Статья «История двух миров»
статья на тему

Стариков Юрий Сергеевич

  АвторУчитель  истории  и  права  ГБОУ  школы № 106  Приморского    

           района  Санкт-Петербурга  Ю.С.Стариков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

«История  двух  миров»

Автор:  Учитель  истории  и  права  ГБОУ  школы № 106  Приморского    

           района  Санкт-Петербурга  Ю.С.Стариков

        Одной  из  главных  задач, стоящих  перед  современной  школой, является  создание  оптимальных  условий  для  максимального  раскрытия  интеллектуального,  творческого  и  личностного  потенциала каждого  ребенка. Декларируя  индивидуальный  подход  к  обучению, необходимо  помнить , что существуют  глубокие,  принципиальные , эволюционно  обусловленные  различия между  мальчиками и девочками, различия  в  организации  их  мозга, а значит  типов  восприятия, мышления, коммуникации, эмоций и т.д. С первого  момента  зарождения  жизни в них  закладываются разные  принципы  функционирования  организма. Девочки  получают надежность, высокую  адаптивность, взаимозаменяемость функций, консервативность, генетическую стабильность, самосохранение, выносливость, способность к реконструктивной деятельности.                                У мальчиков- более прогрессивная, специализированная, но, как результат, и менее надежная организация функций, генетическая нестабильность (большое число отклонений от «нормы»), высокая способность к поисковой деятельности, нестандартному решению задач. Речь у девочек развивается раньше и становится опорой для всех других позднее развивающихся  функций , а мальчики  младше  девочек  по  биологическому  возрасту, но у них лучше формируется пространственное мышление . Игнорирование таких важных факторов  приводит к педагогическим просчетам в обучении,  неадресованности педагогических воздействий одному из полов,  невостребованию заложенных  природой  потенциалов  развития,  психологическому дискомфорту, потере стремления к познавательной деятельности, а в конечном итоге – к низкой успеваемости, нежеланию учиться, появлению нежелательных форм поведения и к формированию негативной, несостоявшейся личности.   Следовательно, не может быть единой  стратегии обучения, одинаково учитывающей особенности  формирования  психики мальчика и девочки.

         Понимание необходимости дифференцированного подхода к школьному обучению  стало одним из приоритетов современной  педагогики. Во многом оно обусловлено  социальным заказом общества, потребностью не столько в механической групповой деятельности «людей-винтиков», сколько в разноплановых личностях- генераторах и трансформаторах идей.  Опираясь на достижения педагогики, психологии, нейропсихологии,  нейрогенетики,  нейролингвистики, наша школа  реализует  программу раздельного обучения мальчиков и девочек, при этом сохраняя и поддерживая их контакты на совместных внеурочных мероприятиях. За это время решены многие задачи для того, чтобы доказать результативность и целесообразность раздельного обучения , сравнить успешность смешанного и раздельнополого обучения в стенах одного  и того же учреждения: разработаны принципы организации учебно-воспитательного процесса с учетом половой дифференциации учащихся; выявлены узловые точки индивидуального развития мальчиков и девочек; определены параметры , по которым наблюдается положительная динамика успешности обучения и развития психических функций; найдена возрастная граница, начиная с которой разделение детей на классы мальчиков и девочек нецелесообразно; сформированы у педагогов интегрированные портреты мальчика-ученика и девочки-ученицы; разработаны критерии эффективности и оценки результативности гендерного обучения.  

          Опыт многолетней работы нашей школы показывает , что уровень достижений мальчиков и девочек классов раздельного обучения в развитии интеллекта, приобретении умений и навыков обучения выше, чем у мальчиков и девочек смешанного  класса. А детей с низкими достижениями в раздельных классах  или нет вовсе, или их число незначительно. Выявлено выраженное преимущество в успешности детей гендерных классов в начальной школе- в 2 раза меньше «троек» по математике и русскому языку и почти в 2 раза больше «пятерок» в годовых отметках. К концу года успеваемость в этих классах не падает, на срезовых контрольных работах с повышенной сложностью подтверждается факт о более успешном усвоении знаний . Интегральная оценка уровня развития мышления в баллах, разработанная в нашей школе показывает, что мальчики из раздельного класса опережают мальчиков смешанного класса в среднем на 1,9 балла, а девочки раздельного класса опережают девочек смешанного класса на 1,3 балла. Но что особенно важно- эти преимущества положительно сказываются на успешности обучения в основной школе , даже при смешанном обучении. Наблюдения, диагностические тесты и их анализ выявляют картину поведенческих различий учащихся. Учителя смешанных классов характеризуют мальчиков как негативных, неуверенных в себе, неспокойных, неряшливых и переменчивых, а также считают их молчаливыми и нетерпимыми. А учителя , работающие в классах мальчиков, считают большинство из них разговорчивыми, спокойными, старательными, настойчивыми. Учителя смешанных классов только 15% мальчиков считают лидерами, а учителя классов мальчиков-42%, т.е. почти в 3 раза больше. В классе девочек учителя чаще характеризуют их как более старательных, внимательных,  но, правда, и менее спокойных ( возможно, на фоне мальчиков в смешанных классах большинство девочек кажутся спокойными). Очевиден вывод, что мальчики больше выигрывают от раздельного обучения, т.к. исчезает прессинг более речевых и более зрелых по биологическому возрасту девочек, которые мешают мальчикам проявить инициативу.  

            Важно и то, что в классах раздельного обучения учитель видит не просто ребенка, а ребенка определенного пола, т.е. имеющего свои особенности психики, и при работе с детьми учитывает эти особенности. Все нюансы формирования поведения, характера , личности  мальчиков и девочек, различия в речи, в темах, на которые говорят дети, в реакции на похвалу и замечания , в стиле общения учителя раздельных классов чувствуют более точно  и , следовательно, адаптируют учебно-воспитательный процесс к условиям раздельного обучения. Интегрируя все результаты в обучении нескольких поколений детей раздельно по полу разными учителями по разным программам, можно сделать вывод, что гендерное обучение в школе позволяет каждому ребенку оптимально раскрыть те возможности, которые даны ему от природы, сделать обучение естественным и приносящим удовлетворение, сохранить радость познания у детей, максимально приблизить методику и стиль обучения к возможностям ребенка данного пола, мальчика или девочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....