профсоюзный урок
учебно-методический материал по истории (11 класс) по теме
профсоюзный урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
профсоюзный урок | 76 КБ |
konspkt_uroka_dostoynyy_trud_v_xxi_veke.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Достойный труд в XXI веке: за что борются профсоюзы
Цель:
Сформировать представление о социально-экономической и этической природе понятия «достойный труд» и его связи с уровнем и качеством жизни .
Задачи:
- Определить качественные характеристики труда, достойного труда о применении норм международного и российского трудового права.
- Сформировать систему ценностей и установок человеческого поведения, необходимые для самостоятельной жизни человека.
- Выявить участие профсоюзов в представительстве интересов трудящихся и их требования в области обеспечения достойного труда.
Оборудование урока:
- Нормативные документы: Конституция РФ.
- Трудовой кодекс РФ.
- Методические рекомендации на проведение единого профсоюзного урока.
Эпиграф:
«Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни». А.П.Чехов
Ход урока:
- Вступительное слово учителя.
О роли труда в развитии общества и человека мы многое знаем. Вся жизнь человеческого общества немыслима без труда. Недаром в пословицах народ выразил свое уважение к труду и осуждал праздность: «Лень -мать всех пороков»; «Без дела жить – небо коптить».
Именно труд позволяет каждому человеку реализовывать себя, найти свое место в жизни, признание со стороны других людей. Труд вырабатывает в человеке такие качества как дисциплинированность, умение сотрудничать с другими людьми.
(Прочитать высказывания классиков на доске).
Что же такое труд?
- Это процесс целесообразной деятельности человека, совокупность всех физических и умственных способностей людей, которые они используют в производстве материальных и духовных ценностей;
- Средство поддержания жизни и удовлетворения основных потребностей человека;
- Любая интеллектуальная или физическая деятельность человека, направленная на получение благ или оказание услуг.
Вы видите, что понятие «труд» – многогранно. Он существует с момента возникновения человека и отличает его от животных.
Вопрос к учащимся: Выберите для себя и прокомментируйте то определение, которое кажется вам и вашим сверстникам наиболее подходящим.
Это не только средство для поддержания жизни, потребностей, но и:
- средство для развития творческого потенциала человека;
- потребность в самореализации;
- право, предоставленное нам обществом;
- обязанность возлагаемая на нам государством и семьей
- Для того , чтобы регулировать трудовую деятельность, существует специальная отрасль – трудовое право. Все нормы трудового права закреплены в официальных документах.
А теперь обратимся к статье 35 Конституции РФ – основному закону нашей страны.
О чем она гласит?
А также рассмотрим основные положения Трудового Кодекса РФ.
Дети читают и комментируют « право на труд» и делают определенные выводы (использовать наглядность на доске).
ТРУД свободен безопасен доброволен оплачиваем право на отдых право на разрешение споров |
|
Эти принципы трудовых отношений детализируются в Трудовом кодексе и других нормативных актах о труде. |
Таким образом, мы видим, что все трудовые отношения между работниками и предпринимателями регулирует законодательство о труде.
- Вы стоите на пороге взрослой жизни. Скоро вам придется выбрать свой жизненный путь. Одни продолжат учебу и станут профессионалами, другие пойдут работать. Но каждый хочет, чтобы условие труда были достойными. Что вы скажите о понятии «достойного труда» с разных позиций: общества, государства, работодателя, работника.
- - для общества/государства: высокая производительность труда, количество и качество производимого продукта (ВВП и ВНП), правовая база трудовых отношений, социальная ответственность государства;
- - для работодателя: качество продукции, безопасные условия труда, режим рабочего времени, социальная ответственность работодателя;
- - для работника: уровень оплаты труда и установленных социальных гарантий, качество труда, безопасные условия, полная занятость и бессрочный контракт, отсутствие дискриминации по возрасту, полу, национальному или другому признаку, представленность интересов, производственная демократия, повышение квалификации.
Итак, мы обозначили критерии достойного труда.
Можно ли считать достойным труд:
- если он хорошо оплачиваем, но небезопасен;
- если человек трудится в условиях свободы, но при этом рискует здоровьем;
- если условия трудового контракта хорошие, но при этом рискует здоровьем;
- если условия трудового контракта хорошие, но при этом работа подрывает здоровье и благосостояние человека.
Учитель: в нашей жизни не всегда работодателем соблюдается трудовое право. Чтобы труд был достойным, а значит, будет достойной и жизнь, нам помогают профсоюзы.
- Роль профсоюзов в соблюдении законодательства.
Контроль соблюдения трудового законодательства осуществляют профсоюзы (прочитать Конституцию РФ ст.30.). Это добровольные общественные объединения граждан, связанных общими профессиональными интересами, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
мы с вами пройдемся по страницам истории образования профсоюзного движения, увидим, как оно зарождалось, через какие трудности прошло и чего достигло через 100 лет. Итак, мы все отправляемся в далекую Англию.
Сообщение о возникновении профсоюзов
Учитель. А как же у нас , В России? А как начиналось у нас?
Ученик 4. В России профсоюзы появились значительно позже. Это было связано с тем, что долгое время Россия оставалась аграрной страной, где не была развита промышленность, существовало мелкотоварное производство. До 1861 года в России существовало крепостное право. Лишь с развитием крупного фабрично-заводского производства и формированием рабочего класса создавались предпосылки к появлению организаций, отстаивающих интересы рабочих.
(музыкальный фон) Из малочисленных и разрозненных объединений рабочих, создаваемых, как правило, на период отдельных акций в ходе стачечного движения в конце XIX века, в дальнейшем повсеместно вырастали массовые профессиональные союзы, целью которых была организация борьбы трудящихся за улучшение условий труда и экономического положения рабочих.
Массовое создание профсоюзов привело к образованию осенью 1905 года региональных межсоюзных органов – центральных бюро профсоюзов, которые были призваны координировать деятельность отдельных отраслевых и цеховых профсоюзов.
Ученик 5. В конце 1904 года министр внутренних дел князь Святополк-Мирский записал в своем дневнике: «Россия превратилась в «бочку с порохом» и бала доведена до «вулканического состояния». Осенью 1904 года в городах прошли «банкетные кампании». За длинными столами, за бокалами вина и шампанского звучали тосты за создание правового государства, за политические свободы, независимый суд, создание выборного органа.
За банкетными столами собирались профессора, врачи, учителя, адвокаты. Однако серьезных результатов эти акции не принесли. Царь на уступки не пошел.
Учитель. Возбуждение в обществе нарастало. 3 января 1905 года началась забастовки с требованиями 8-ми часового рабочего дня и повышения заработной платы. Начался процесс политического и профессионального самоопределения. Одними из первых в Москве создаются профсоюзы учителей, в виде небольших кружков. На учительских собраниях принимали решения об участии в забастовках и митингах.
Ученик 6. 9 января 1905 года утром, под бело-сине-красными флагами огромные колонны рабочих двинулись с окраин в центр столицы. Петицию, которую несли рабочие царю, начиналась словами, которые описывали тяжелую жизнь рабочих.
9 января 1905 года, день, именуемый как «Кровавое воскресенье», стал началом революции в России. Слепая вера в царя была подорвана. Октябрь 1905 года считается рождение российских профсоюзов
Ученик вывешивает на доску табличку:
ОКТЯБРЬ 1905 ГОД |
Учитель. В апреле 1905 года на съезде Московской организации Всероссийского союза учителей был подтвержден профессиональный и политический характер этой организации. Это было большим шагом вперед в деле становления профсоюзного движения в России. Потерпевшая поражения революция, привела к исчезновению многих учительских организаций. Они существовали лишь в форме обществ взаимопомощи.
В каждый исторический период профсоюзы выполняли свою задачу.
20-30 гг. XX века профсоюзы всерьез боролись и доказали свою жизнеспособность и востребованность в обществе.
В годы ВОВ профсоюзы подчинили всю свою деятельность интересам фронта и задаче разгрома врага. Они оказали огромную помощь в перестройке работы всех предприятий и учреждений на военный лад, в массовой подготовке профессиональных кадров, особенно женщин и молодежи.
Ученик 1. В апреле 1954 года в Москве состоялся 10 Съезд профсоюзов СССР, на котором были подведены итоги работы профсоюзов, обсуждены задачи и принят Устав. Численность членов профсоюзов составил 40 тысяч человек. С 50-х до 80-х гг. профсоюзы были полностью подчинены партии и администрации, но являлись важным звеном в системе государственного и хозяйственного управления.
Ученик 2.Перестройка внесла много изменений в политике, экономике и социальной сфере. Это привело к изменению положения профсоюзов, перестройке всей их деятельности. Главным лозунгом современных российских профсоюзов стали:
Ученик вывешивает три лозунга на доску:
ЗАРПЛАТА! |
ЗАНЯТОСТЬ! |
ЗАКОННОСТЬ! |
Учитель: В России объединения получили название Федерация независимых профсоюзов России, в которую входят отраслевые и территориальные профсоюзы.
Итак, что такое профсоюзы сегодня?
профсоюзы являются единственным посредником между работодателем и работником, представляя его интересы и отстаивая его права.
- Они следят, чтобы вовремя была выдана зарплата;
- Прослеживают конфликт между работником и администрацией;
- Оказывают материальную помощь, дают льготные путевки на отдых;
- Могут быть даже контролирующим органом.
Наши интересы представляет МФТ – более 40 отраслевых профсоюзных организаций города, общая численность которого около 17млн. трудящихся. Наиболее крупные – это профсоюзы работников науки и образования, здравоохранения, строительства, торговли, государственных учреждений. Например, Московский профсоюз работников народного образования насчитывает около 500тыс. членов профсоюза.
Слово дается гостю, Антонову Григорию Сергеевичу – руководителю информационно аналитического центра МФП. Он расскажет о московском рынке труда и как профсоюзы помогают и защищают права молодежи на достойный труд.
- Заключительная часть урока.
Учитель: В качестве закрепления предлагаю решить следующие задачи:
- Петя Алексеев, ученик 10 класса, решил поработать в период летних школьных каникул. С 1 июня он устроился в детский сад дворником. Однако с 1 июля по 1 августа дети вместе с работниками детского сада выезжали на летний отдых. Заведующая детским садом, полагая, что в услугах дворника детский сад будет нуждаться и за городом, дала Пете распоряжение собрать личные вещи и рабочие инструменты к назначенному сроку. Петя отказался.
Законно ли Алексеев отказался выполнить распоряжение заведующей?
Ответ: нет, распоряжение является незаконным (ст. 72 ТК РФ).
- Катя Семенова после школы устроилась в почтовое отделение доставщиком телеграмм. Проработав 3 месяца, она подала заявление с просьбой предоставить ей отпуск, поскольку ее мама приобрела 2 туристические путевки, и она хотела бы отдохнуть. Начальник почтового отделения ей отказала в просьбе, заявив, что отпуск надо еще заработать.
Законен ли отказ?
Ответ: Нет (ст. 267 ТК РФ).
- После окончания школу Валерий Тарасов очень долго искал работу и был очень рад, когда его приняли на бензоколонку в качестве заправщика автомашин, но радость была недолго. Владельцу бензоколонки было указано на нарушение законодательства о труде.
Законно ли увольнение Тарасова?
Ответ: нет (ст. 265 ТК РФ).
- После окончания школы симпатичный парень Костя Албашев поступил на работу в ресторан учеником повара. После двухнедельной стажировки администрация ресторана обратила внимание на его умение ладить с людьми и хорошие манеры и с его согласия перевела его на должность официанта.
Законно ли был произведен перевод?
Ответ: нет (ст. 244 ТК РФ).
Подводя итоги урока, отметим, что соблюдение права гарантий трудовой деятельности – это хорошо, но еще необходимо соблюдение обязанностей работником, его добросовестный и честный труд.
- Домашнее задание: сделать презентацию на тему: «Труд – право или обязанность?».
Задание для работы в группах
(знакомство с Трудовым кодексом РФ ).
1. Прочитайте документ Трудовой кодекс РФ
(по состоянию на 10 марта 2009 г.)
Статья 63.
Возраст, с которого допускается заключение трудового договора
Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. В случае получения общего образования, либо продолжения освоения основной общеобразовательной
программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо
оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключить лица, достигшие
пятнадцати лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда
их здоровью.С согласия одного из родителей
(попечителя) и органа опеки и попечительства договор может быть
заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.
Статья 92
Сокращенная продолжительность рабочего времени
Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается:
– для работников в возрасте до шестнадцати лет – не более 24 часов в неделю;
– для работников в возрасте от шестнадцати до 18 лет – не более 35
часов в неделю.
Продолжительность рабочего времени учащихся образовательных
учреждений в возрасте до 18 лет, работающих в течение учебного года в
свободное от учебы время, не может превышать половины норм, установленных частью первой настоящей статьи для лиц соответствующего возраста.
Статья 94
Продолжительность ежедневной работы (смены)
Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:
– для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет –
5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет – 7 часов;
– для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных
учреждений начального и среднего профессионального образования,
2. Вопросы на обсуждение:
2.1. С какого возраста допускается трудоустройство несовершеннолетних,
при каких условиях?
2.2.Какова продолжительность рабочей недели и рабочего дня для
несовершеннолетних?
2.3.Какие условия должен соблюдать работодатель, принимая на работу несовершеннолетних?
Предварительный просмотр:
Достойный труд в XXI веке: за что борются профсоюзы
Цель:
Сформировать представление о социально-экономической и этической природе понятия «достойный труд» и его связи с уровнем и качеством жизни .
Задачи:
- Определить качественные характеристики труда, достойного труда о применении норм международного и российского трудового права.
- Сформировать систему ценностей и установок человеческого поведения, необходимые для самостоятельной жизни человека.
- Выявить участие профсоюзов в представительстве интересов трудящихся и их требования в области обеспечения достойного труда.
Оборудование урока:
- Нормативные документы: Конституция РФ.
- Трудовой кодекс РФ.
- Методические рекомендации на проведение единого профсоюзного урока.
Эпиграф:
«Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни». А.П.Чехов
Ход урока:
- Вступительное слово учителя.
О роли труда в развитии общества и человека мы многое знаем. Вся жизнь человеческого общества немыслима без труда. Недаром в пословицах народ выразил свое уважение к труду и осуждал праздность: «Лень -мать всех пороков»; «Без дела жить – небо коптить».
Именно труд позволяет каждому человеку реализовывать себя, найти свое место в жизни, признание со стороны других людей. Труд вырабатывает в человеке такие качества как дисциплинированность, умение сотрудничать с другими людьми.
(Прочитать высказывания классиков на доске).
Что же такое труд?
- Это процесс целесообразной деятельности человека, совокупность всех физических и умственных способностей людей, которые они используют в производстве материальных и духовных ценностей;
- Средство поддержания жизни и удовлетворения основных потребностей человека;
- Любая интеллектуальная или физическая деятельность человека, направленная на получение благ или оказание услуг.
Вы видите, что понятие «труд» – многогранно. Он существует с момента возникновения человека и отличает его от животных.
Вопрос к учащимся: Выберите для себя и прокомментируйте то определение, которое кажется вам и вашим сверстникам наиболее подходящим.
Это не только средство для поддержания жизни, потребностей, но и:
- средство для развития творческого потенциала человека;
- потребность в самореализации;
- право, предоставленное нам обществом;
- обязанность возлагаемая на нам государством и семьей
- Для того , чтобы регулировать трудовую деятельность, существует специальная отрасль – трудовое право. Все нормы трудового права закреплены в официальных документах.
А теперь обратимся к статье 35 Конституции РФ – основному закону нашей страны.
О чем она гласит?
А также рассмотрим основные положения Трудового Кодекса РФ.
Дети читают и комментируют « право на труд» и делают определенные выводы (использовать наглядность на доске).
ТРУД свободен безопасен доброволен оплачиваем право на отдых право на разрешение споров |
|
Эти принципы трудовых отношений детализируются в Трудовом кодексе и других нормативных актах о труде. |
Таким образом, мы видим, что все трудовые отношения между работниками и предпринимателями регулирует законодательство о труде.
- Вы стоите на пороге взрослой жизни. Скоро вам придется выбрать свой жизненный путь. Одни продолжат учебу и станут профессионалами, другие пойдут работать. Но каждый хочет, чтобы условие труда были достойными. Что вы скажите о понятии «достойного труда» с разных позиций: общества, государства, работодателя, работника.
- - для общества/государства: высокая производительность труда, количество и качество производимого продукта (ВВП и ВНП), правовая база трудовых отношений, социальная ответственность государства;
- - для работодателя: качество продукции, безопасные условия труда, режим рабочего времени, социальная ответственность работодателя;
- - для работника: уровень оплаты труда и установленных социальных гарантий, качество труда, безопасные условия, полная занятость и бессрочный контракт, отсутствие дискриминации по возрасту, полу, национальному или другому признаку, представленность интересов, производственная демократия, повышение квалификации.
Итак, мы обозначили критерии достойного труда.
Можно ли считать достойным труд:
- если он хорошо оплачиваем, но небезопасен;
- если человек трудится в условиях свободы, но при этом рискует здоровьем;
- если условия трудового контракта хорошие, но при этом рискует здоровьем;
- если условия трудового контракта хорошие, но при этом работа подрывает здоровье и благосостояние человека.
Учитель: в нашей жизни не всегда работодателем соблюдается трудовое право. Чтобы труд был достойным, а значит, будет достойной и жизнь, нам помогают профсоюзы.
- Роль профсоюзов в соблюдении законодательства.
Контроль соблюдения трудового законодательства осуществляют профсоюзы (прочитать Конституцию РФ ст.30.). Это добровольные общественные объединения граждан, связанных общими профессиональными интересами, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
мы с вами пройдемся по страницам истории образования профсоюзного движения, увидим, как оно зарождалось, через какие трудности прошло и чего достигло через 100 лет. Итак, мы все отправляемся в далекую Англию.
Сообщение о возникновении профсоюзов
Учитель. А как же у нас , В России? А как начиналось у нас?
Ученик 4. В России профсоюзы появились значительно позже. Это было связано с тем, что долгое время Россия оставалась аграрной страной, где не была развита промышленность, существовало мелкотоварное производство. До 1861 года в России существовало крепостное право. Лишь с развитием крупного фабрично-заводского производства и формированием рабочего класса создавались предпосылки к появлению организаций, отстаивающих интересы рабочих.
(музыкальный фон) Из малочисленных и разрозненных объединений рабочих, создаваемых, как правило, на период отдельных акций в ходе стачечного движения в конце XIX века, в дальнейшем повсеместно вырастали массовые профессиональные союзы, целью которых была организация борьбы трудящихся за улучшение условий труда и экономического положения рабочих.
Массовое создание профсоюзов привело к образованию осенью 1905 года региональных межсоюзных органов – центральных бюро профсоюзов, которые были призваны координировать деятельность отдельных отраслевых и цеховых профсоюзов.
Ученик 5. В конце 1904 года министр внутренних дел князь Святополк-Мирский записал в своем дневнике: «Россия превратилась в «бочку с порохом» и бала доведена до «вулканического состояния». Осенью 1904 года в городах прошли «банкетные кампании». За длинными столами, за бокалами вина и шампанского звучали тосты за создание правового государства, за политические свободы, независимый суд, создание выборного органа.
За банкетными столами собирались профессора, врачи, учителя, адвокаты. Однако серьезных результатов эти акции не принесли. Царь на уступки не пошел.
Учитель. Возбуждение в обществе нарастало. 3 января 1905 года началась забастовки с требованиями 8-ми часового рабочего дня и повышения заработной платы. Начался процесс политического и профессионального самоопределения. Одними из первых в Москве создаются профсоюзы учителей, в виде небольших кружков. На учительских собраниях принимали решения об участии в забастовках и митингах.
Ученик 6. 9 января 1905 года утром, под бело-сине-красными флагами огромные колонны рабочих двинулись с окраин в центр столицы. Петицию, которую несли рабочие царю, начиналась словами, которые описывали тяжелую жизнь рабочих.
9 января 1905 года, день, именуемый как «Кровавое воскресенье», стал началом революции в России. Слепая вера в царя была подорвана. Октябрь 1905 года считается рождение российских профсоюзов
Ученик вывешивает на доску табличку:
ОКТЯБРЬ 1905 ГОД |
Учитель. В апреле 1905 года на съезде Московской организации Всероссийского союза учителей был подтвержден профессиональный и политический характер этой организации. Это было большим шагом вперед в деле становления профсоюзного движения в России. Потерпевшая поражения революция, привела к исчезновению многих учительских организаций. Они существовали лишь в форме обществ взаимопомощи.
В каждый исторический период профсоюзы выполняли свою задачу.
20-30 гг. XX века профсоюзы всерьез боролись и доказали свою жизнеспособность и востребованность в обществе.
В годы ВОВ профсоюзы подчинили всю свою деятельность интересам фронта и задаче разгрома врага. Они оказали огромную помощь в перестройке работы всех предприятий и учреждений на военный лад, в массовой подготовке профессиональных кадров, особенно женщин и молодежи.
Ученик 1. В апреле 1954 года в Москве состоялся 10 Съезд профсоюзов СССР, на котором были подведены итоги работы профсоюзов, обсуждены задачи и принят Устав. Численность членов профсоюзов составил 40 тысяч человек. С 50-х до 80-х гг. профсоюзы были полностью подчинены партии и администрации, но являлись важным звеном в системе государственного и хозяйственного управления.
Ученик 2.Перестройка внесла много изменений в политике, экономике и социальной сфере. Это привело к изменению положения профсоюзов, перестройке всей их деятельности. Главным лозунгом современных российских профсоюзов стали:
Ученик вывешивает три лозунга на доску:
ЗАРПЛАТА! |
ЗАНЯТОСТЬ! |
ЗАКОННОСТЬ! |
Учитель: В России объединения получили название Федерация независимых профсоюзов России, в которую входят отраслевые и территориальные профсоюзы.
Итак, что такое профсоюзы сегодня?
профсоюзы являются единственным посредником между работодателем и работником, представляя его интересы и отстаивая его права.
- Они следят, чтобы вовремя была выдана зарплата;
- Прослеживают конфликт между работником и администрацией;
- Оказывают материальную помощь, дают льготные путевки на отдых;
- Могут быть даже контролирующим органом.
Наши интересы представляет МФТ – более 40 отраслевых профсоюзных организаций города, общая численность которого около 17млн. трудящихся. Наиболее крупные – это профсоюзы работников науки и образования, здравоохранения, строительства, торговли, государственных учреждений. Например, Московский профсоюз работников народного образования насчитывает около 500тыс. членов профсоюза.
Слово дается гостю, Антонову Григорию Сергеевичу – руководителю информационно аналитического центра МФП. Он расскажет о московском рынке труда и как профсоюзы помогают и защищают права молодежи на достойный труд.
- Заключительная часть урока.
Учитель: В качестве закрепления предлагаю решить следующие задачи:
- Петя Алексеев, ученик 10 класса, решил поработать в период летних школьных каникул. С 1 июня он устроился в детский сад дворником. Однако с 1 июля по 1 августа дети вместе с работниками детского сада выезжали на летний отдых. Заведующая детским садом, полагая, что в услугах дворника детский сад будет нуждаться и за городом, дала Пете распоряжение собрать личные вещи и рабочие инструменты к назначенному сроку. Петя отказался.
Законно ли Алексеев отказался выполнить распоряжение заведующей?
Ответ: нет, распоряжение является незаконным (ст. 72 ТК РФ).
- Катя Семенова после школы устроилась в почтовое отделение доставщиком телеграмм. Проработав 3 месяца, она подала заявление с просьбой предоставить ей отпуск, поскольку ее мама приобрела 2 туристические путевки, и она хотела бы отдохнуть. Начальник почтового отделения ей отказала в просьбе, заявив, что отпуск надо еще заработать.
Законен ли отказ?
Ответ: Нет (ст. 267 ТК РФ).
- После окончания школу Валерий Тарасов очень долго искал работу и был очень рад, когда его приняли на бензоколонку в качестве заправщика автомашин, но радость была недолго. Владельцу бензоколонки было указано на нарушение законодательства о труде.
Законно ли увольнение Тарасова?
Ответ: нет (ст. 265 ТК РФ).
- После окончания школы симпатичный парень Костя Албашев поступил на работу в ресторан учеником повара. После двухнедельной стажировки администрация ресторана обратила внимание на его умение ладить с людьми и хорошие манеры и с его согласия перевела его на должность официанта.
Законно ли был произведен перевод?
Ответ: нет (ст. 244 ТК РФ).
Подводя итоги урока, отметим, что соблюдение права гарантий трудовой деятельности – это хорошо, но еще необходимо соблюдение обязанностей работником, его добросовестный и честный труд.
- Домашнее задание: сделать презентацию на тему: «Труд – право или обязанность?».
Задание для работы в группах
(знакомство с Трудовым кодексом РФ ).
1. Прочитайте документ Трудовой кодекс РФ
(по состоянию на 10 марта 2009 г.)
Статья 63.
Возраст, с которого допускается заключение трудового договора
Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. В случае получения общего образования, либо продолжения освоения основной общеобразовательной
программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо
оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключить лица, достигшие
пятнадцати лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда
их здоровью.С согласия одного из родителей
(попечителя) и органа опеки и попечительства договор может быть
заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.
Статья 92
Сокращенная продолжительность рабочего времени
Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается:
– для работников в возрасте до шестнадцати лет – не более 24 часов в неделю;
– для работников в возрасте от шестнадцати до 18 лет – не более 35
часов в неделю.
Продолжительность рабочего времени учащихся образовательных
учреждений в возрасте до 18 лет, работающих в течение учебного года в
свободное от учебы время, не может превышать половины норм, установленных частью первой настоящей статьи для лиц соответствующего возраста.
Статья 94
Продолжительность ежедневной работы (смены)
Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:
– для работников в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет –
5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет – 7 часов;
– для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных
учреждений начального и среднего профессионального образования,
2. Вопросы на обсуждение:
2.1. С какого возраста допускается трудоустройство несовершеннолетних,
при каких условиях?
2.2.Какова продолжительность рабочей недели и рабочего дня для
несовершеннолетних?
2.3.Какие условия должен соблюдать работодатель, принимая на работу несовершеннолетних?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Достойный труд в XXI веке (Методические рекомендации по проведению профсоюзного урока)
Дать представление учащимся о социальной природе понятия «достойный труд в современное время» и понимание значения труда в собственной жизни; определить функции и задачи профсоюзов на современном эт...
Урок-игра "Профсоюзный урок".
Этот урок был представлен на конкурс на лучшую методическую разработку профсоюзного урока. Номинация "Урок в 9 классе. Российские профсоюзы. История и современность". Урок сделан в формате телеигры "С...
Методическая разработка открытого профсоюзного урока для 9 класса «Российские профсоюзы. История и современность».
Данная методическая разработка имеет цель:Познакомить учащихся с правом граждан на объединение в профсоюзы. Научить грамотно пользоваться своими правами.Способствовать дальнейшей социализа...
Профсоюзный урок в 10 классе "Труд.Права и обязанности несовершеннолетних"
30 октября 2014 года был проведён профсоюзный урок в 10 классе "Труд.Права и обязанности несовершеннолетних". На открытом уроке присутствовали администрация школы, представители профсоюзной организаци...
Профсоюзный урок в 6 классе. "Труд и образ жизни людей". Обществознание.
Цель урока: Формировать представление о труде и "достойном труде" на основе законодательных документов, а также роли профсоюзов в разные исторические периоды по обеспечению достойного труда граждан дл...
Почетная грамота призера (2 место) городского профсоюзного конкурса на лучшую методическую разработку профсоюзного урока
Почетная грамота призера (2 место) городского профсоюзного конкурса на лучшую методическую разработку профсоюзного урока...
Грамота за большую разъяснительную работу по мотивации профсоюзного членства и проведение открытого профсоюзного урока в 2017-2018 учебном году
Грамота за большую разъяснительную работу по мотивации профсоюзного членства и проведение открытого профсоюзного урока в 2017-2018 учебном году...