Воспитание любви к Родине, к родному краю на уроках ИЗО, МХК, ОПК
методическая разработка на тему

Трифонова Людмила Петровна

Выступление на методическом объединении учителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       Воспитание  любви к Родине, к родному краю.

                                        Трифонова Л.П. Арефинская СОШ

                                          «Любовь к своей Родине — это не нечто отвлеченное.  Это и любовь к своему городу, к своей местности, памятникам культуры, гордость своей историей, верой».

                                                             Д.С. Лихачев.

      В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений  работы с подрастающим  поколением становится  ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.

     Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него — родного дома, школы, улицы, где он живет, а чувство  РОДИНЫ — с отношения к семье, к самым близким людям — отцу, матери, бабушке, дедушке.      Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

   

  Нельзя любить Родину , но при этом не ощущать с ней тесной связи. Для этого ребенку необходимо знать, как жили, как любили, берегли и защищали Родину их дедушки и бабушки.

   Вот почему важным условием патриотического воспитания детей считаю тесную взаимосвязь с родителями.

                   Учебный курс ОРКСЭ реализует задачи:

1. Патриотического воспитания (любовь к Родине, селу, школе, семье).

2. Гражданского воспитания (принадлежности к коллективу,

школе, селу, стране).

3. Активной жизненной позиции.

4. Нравственности.

5. Творчества (раскрытие творческих способностей учащихся).

  Основным источником впечатлений детей является их ближайшее окружение, та среда, в которой они живут. Но каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит свое отражение то, что типично, характерно для всей страны.

  В родном селе как и в других местах соблюдают народные традиции, отмечают общенародные и знаменательные даты, чтят память погибших героев, чествуют ветеранов войны и труда.

  Россия, наша любимая, необъятная Родина.

  Наши предки деды, отцы, собирали по крупицам, строили наше государство. А случалось в смутные времена нашествие иноземцев, когда Отечество стояло на краю гибели, вставали на защиту родной земли.

   Что давало им силу?

   Что делало из обычных людей героев?

   Любовь, безграничная любовь к матушке Родине, к родному краю, обычаям, преданиям, сказкам, всему тому, что вмещает в себя огромное всепоглощающее слово — Родина, вдохновляло их на подвиги.

  В минуту опасности являла всему миру русская душа непостижимую способность к самопожертвованию и сплоченность.  

   Героические страницы уходят своими корнями к историческим глубинам:

  к Илье Муромцу,  Пересвету,  Александру Невскому, Дмитрию Донскому.

   Урок «Православные воины — защитники Отечества» знакомит детей с понятиями «долг», «честь», «патриотизм», «подвиг», «защитник»,  

   какая война считается справедливой,

   когда православный человек вправе взяться за оружие?

   Как защищали Русь святую наши предки?

  Наши славные деды, отцы, прадеды наших учащихся вставали на защиту родной земли, Отечества — в Великой Отечественной войне.(примеры из сочинений учащихся).

   А в наше время есть герои?

   Это наши ребята, русские солдаты — Александр Железнов, Андрей Трусов, Игорь Яковлев, Евгений Родионов. Александр Железнов, наш земляк, родился и вырос в Ваче. Учащиеся находят дополнительный материал о подвиге, храбрости, мученической смерти воинов.

   13 февраля 1996года ребята были захвачены в плен в Чечне, где они служили в погранвойсках.

  Три с половиной   месяца они вместе неразлучно несли свой Крест, - Крест унижения и побоев, пыток и надругательств. На Евгении Родионове, единственном из всех, был нательный крест, с которым он не расставался никогда. Это вызвало особую ярость, от него боевики требовали снять крест, то есть отречься от Христа, принять ислам.

  Ребятам гарантировали жизнь, но при условии, если они, во-первых, публично отрекуться от христианской веры и, во-вторых, дадут согласие участвовать в расстрелах других пленных российских военнослужащих.

   Но ребята предпочли мученическую смерть   позору предательства и вероотступничества. Все четверо ответили решительным отказом, остались верны своему Отечеству.

   Ребята были подвергнуты мучительной казни, их тела были сброшены бандитами в воронку от авиабомбы.

   Мама Жени — Любовь Васильевна Родионова и мама Саши — Нина  Ивановна  Железнова   в течение девяти месяцев искали тела своих сыновей. После долгих поисков они лично извлекли останки своих сыновей из этой временной могилы, куда бросили их тела бандиты.

   

  Александр Железнов, наш земляк, спустя многие месяцы после казни похоронен на кладбище родного поселка Вача.

    Могила сына в родной земле — это все, что осталось у матери.

 

             «...Я просто женщина, простая мать
               Я — мать солдата.

                Два сына отслужили долг вернув своей России,

               ушел и третий в путь...

               Слезой сверкнув, горжусь я ими.

               И снова ждать, покой и сон забыв,

               скупые строчки...

               Пусть не прорвется вновь  нарыв горячей точки!

               Чеченских ужасов не позабыть и ад Афгана...

               И скольким матерям придется жить с кровавой раной?

               Не дайте, люди, снова повторить такого ада!

              Я не устану это говорить: я — мать солдата».

                                   (Наталья Семанина. р.п. Вача)

    «Конечно мне тяжело, что сынок погиб. Но то, что он оказался достойным сыном, меня утешает. Иметь такого  сына — гордость для матери» - со слезами на глазах и с гордостью говорит Нина Ивановна Железнова.

             «Его душа ушла в полет, ее отпели птицы.

              А мать живого сына ждет... а он — на все века вперед

               бессмертным возвратится»    Николай Тальков.

    Межпредметные связи при ведении курса ОРКСЭ

с  уроками ИЗО, музыки, литературы, окружающего мира, технологии.

    Через знакомство с истоками народного творчества родного края дети познают орнамент вышивки, знакомятся с символикой узоров на наличниках домов.

 

  Звучат песни о родном крае, селе.

 

На уроках ИЗО дети рисуют образ малой родины, любимый с детства уголок природы.

  Великие темы жизни находят отражение в рисунках о героических событиях нашей Родины.

    Нравственные качества, основанные на идеях добра, справедливости, патриотизма, достоинства закладываются именно на уроках ОРКСЭ.

 

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к родному краю на уроках русского языка в 7 классе.

Работа над орфографической грамотностью - одна из самых трудных задач, стоящих перед каждым учителем русского языка.    Ни для кого не секрет, что процесс овладения русским языком...

Привитие детям любви к Родному краю через уроки кубановедения.

Моя задача, как воспитателя, планировать свою работу таким образом, чтобы как можно больше моих учеников открыли для себя мир нашей малой родины - Кубани....

формирование любви к родному краю на уроках русского языка

Небольшая статья учителя о формировании патриотизма в 8 классе...

«Воспитание любви к родному краю на уроках технологии через культурное наследие обско-югорских народов»

Проект предназначен для учителей технологии, педагогов дополнительного обюразования....

О воспитании любви и гордости к родному краю

Весь комплекс проблем северных регионов нельзя решать отдельно от проблем остального мира. Но и мировые проблемы не будут решены без Севера. И кто же этот глас народный, хозяин своей земли, своей жизн...

Воспитание любви и интереса к родному краю в процессе приобщения дошкольников к традиционной культуре Родного края.

Татарстан – это особый культурный регион России: со своими традициями, промыслами, своими героями прошлого и настоящего. Многонациональность Татарстана – его достижение, его богатство. Может быть, в о...