Педагогическое противодействие негативным последствиям использования электронных образовательных ресурсов.
статья на тему
В статье-размышлении автор пытается выделить негативные последствия использования ЭОР и педагогические коррекционные действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya1e.chernyshev_ito_2014.docx | 26.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕГАТИВНЫМ ПОСЛЕДСТВИЯМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Чернышев Эдуард Николаевич (eduardlawl@yandex.ru)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 (МБОУ СОШ № 3), город Красный Сулин
Аннотация
Использование ЭОР традиционно рассматривается как процесс, имеющий только позитивные последствия. Систематические исследования влияния ЭОР на личностное развитие его участников не проводятся, а результаты фрагментарных – отрывочны и не валидны. Значительная часть школьных педагогов не учитывает негативные последствия использования ЭОР, не формирует систему педагогических противодействий…
Тезисы доклада
Использование (ЭОР) традиционно рассматривается как средство повышения эффективности обучения, свидетельство современности и научности образования.
Широко использую ресурсы http://www.egeru.ru/, http://uztest.ru/, http://fipi.ru, где пробное тестирование проводится в онлайн-режиме, организую контроль обученности. Здесь имеется более 13000 задач по всем разделам школьной математики. Программа сайта http://uztest.ru/ автоматически формирует индивидуальные задания. В открытом банке ЕГЭ по математике (http://mathege.ru; http://fipi.ru) каталог систематизирован по заданиям, по содержанию, по умениям. При использовании сайта http://interneturok.ru школьники имеют возможность прослушать объяснение новой темы, многократно обращаясь к трудным для восприятия моментам, а затем пройти тренировочные тестирования различного уровня сложности. Помощниками в нашей работе стали страницы сайта http://www.alleng.ru: «К уроку математики», «Решение задач по математике», «Экзамен по математике», «Математика абитуриентам», «Формулы по математике», «Учебники, справочники, пособия».
Массовое и разнообразное использование ЭОР в учебном процессе заставило меня выделить показатели негативного влияния этих ресурсов на формирование у обучающихся ключевых компетенций. К таким негативным последствиям относится следующее:
- Постоянное и многократное предъявление готовых «уплотненных» (и кем-то без участия школьника «осмысленных») информационных систем (презентаций, таблиц, схем…) приводит к нивелирование способности обучающихся самостоятельно формировать информационные фреймы - «сгустки» информации.
- Возрастающая при использовании ЭОР скорость и объем информации вызывают испуг перед большими объемами информации, трудности в ее восприятии и осмыслении; появляется привычка воспринимать информацию на семантическом, а не на смысловом уровне.
- Использование он-лайн тестирования, где, как правило, требуется получить и внести только ответ, формирует пренебрежение школьников к логическим обоснованиям и совершенствованию способов решения; к тому же, учитель не видит за готовым ответом особенностей решения, а, значит, - не может диагностировать пробелы в предметных действиях.
- Подавляющее использование ЭОР снижает интерес к учению? Да, это ожидаемо, т.к. со временем исчезает эффект новизны, вследствие чего снижается уровень познавательной мотивации, особенно у левополушарных школьников.
- Массовая практика использования ЭОР вне образовательной технологии или сложившейся группы методов приводит к снижению влияния этих приемов на развитие компетентностных характеристик личности школьника, деформации индивидуальных стилей познавательной деятельности всех участников образовательного процесса; актуализируется практика, в которой ЭОР и процесс его использования становятся главным предметом изучения.
Педагогические противодействия (антимеры) указанным негативным последствиям должны быть ориентированы на формирование опыта творческого и эффективного использования ЭОР в образовательном процессе. Использую следующие антимеры: 1.Вовлечение обучающихся в процесс создания информационных фреймов, опорных схем, графических форм знания. 2.Создание условий для восприятия больших объемов информации (в т.ч., - информационных текстов, графических изображений); работа по классификации информации на существенную и несущественную, на установление причинно-следственных связей объектов и явлений. 3.Расширение практики выполнения максимально подробных обоснований в решениях предметных задач. 4.Использование периодов «ЭОР-тишины», когда эти ресурсы некоторое время вообще не используются. Считаю оптимальным, когда ЭОР используется один раз в течение 3-4 уроков. 5.Использование ЭОР для постановки условий, влияющих на возникновение познавательной проблемы у каждого ученика: предъявление провокационных выводов, решений, умозаключений…
Поиск педагогических противодействий позволяет оптимизировать образовательный процесс, повысить востребованность и эффективность использования ЭОР.
Литература
- http://ret-prog.do.am/publ/shkola/ikt_v_shkole/
- http://www.profile-edu.ru
- Воронкова О. Б. - Информатики: методическая копилка учителя - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
- Роберт И.В.- Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) // 2-е издание, дополненное. – М.:ИИО РАО, 2008.
- Трайнев В.А., Трайнев И.В.. - Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие /— 4-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, их преимущества
Статья об использовании ЭОР в образовательном процессе....
Учебно-методическая разработка с использованием электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Урок-игра «Торги на бирже: ПОКУПАЕМ ЭЛЕКТРОН»
На бирже «продают» электрон. Выигрывают, т.е. «покупают» электрон те, у кого больше знаний.Каждая команда по очереди делает вступительный «взнос». «Взносом» является законченная мысль, идея, дем...
Обобщение педагогического опыта по теме:"Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в преподавании химии"
Работа, представленная на обобщение на муниципальном уровне в октябре2013 года. Описаны преимущества электронных образовательных ресурсов, инновационные возможности их применения....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии, развитию речи и рисованию с использованием электронных образовательных ресурсов по теме «Овощи моего огорода» на IV Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Формула будущего
Образовательные цели:закрепить и расширить обобщенные представления детей об овощах, о их внешнем виде, сборе урожая;упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе.Развивающ...
Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе
Двадцать первый век требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность решать многочисленные задачи, требую...
Использование электронный образовательных ресурсов в образовательном процессе
Перечень ЭОР, используемых в образовательном процессе...
Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР), мультимедиа - и Интернет-ресурсов для проектирования учебных ситуаций на уроках «Иностранного языка».
Данный методический материал включает анализ профессиональных интернет сайтов по изучению иностранного языка и возможностей использования их материалов в учебной ситуации...