Мастер-класс Синквейн
презентация к уроку на тему

Каюмова Альфия Ураловна

Технология развития критического мышления на стадии рефлексии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn_master_klass.docx23.96 КБ
Файл master_klass_sinkveyn.pptx96.54 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс Каюмовой А.У.  

 Синквейн – методический прием развития критического мышления.

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Я всегда любила читать, анализировать, размышлять о прочитанном. А сейчас я люблю всё это делать вместе с учениками. И сегодня я хочу предложить вашему вниманию один из интересных способов проверить знания обучающихся - составление синквейна, который понравился и мне, и моим ученикам. Что же это за технология? (Слайд)

СИНКВЕЙН –технология развития критического мышления, на стадии рефлексии. 

Что такое СИНКВЕЙН?

Синквейн - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. 

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.

СИНКВЕЙН – это средство творческого самовыражения.

Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях.

Это означает, что автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам.

Учащиеся всех классов легко справляются с этим заданием (даже самые слабые). А у меня появился интересный способ проверить знания.

Как же составляется синквейн?

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме(афоризм)

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Ученикам удобно представлять синквейн в форме елочки (слайд).

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

-Например: (слайд)

1.Ученик.(сущ)

2.Ищущий, любознательный (2 прилаг)

3.Читает, пишет, старается.(3 глагола)

4.Как интересно ему в школе!(фраза)

5.Будущее.(слово, расширяющее смысл темы) 

- А теперь давайте попробуем составить синквейн вместе!

-Итак, ключевое слово - УЧИТЕЛЬ.

-Какой он? (Творческий, неугомонный).

-Что он делает? (Учит, воспитывает, ищет).

-Теперь составьте фразу! (Это не просто профессия, это призвание!)

-Подберите контекстуальный синоним, который обобщит тему! (Знания).

-Молодцы!

Задания для творческой группы – составить синквейн. Ключевые слова : интернет,  школа, депутат.

Синквейн с точки зрения педагогики

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от ученика умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках, например, для подведения итогов по пройденному материалу,   практикуется и использование синквейна в начале урока для определения целей и задач, что особенно актуально сегодня в соответствии с требованиями стандартов 2 поколения.

  Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ученика, который позволяет быстро получить результат. Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу.

Его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Я вижу, что творческая группа готова. Представьте, пожалуйста, свои синквейны.

 Молодцы!

Преимущества СИНКВЕЙНА:

обогащает словарный запас;

подготавливает к краткому пересказу;

учит формулировать идею (ключевую фразу);

позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

получается у всех.

А теперь я хочу представить вам синквейны моих учеников (слайд)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СИНКВЕЙН Методический прием развития критического мышления Выполнила: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ им. Ф.Султанова Каюмова Альфия Ураловна

Слайд 2

Синквейн ( от фр. cinquains , англ. cinquain ) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии

Слайд 3

СИНКВЕЙН – самая лёгкая форма стихотворений по алгоритму , состоит из пяти строк, объединённых общей темой СИНКВЕЙН – интересный вид работы для детей любого возраста СИНКВЕЙН – можно использовать на любом этапе урока: проверка домашнего задания или рефлексия, для осмысления изучаемого на уроке

Слайд 4

Первая строка . 1 слово – понятие или тема (существительное ). Вторая строка . 2 слова – описание этого понятия (прилагательные). Третья строка. 3 слова – действия ( глаголы). Четвертая строка . Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм) Пятая строка. 1 слово – синоним , который повторяет суть темы

Слайд 5

Его форма напоминает ёлочку 1 слово 2 слова 3 слова 4 слова 1 слово

Слайд 6

1.Ученик.( сущ ) 2.Ищущий, любознательный (2 прилаг ) 3.Читает, пишет, старается (3 глагола ) 4.Как интересно ему в школе!(фраза) 5.Будущее.(слово, расширяющее смысл темы)

Слайд 7

Задание для творческой группы – составить синквейн . Ключевые слова : интернет,айсберг , депутат

Слайд 8

Преимущества СИНКВЕЙНА: обогащает словарный запас; подготавливает к краткому пересказу; учит формулировать идею (ключевую фразу); позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом; получается у всех.

Слайд 9

А теперь я хочу представить вам синквейны моих учеников…

Слайд 10

О героине отрывка «Есть женщины в русских селеньях…» Женщина. Сильная, смелая. Работает, убирается, готовит. Всегда терпелива, ровна. Молодец. ( Бурангулова Эльмира, 5 «А» класс) Крестьянка. Румяна, стройна. Косит, выносит, работает. Крестьянка- русская девушка. Труд . ( Рахимгулова Линиза , 5 «В» класс

Слайд 11

Мама Милая, добрая. Ласкает, любит, улыбается. Самая лучшая на свете. Конфетка. ( Фахретдинова Аделина , 5 «В» класс) Дружба Искренняя, взаимная. Сближает, связывает, выручает. Позитивные взаимоотношения между людьми. Друг. ( Дикова Юстина , 5 «В» класс)

Слайд 12

Добро Хорошее, честное. Побеждает, помогает, нуждается. Добро побеждает зло. Вода. Зло Плохое, ужасное. Ухудшает, обижает, убивает. Зло всегда проигрывает. Огонь. (Широкова Яна, 5 «А» класс)

Слайд 13

Добро Хорошее, добросовестное. Помогает, любит, обнимает. Добро побеждает зло. Ангел. Зло Плохое , нечестное. Мешает, пугает, не любит. Зло-сопротивление добру. Демон. ( Ахметсафин Ильнур , 5 «А» класс)

Слайд 14

Зло Плохое, ужасное. Убивает, уничтожает, ужасает. Зло – это ужас. Плохо. ( Якшибаева Алтынай, 5»А» класс) Добро Хорошее, сердечное. Помогает, побеждает. Дарит радость. Свет. ( Тухватуллин Артур (5 «А »)

Слайд 15

Синонимы Лексические, контекстуальные. Обогащают, учат, помогают. Они делают нашу речь красивой. Лексика. ( Дикова Юстина , 5 «В» класс) Синонимы . Выразительные, яркие. Учат, делают умнее, улучшают . Синонимы-лучшая тема. Урок. ( Юланова Карина, 5 «А» класс)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Синквейн"

Данный мастер-класс представляла на муниципальный конкурс "Учитель года-2010". В работе раскрыт один из приемов технологии развития критического мышления (синквейн) на уроках русского языка и литерату...

Мастер-класс "Синквейн- прием технологии развития критического мышления"

Данный мастер-класс представляла на муниципальный конкурс "Учитель года-2010". В работе раскрыт один из приемов технологии развития критического мышления (синквейн) на уроках русского языка и литерату...

Мастер-класс "Использование синквейнов на уроках географии"

мастер класс об использоании метода синквейна на уроках географии....

Мастер-класс по составлению синквейна

    Каждый педагог стремится к профессиональной самореализации и совершенствованию своего мастерства. Педагогический опыт складывается не только в использовании традиционных фор...

Мастер-класс "Маленькие секреты, большого урока. Синквейн."

  Творчество - эта причудливая взаимосвязь технологии, отношений и личности - должно быть пронизано игрой: игра снимает усталость, создает обстановку раскованности и защищенности, утвержда...

мастер-класс «Синквейн – это средство творческого самовыражения»

СИНКВЕЙН:обогащает словарный запас;подготавливает к краткому пересказу;учит формулировать идею (ключевую фразу);позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;получается у всех....

Мастер - класс «Составление синквейна»

Составляем синквейн. Учимся писать особенные стихи.Мастер -  класс. «Составление синквейна» Цели проведения:-        Обогащает словарный запас....