Методическая разработка открытого профсоюзного урока для 9 класса «Российские профсоюзы. История и современность».
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему
Данная методическая разработка имеет цель:
Познакомить учащихся с правом граждан на объединение в профсоюзы. Научить грамотно пользоваться своими правами.
Способствовать дальнейшей социализация учащихся. Развивать познавательную активность, навыки самостоятельной работы, желание узнавать новое, обобщать, логически излагать свои мысли.
Формировать активную гражданскую позицию, чувство патриотизма и осознания ответственности за свое будущее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profsoyuznyy_urok.docx | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка открытого профсоюзного урока для 9 класса
«Российские профсоюзы. История и современность».
Учитель истории и обществознания:
Черняк Маргарита Евгеньевна
ГБОУ сош №41
Задачи:
Обучающая:
-Познакомить учащихся с правом граждан на объединение в профсоюзы. Научить грамотно пользоваться своими правами.
Развивающая:
-Дальнейшая социализация учащихся. Профориентационная деятельность. Развитие познавательной активности, навыков самостоятельной работы, желание узнавать новое, обобщать, логически излагать свои мысли.
Воспитательная:
-Формирование активной гражданской позиции, чувства патриотизма и осознания ответственности за свое будущее.
Форма проведения урока: урок-беседа с элементами дискуссии, с использованием презентации.
Применение новых технологий: обучение в сотрудничестве, использование метода проекта, в частности, мини-проекта.
Оборудование: доска, мультимедийный проектор.
Литература: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности.
Учащимся дано опережающие задание:
-из курса Новой истории повторить историю Англии конца XVIII – начала XIX века;
-повторить политическую историю России конца XIX – начала XX века;
-подготовить презентацию о профсоюзе любой профессии;
Оргмомент:
Приветствие. Представление гостей.
Основная часть:
Сегодня у нас урок, посвященный профессиональным союзам – профсоюзам. Тема для нас с Вами не совсем обычная, но и нельзя сказать, что о ней мы ничего не слышали.
Давайте вспомним Новую историю Англии, а точнее, вспомним историю возникновения профсоюзного движения в мире.
Примерная информация от учеников:
XVIII век – в Англии промышленная революция, поэтому, вполне закономерно, что впервые профсоюзы возникли в наиболее промышленно развитой стране мира – Англии. В Англии профсоюзы назывались тред-юнионы. Один из самых первых тред-юнионов считается созданный в 1792 году союз прядильщиков Ланкашира.
Учитель:
А как же относились предприниматели (капиталисты) к профсоюзам (тред-юнионам)?
Примерная информация от учеников:
Первоначально они проявляли нетерпимость к профсоюзам, а именно: вводили специальные законы, запрещающие рабочие союзы. Была введена даже уголовная ответственность за членство в таких организациях. Но все эти законы не смогли усмирить рабочих, а наоборот, стимулировали их объединяться в борьбе за свои права. И как следствие этого – в 1824 году произошла фактическая легализация тред-юнионов.
Учитель:
А что же в России? В этой связи давайте с Вами повторим недавно пройденную политическую историю России конца XIX начала XX века.
Примерная информация от учеников:
В 1890 году по всей России возникают стачечные комитеты. Они являлись предшественниками профсоюзов. Во время первой русской революции 1905-1907 гг. в нашей стране появляются первые профсоюзы, которые сложились на крупных питерских заводах – Путиловском, Обуховском. 30 апреля 1906 года в российской столице состоялось первое общегородское собрание рабочих – металлистов и электриков. Эту дату принято считать точкой отсчета истории профсоюзов нашей страны. После Октябрьской революции 1917 года, то есть, в советский период нашей истории, профсоюзы назывались «школой коммунизма».
Учитель:
Но парадокс в том, что именно в этот период, профсоюзы стали уделять мало внимания своим классическим функциям – защите и представительству рабочих. Они являлись организацией подконтрольной партии и государству и поэтому лишались возможности решать и отстаивать вопросы улучшения условий труда и повышения заработной платы.
А что же в постсоветский период?
Примерная информация от учеников:
В настоящее время существует Федерация Независимых Профсоюзов России. По некоторым статистическим данным 80 % трудящихся, занятых на предприятиях состоят в этой организации.
Учитель:
Означает ли это успех профсоюзного движения? Не факт. Вопрос о вступлении в ряды профсоюза на том или ином предприятии по-прежнему является чисто риторическим и решается автоматически при приеме человека на работу.
И всё же роль профсоюзов огромна, что подтверждается целями, которые преследуют профсоюзы:
-защита интересов и прав на рабочих местах;
-улучшение условий труда;
-добиваться от работодателя достойного вознаграждения за свой труд;
Главная цель деятельности и миссия профсоюзов – защита экономических и социальных интересов трудящихся, своих членов. Главное в работе профсоюзных активистов – служение интересам людей труда и идеи социальной справедливости. Профсоюзы сегодня - это организации, объединяющие в своих рядах различные категории лиц наемного труда: рабочих различных уровней квалификации; служащих в том числе государственных служащих (полиция, работники государственных учреждений), интеллигенцию (врачи, учителя), а также лиц творческих профессий (художники, артисты и т.д.).
Обобщая полученную информацию, предлагаю Вам ответить на вопросы, закрепить полученные знания:
- Основные функции профсоюзов?
- Кроме двух функций защитной и представительной профсоюзы осуществляют и культурно-воспитательную функцию. Как вы это понимаете?
- Кто может привести интересные исторические факты о профсоюзах?
Примерная информация от учеников по вопросу интересные исторические факты о профсоюзах:
В профсоюзном движении наблюдалась и некоторая дискриминация. В частности, в самом начале в профсоюзах отсутствовали женщины. Это были объединения исключительно для рабочих мужчин. Когда профсоюзы стали действительно влиятельной организацией, многие предприниматели стали нанимать вместо мужчин женщин, которые ничуть не хуже справлялись со станком, но не имели при этом профсоюзной защиты. К концу XIX века стали появляться чисто женские профсоюзы. Явление стало массовым, а в начале XX века профсоюзы постепенно начали объединяться.
В Великобритании профсоюзных лидеров хоронят на кладбище в Вестминстерском аббатстве, рядом с пэрами и лордами в Англии.
Интересен факт о деятельности учительского профсоюза в России. Не смотря на то, что Ленин был выходцем из учительской семьи, одним из профсоюзов России, занявшим откровенно враждебную позицию по отношению к советской власти стал профсоюз учителей (Всероссийский учительский союз). ВСУ через свою газету обратился к учителям России с призывом «встать на страже свободы и просвещения путем открытого неподчинения Советской власти».
Учитель:
Вообще у учительского профсоюза богатая история. Предлагаю посмотреть презентацию, подготовленную нашей ученицей.
Просмотр презентации.
Учитель:
И в заключении урока хочу Вам дать информацию, которая очень скоро может Вам пригодиться и стать полезной.
Как стать членом профсоюза:
Право граждан на объединения в профсоюзы гарантировано Конституцией РФ (ст. 30) и Законом «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст.2). Членами профсоюза могут быть работники, занятые в учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, лица работающие и обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, достигшие возраста 14 лет, изъявившие желание состоять в профсоюзе, признающие Устав, регулярно уплачивающие членские взносы.
Прием в члены Профсоюза производится в первичных профсоюзных организациях по личному заявлению, поданному в профсоюзный комитет. Решение о приеме в Профсоюз принимается решением первичной профсоюзной организации. Принятому в профсоюз выдается профсоюзный билет единого образца.
Вам обязательно нужно запомнить, что Профсоюз выступает за:
-доступное образование и повышение стипендий;
-рабочие места для молодёжи и достойную зарплату;
-создание условий для профессионального роста молодежи;
-предоставление молодёжи социальных гарантий;
Вы платите 1 % от своей зарплаты, стипендии в качестве профсоюзного взноса и Вам гарантируют:
-правовую защиту, социальные гарантии, экономическую защиту, материальную помощь, охрану труда.
Надеюсь, что данный урок окажется для Вас очень полезным.
Слово гостям.
Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Российские профсоюзы. История и современность"
Урок для учащихся 9 класса. Возможно использование во время недели профсоюзных уроков....
Российские профсоюзы: история и современность.
Методическая разработка урока по обществознанию для 9,11 классовСсылка на презентацию https://docviewer.yandex.ru/?c=517a2df00595&url=ya-disk%3A%2F%2F%2Fdisk%2F%D0%97%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%...
Классный час "Российские профсоюзы.История и современность"
Презентация к классному часу для 9 класса....
План -конспект урока по обществознанию "Российский парламентаризм - история и современность" (урок по технологии проблемного обучения,ИКТ)
Цель урока: на основе документов, статей Конституции РФ 1993г., общения с депутатом районного Совета депутатов Ковылкинского муниципального р-на изучить деятельность, вопросы ведения и основные полном...
Методическая разработка урока по обществознанию в 9б классе по теме «Российские профсоюзы:история и современность»
Цель урока: познакомить учащихся с деятельностью профсоюзов как гражданского института российского общества.Задачи урокаобучающая: изучить история, функции и структуру профсоюзной организации РФ;разви...
Методическая разработка открытого занятия "Личное фермерское хозяйство российского фермера"
На занятии ребята знакомяться с фермерскими хозяйствами Самарской области и своего района. Узнают о профессиях в сельском хозяйстве. Детям прививается уважение к труду людей этих про...
Конспект урока «Российские профсоюзы: история и современность»
Разработка профсоюзного урока "Российские профсоюзы: история и современность". Данный конспект урока может пригодиться и на уроке обществознания в 10-11 классе....