Соотношение уровня креативности и познавательной мотивации в подростковом возрасте
презентация к уроку по теме
Дипломная работа по теме "Уровень креативности и познавательной мотивации в подростковом возрасте" с обработкой результатов и выводами на основе исследования группу из 28 человек малокомплектной сельской школы Воронежской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Соотношение креативности и познавательной мотивации в подростковом возрасте | 2.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность. Необходимость активизации интеллектуальных ресурсов - является одним из важнейших условий реформирования нашего общества. Сформированная познавательная активность позволяет личности моделировать профессиональное мастерство и творческое саморазвитие, осуществлять самообразование на протяжении жизни. Особенно важно выбрать свой путь творческому подростку
Цель данного исследования: Изучение соотношения уровней креативности и познавательной мотивации в подростковом возрасте. Объект исследования: мотивационная сфера подростков.
Предмет исследования - соотношение креативности и познавательной мотивации личности в подростковом возрасте Гипотеза исследования - Гипотезой исследования явилось предположение о том, что низкая познавательная мотивация будет соответствовать низкому уровню развития креативности. А выраженный высокий уровень развития креативности будет соответствовать высокой познавательной мотивации.
Основные понятия: Мотивация познавательная – устойчивое эмоциональное предпочтение познавательной деятельности перед другими. Креативность - в узком значении слова - это дивергентное мышление, отличительной особенностью которого является готовность выдвигать множество в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта. Способности - понимаются как свойства или качества индивида, обуславливающие успешность деятельности или овладения ею, отличающие одного человека от другого.
Процедура исследования включала в себя данные методики: . 1.«Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» Краткий тест креативности «Незавершенные фигуры» С.П.Торренс [33] 2.Методика для диагностики учебной мотивации школьников (модифицированный вариант методики М.В. Матюхиной) [5, с.148 3.Психогеометрическая самооценка личности (С. Делингер в адаптации А. А. Алексеева, Л. А. Громовой) [36, с.361] 4.Тест «Каковы ваши творческие способности?» Дж. Кинчера[16, с.144] 5.Цветовой тест М.Люшера (МЦВ,Л.Н.Собчик)[30] 6. Опрос для выявления познавательной подростков у учителей и креативности у учащихся (авторский вариант).
Контингент. Учащиеся сельской школы 5-9 малокомплектных классов, всего 28 человек. Учащиеся отличаются разным уровнем академической успеваемостью.
В.Н. Дружинин [14,18 ] выделяет три основных подхода к проблеме взаимосвязи креативности и интеллекта: Это независимые понятия (А. Танненбаум, А. Олох, А. Маслоу и др.). 2. Между ними есть пороговые отношения. (Нет глупых креативов, но есть - нетворческие интеллектуалы. Т.е. « теория интеллектуального порога » Э. П. Торренса). Представители - Дж. Гилфорд,, Я. А. Пономарев, В.С.Юркевич. 3. Не разделять творчество и интеллект. ( М.А.Холодная, авторы « Рабочей концепции » и др.).
Не удастся создать никогда мудрецов, если убивать в детях шалунов. Жан-Жак Руссо. « .Гениальность – результат исключительного труда, самообразования и сознательной ориентации. Одно из преимуществ самообразования в том, что оно может длиться всю жизнь » . Гончаренко Н.В. Рекомендации родителям и учителям для увеличения познавательной мотивации и развития творческих способностей
Три уровня познавательной потребности : 1 - потребности во впечатлениях 2 – любознательностью 3 - целенаправленной познавательной деятельности. Потребность в познании опосредуется социально значимыми целями (по В.С.Юркевич)
Основные моменты в познавательной сфере подростков . Мотивы учебно-познавательные занимают у учащихся с высоким и средним интеллектом третье место, а мотивы избегания неудачи – четвертое место. У учащихся с низким креативным уровнем учебно-познавательные мотивы опускаются на последнее четвертое место, а мотивы избегания поднимаются на второе место. У учащихся с высокой креативностью учебно-позновательный мотив находится на первых трех местах .
Анализ и интерпретация результатов Корреляция между познавательной мотивацией и уровнем креативности по тесту Торренса составила 0, 995870595 – что является сильной прямой связью. Корреляция между познавательной мотивацией и уровнем креативности по тесту Кинчера составила 0, 802955 – что является сильной прямой связью.
Вывод. В результате проведенного исследования мы выявили: низкий познавательный уровень соответствует низкой креативности. В ыраженный высокий уровень развития креативности соответствует высокой познавательной мотивации. По среднему уровню креативности связь не выявлена. Видны связи между уровнями креативности и личностными особенностями по тесту М. Люшера.
Заключение 1. Внешняя стимуляция творческих способностей влияет на увеличение креативных способностей у всех людей, так как напрямую зависит от социальных условий и личной поддержки каждого индивидуума. 2. Познавательная активность, основанная на познавательной мотивации увеличивает творческие способности. Именно познавательный интерес является тем краеугольным камнем, который и движет интеллект к развитию.
Спасибо за внимание. И болдинской вам осени, господа!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и актуализация когнитивных грамматических структур как средство повышения качества учебного труда и мотивации учащихся старшего подросткового возраста
Данная статья рассматривает острую педагогическую проблему старшего подросткового возраста, а именно снижения мотивации и познавательных интересов, которая усиливается низким уровнем знаний, не позвол...
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
Кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в психологии человека, его ценностных ориентаций, поступках людей. Особую зн...
Как повысить интерес к учебе, мотивацию учеников подросткового возраста (5-11 класс)? Рекомендации для родителей
Рекомендации для родителей учеников 5-11 класса по повышению мотивации в обучении...
Приемы мотивации обучающихся подросткового возраста
https://www.youtube.com/watch?v=Z2wokhql_n0&feature=youtu.be...
Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте
- Подростковый возраст и его характеристика;- Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте;- Развитие познавательного интереса в подростковом возрасте на уроках ИЗО;- Заключение....
Как повысить интерес к учебе, мотивацию учеников подросткового возраста (5-11 класс)?
Как повысить интерес к учебе, мотивацию учеников подросткового возраста (5-11 класс)?Рекомендации для родителейДля родителей данный вопрос остается актуальным в любое время. Помочь ответить на этот во...
Методическая разработка на тему: «Лазерные технологии, как инструмент формирования креативного мышления у детей подросткового возраста»
Современные образовательные тенденции ориентированы на приобретение школьниками навыков грамотного управления и эффективной работы с высокотехнологичным оборудованием. Одним из актуальных вариантов яв...