспитательная — формирование внутренней культуры человека, уважительного отношения к традициям и культуре народов, населяющих Россию, подлинного патриотизма и гражданской позиции по отношению к Родине на примерах жизни исторических личностей;
развивающая — формирование более глубокого понимания этнокультурных ценностей народа.
Работа учащихся и их наставников по данному пособию способствует решению следующих образовательных задач:
-расширять диапазон знаний учащихся о культуре и истории родного края;
-приобщать детей к общекультурным, общечеловеческим ценностям;
-воспитывать уважение к традициям, обычаям, верованиям народов, населяющих ЯНАО;
-адаптировать школьников к жизни в многонациональном сообществе народов;
-соединять представления о «малой» и «большой» родине.
Пособие для 6 класса поможет обучающимся совершить путешествие в Западную Сибирь. Оно состоит из двух разделов: «История тюменского края», «Мы живем на Ямале». Материал охватывает период развития Тюменского края от эпохи формирования и развития первобытно-общинного строя до современности, дает представление об истории и культуре, богатых традициях этого уголка России, знакомит школьников со знаменитыми людьми земли сибирской. В пособии рассказывается о значении развития Севера для экономики страны, о роли города Новый Уренгой как газовой столицы, об уренгойцах, приумноживших славу Ямала. Завершает пособие история школы «Земля родная», ее прошлое, настоящее и будущее.
Ожидаемые результаты
В результате освоения курса «Путешествие к истокам» обучающийся научится:
-позитивно воспринимать историю, культуру и литературу народов Тюменского края;
-давать характеристику основным историческим событиям и изученным процессам;
-толковать основные символы культуры Тюменского края;
-рассказывать об известных людях сибирской земли; гуманно, толерантно и дружелюбно относиться к людям иной национальности и иной культуры; рассказывать об истории своей семьи, школы, города, края;
-анализировать содержание основных произведений писателей Тюменского края;
-давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении;
-использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание; планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
Теоретическая значимость работы заключается в расширении ареала традиций, обычаев и культуры тюменского края в сравнении с обычным учебником истории, во включении в него ранее не изучаемого материала, который вводится таким образом в общий процесс изучения российской истории. Анализ содержания тем пособия способствует лучшему пониманию социальных, этнокультурных и этнопсихологических проблем бытия народов, населяющих Россию и тюменский край.
Практическая значимость пособия заключается в возможности использования его в преподавании курса «Путешествие к истокам» как предмета школьного компонента, при изучении национально-регионального компонента «Литература народов Севера», на уроках истории, географии ЯНАО. Отдельные темы могут быть рассмотрены на классных часах и использованы учителями при подготовке внеклассных мероприятий.
«Детство — каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества», — отмечал В.А. Сухомлинский. Именно этим руководствовался коллектив учителей русского языка и литературы, создавая учебно-методическое пособие, поурочные планы и мультимедийное приложение к курсу «Путешествие к истокам».
Макарова И.А., учитель русского языка и литературы МАОУ «СШ «Земля родная»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие к истокам книгопечатания
Презетанция к уроку по истории средних веков...
Путешествие к истоку Дона
Проектная работа. Создание экологической тропы. По указу президента Российской Федерации В.В. Путина 2013 год объявлен в нашей стране Годом охраны окружающей среды. Исходя из этого целями ...
Технологическая карта занятия "Путешествие в прошлое. Великие ученые естествознания" Интегрированный курс "Естествознание"
Первое занятие интегрированного курса "Естествознание" "Образовательное путешествие в прошлое"...
Технологическая карта занятия "Путешествие в прошлое. Великие ученые естествознания" Интегрированный курс "Естествознание"
Первое занятие интегрированного курса "Естествознание" "Образовательное путешествие в прошлое"...
Технологическая карта занятия "Путешествие в прошлое. Великие ученые естествознания" Интегрированный курс "Естествознание"
Первое занятие интегрированного курса "Естествознание"Образовательное путешествие в прошлое...
Интегрированная система уроков литературы, истоков, изобразительного искусства. (1урок литература; 2урок истоки; 3 урок изобразительное искусство; итог подводиться на классном часе)
Тема: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Сказка о труде и взаимной выручке....
«Интегрирование курса «Социокультурные истоки» в преподавание русского языка и литературы» Ярусова Татьяна Геннадьевна учитель русского языка и литературы МБОУ «Цивильская СОШ № 2» Цивильского района Чувашской Республики
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это так...