Некоторые методические приёмы работы учащихся в парах и группах.
статья по теме

Дмитриев Андрей Валентинович

Достаточно много учителей, применяющих на уроках работу учащихся в парах и группах, сталкивались с проблемой результативности такой работы. Здесь речь идёт не об оценках, а о разнице планируемых и получаемых результатов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.91 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые методические приёмы работы учащихся в парах и группах.

     Достаточно много учителей, применяющих на уроках работу учащихся в парах и группах, сталкивались с проблемой результативности такой работы. Здесь речь идёт не об оценках, а о разнице планируемых и получаемых результатов. Как часто идеи, заложенные в разработанном уроке, наталкиваются на неспособность группы (пары) выполнить, казалось бы, простую задачу. Такие задания как «обсудите в группе», «запишите результаты работы группы» могут оказаться выполненными поверхностно, формально, а то и не так, как было запланировано учителем.  

     Как правило трудности возникают из-за неумения учащихся взаимодействовать друг с другом на уровне исследовательской деятельности, каковая обычно и подразумевается на уроках с применением работы групп. Обыденное общение учащихся зачастую строится на обмене информацией, не связанной с исследованием чего-либо. Новости и впечатления, которыми делятся в школе одноклассники не требуют навыков анализа, обобщения, синтеза, то есть «обсуждение» на обыденном уровне и на уровне исследовательской деятельности носят различные характеристики. Наверное, поэтому попав в ситуацию, где общение предполагает обязательное формирование точки зрения на ту или иную проблему они сталкиваются с неумением вести диалог. Под диалогом многими понимается простое транслирование информации, где заинтересованность другой стороны определяется какой-либо мотивацией самой стороны, а не заинтересованностью в транслируемой информации. Вот почему «обсуждение» в понимании учителя и ученика может носить совершенно различный смысл. Понятно, что отработка навыков ведения диалога должна носить систематический характер.

      Далее о работе в группах. Здесь мы сталкиваемся с неспособностью группы к самоорганизации. При получении учебного материала он просматривается, но что с ним делать дальше учащиеся не знают. При применении различных источников информации (отрывки кинофильмов, фрагменты документов, презентация. и т.д.) проблема усугубляется. В результате учитель выдаёт большое количество информации, ученики с ней ознакомились, а сформулировать выводы не могут. Всё дело в том, что не был обеспечен алгоритм работы группы и не определены индивидуальные задачи для участников.

   Хочется представить некоторые приёмы, которые помогают, как мне кажется, преодолеть некоторые трудности.

Во-первых, на мой взгляд, необходимо поработать с умением учащихся вступать в диалог на основе учебного материала. Поэтому, для организации работы пары занятия строятся на постепенном приближении к диалоговой форме взаимодействия. Урок носит форму заданий, последовательно переводящих учащихся от индивидуальной деятельности к совместной диалоговой. Так, например, на начальном этапе может производиться индивидуальная работа с текстом, решение задачи, и т. д. Далее должна последовать стадия постановки проблемы, на которой вступление в диалог становится необходимым. И здесь очень важно уделить внимание собственно организации диалога. В распоряжение учащихся должна быть предоставлена памятка «Как составить диалог», где по пунктам формулируются действия сторон. Например,

  1. Внимательно выслушай товарища
  2. Проясни его точку зрения, если необходимо
  3. Выскажи свой взгляд
  4. Запишите совместный результат.

Конечно же пункты могут варьироваться как угодно в формулировках и количестве. Всё зависит от целей, которые ставит учитель, однако такая памятка сама по себе носит завуалированную форму задания, требующего выполнения. Также оно призвано снять психологическое напряжение, возникающее при незнании с чего начать.

Во-вторых для выполнений заданий в группе необходимо позаботиться о распределении функций участников группы. Например, группа может состоять из

  1. Аналитик (суммирует полученные данные)
  2. Исследователь (анализирует какую-либо информацию)
  3. Исследователь
  4. Секретарь (фиксирует основные данные, выводы, наблюдения и т.д.)
  5. Оратор (представляет результаты работы группы)

Конечно же и количество, и названия, и функции могут варьироваться. Однако, получив подобную инструкцию, члены группы смогут определиться со своими ролями, либо группа делегирует роль участнику.

В-третьих, группа должна каким-то образом фиксировать промежуточные результаты своей работы. Это должен быть некий маршрут исследования, по существу представляющий собой отражение этапов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отдельные методические приёмы работы со школьниками, страдающими ранним детским аутизмом

Методические приемы из личного опыта дефектолога, работающего с детьми, страдающими РДА....

Оценивание работы учащихся в парах и группах

Особенности групповой работы на уроке обозначены уже давно и очень чётко. Конечно, в первую очередь это особенная организация учебного процесса, когда за итоговый результат отвечает не каждый отдельны...

Мастер - класс на тему: "Методические приёмы работы над некоторыми мелодическими, гармоническими и ритмическими аспектами джазовой музыки"

Цели и задачи мастер - класса  состояли  в том, чтобы заинтересовать детей практической работой над достижением результатов в работе над структурными сложностями джазовых произведений и озна...

Методическая разработка "Методические приёмы работы с исторической картой в условиях реализации ФГОС". Сборник материалов из опыта работы.

В сборнике приведены примеры методических приёмов работы с картой на уроках истории. Приведённые в сборнике примеры заданий, включающие в себя работу с картой, разработаны в соответствии с ФГОС. Все п...

Некоторые методические приемы работы с песенным материалом для формирования иноязычных речевых навыков (из опыта работы)

По мнению В. Леви «музыка является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников, представляющая собой сильнейший психологический побудитель, проникающий в по...

Некоторые методические аспекты работы с детьми с интеллектуальным нарушением в специальном коррекционном классе сельской школы.

Умственно отсталый ребенок, живущий в сельском социуме, чаще всего получает коррекционную помощь в специальном классе общеобразовательной школы. Учащиеся являются разновозрастными. В одном классе обуч...