Педагогика как искусство
статья (11 класс) на тему
Педагогика как вид духовного освоения действительности. как педагогическое мастерство..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе о педагогике как искусстве. | 25.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогика как искусство. Л. А. Данцова
Педагогика- это не только наука. Это искусство как вид духовного освоения действительности, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Особенность обучающегося в восприятии окружающей действительности чувствами, творческим воображением. Искусство оказывает преобразующее воздействие на ребёнка. Воздействует одновременно на его чувство, мысль и волю, пробуждая и развивая в нем художественное, творческое отношение к действительности. Как форма общественного сознания искусство стоит в одном ряду с педагогикой. У них общий объект отражения- жизнь, реальная действительность. Это формы познания, освоения действительности. Каждая из этих форм вносит в жизнь свой собственный, неповторимый вклад. В.Г. Белинский писал: «… их различие вовсе не в содержании, а только в способе обрабатывать данное содержание…». Искусство иногда называют человековедением. Эта сугубо человеческая сущность искусства, эта его подчиненность человеческим целям и задачам не только не уменьшается, но увеличивается со временем, вместе с развитием художественной и общественной мысли. История искусства в главном своем содержании- все более глубокое и полное художественное познание человека. Все главные открытия в искусстве так или иначе связаны с открытием человека. Все художественные и идейные достижения в искусстве – это достижения в объяснении, познании самого себя. То новое, что несет с собой каждый неизвестный прежде художественный метод, каждое направление в искусстве, в конечном счете, оказывается глубочайшим образом связано с воспитанием и образованием.
Говоря о педагогике как об искусстве, К. Д. Ушинский подчеркивал его активную, творческую роль в изменении и совершенствовании духовного облика человека. Сравнивая искусство с наукой, обращал внимание на то, что наука лишь изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет. «Педагогика является высшим из искусств, потому что она стремится удовлетворить величайшее из потребностей человека и человечества- их стремление к усовершенствованиям в самой человеческой природе, его души и тела, а вечно предшествующий идеал этого искусства есть совершенный человек». К.Д. Ушинский поднял на высоту педагогическое творчество учителя, которое только одно может спасти от однообразия, когда он «толкует в сотый раз давно выученную наизусть страницу». При этом педагог предостерегает от противопоставления практики и теории. Важно «дать человеку деятельность, которая бы наполняла его душу и могла бы наполнять ее вечно». В этом К.Д. Ушинский видел назначение педагогики. По его мнению, учитель должен давать только необходимые знания, он должен видеть в своем ученике не будущего литературоведа, а человека, пользующегося плодами литературоведческого анализа текста для своего нравственного и умственного усовершенствования. К.Д. Ушинский писал: «Новая школа разделяет и организует труд учителя и учеников: она требует, чтобы дети, по возможности, трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал». Актуальность этого вывода в связи с новым ФГОСом неоспорима.
Поэтому педагогическое искусство рассматривается как педагогическое мастерство: педагогические умения, основанные на педагогических убеждениях, ядром которых являются формы и методы преподавания, осмысленные учителем..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. "Интегрированный курс изобразительного искусства и истории Санкт - Петербурга с элементами музейной педагогики в начальной школе"
Данный интегрированный курс, дающий начальное образование по изобразительному искусству с учетом возрастных особенностей учащихся младших классов, имеет ясную структурную цельность и обес...
Презентация. "Интегрированный курс изобразительного искусства и истории Санкт - Петербурга с элементами музейной педагогики в начальной школе"
Презентация наглядно раскрывает содержание интергированного курса....
Принципы и методы "Педагогики искусства", применяемые на уроках музыки.
Как же достичь , как сделать так, чтобы урок музыки взволновал ребенка, доставил ему радость общения с искусством? Как добиться такого своеобразия, многоликой обобщенности и в то же время конкрет...
Презентация: Примерные задания к тематическому планированию курса интегрированных занятий по ИЗО и музейной педагогике для учащихся 5 класса по разделу "Язык изобразительного искусства".
Материал презентации ( в двух частях) в наглядной форме поможет раскрыть характер заданий для учащихся 5 классов, занимающихся по курсу интегрированных занятий по ИЗО и музейной педа...
Особенности использования элементов технологии "музейная педагогика" в процессе преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе (из опыта работы)
технологические карты музейных уроков изобразительного искусства...
Роль музейной педагогики в реализации образовательной программы «Искусство и культура моего народа» на уроках изобразительного искусства
Организация художественной деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства. Использование музейной педагогики, как наиболее эффективной формы ...
КАПОЭЙРА - НОВАЯ ГЛАВА В ПЕДАГОГИКЕ БОЕВЫХ ИСКУССТВ
Капоэйра, афро-бразильское боевое искусство, берущее начало в 16-17 веках, но получившее широкую мировую известность только в конце прошлого века, сегодня считается национальным достоянием Бразилии. К...