Статья «История двух миров»
статья на тему
Автор: Учитель истории и права ГБОУ школы № 106 Приморского
района Санкт-Петербурга Ю.С.Стариков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.61 КБ |
Предварительный просмотр:
«История двух миров»
Автор: Учитель истории и права ГБОУ школы № 106 Приморского
района Санкт-Петербурга Ю.С.Стариков
Одной из главных задач, стоящих перед современной школой, является создание оптимальных условий для максимального раскрытия интеллектуального, творческого и личностного потенциала каждого ребенка. Декларируя индивидуальный подход к обучению, необходимо помнить , что существуют глубокие, принципиальные , эволюционно обусловленные различия между мальчиками и девочками, различия в организации их мозга, а значит типов восприятия, мышления, коммуникации, эмоций и т.д. С первого момента зарождения жизни в них закладываются разные принципы функционирования организма. Девочки получают надежность, высокую адаптивность, взаимозаменяемость функций, консервативность, генетическую стабильность, самосохранение, выносливость, способность к реконструктивной деятельности. У мальчиков- более прогрессивная, специализированная, но, как результат, и менее надежная организация функций, генетическая нестабильность (большое число отклонений от «нормы»), высокая способность к поисковой деятельности, нестандартному решению задач. Речь у девочек развивается раньше и становится опорой для всех других позднее развивающихся функций , а мальчики младше девочек по биологическому возрасту, но у них лучше формируется пространственное мышление . Игнорирование таких важных факторов приводит к педагогическим просчетам в обучении, неадресованности педагогических воздействий одному из полов, невостребованию заложенных природой потенциалов развития, психологическому дискомфорту, потере стремления к познавательной деятельности, а в конечном итоге – к низкой успеваемости, нежеланию учиться, появлению нежелательных форм поведения и к формированию негативной, несостоявшейся личности. Следовательно, не может быть единой стратегии обучения, одинаково учитывающей особенности формирования психики мальчика и девочки.
Понимание необходимости дифференцированного подхода к школьному обучению стало одним из приоритетов современной педагогики. Во многом оно обусловлено социальным заказом общества, потребностью не столько в механической групповой деятельности «людей-винтиков», сколько в разноплановых личностях- генераторах и трансформаторах идей. Опираясь на достижения педагогики, психологии, нейропсихологии, нейрогенетики, нейролингвистики, наша школа реализует программу раздельного обучения мальчиков и девочек, при этом сохраняя и поддерживая их контакты на совместных внеурочных мероприятиях. За это время решены многие задачи для того, чтобы доказать результативность и целесообразность раздельного обучения , сравнить успешность смешанного и раздельнополого обучения в стенах одного и того же учреждения: разработаны принципы организации учебно-воспитательного процесса с учетом половой дифференциации учащихся; выявлены узловые точки индивидуального развития мальчиков и девочек; определены параметры , по которым наблюдается положительная динамика успешности обучения и развития психических функций; найдена возрастная граница, начиная с которой разделение детей на классы мальчиков и девочек нецелесообразно; сформированы у педагогов интегрированные портреты мальчика-ученика и девочки-ученицы; разработаны критерии эффективности и оценки результативности гендерного обучения.
Опыт многолетней работы нашей школы показывает , что уровень достижений мальчиков и девочек классов раздельного обучения в развитии интеллекта, приобретении умений и навыков обучения выше, чем у мальчиков и девочек смешанного класса. А детей с низкими достижениями в раздельных классах или нет вовсе, или их число незначительно. Выявлено выраженное преимущество в успешности детей гендерных классов в начальной школе- в 2 раза меньше «троек» по математике и русскому языку и почти в 2 раза больше «пятерок» в годовых отметках. К концу года успеваемость в этих классах не падает, на срезовых контрольных работах с повышенной сложностью подтверждается факт о более успешном усвоении знаний . Интегральная оценка уровня развития мышления в баллах, разработанная в нашей школе показывает, что мальчики из раздельного класса опережают мальчиков смешанного класса в среднем на 1,9 балла, а девочки раздельного класса опережают девочек смешанного класса на 1,3 балла. Но что особенно важно- эти преимущества положительно сказываются на успешности обучения в основной школе , даже при смешанном обучении. Наблюдения, диагностические тесты и их анализ выявляют картину поведенческих различий учащихся. Учителя смешанных классов характеризуют мальчиков как негативных, неуверенных в себе, неспокойных, неряшливых и переменчивых, а также считают их молчаливыми и нетерпимыми. А учителя , работающие в классах мальчиков, считают большинство из них разговорчивыми, спокойными, старательными, настойчивыми. Учителя смешанных классов только 15% мальчиков считают лидерами, а учителя классов мальчиков-42%, т.е. почти в 3 раза больше. В классе девочек учителя чаще характеризуют их как более старательных, внимательных, но, правда, и менее спокойных ( возможно, на фоне мальчиков в смешанных классах большинство девочек кажутся спокойными). Очевиден вывод, что мальчики больше выигрывают от раздельного обучения, т.к. исчезает прессинг более речевых и более зрелых по биологическому возрасту девочек, которые мешают мальчикам проявить инициативу.
Важно и то, что в классах раздельного обучения учитель видит не просто ребенка, а ребенка определенного пола, т.е. имеющего свои особенности психики, и при работе с детьми учитывает эти особенности. Все нюансы формирования поведения, характера , личности мальчиков и девочек, различия в речи, в темах, на которые говорят дети, в реакции на похвалу и замечания , в стиле общения учителя раздельных классов чувствуют более точно и , следовательно, адаптируют учебно-воспитательный процесс к условиям раздельного обучения. Интегрируя все результаты в обучении нескольких поколений детей раздельно по полу разными учителями по разным программам, можно сделать вывод, что гендерное обучение в школе позволяет каждому ребенку оптимально раскрыть те возможности, которые даны ему от природы, сделать обучение естественным и приносящим удовлетворение, сохранить радость познания у детей, максимально приблизить методику и стиль обучения к возможностям ребенка данного пола, мальчика или девочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Главное захотеть стать здоровыми"
Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...
профессиональное становление личности. Статья опубликована в сборнике статей 3 конференции психологов образования Сибири.
профнаправленность...
Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна
Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"
Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.
Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....