Что такое психолингвистика
статья (9, 10, 11 класс) на тему

Апреликова Ольга Сергеевна

        Психолингвистика - это конвергентная наука, то есть та мультидисциплинарная область, в которой для продвижения вперед нужны как все накопленные нами знания, так и довольно высокий уровень этики, поскольку применение научных результатов может иметь достаточно опасные последствия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psiholingvistika_kak_kognitivnaya_nauka.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Психолингвистика как конвергентная наука

Эпиграф: "Границы моего языка означают границы моего мира"(Л. Витгенштейн)

        Времена, когда на фронте соприкосновения нашего коллективного сознания с неведомым можно было быть, например, только физиком или только химиком, остались в прошлом. Более того, значимые  открытия возможны лишь при условии коллективной работы в потоке так называемых конвергентных наук.  

        Психолингвистика - это та мультидисциплинарная область, в которой для продвижения вперед нужны как все накопленные нами знания, так и довольно высокий уровень этики, поскольку применение научных результатов может иметь достаточно опасные последствия.

          Например, идея отраженной через язык психологии целых народов зародилась еще в 19  веке. Одним из первых теоретиков психологизма в языкознании был Х.Штейнталь. Во многом основывавшийся на идеях В. фон Гумбольдта, он, однако, вместо «человеческой духовной силы» выдвигал на первый план коллективную психологию, понимая язык как «выражение осознанных внутренних, психических и духовных движений, состояний и отношений посредством артикулированных звуков», а языкознание – как «психологию народов». Штейнталь утверждал, что язык есть мышление, но в отличие от предметного мышления, основанного на представлениях, языковое мышление опирается на так называемую «внутреннюю форму языка» (понятие, введенное В. фон Гумбольдтом), определенным образом организующую человеческие представления и специфичную для каждого народа и языка. Каждая языковая единица, каждое наблюдаемое языковое явление имеет свой психический коррелят, все в языке связывается между собой через ассоциации. Разными группами представлений образуется психический организм, находящийся у каждого индивида «в состоянии непрестанного изменения». Историческое развитие происходит лишь внутри психических организмов. Изменение языка – это лишь метафора; однако принятый в языковом коллективе узус нивелирует различия психических организмов и закрепляет изменения. Значит, через изменения языка возможно опасное с точки зрения этики манипулирование (особенно сублиминально) коллективным сознанием - разве не об этом говорил на рубеже 1950–1960-х годов Н.Хомский, заявивший о том, что главная задача науки о языке – это моделирование деятельности носителя языка?  А в  книге "Язык и мышление" (1968) он прямо определил лингвистику как «особую ветвь психологии познания». Согласно Хомскому, лингвистика может много дать для выяснения процессов, связанных с умственной деятельностью человека, другими словами, лингвистика как изучение человеческой коммуникации, и особенно нейролингвистика сейчас в огромной степени определяет развитие самой психолингвистики. Например, современная лингвистика пришла к тому, что все эти языковые средства (фонемы, морфемы, лексемы и т.д)  представляют собой лишь«формальные операторы», с помощью которых человек осуществляет процесс общения, прилагая их к системе значений знаков языка и получая осмысленный и целостный текст (сообщение). Но само это понятие значения выходит за пределы речевого общения: оно выступает как основная когнитивная (познавательная) единица, формирующая образное восприятие мира человеком и в этом качестве входит в состав разного рода когнитивных схем, эталонных образов, типовых когнитивных ситуаций и т. д. Таким образом, значение, бывшее раньше одним из многих понятий лингвистики, все больше превращается в основное, ключевое ее понятие. Мне представляется важным, что теперь понятия "значение" и "ког"(элемент психического опыта, связанный с работой какого-то участка нейронной цепи) вполне соотносимы, потому что именно значение слова запускает работу какого-либо кога. А поскольку тут мы приближаемся к понятию когнитом, то есть сеть психики, внутренний мир человека, которому принадлежит данная нейронная сеть, - то и данные современных нейронаук и развитие нейротехнологий учитываются, используются и будут использоваться психолингвистикой. Например, недавно в журнале Nature Neuroscience (IF=16.724) вышла статья,посвященная тому, как эмоциональное возбуждение влияет на запоминание посторонней информации, которую человек получает через какое-то время после эмоционального стимула.  Перед учёными стояла задача: понять, влияет ли возбуждение структур мозга, ответственных за эмоциональное состояние, на то, как запоминается информации, которую тот же мозг получает через несколько минут после эмоционального всплеска. А исследование того, как мозг работает с информацией, и есть, по большому счету, предмет психолингвистики. Тут очень заметен еще один аспект: если мышление - это процесс нейро-химический, то    нейрохимия мозга влияет на качество мыслительного процесса и во многом определяет психический контур личности, а значит, и без знания об аминокислотах и нейротрансмиттерах в современной психолингвистике не обойтись. Еще одна из нейронаук - это коннетомика - наука о связях внутри мозга, благодаря которой мы не только пытаемся изучать вычислительные, когнитивные мощности мозга, но и тут же пытаемся моделировать человеческие мыслительные умения в системах искусственного интеллекта. Использование данных психолингвистики на этом пути неизбежно, поскольку программы для искусственного интеллекта пишутся людьми на основе законов языка как системы систем, да и в принципе давно понятно, что естественный язык не только стал прообразом языков программирования, но и сам по себе принцип встраивания программ в личность через язык повторяется в работе с машинами. Кроме того, данные психолингвистики необходимы для контроля над искусственным интеллектом, ведь только этически правильно встроенные  программы позволят удержать искусственный интеллект в ранге вспомогательных устройств. Иное развитие событий предсказано футурологами: оптимизируя систему, всевластный ИИ избавится от никчемной биологической массы в считанные годы. Так что правильным, наверное, будет развитие ИИ в качестве разного рода симбиотических человеку устройств, позволяющих работать с большими массивами данных. Задача психолингвистики, таким образом, заключается в том, чтоб обеспечить не только взаимопонимание человека и машины, но и безопасность как отдельного узвимого, недолго живущего белкового организма, так и человеческой популяции в целом.

          Такое взаимодействие, естественно, изменит психологическую сущность человека. Данные антропологии свидетельствуют, что лишь 200 тысяч лет назад современный человек сформировался в своей анатомической структуре, и еще 150 тысяч лет ему понадобилось, чтобы зародилось более-менее "человеческое" мышление, и страшно инвазивный хищник-примат не просто научился договариваться с себе подобными, но и начал путь "культурного" развития вида, передавая следующим поколениям накопленный опыт - что невозможно было бы без языкового мышления. Язык сделал нас людьми, способными ответить на любой внешний вызов, будь то природа или цивилизация, своей запредельной приспособляемостью к чему угодно мы обязаны именно нашей нейролингвистической психике.  Дальнейшее эволюционирование вида определит не только техногеника, но и умение использовать данные психолингвистики в в разного ранга образовании, в социологии, в поведенческими  императивами как элит, так и маргиналов.

          А, говоря о каких-либо поведенческих императивах, (то есть философско-этических ценностях) мы должны понимать, как накопленный человечеством, полный заблуждений и прозрений коллективный философский опыт находит себе применение в психолингвистике. В последнее время, похоже, из определяющих мировоззрение интересным становится вопрос не  "Скажи мне, о чем ты думаешь?", а вопрос :"Скажи мне, КАК ты думаешь?", а это уже давно та забава, где психолингвистика давно играет на своем поле. Поскольку язык определяет мышление своего носителя, то, наверное, одной из задач психолингвистики будет постепенное преодоление когнитивных искажений, самосаботажа и трансакционных издержек человеческой философии. Только грамотное использование данных психолингвистики способно реально преодолеть инертность системы, например, в образовании: кто лучше лингвиста знает, что такое коммуникативные и аналитические компетенции?

        Итак, психолингвистика  - это то сложное, многоуровневое поле современной научной работы, в котором развитие процесса познания невозможно без использования всех сегодняшних научных достижений множества областей знания. Значимость психолингвистики  трудно переоценить. Поскольку язык сделал нас людьми, научное осознание того, как именно он функционирует, как определяет мышление своего носителя, как формирует те или другие психические контуры внутри сознания, - может стать залогом дальнейшего выживания человеческого вида вообще. Выявление и использование механизмов того, как встраиваемые через язык, через разного ранга образование драйвера мышления влияют на формирование  как отдельного, так и коллективного сознания, могут стать залогом успешного управления большими массами людей, как это раньше - во многом эмпирически - делали, скажем, религии или философские системы. Бойтесь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

ПСИХОЛИНГВИСТИКА НА СЛУЖБЕ У КРИМИНАЛИСТИКИ

Преступность в России за последние годы имеет тенденцию к росту и по степени негативного воздействия на граждан, общество и государство, и превратилась в достаточно серьезную социальную проблему. Разв...

Презентация «Использование данных психолингвистики по формированию связного монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» (обучение пересказу)

В ней кратко  изложена система работы по развитию связного монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста....

Значение психолингвистики в моей работе учителя-логопеда

ЭССЕ (Ереминой И.С.) Значение психолингвистики в моей работе учителя-логопеда...