Эссе "Цифровые детки"
статья на тему

Кузнецова Екатерина Сергеевна

"Психологи тоже признают, что современные дети очень отличаются от нас. Все, что было ими увидено или услышано по телевизору, в интернете, мы, взрослые, называем для себя псевдореальностью. Но для психического мира нынешнего поколения это самая настоящая реальность..."  Как же, преодолев такую огромную разницу поколений, оставаться востребованным  и интересным педагогом для нашего подрастающего поколения?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsifrovye_detki.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                     «Цифровые детки»          

                                                                                                    Время летит - это плохая новость.              

                                                                        Хорошая новость - вы пилот  

                                                                        своего времени.      

                                                                                                     Майкл Альтшулер

   Чем быстрее летит вперед неугомонный технологический прогресс, тем чаще нам хочется крикнуть ему во след – «Постой, мы не успеваем». И, если в нашей обычной, повседневной жизни дома, мы можем с этим смириться и закрыть на него глаза, то требования, которые предъявляет нам наша профессия и внедрение новых образовательных стандартов, не позволяет нам расслабиться и преподавать «по старинке». Как ни крути, нам придется соответствовать нашим детям, которые, по мнению многих, в корне отличаются от нас. Они едва ли не с пелёнок овладевают языком новейших технологий и зачастую вызывают растерянность у родителей и учителей. Но так ли это на самом деле и так ли уж отличаются от нас эти «цифровые аборигены»?

   Кажется, в мозг современного ребёнка уже с рождения встроена программа для освоения компьютера и прочих цифровых устройств. В два - три года современные дети легко управляются с планшетами всех видов, с телефонами и ноутбуками. В пять лет они уже помогают своим родителям осваивать новые программы и приложения на своих IPad. А когда это поколение, уже получившее название digital natives, приходит в традиционную школу, невольно возникает конфликт поколений между учителями, постоянно либо догоняющих цифровую эпоху, либо отнекивающихся от нее и детьми, живущими всем, чем предлагает технический прогресс.  Все чаще учителя не видят способа решения данного конфликта. Ведь то, что дети отсекают информацию, казалось бы, мешает им в дальнейшем творчески её использовать и развиваться интеллектуально. Плюс к этому, полное отсутствие мотивации. И вроде бы, на первый взгляд, им это не нужно, сколько бы усилий учитель не прилагал. И пока учитель устраивает на уроке шоу, это забавно и приковывает внимание на несколько минут, но сразу детям становится скучно, как только говоришь им: реши и сделай сам. И так из урока в урок. Постоянный поиск и стена из скучающих глаз. Дети не могут надолго сосредоточиться, комментируют происходящее в классе, как если бы они сидели в социальных сетях, у них плохая память. И это лишь один из многочисленных аспектов нескончаемой гонки учителей, являющихся «цифровыми иммигрантами» и детей - «цифровых аборигенов».

  Психологи тоже признают, что современные дети очень отличаются от нас. Все, что было ими увидено или услышано по телевизору, в интернете, мы, взрослые, называем для себя псевдореальностью. Но для психического мира нынешнего поколения это самая настоящая реальность. Темпы усвоения  и сам поток этой обрушивающейся на них информации сейчас во много раз выше, чем у взрослых. Это одна из реалий нашего времени. Но при всем при этом, мы единогласно отмечаем, что у детей стала «хуже» память. И дело все в том, что теперь они хранят информацию как компьютеры- на внешних источниках. Они запоминают не информацию, а место, где её можно найти во «всемирной паутине». Читающие дети редкость, потому что чтение слишком медленный процесс для их стремительного мозга. Они научились делать все сразу: слушать музыку, готовить уроки, отвечать на сообщения и постить фото в Сети. Но концентрация внимания на объекте у них падает, им трудно улавливать смысл длинных высказываний и предложений, ведь это в корне отличается от текстов и мыслей, которые им предлагают социальные сети. Нравится нам это или нет, но это реалии наших детей, наших учеников, и нам, учителям, надо реагировать на это адекватно. Так как же вырваться нам из этого замкнутого круга, когда  наши ученики на уроке думают параллельно о нескольких вещах одновременно, когда они не могут нас дослушать, не потеряв сути того, что мы говорим, когда наша речь воспринимается ими, как монотонное неразборчивое жужжание?

   По моему мнению, разделения на «цифровых аборигенов» и «цифровых иммигрантов», разделение на детей до технологического рывка и после него, вымышлено и надуманно. Оно не отражает реального положения вещей в современной школе и всего того, что происходит с нашими детьми. И сбрасывать все проблемы своего преподавания только на это, является педагогическим абсурдом.  Сейчас со всех сторон на педагогов сыпятся требования соответствовать новым реалиям, раздаются многочисленные призывы к очень быстрым и радикальным изменениям в подходах к обучению  и содержанию образования, которые бы соответствовали потребностям «цифрового поколения». Но, поговорив со школьниками, об их взглядах на образование, проведя не одну дискуссию на уроках,  приходишь к выводу, что дети в целом смотрят на образование достаточно консервативно, да и сами они, как-то не особенно активны и не стремятся к переменам. Конечно, можно опять во всем обвинить «цифру», убивающую креативность наших детей, а можно, вместо того, чтобы тратить время на поиски отличий поколений, на обвинение их зацикленности на технологиях, заняться поиском правильных  педагогических подходов, которые помогут нам обучать наших учеников поиску и критическому осмыслению того потока информации, которым они овладевают, как в цифровом, так и в аналоговом мире. Надо стимулировать критические размышления наших детей. Учить их задумываться о собственных действиях и действиях других людей. Не надо глушить их стремления активно участвовать в процесс урока, пусть комментируют происходящее, пусть участвуют в поиске правильного пути. Когда ребёнок, учащийся, находится в своей цифровой реальности, динамика его действий поражает, жизнь в Сети бурлит и завораживает его. А в классе для них время словно застывает. Пусть будут вовлечены, пусть говорят, пусть высказывают свои точки зрения. Одним словом, пусть не бояться. Шаг за шагом, действуя таким не хитрым, и что уж говорить, давно известным нам способом, мы научим их организовывать свои мысли, смотреть на события под разными углами, разовьем навыки рефлексии. Конечно, невозможно представить, что все уроки будут проходить в подобном ключе. Но мы должны уходить от урока по старинке :мел и доска. Современному ребенку ребёнку гораздо ближе персональный компьютер, позволяющий себя чувствовать частью огромного целого, чувствовать динамичность жизни и сохранить правильную версию работы, в которой больше не будет ошибок. Не надо бояться быстрого переключения внимания в разговоре или во время навигации по интернету. Наоборот, необходимо использовать это для развития в детях живости ума. Кто-то может сказать, что подобные эксперименты могут подорвать авторитет учителя, ведь обращая детей к поиску необходимой им информации , мы тем самым, подтверждает то, что существует область, где мы слабы, где конаются наши познания. Но важно понять одно, что уже давно поменялась для ведущих педагогов их роль в классе. Это уже не основной носитель всей информации, которая существует в мире по его предмету, это лишь дирижер, а хотите и пилот, который направляет свой корабль к цели. Он должен направлять и вдохновлять, внушать доверие. Важно, чтобы ребенок понимал, что взрослый не всесилен, что он может ошибаться и что он не все знает. Приняв такую позицию, мы сможем и ребенку дать понять, что и он имеет право на ошибку, что и он может вступить в мир, где нет ничего совершенного,  и где многое может измениться благодаря им. Это даст им возможность поверить в себя и расправить крылья. Лидерские качества, навыки публичного общения и работы в команде - без этого сложно будет реализовать себя в цифровую эпоху. Для «цифровых» детей очень важна атмосфера доверия и общения на одном языке, им нравится быть на одной «волне» с преподавателем. Сейчас важно не стремиться развлекать детей на уроке, а вовлекать их в процесс обучения. Конечно, преподавателю бывает сложно найти точки соприкосновения со своими учениками. Нам кажется, что мы уже бесконечно отстали и будем им не интересны. Но, возможно, нас успокоит тот факт, что и наши дети, при всей их силе в «цифровом мире», не так уж и хорошо его знают. Они порой даже и понятия не имеют о простейших операциях и программах, которые обеспечивают им те или иные действия в компьютерной реальности. Больше того, они не осознают, что программы, на которых они работают, способны на большее. Они и сами побаиваться технического прогресса и того, что они могут сделать что-то не то и поломать свои гаджеты. Они предпочитают не экспериментировать и следовать проторенными дорожками. Так что в нас гораздо больше общего, чем нам кажется. Ведь, как и мы, «цифровые детки» обладают только базовыми навыками и бояться выходить за грань. Таким образом, можно смело вступать с ними в контакт, не бояться обращаться к ним с вопросами, спрашивать их мнение. Учителю, конечно, трудно выходить из зоны своего комфорта, сложно бывает и просто увидеть в своем ученике не врага, а равного собеседника, а порой и наставника. Но таковы реалии нашего современного мира. И кто как н педагоги должны первыми обратиться к этому для кого-то новому, а для кого-то и просто своеобразному поколению детей. Ведь порой именно от того как прошел сегодня ваш урок, зависит видение мира для отдельного взятого человечка. Будет ли он сторонним наблюдателем жизни или активным творцом? Все эти вопросы можем решить мы,  лишь взглянув на своего двоечника под другим углом и научив его смотреть на мир так же.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Детки в пивной клетке"

Классный час целью которого является реклама здорового образа жизни....

Психологический практикум для родителей учащихся по теме "Ох, эти трудные детки"

Педагог-психолог школы Саенко И.А. проводит психологический практикум для родителей, рассматривая вопросы взаимоотношений детей и родителей....

наши детки

экскурсии...

Беседа для воспитанников деткого дома «Юность Шостаковича»

Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства... Мы не знаем ни одного музыкального произведения, воспевающего злобу, ненависть, разбой. Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно от...

"Детки из клетки"

урок по биологии в 9 классе "Детки из клетки , или откуда я взялся?"...

"Там и репка, там и детки..."

Май….  Закончились занятия в студии раннего развития «Солнышко». Традиционным стало проводить в студии праздничное мероприятие совместно с родителями по окончании учебного года. Так, 26 мая прошл...