Профсоюзный урок
план-конспект на тему

Профсоюзный урок на тему "Достойный труд в XXI веке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx57.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Достойный труд в XXI веке. Роль профсоюзов в борьбе за достойные условия труда на примере Англии, Латвии и России.

Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №2033 Кантан О.Е.,

Цель урока: рассмотреть современные представления о понятии достойный труд, выяснить, что вкладывают в это понятие на международном уровне, в государстве, лично учащиеся, а также способы достижения достойных условий труда (роль профсоюзов в этой борьбе).

Задачи.

  1. Рассказать и обсудить с детьми проблему достойного труда как в истории, так и в наше время,
  2. Выявить роль профсоюзов и их борьба за улучшение условий труда.
  3. Показать, что только в совместной работе возможно достижение цели, что профсоюзное движение – это часть гражданского общества.
  4. На конкретных примерах рассмотреть профсоюзную работу.

К предполагаемым результатам изучения данной темы следует отнести:

познавательные умения  и навыки – знать основные понятия темы, конституционные основы законодательства РФ  о труде;

коммуникативные умения и навыки – умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать свою точку зрения.

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, формирование компетенций (умения и навыки работы с источником).

Технологии: круглый стол, групповая работа.

Оборудование урока: компьютер, учебная презентация, раздаточный материал.

Основные понятия урока: труд, достойный труд, профсоюз.

План урока.

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация имеющихся знаний по теме труд.
  3. Изучение нового материала (достойный труд, документы МОТ, Конституция РФ).
  4. Групповая работа с источниками.
  5. Подведение итогов.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

время

1

Организационный момент.

Приветствие.

2 мин.

2

Вызов.

Вовлечение в проблему.

Введение в тему. Постановка проблемы. Объяснение актуальности проблемы.

Слайд 1-2.

3 мин.

3

Получение новой информации, осмысление ее, соотнесение с уже имеющимися знаниями.

1). Беседа по термину труд.

1). Понятие труд.

Слайд 3.

3 мин.

2). Беседа.

2). Исторический экскурс: условия труда рабочих в 19-н.20 вв. Рассказ.

Документы.

Слайд 4-6.

Приложение 1.

5 мин.

3). Ассоциации.

Домашнее задание 9 класса – интервью (видео).

3). Обсуждение понятия - достойный труд.

Слайд 7.

5 мин.

Работа в группах с документами.

Подготовка презентации.

Показ презентации.

4) Беседа по результатам презентации.

Слайд 8.

Приложение 2,3.

4). Вывод по результатам работы в группах.

Слайд 9-12.

7 мин.

5 мин.

4 мин.

5). Понятие профсоюз.

Беседа.

5). Исторический экскурс: из истории профсоюзов.

Слайд 13-16.

Приложение 4.

4 мин.

6) Представление профсоюзной работы в Англии, Латвии, России.

Слайд 18.

6). Обсуждение проблемы: что делают профсоюзы в борьбе за права трудящихся.

Слайд 17.

2 мин.

4 мин.

4

Осмысление.

Целостное осмысление, формирование собственного отношения учащихся к изучаемому материалу.

Вывод.

1 мин.

Дополнение к уроку: на 6 шаге урока организована дискуссия между детьми, учителями и представителями делегации Латвии по проблемам профсоюзного движения в Латвии и в России.

Приложение к уроку №1.

Условия труда рабочих в конце 19-начале 20 века.

  1. В период промышленного переворота положение рабочего класса резко ухудшилось, ибо введение машин позволило повысить в несколько раз степень эксплуатации рабочих. Расширились масштабы применения детского и женского, труда и одновременно увеличился рабочий день (у детей — до 14 часов, у взрослых — до 16—18 часов.
  2. В одном из округов Манчестера на 100 смертей приходится почти 50 случаев смертности детей, не достигших 5-летнего возраста. За объяснением причин теперешней смертности далеко идти не приходится… переполнены не только дома, но и округа, отравлен воздух… Семья за семьей поселяются в этих домах, чтобы получить неизбежную лихорадку, от которой умерли те, кто прежде жил в этих домах.
  3. Я (Дюмолар Г.) осматривал фабрики в середине лета. Взрослые работницы прядильных фабрик были с головы до ног покрыты сыпью, работницы в возрасте до 12 лет обливались потом и имели крайне изнуренный вид, благодаря жаре около 50 градусов.

Приложение к уроку №2.

Конституция РФ, Статья 7

Статья 7
       1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
       2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Комм. Сырых В.М. 

       Статья провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. Именно успехи в социальной политике являются показателем плодотворной и многогранной деятельности государства. По ним можно судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституционную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни.
       В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно полезном труде. Это право закреплено ст.25 Всеобщей декларации прав человека:

       «1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
       2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой».

       Аналогичные нормы содержатся также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966г. (ст.10, 11).
       Следуя нормам международного права, Конституция устанавливает обязанность государства проводить социальную политику, обеспечивающую каждому россиянину достойную жизнь. Последняя понимается, прежде всего, как возможность обладать и пользоваться благами современной цивилизации: иметь надлежащие жилищные условия и медицинское обслуживание, современную бытовую технику, средства передвижения, рациональное и калорийное питание, возможность пользоваться услугами предприятий сферы обслуживания, пользоваться культурными ценностями и др. Достойная жизнь невозможна и без свободного развития личности, предоставления ей возможности усвоить достижения науки, культуры, получить профессию.
       Каждый человек, вступая в жизнь, застает мир вещей, предметов, произведенных предшествующими поколениями людей, различные политические социальные институты и учреждения, а также социальные нормы, религиозные догматы, эстетические идеалы и другие формы общественного сознания.
       Только овладев необходимыми знаниями и профессиональными навыками, человек может активно включиться в общество как член определенной социальной группы, класса, трудового коллектива, общественной или политической организации, собственник имущества, производитель материальных или духовных благ. Словом, социальное государство обязано не только обеспечить свободное развитие личности, но и создать условия, при которых каждый имел бы реальную возможность проявить свои знания, способности в общественно полезном труде.
       Государство способно выполнить названные задачи только опираясь на мощную и стабильную экономику, обеспечивающую материальное благополучие и процветание общества. Весьма важно и то, чтобы материальный источник достойной жизни был поставлен в прямую зависимость от участия каждого в общественно полезном труде.
       Свое материальное благополучие человек должен создавать сам. Государство способствует ему в этом и тем более не создает искусственных препон для трудовой и предпринимательской деятельности человека, самореализации его творческих потенций как личности. Однако в современном обществе далеко не каждый своим трудом или иным законным способом может обеспечить материальное благополучие и достойную жизнь, поэтому социальное государство принимает и последовательно проводит специальные меры по улучшению материального положения как населения страны в целом, так и отдельных социальных слоев, категорий общества.
       Социальная политика Российской Федерации ориентирована на самые различные слои, группы населения и включает в себя:
           1) борьбу с безработицей;
           2) государственное регулирование минимального размера оплаты труда;
           3) общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также на конкурсной основе, бесплатность высшего образования;
           4) бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;
           5) бесплатное пользование библиотечными фондами и сравнительно низкую плату за посещение музеев, картинных галерей, театров, концертных залов и других учреждений культуры (см. комментарии к ст.
3741, 43, 44 Конституции).
       Особое значение в современных условиях имеет государственная помощь малообеспеченным слоям, группам, которые по тем или иным причинам не могут найти себе работу либо вовсе не способны трудиться.
       Согласно данным Госкомстата России, в марте 1995г. 45,1 млн. человек (30,4% численности населения) имели среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, т.е. находились за чертой бедности. Эта часть населения в первую очередь рассчитывает на получение социальной помощи от государства, имеет на нее право. Такую помощь она и получает реально. На конец 1994г. доля социальных выплат в структуре доходов населения возросла до 15,4%. Практически каждый седьмой рубль, которыми располагали граждане России, представлял разного рода социальные выплаты и пособия.
       Конституция закрепляет основные направления социальной защиты государства. Это:
           1) государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
           2) пенсии инвалидам и иным нетрудоспособным лицам;
           3) создание системы социальных служб занятости, призванных принимать действенные меры по трудоустройству лиц, не имеющих постоянной работы, и выплачивать им в соответствии с действующим законодательством пособия по безработице;
           4) выплата государственных пенсий и социальных пособий и т.д.
       Следует отметить, что конституционные положения о социальной помощи малоимущим достаточно обстоятельно регламентируются федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Значительная часть пробелов в социальном законодательстве в настоящее время устранена федеральными законами, принятыми Государственной Думой: «О ветеранах» от 16 декабря 1994г., «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 20 июля 1995г., «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 17 мая 1995г. и др.
       Государство оказывает социальную помощь несовершеннолетним детям и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, имеющим среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в котором они проживают. Социальное обслуживание осуществляется государственными социальными службами в виде материальной помощи, социального обслуживания на дому или в стационарных учреждениях, предоставления временного приюта, организации дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, оказания реабилитационных и консультативных услуг. Государство осуществляет и другие виды социальной помощи, в том числе бесплатное предоставление малоимущим жилой площади, компенсационные выплаты и др.
       И, тем не менее, деятельность государства в социальной сфере пока что не является достаточно действенной. В условиях переживаемых экономических трудностей социальная политика государства не только не гарантирует достойную жизнь, как это записано в Конституции, но и не обеспечивает прожиточный минимум значительной части населения. В ежегодном Послании Федеральному Собранию (февраль 1995г.) Президент Российской Федерации назвал национальным позором появление «новых бедных» — людей, имеющих работу, но в течение длительного времени получающих унизительно низкую заработную плату.
       Как показывают данные Госкомстата России, бедность значительно «помолодела» и переместилась в город. Из 50 тыс. семей, ежегодно обследуемых Госкомстатом, 64% наименее обеспеченных семей проживает в городе и 36% — на селе. До 1933г. картина была принципиально иной: 67% малообеспеченных семей проживали на селе и 33% — в городе. Статистические органы не ведут учета численности людей, «получающих унизительно низкую заработную плату». Однако, по расчетам экономистов, число работников, заработная плата которых ниже прожиточного минимума, составляет примерно 10—15 млн. человек.
       Имеются значительные недостатки в реализации и других направлений социальной политики государства, в том числе и в сфере охраны труда и здоровья населения. Об этом, например, убедительно свидетельствуют наблюдаемые в последние годы рост аварийности на предприятиях, профессиональных заболеваний, высокий уровень производственных травм, неблагоприятная экологическая обстановка в ряде регионов страны, в том числе в таких крупных городах, как Москва, Уфа, Кемерово, Самара, Омск и др.
       Бесспорно, сложности переживаемого Россией периода негативно влияют и на возможности государства проводить надлежащую социальную политику. Лишь в условиях полного оздоровления экономики России можно рассчитывать на социальную помощь от государства в том размере, который действительно позволяет обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека, как это предписывается Конституцией.

Приложение к уроку №3.

 Акты Международной организации труда.

Одним из основных источников международно-правового регулирования социально-обеспечительных прав являются акты МОТ. В 1919 г. в соответствии с Версальским мирным договором была создана Международная организация труда (МОТ). Первоначально это была Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшению условий труда при Лиге наций. С 1945 г. с принятием
Устава ООН Международная организация труда становится специализированным учреждением ООН и в настоящее время объединяет 178 государств*(1005). Характерной чертой структуры МОТ является трипартизм, т.е. формирование и деятельность почти всех органов на основе трехстороннего представительства: правительств, предпринимателей и работников. Одним из основных направлений деятельности МОТ является нормотворчество - разработка и принятие международно-правовых актов (деклараций, конвенций, рекомендаций), содержащих международные социально-трудовые нормы. Декларации МОТ (хотя и являются юридически необязательными актами), однако носят основополагающий характер для разработки и принятия конвенций и рекомендаций. Ратифицированные конвенции МОТ являются юридически обязательными (императивными) актами. Рекомендации МОТ, как уже следует из их наименования, носят рекомендательный характер, сопровождают соответствующие конвенции МОТ, детализируя, уточняя эти положения, расширяя возможности выбора для государств тех или иных международно-правовых норм. Они не требуют ратификации.

Основополагающие документы Международной организации труда являются источниками общепризнанных международных принципов и норм права социального обеспечения. Всего в истории МОТ были приняты 3 торжественные декларации. Первой является
Филадельфийская декларация 1944 г., включенная впоследствии в Устав МОТ. В ней отмечалось, что мандат МОТ заключается в создании условий "свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей", в которых все люди независимо от пола, расы или веры, имеют право на осуществление своего материального благосостояния и духовного развития". Вторая декларация, принятая в 1964 г., была посвящена действиям против апартеида в Южной Африке. С исчезновением апартеида она была объявлена устаревшей и отменена в 1994 г. Третья - Декларация МОТ "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации", принятая 18 июня 1998 г. на 86-й сессии МОТ. Она имеет целью дать социально-политические решения проблемам, поставленным эпохой глобализации. В Декларации содержится своеобразный социальный минимум, которому должно следовать каждое государство в рамках мандата МОТ. Декларации МОТ подтвердили, что одним из принципов, на которых основана Организация, является то, что нищета в любом месте является угрозой для общественного благосостояния, и борьба с ней должна вестись в каждом государстве. Более того, государства должны стремиться к расширению социального обеспечения с тем, чтобы обеспечить основной доход для всех нуждающихся в этом и предоставить всем полное медицинское обслуживание.

Учитывая, что не все государства - члены МОТ ратифицировали основополагающие конвенции, в
Декларации "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации провозглашено принципиальное положение: все государства - члены МОТ, даже если они не ратифицировали указанные конвенции, имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в Организации, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь в соответствии с Уставом принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих конвенций. Как отмечал Генеральный директор МБТ (Международного Бюро Труда) в докладе "Достойный труд" на 87-й сессии Международной конференции труда (1999 г.): "Декларации - это такие акты, которыми МОТ пользовалась довольно широко. В отличие от международных договоров, которые являются обязательными лишь для государств-членов, которые их ратифицировали, действие декларации автоматически распространяется на все страны, принявшие Устав МОТ, независимо от того ратифицировали они или нет основополагающие конвенции МОТ"*(1006).

В контексте рассматриваемых проблем заслуживает внимания названный выше доклад Генерального директора МБТ "Достойный труд", в котором выдвинута и обоснована программа достойного труда, которая рассматривает в единстве взаимодействии право на труд и право на социальное обеспечение. Названная программа преследует четыре стратегические цели: претворение в жизнь основополагающих прав в сфере труда; расширение возможностей занятости и получения дохода, совершенствование системы социальной защиты, укрепление социального диалога
*(1007). Таким образом, как определяет МОТ, стратегия развития трудовых и социально-обеспечительных отношений в XXI в. должна строится на создании возможностей равного доступа всех граждан к фундаментальным правам и свободам - право на труд и социальное обеспечение, свобода объединений, принципы равенства возможностей каждого, недопустимости дискриминации и принудительности труда.

Рассматриваемая программа МОТ "Достойный труд" в качестве своей составляющей включает концепцию "социальной безопасности". Социальная безопасность в измерении МОТ - понятие многогранное, оно охватывает безопасность и гигиену труда, стабильность рабочих мест, гарантии дохода и доступность государственных услуг, надлежащие доходы в старости и в случае болезни, а также защиту против разного рода непредвиденных обстоятельств. В связи с этим под достойным трудом понимается работа, обеспечивающая не только приличный доход в настоящее время, но и гарантированный доход в случае экономической неопределенности и рисков, с которыми сталкиваются трудящиеся на производстве и после выхода на пенсию. Для решения этой задачи МОТ особое внимание уделяет проблемам формирования в государствах социальной политики, обеспечивающей социальную защиту населению. В этой части особый для нас интерес представляет Доклад Генерального директора МБТ МОТ Хуана Сомавия "Обеспечение дохода и социальная защита в меняющемся мире", который был сделан на рубеже веков в 2000 г.
*(1008). В этом докладе были даны определения основных понятий и ориентиры для социальной политики в отношении того, как системы социальной защиты населения могли бы развиваться в XXI в.

МОТ дефиницию "социальное обеспечение" связывает с государственными мерами, охватывающими социальное страхование (т.е. системы, основанные на страховых взносах) и универсальные выплаты (т.е. пособия, финансируемые за счет налогов и выплачиваемые без проверки дохода и нуждаемости получателя). Между тем МОТ не ограничивается проблемами социального обеспечения и, как правило, социальную политику увязывает с более широким понятием "социальная защита". При этом в социальную защиту включаются не только государственные системы социального обеспечения, но и частные, или необязательные, преследующие аналогичные цели, при условии, что взносы в них
не целиком (выделено нами) определяются рыночными факторами. Такие системы, по мнению МОТ, могут опираться, например, на трудовую солидарность, субсидию работодателя или даже на государственную субсидию*(1009). Таким образом, мы еще раз убеждаемся, что в современных условиях новый облик отрасли права социального обеспечения (именно под таким названием эта отрасль исторически сформировалась в системе отраслей советского, а затем российского права) обусловлен ее экспансией в частную сферу общественных отношений. Частно-публичный характер отрасли определяется активной ролью государства в регулировании названной сферы. Более того, в качестве основной тенденции развития системы социальной защиты в XXI в. МОТ считает передачу государством некоторых своих функций частному сектору на договорных началах. В рассматриваемом докладе отмечается, что "в условиях увеличивающегося бремени социальной защиты многие правительства уступили влиянию неолиберальных идей в пользу сокращения прямого участия государства в обеспечении социальной защиты и усилении роли частного сектора*(1010). В ряде стран это привело к переосмыслению ролей и ответственности, в результате чего обычно считают, что государство непосредственно отвечает лишь за базовый уровень защиты, а сверх этого выступает только как регулятор и координатор. Это оставляет простор для развития смешанных систем. Но при этом государство, по мнению МОТ, не может отказаться от своей ответственности за систему социальной защиты, оно должно обеспечить и эффективный контроль за частным сектором предоставления социальных услуг, дополнительных страховых пенсий в системе добровольного пенсионного страхования и т.д. Это означает, что по мере усиления сочетания государственных и частных начал в системах социальной защиты становится все более очевидной потребность в общих рамках и системе координации, формировании цельной согласованной системы социальной защиты в меняющемся мире.

По классификации МОТ механизм социальной защиты включает в себя следующие элементы: 1) системы здравоохранения; 2) социальная защита в случае нетрудоспособности, которая распространяется не только на наемных работников, но и самозанятых лиц; 3) пенсии по старости, по случаю потери кормильца; 4) пособия по безработице; 5) социальные выплаты родителям и детям; 6) социальная помощь, которая рассчитана на нуждающихся лиц. При этом социальная защита должна базироваться, во-первых, на обязательных взносах в фонды социального обеспечения, во-вторых, - на общем налогообложении, и, в-третьих, дополняться частными системами социального обеспечения
*(1011).

Приложение к уроку №4.

 История формирования профсоюзов

Союзы рабочих (англ. Trade-Unions ) возникли в XIX веке в процессе борьбы пролетариата против капиталистической эксплуатации. Родиной рабочих союзов является Англия, где они стали возникать с середины XVIII в. Большинство тред-юнионов с 1899 было объединено «Всеобщей федерацией трейд-юнионов».В 1868 году был сформирован Конгресс тред-юнионов являющийся с тех пор главным координирующим органом профсоюзного движения. К 1920 году в профсоюзах Великобритании состояло около 60 % всех рабочих страны.

Профессиональные союзы получили свое широкое распространение по всему миру.

Так, например, профессиональные рабочие союзы в США были организованы по типу английских. Первым профессиональным объединением была организация Рыцари труда, возникшая в 1869 году, однако к началу двадцатого века пришедшая в упадок, после чего на первое место выдвинулась «Американская федерация труда» (АФТ).

В Германии в 1860-х годах существовало несколько типов рабочих союзов: социал-демократические союзы; христианские (католические и евангелические) союзы рабочих.

Во Франции союзы рабочих получили возможность свободно развиваться лишь при Третьей республике. В 1904 году в стране насчитывалось 4227 рабочих синдикатов с 715 тыс. членов. В 1906 году, на волне подъема профсоюзного движения, была принята Амьенская хартия, которая провозглашала непримиримую борьбу между пролетариатом и буржуазией: профсоюзы признавались единственной приемлемой формой объединения рабочих, декларировался отказ от участия в политической (парламентской) борьбе, а всеобщая забастовка признавалась единственно возможным способом свержения капиталистического строя. Профсоюзы объявлялись независимыми от любых политических партий, что означало свободу вхождения в них членов любых партий и занятие ими должностей, однако без определения какой-либо политической ориентации синдикатов. Данная хартия представляла собой торжество идей революционного синдикализма.

На рубеже XIX и XX веков произошёл процесс политизации профсоюзного движения под влиянием марксистов (социал-демократов) и анархистов. Одним из примеров этого процесса может служить история возникновения международного праздника «Первое мая», когда в 1886 году, 4 мая на демонстрации протеста в результате провокации погибло несколько человек (была взорвана бомба, совершивший так и не был найден, а по ложному обвинению впоследствии было казнено четверо рабочих-анархистов). Три года спустя на Парижском конгрессе (1889) Второго Интернационала в память казненных анархистов 1 мая было объявлено днем международной рабочей солидарности[1].

В первые десятилетия XX века начинают создаваться международные объединения профессиональных союзов. Так, например, в 1905 году, в Чикаго было создано международное профсоюзное объединение Индустриальные рабочие мира (ИРМ), находящееся под влиянием идей революционного синдикализма, что явилось результатом соглашения между частью анархистов, социалистов и радикальных профсоюзных активистов.

Продолжавшиеся в начале XX века переговоры между анархистами из разных стран мира привели к созданию на Берлинском конгрессе (25 декабря 1922 — 2 января 1923) анархо-синдикалистской Международной ассоциации трудящихся (МАТ), также известного как Берлинский интернационал профсоюзов. Как и ИРМ, МАТ существует и сегодня[2].

Кроме того, в июле 1921 года в Москве был создан Профинтерн (Красный интернационал профсоюзов), находившийся под влиянием Коммунистического интернационала, созданного в 1919 году. Данный интернационал фактически прекратил свое существование в 1937 году.

Кроме этих объединений, существовало множество других, менее известных международных профсоюзных объединений.

Профсоюзы России возникли позже, чем профсоюзы стран Западной Европы и Америки.Образование профсоюзов открыло новый этап в развитии рабочего движения в России. При этом следует подчеркнуть, что по сравнению с Западом российские профсоюзы с самого начала имели свои особенности. В России, как и в других странах мира, профессиональные союзы стали первой формой организации, наиболее доступной широким массам. Именно с образованием профсоюзов на рубеже XIX и XX веков начинается становление российского пролетариата. Возникновение заняло целую историческую полосу российского рабочего движения – революцию 1905 – 1907 гг. Первой Всероссийской конференцией профсоюзов (6 октября 1905 г.) было образовано Московское бюро уполномоченных, или Центральное бюро профессиональных союзов (ЦБПС). После Октября 1917 г. в программных документах профсоюзов говорится и о новых функциях этих организаций, о необходимости заботы о росте производительности труда, повышении эффективности экономики, подчеркивается, что забота о производстве – это и есть забота о человека, о его благосостоянии. Новые российские профсоюзы наряду с традиционными функциями защиты повседневных интересов трудящихся, связанных с улучшением условий труда, быта и отдыха, берут на себя обязанность организации трудового соревнования, вовлечения рабочих и служащих в управление производством, воспитательной работы в трудовых коллективах.На исходе 30-х годов обстановка в жизни страны складывалась неоднозначно. Профсоюзы росли, развивались, обретали новые функции. Несмотря на это, в мае 1935 г. И.В. Сталин заявил о своеобразном кризисе профсоюзов. В 1937 г. стало упразднение советов профсоюзов, которые были восстановлены лишь через 13 лет.Великая Отечественная война (1941 – 1945 гг.) решительным образом изменила формы и методы работы профсоюзных организаций, которые стремились развивать инициативу и активность рабочих и служащих по производству вооружений и всего необходимого для фронта. В послевоенное время главной задачей профсоюзов стала борьба за выполнение и перевыполнение плана восстановления и развития народного хозяйства, развитие трудовой активности трудящихся, улучшение их благосостояния.В целом роль профсоюзов была весьма заметной в обществе и в последующие годы, хотя реальный их вклад в разрешение социально-экономических проблем был разновелик конкретно на каждом историческом этапе.К середине 80-х годов профсоюзы СССР имели разветвленную и устойчивую структуру, органично встроенную в политическую систему общества. .Как уже отмечалось, начиная с 30-х годов в ведение советских профсоюзов постепенно перешли многие государственные функции: управление бюджетом социального страхования, контроль над охраной труда и состоянием техники безопасности на производстве, распределением жилья, хозяйственной деятельностью администрации и так далее. Участие в решении производственных задач, таких, как организация социалистического соревнования и экономической учебы, забота об ускорении научно-технического прогресса, способствовали сращиванию усилий профсоюзов с действиями органов государственного управления и администрацией предприятий. В 70-е и 80-е годы вместо опоры на массы, профессиональные организации обрастали бюрократическим аппаратом. Структура профсоюзов стала напоминать хозяйственное министерство, с его разветвленной вертикальной структурой, приказной системой, отчетностью. Мощный штатный аппарат, призванный заниматься исполнительской деятельностью на основе постановлений выборных профсоюзных органов, стал сковывать инициативу широкого профсоюзного актива, первичных профсоюзных организаций. И, хотя деятельность профсоюзов во многом активизировалась, она уже не отвечала новым условиям.Профсоюзные организации России всех уровней проявляют большой интерес к опыту зарубежных объединений трудящихся, действующих многие годы в условиях развитых рыночных отношений.Международное профсоюзное движение прошло большой и сложный путь. Осуществление прав профсоюзов как в социально-экономической, так и в иных сферах жизнедеятельности общества неразрывно связано с соблюдением основных прав человека. Поэтому, как правило, свободные, независимые и сильные профсоюзы возможны только в демократических, правовых, социально ориентированных государствах.Юридическую основу прав профсоюзов по международному праву составляют универсальные нормативные документы, признанные мировым сообществом: Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, конвенции, рекомендации Европейского союза, Совета Европы, Международной организации труда и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Достойный труд в XXI веке (Методические рекомендации по проведению профсоюзного урока)

Дать представление учащимся о социальной природе понятия «достойный труд в современное время» и понимание значения труда в собственной жизни; определить функции и задачи профсоюзов на современном эт...

профсоюзный урок

профсоюзный урок...

Урок-игра "Профсоюзный урок".

Этот урок был представлен на конкурс на лучшую методическую разработку профсоюзного урока. Номинация "Урок в 9 классе. Российские профсоюзы. История и современность". Урок сделан в формате телеигры "С...

Методическая разработка открытого профсоюзного урока для 9 класса «Российские профсоюзы. История и современность».

Данная методическая разработка имеет цель:Познакомить учащихся с правом граждан на объединение в профсоюзы. Научить грамотно пользоваться своими правами.Способствовать дальнейшей  социализа...

Профсоюзный урок в 10 классе "Труд.Права и обязанности несовершеннолетних"

30 октября 2014 года был проведён профсоюзный урок в 10 классе "Труд.Права и обязанности несовершеннолетних". На открытом уроке присутствовали администрация школы, представители профсоюзной организаци...

Профсоюзный урок в 6 классе. "Труд и образ жизни людей". Обществознание.

Цель урока: Формировать представление о труде и "достойном труде" на основе законодательных документов, а также роли профсоюзов в разные исторические периоды по обеспечению достойного труда граждан дл...

Почетная грамота призера (2 место) городского профсоюзного конкурса на лучшую методическую разработку профсоюзного урока

Почетная грамота призера (2 место) городского профсоюзного конкурса на лучшую методическую разработку профсоюзного урока...