Некоторые методические приёмы работы учащихся в парах и группах.
статья по теме
Достаточно много учителей, применяющих на уроках работу учащихся в парах и группах, сталкивались с проблемой результативности такой работы. Здесь речь идёт не об оценках, а о разнице планируемых и получаемых результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Некоторые методические приёмы работы учащихся в парах и группах.
Достаточно много учителей, применяющих на уроках работу учащихся в парах и группах, сталкивались с проблемой результативности такой работы. Здесь речь идёт не об оценках, а о разнице планируемых и получаемых результатов. Как часто идеи, заложенные в разработанном уроке, наталкиваются на неспособность группы (пары) выполнить, казалось бы, простую задачу. Такие задания как «обсудите в группе», «запишите результаты работы группы» могут оказаться выполненными поверхностно, формально, а то и не так, как было запланировано учителем.
Как правило трудности возникают из-за неумения учащихся взаимодействовать друг с другом на уровне исследовательской деятельности, каковая обычно и подразумевается на уроках с применением работы групп. Обыденное общение учащихся зачастую строится на обмене информацией, не связанной с исследованием чего-либо. Новости и впечатления, которыми делятся в школе одноклассники не требуют навыков анализа, обобщения, синтеза, то есть «обсуждение» на обыденном уровне и на уровне исследовательской деятельности носят различные характеристики. Наверное, поэтому попав в ситуацию, где общение предполагает обязательное формирование точки зрения на ту или иную проблему они сталкиваются с неумением вести диалог. Под диалогом многими понимается простое транслирование информации, где заинтересованность другой стороны определяется какой-либо мотивацией самой стороны, а не заинтересованностью в транслируемой информации. Вот почему «обсуждение» в понимании учителя и ученика может носить совершенно различный смысл. Понятно, что отработка навыков ведения диалога должна носить систематический характер.
Далее о работе в группах. Здесь мы сталкиваемся с неспособностью группы к самоорганизации. При получении учебного материала он просматривается, но что с ним делать дальше учащиеся не знают. При применении различных источников информации (отрывки кинофильмов, фрагменты документов, презентация. и т.д.) проблема усугубляется. В результате учитель выдаёт большое количество информации, ученики с ней ознакомились, а сформулировать выводы не могут. Всё дело в том, что не был обеспечен алгоритм работы группы и не определены индивидуальные задачи для участников.
Хочется представить некоторые приёмы, которые помогают, как мне кажется, преодолеть некоторые трудности.
Во-первых, на мой взгляд, необходимо поработать с умением учащихся вступать в диалог на основе учебного материала. Поэтому, для организации работы пары занятия строятся на постепенном приближении к диалоговой форме взаимодействия. Урок носит форму заданий, последовательно переводящих учащихся от индивидуальной деятельности к совместной диалоговой. Так, например, на начальном этапе может производиться индивидуальная работа с текстом, решение задачи, и т. д. Далее должна последовать стадия постановки проблемы, на которой вступление в диалог становится необходимым. И здесь очень важно уделить внимание собственно организации диалога. В распоряжение учащихся должна быть предоставлена памятка «Как составить диалог», где по пунктам формулируются действия сторон. Например,
- Внимательно выслушай товарища
- Проясни его точку зрения, если необходимо
- Выскажи свой взгляд
- Запишите совместный результат.
Конечно же пункты могут варьироваться как угодно в формулировках и количестве. Всё зависит от целей, которые ставит учитель, однако такая памятка сама по себе носит завуалированную форму задания, требующего выполнения. Также оно призвано снять психологическое напряжение, возникающее при незнании с чего начать.
Во-вторых для выполнений заданий в группе необходимо позаботиться о распределении функций участников группы. Например, группа может состоять из
- Аналитик (суммирует полученные данные)
- Исследователь (анализирует какую-либо информацию)
- Исследователь
- Секретарь (фиксирует основные данные, выводы, наблюдения и т.д.)
- Оратор (представляет результаты работы группы)
Конечно же и количество, и названия, и функции могут варьироваться. Однако, получив подобную инструкцию, члены группы смогут определиться со своими ролями, либо группа делегирует роль участнику.
В-третьих, группа должна каким-то образом фиксировать промежуточные результаты своей работы. Это должен быть некий маршрут исследования, по существу представляющий собой отражение этапов работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отдельные методические приёмы работы со школьниками, страдающими ранним детским аутизмом
Методические приемы из личного опыта дефектолога, работающего с детьми, страдающими РДА....
Оценивание работы учащихся в парах и группах
Особенности групповой работы на уроке обозначены уже давно и очень чётко. Конечно, в первую очередь это особенная организация учебного процесса, когда за итоговый результат отвечает не каждый отдельны...
Мастер - класс на тему: "Методические приёмы работы над некоторыми мелодическими, гармоническими и ритмическими аспектами джазовой музыки"
Цели и задачи мастер - класса состояли в том, чтобы заинтересовать детей практической работой над достижением результатов в работе над структурными сложностями джазовых произведений и озна...
Методическая разработка "Методические приёмы работы с исторической картой в условиях реализации ФГОС". Сборник материалов из опыта работы.
В сборнике приведены примеры методических приёмов работы с картой на уроках истории. Приведённые в сборнике примеры заданий, включающие в себя работу с картой, разработаны в соответствии с ФГОС. Все п...
Некоторые методические приемы работы с песенным материалом для формирования иноязычных речевых навыков (из опыта работы)
По мнению В. Леви «музыка является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников, представляющая собой сильнейший психологический побудитель, проникающий в по...
Некоторые методические аспекты работы с детьми с интеллектуальным нарушением в специальном коррекционном классе сельской школы.
Умственно отсталый ребенок, живущий в сельском социуме, чаще всего получает коррекционную помощь в специальном классе общеобразовательной школы. Учащиеся являются разновозрастными. В одном классе обуч...