Деятельностный подход при организации проектной деятельности в рамках воспитательной работы в средней школе.
статья на тему
В статье рассматриваются деятельностный аспект проектной технологии. Также акцентируется внимание на воспитательные возможности учебных проектов.
Ключевые слова: проектная технология, деятельность, деятельностный подход в образовании, воспитательный аспект
Скачать:
Предварительный просмотр:
Деятельностный подход при организации проектной деятельности в рамках воспитательной работы в средней школе.
Арипова Инзия Кабировна,
учитель истории и обществознания
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района ХМАО-Югры "Средняя общеобразовательная школа п.Сосновка"
В статье рассматриваются деятельностный аспект проектной технологии. Также акцентируется внимание на воспитательные возможности учебных проектов.
Ключевые слова: проектная технология, деятельность, деятельностный подход в образовании, воспитательный аспект
"Человека нельзя «сделать», «произвести»,«вылепить»
как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия
извне, но можно только обусловить его включение
в деятельность, вызвать его собственную активность."
Батищев Г.С.
Окунёмся в историю, Постановление ЦК ВКП/б/ в 1931 году декларировало, что использование метода проектов в практике советской школы привело «к снижению уровня общеобразовательной подготовки детей, и данный метод был исключен из школы вместе с его преимуществами». …Прошло немногим более семидесяти лет, понятие «проект» снова вброшено в российскую педагогику. Проект многогранен, проект эффективен, проект неисчерпаем, проект перспективен! Проект -это панацея от всех недостатков российской системы образования! Так ли это?
Деятельностный характер проектной технологии предполагается по определению. В современной педагогике метод проектов - это определенная совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути.[1,с.45]
Процесс организация проектно-исследовательской деятельности укладывается в структуру деятельности: мотив - проблема – цель – задачи - методы и способы – план – действия – результат- рефлексия [2] и моделирует реальную технологическую цепочку, состоящую из пяти «П»:
- ПРОБЛЕМА- определение проблемы проекта, отбор необходимых источников информации, составление маршрутной карты и календарного плана подготовки и реализации проекта; выбор формы проекта - индивидуальной или групповой. Например, при реализации проекта "Филофей Лещинский- митрополит Тобольский и Сибирский", мы выявили недостаточную осведомлённость учащихся нашей школы о Филофее - святом, пятом митрополите Тобольском и Сибирском, которому посвящён местный православный приход;
- ПОИСК - поиск информации, при реализации обозначенного проекта мы использовали архивные и музейные источники, литературу из православного прихода;
- ПРОЕКТИРОВАНИЕ - анализ и исследовательская деятельность, творческая переработка информации. В том случае, если готовится групповой проект, происходит определение роли и степени участия каждого в предстоящей работе. На этом же этапе происходит фиксация результатов в различных формах (создание схем, таблиц, компьютерная обработка данных, фото- и видеосъемка);
- ПРОДУКТ - продуктом нашего проекта стала книжка - малышка "Филофей Лещинский - митрополит Тобольский и Сибирский", интерактивная карта " Миссионерская деятельность Филофея" и книжная выставка в школьном музее "Летопись";
- ПРЕЗЕНТАЦИЯ- презентовали проект на первых муниципальных Кирилло - Мефодиевских чтениях, стали призёрами.
Таким образом, на каждом этапе создания проекта, будь то учебного либо социального, мы - как педагоги, можем организовать и проследить самостоятельную деятельность учащихся.
Также хотелось бы обратить внимание коллег на воспитательные возможности этой технологии как движущей силы развития школьника, т.е воспитания у обучающегося коммуникативной, нравственной, правовой, интеллектуальной и информационной, экологической, художественной, экономической, трудовой, развития самостоятельности детей, умения благотворно влиять на общество.
Работа над учебным и социальным проектом - это один из способов вхождения обучающегося в деятельность, в которой он учится определять границы своей свободы, ответственности и самостоятельности. Учащийся постепенно начинает понимать, что проект- это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, причем результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для него самого. Данная характеристика проекта наиболее ярко проявляется в социальном проектировании. Ребенок, проявляясь в проектной деятельности, получает от окружения эмоциональное подкрепление, которое становится стимулом для его последующей деятельности, открывает новые горизонты для творчества.
Проект также предусматривает личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности, так как только личная заинтересованность ученика в получении результата может поддерживать его самостоятельность и целеустремленность, упорство и настойчивость, помогать преодолевать трудности и проблемы возникающие в процессе проектной деятельности. [2]
Этапы | Самостоятельная деятельность обучающихся | Тьюторская деятельность учителя | Воспитательный аспект |
1 этап | Рассмотрение проблемного поля, формулирование ведущей проблемы и постановка задач, вытекающих из этой проблемы, отбор необходимых источников информации, составление маршрутной карты и календарного плана подготовки и реализации проекта; выбор формы проекта - индивидуальной или групповой | Помощь в формулировании тематики будущих проектов, примерной проблемы и гипотезы | Воспитывается умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, иногда, полностью противоположную своей. |
2 этап | Поиск и отбор актуальной информации и усвоение необходимого знания. Проведение исследования. В том случае, если готовится групповой проект, определение роли и степени участия каждого в предстоящей работе. Фиксация результатов в различных формах (компьютерная обработка данных, видео- и фотосъемка) | Координация индивидуальных и групповых планов, обсуждение первых результатов, помощь в формировании содержания и оформления проекта, помощь в разработке сценария презентации проекта | Формируется чувство ответственности, происходит осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; развитие коммуникабельности. |
3 этап | Предзащита проекта - публичное выступление | Выявление недоработок, обсуждение спорных моментов, просмотр версии презентации проекта, организация рейтинга проектов, организация технической поддержки | Происходит повышение личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализация |
4 этап | Презентация в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макет, плакат, компьютерная презентация, чертеж, модель, театрализация, видео, аудио и сценическое представлении). Закрепление навыка предъявления результата собственной практической деятельности | Обеспечение аудитории, составление рецензии на проект, представление проекта экзаменационной комиссии. Обсуждение недоработок процедуры защиты проекта | |
5 этап | Реализация проекта | Обеспечение площадки, координация деятельности участников | Осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностный рост в процессе выполнения проектного задания |
[3]
Подводя итог, проектная технология -это:
- технология реализующая личностно-ориентированную направленность;
- технология деятельности, соответствующая ФГОС второго поколения;
- технология, воспитывающая базовую культуру личности;
- развивающая умения и желание самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии, а значит, способствующая саморазвитию обучающегося;
- воспитывающая самостоятельность, целеустремленность, коллективизм, толерантность, ответственность, инициативность и творческое отношение к общему либо собственному делу. [2]
Проектное обучение — полезная альтернатива классно-урочной системе, но это отнюдь не вытесняющая её панацея. Сегодня специалисты стран, уже имеющих широкий опыт проектного обучения, считают, что проект следует применять в воспитательной и внеурочной работе как дополнение к другим видам обучения, как средство ускорения личностного и академического роста обучающихся.
Литература:
- Полат Е.С. Как рождается проект – М.: Академия, 1995.
- Федоскина О. В. Воспитательные возможности технологии проектно-исследовательской деятельности [электронный ресурс]// Режим доступа http://w.school2100.ru/upload/iblock/df4/df4dd5f33aa86de09f23cb68d49f7976.pdf
- Ланчакова Л.А. Формирование социальных компетенций учащихся на уроках обществознания и во внеурочной деятельности[электронный ресурс]// Режим доступа http://uoidra.narod.ru/metod.files/opit/lanzakova.doc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Внеурочная деятельность в рамках воспитательной работы школы и ФГОС"
Выступление на методическо объединении классных руководителей "Внеурочная деятельность в рамках воспитательной работы школы и ФГОС"...
Внеурочная деятельность в рамках воспитательной работы школы и ФГОС
Презентация к выступлению на методическом объединении классных руководителей "Внеурочная деятельность в рамках воспитательной работы школы и ФГОС"...
СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УУД.
Безусловно, каждый из вас знает метод проектов, а большинство применяет его в своей практике, но до недавнего прошлого вопрос об использовании данного метода решался ...
2013-2014 уч.год.Школьный педсовет. Тема «Системно-деятельностный подход в организации урочной деятельности».Презентация.
Используя на уроках системно - деятельностный подход, решаю следующие задачи:- помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыт...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...
«Организация проектной деятельности в рамках ФГОС на уроках английского языка и во внеурочной деятельности обучающихся младшей и средней школы»
Теория и практика. Краткое обобщение личного опыта работы над информационным проектом в среднем звене общеобразовательной школы...
Заседание № 1. Тема: «Системно - деятельностный подход - основа организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО»
Заседание № 1. Тема: «Системно - деятельностный подход - основа организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО»...