Я УЧИТЕЛЬ: "ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ"
методическая разработка ( класс) по теме

Система образования в последние годы модернизируется достаточно часто и школе, как главному элементу системы образования, приходится обеспечивать преемственность поколений, сохраняя весь накопленный предыдущими поколениями опыт, подготавливая новое поколение учащихся к жизни в современном обществе. Однако у значительной части школьников не развита внутренняя, познавательная мотивация учебной деятельности, что в дальнейшем является препятствием в получении профессионального образования и самообразовании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «Я - учитель»

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Каким должен быть человек, чтобы иметь право называться Учителем?

Чтобы научить ребёнка чему-то новому, воспитать в нём хорошие качества, учитель сам обязан обладать ими. Главный принцип в работе учителя я для себя определила давно и стараюсь следовать ему всегда: обучать и воспитывать собственным примером. Учу других и учусь сама. Чтобы требовать что-то от ребёнка, я должна иметь на это моральное право. Желая воспитать честных, искренних и добрых учеников, я должна быть искренней и доброжелательной с ними сама.

Система образования в последние годы модернизируется достаточно часто и школе, как главному элементу системы образования, приходится обеспечивать преемственность поколений, сохраняя весь накопленный предыдущими поколениями опыт, подготавливая новое поколение учащихся к жизни в современном обществе. Однако у значительной части школьников не развита внутренняя, познавательная мотивация учебной деятельности, что в дальнейшем является препятствием в получении профессионального образования и самообразовании.

В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека, его поведения и деятельности. Мотивацию рассматривают как сложную, многоуровневую неоднородную систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д.

Выделяют следующие группы мотивов: социальные, познавательные, личностные.

Силу учебного мотива можно рассматривать как показатель непреодолимого стремления ученика и оценивать по степени и глубине осознания потребности и по его интенсивности. Сила мотива определяется эмоциями, что особенно ярко проявляется в детском возрасте.

Главными факторами, влияющими на формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности являются: содержание учебного материала, организация учебной деятельности, коллективная форма деятельности, оценка результатов учебной деятельности, стиль деятельности учителя.

Анализ уровня учебной мотивации школьников

В 2012 году я стала классным руководителем 5 А класса. Для формирования стойкой положительной мотивации у учащихся, я начала наблюдать за динамикой развития мотивов учения и самовоспитания с тем, чтобы своевременно корректировать свою педагогическую деятельность, свое индивидуальное воздействие на отдельных учащихся. Для этого периодически проводились обследования детей с целью выявления характера мотивации их учения, установления главного мотива их учения. Мотивационная сфера личности изучается с помощью сложных методик так называемого проективного типа.

В пятом классе была использована методика изучения мотивации при переходе школьников из младшего звена в среднее: это методика М.И.Лукьянова и Н.В.Калинина.

Анализ результатов диагностики показал, что среди учащихся 5 А класса, в общем количестве 25 человек в 2012 году выявлено:   12  % высокий уровень учебной мотивации (3 человека), 64 %  нормальный (средний) уровень учебной мотивации (16 человек), 16 % сниженный уровень учебной мотивации (4 человека), 8 % низкий (критический) уровень учебной мотивации (2 человека).

Выбор приемов работы по повышению уровня учебной мотивации

У педагога нередко возникает проблема формирования положительной  учебной мотивации вообще и к своему предмету в частности. В этих целях используются различные приемы: использование интересной и занимательной информации, деловых игр и игровых моментов, активных форм обучения, замена реальной оценки действий школьников несколько завышенной потенциальной и т.д. Но при этом обнаруживается кратковременность и неустойчивость этой мотивации у школьников.Причиной низкой эффективности может быть то, что педагог ищет внешние стимулы, не связанные с учебным предметом. Между тем, известно, что более продуктивной является внутренняя мотивация. Она появляется в ходе конкретной предметной деятельности и непосредственно связана с данной учебной дисциплиной и её содержанием.

Известно, что занятия исследовательской деятельностью развивают у учащихся способность занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности в рамках предметов учебного плана и системы дополнительного образования. Исследовательская работа — это система мероприятий, приобщающая к творческой деятельности, способствующая развитию инициативы, индивидуальных интересов, которая повышает у учащихся интерес к учебе, приобщая их к самостоятельной творческой деятельности.

Поскольку учебная деятельность значимо опирается на интеллект, мышление школьников, то нетрудно сделать вывод о том, что при формировании внутренней мотивации учения важно опираться на индивидуальные особенности именно этого познавательного процесса.

Вовлечение учащихся в занятие исследовательской деятельностью

В процессе изучения проблемы мотивации учебной деятельности и развития научно-познавательных интересов школьников я предложила учащимся развивать навыки научно-исследовательской деятельности в школе на занятиях факультатива. К этому времени у меня уже был опыт написания с детьми исследовательских работ.

Учащиеся обещали подумать, поговорить с родителями, поискать темы для исследования. Как результат, были определены две темы исследования. Михалкина Надежда выбрала тему о именах своих одноклассников, руководитель её работы  учитель русского языка и литературы. Синякина Дарья и Громилина Ангелина – провели исследование  «Домовой в современном мире».

Учащиеся в пятом классе еще только учились работать с компьютером, поэтому написание работы в основном легло на плечи педагогов. Дети вместе с родителями проводили опрос среди людей старшего поколения и среди одноклассников, искали упоминание о домовом в современной литературе, и даже изготовили поделку домового. Данная работа стала призером на городской научно – практической конференции, с этой же работой дети выступали на городском туре краеведческой олимпиады и заняли первое место.

Успех одноклассниц заставил задуматься о занятиях исследовательской деятельностью и других учеников. К концу пятого класса на школьной НПК выступали ещё три человека: Бикмаева Алина с работой «Баба – Яга в современном мире», Цулина Яна с работой «Матрешка – игрушка или сувенир», Лапкина Анастасия с работой «Утилизация пластикового мусора».

Бикмаева Алина и Цулина Яна стали призерами на школьной конференции, а в следующем году данные работы были представлены на городские и республиканские конкурсы. Цулина Яна стала призером конкурсов: «Многоликая Мордовия», «Экология вокруг нас», «Интеллект будущего».

Синякина Дарья и Громилина Ангелина подготовили совместный проект: «Баня как объект материальной и духовной культуры мордовского народа», с которым стали призерами в конкурсах: «Интеллектуальное будущее Мордовии», «Многоликая Мордовия», «Экология вокруг нас».

В шестом классе к занятию исследовательской деятельностью присоединились: Клычихина Мария, Евдокимова Ангелина, Комова Татьяна – девочки подготовили проекты с учителем русского языка и литературы; под моим руководством написали работы Щепанская Анастасия – «Развитие железнодорожного транспорта на территории Республики Мордовия».  Цулина Яна – «Наказание – как элемент воспитания», Лапкина Анастасия и Бикмаева Алина – «Культура сна», Громилина Ангелина – «Памятники и архитектурные сооружения города Саранска», Синякина Дарья – «Коса, как прическа современной школьницы».

Работа Синякиной Даши стала в этом учебном году победителем на городском конкурсе «Ярмарка идей» и городской краеведческой олимпиаде. Работа Щепанской Анастасии стала призером республиканской конференции «Культура Мордовии: прошлое, настоящее, будущее», а так же призером в городской краеведческой олимпиаде. Работы Цулиной Яны, Громилиной Ангелины и Комовой Татьяны стали победителями и призерами в республиканской конференции «Культура Мордовии: прошлое, настоящее, будущее». Сейчас девочки готовятся к конференциям «Многоликая Мордовия» и «Дерево Земли, на которой я живу», а так же собирают материал для новых исследований.

В школьной конференции уже изъявили участвовать четыре новых для этого вида деятельности учащихся: Яшин Ян, Ледяйкин Денис, Бояркин Александр, Петракова Екатерина. Школьники уже придумали темы своим исследованиям и собирают практический материал.

Таким образом, к занятиям исследовательской деятельностью были привлечены учащиеся данного класса в количестве 13 человек, что составляет 52% от их общего числа.

Диагностика учебной мотивации учащихся 7 А класса

Для диагностики текущего уровня мотивации учащихся 7 а класса использовалась методика изучения мотивации подростков по М.Лукьяновой, данная методика разработана для 7, 9, 11 классов.

В результате исследования было установлено следующее распределение учащихся по указанным группам: по сумме баллов 1, 2 и 3 вида мотивации выявляется итоговый уровень мотивации подростков: очень высокий уровень – 0 человек (0%), высокий уровень учебной мотивации – 16 человек (64%), средний (нормальный) уровень развития учебной мотивации – 8 человек (32%), сниженный уровень учебной мотивации – 1 человек (4%).

Таким образом, уровень учебной мотивации удалось повысить всем учащимся. Диагностика показывает, что у 60% учащихся развита внутренняя мотивация, у 36% учащихся и внутренние и внешние мотивы выражены примерно в равной степени, у 4 % учащихся внешние мотивы преобладают над внутренними.

У 16% учащихся присутствует стремление к успеху в учебной деятельности, у 80% учащихся присутствует как стремление к успеху, так недопущение неудач, у 4% учащихся присутствует только стремление избегания неудач.

20% учащихся  реализуют учебные мотивы в поведении, 72% учащихся не всегда реализуют учебные мотивы в своем поведении, у 8% учащихся отсутствует поведенческая активность в реализации учебных мотивов.

Интересен также и тот факт, что у подростков возрос интерес не только к занятиям исследовательской деятельностью, но и ко многим школьным предметам, таким как биология, история, литература, география, изобразительное искусство. Более того, учащиеся стали более осмысленно воспринимать происходящее на уроках.

Мотивация является важнейшим фактором деятельности, в том числе и учебной. Мотивация то средство, которое позволит добиваться высокой результативности процесса обучения. Но в школе ей необходимо уделять значительное внимание, создавать необходимые условия и учебные ситуации, интенсифицирующие мотивацию учащихся к усвоению новых знаний и способов оперирования ими. Педагоги должны стремиться к организации учебного процесса таким образом, чтобы у его учеников формировался пятый уровень мотивации. Поэтому знать и понимать условия формирования положительной мотивации к учению современному учителю, с моей точки зрения, просто необходимо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое обучение и воспитание школьников через научно-исследовательскую деятельность

Состояние окружающей среды становится всё менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Причин экологических бедствий множество. Чрезвычайно низкая экологическая культура нации, пробел...

Формирование ключевых компетенций школьников через проектно - исследовательскую деятельность

В основной части работы представлены разработки проектов, которые можно использовать при подготовке внеклассных мероприятий. В основе данной  работы лежит компетентностный подход. Этот подход от...

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы

Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...

Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время

Одним из путей повышения мотивации является включение обучающихся в учебно- исследовательскую и проектную деятельность, что позволяет сделать учебный процесс более интересным и эффективным....

Повышение учебной мотивации обучающихся через организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности на уроках химии и внеурочное время

данная стать поможет учителю организовать проектную и учебно - исследовательскую деятельность учащихся и повысить интерес к предмету...

Развитие учебной самостоятельности школьников через познавательную, творческую деятельность учащихся на уроках и внеурочной деятельности по физике.

Как удивить человека, когда он профессионал. Учителя -   мастера, который посещает с тобой одинаковые курсы, читает одну и ту же методическую литературу. Да практически невозможно. Тогда дав...

Развитие учебной самостоятельности школьников через познавательную, творческую деятельность учащихся на уроках и внеурочной деятельности по физике.

Развитие учебной самостоятельности школьников через познавательную, творческую деятельность учащихся на уроках и внеурочной деятельности по физике.  Как удивить человека, когда он профессион...