КАМИКАДЗЕ. ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЕТ
проект (6 класс) по теме
В современной процветающей Японии мало что может напомнить о тех временах, когда люди падали ниц при появлении человека с двумя мечами. Еще меньше о том, что некоторые из этих людей могли добровольно уйти из жизни просто из-за чувства смущения от неосторожно сказанного ими слова. И, тем не менее, дух самураев по сей день живет едва ли не в каждом из японцев, заставляя бороться за честь и славу своей семьи, компании и страны. Вся история Японии - это история войн, переворотов и смут. За всю свою многовековую историю Японии всего дважды пришлось столкнуться с иноземными вторжениями - в 1274 и в 1281 годах, когда ее пытался покорить монгольский хан Хубилай. И оба эти раза страна была буквально на волосок от порабощения. Горячие мольбы японцев о спасении были услышаны - боги послали на острова страшный тайфун, уничтоживший вражеские корабли и почти все их многочисленное войско. Тот тайфун был назван "Божественным ветром", или "камикадзе", призванным спасать Японию в трудную минуту... Так кто они люди-камикадзе? Действительно ли Япония за счёт этих воинов могла победить и нанести невосполнимые утраты своим врагам? Нужны ли были многочисленные жертвы этих достойных жизни молодых людей?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kamikadze._posledniy_polet.docx | 70.44 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область)
город Нижневартовск
Научно-исследовательская работа
на школьную конференцию
города Нижневартовска
Секция: История. Краеведение. Обществознание
КАМИКАДЗЕ. ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЕТ
Автор:
Насирова Кристина Магерамовна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 34»
6 Б класс
Руководитель:
Насирова Светлана Германовна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 34»
2014 год
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Первые военные отряды ……………………………………………………………6
2. Последствия атак Камикадзе ………………………………………………………………………….8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Камикадзе. Последний полет
Насирова Кристина Магерамовна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 34»
6 Б класс
В современной процветающей Японии мало что может напомнить о тех временах, когда люди падали ниц при появлении человека с двумя мечами. Еще меньше о том, что некоторые из этих людей могли добровольно уйти из жизни просто из-за чувства смущения от неосторожно сказанного ими слова. И, тем не менее, дух самураев по сей день живет едва ли не в каждом из японцев, заставляя бороться за честь и славу своей семьи, компании и страны. Вся история Японии - это история войн, переворотов и смут. За всю свою многовековую историю Японии всего дважды пришлось столкнуться с иноземными вторжениями - в 1274 и в 1281 годах, когда ее пытался покорить монгольский хан Хубилай. И оба эти раза страна была буквально на волосок от порабощения. Горячие мольбы японцев о спасении были услышаны - боги послали на острова страшный тайфун, уничтоживший вражеские корабли и почти все их многочисленное войско. Тот тайфун был назван "Божественным ветром", или "камикадзе", призванным спасать Японию в трудную минуту... Так кто они люди-камикадзе? Действительно ли Япония за счёт этих воинов могла победить и нанести невосполнимые утраты своим врагам? Нужны ли были многочисленные жертвы этих достойных жизни молодых людей?
Цель: узнать так кто они люди-камикадзе
Задачи: 1. Изучить литературу по данной теме; 2. Сопоставить факты в различных источниках
Методы: Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков; общих и специальных работ; исторических документов; периодической печати и др.
Выводы: Не от хорошей жизни японское военно-политическое руководство решилось на такие радикальные шаги, как применение людей в качестве живых систем наведения на цель бомб и торпед. Просто к 1944 году Япония оказалась на пороге истощения своего военно-экономического потенциала, страна потеряла почти все свои авианосные соединения, крайне необходимые для ведения войны на океанских просторах и не могла производить многие современные виды вооружений. Поэтому японские генералы и адмиралы решили пойти на крайние меры, заменить недостаток техники, то есть железа, живыми людьми и тем самым добиться некого перелома в войне.
Насирова Кристина Магерамовна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 34»
6 Б класс
План исследования
Проблема: Так кто они люди-камикадзе? Действительно ли Япония за счёт этих воинов могла победить и нанести невосполнимые утраты своим врагам? Нужны ли были многочисленные жертвы этих достойных жизни молодых людей?
Гипотеза: Не от хорошей жизни японское военно-политическое руководство решилось на такие радикальные шаги, как применение людей в качестве живых систем наведения на цель бомб и торпед.
Методы: Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков; общих и специальных работ; исторических документов; периодической печати и др.
Изучение литературы дает возможность узнать, что по этой теме уже достаточно хорошо изучено, по каким вопросам ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены. Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии — перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование — сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирование — ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы; аннотирование — краткая запись общего содержания книги или статьи; цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.
Камикадзе. Последний полет
Насирова Кристина Магерамовна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 34»
6 Б класс
Введение
«Приятно и почетно умереть за Родину»
Гораций
Мы все знаем о Великой Отечественной войне 1941—1945 — как о войне Союза Советских Социалистических Республик против нацистской Германии и её союзников (Болгария, Венгрия, Италия, Румыния, Словакия, Финляндия, Хорватия), но еще известно о том, что это была решающая часть Второй мировой войны, в которой участвовали США, Англия, Китай, Монголия, Ливия, Сомали, Бирма, Вьетнам, Кампучия, Лаос, Филиппины, Гвинея, Самоа, Корея, Албания, Аргентина, Бахрейн, Бельгия, Конго, Бразилия и многие другие. Всего во Второй мировой войне участвовало 62 государства из 73 существовавших на тот момент независимых государств. 11 государств не приняли участие во Второй мировой войне, однако большинство из них симпатизировали какой-либо стороне. Боевые действия велись на территории трёх континентов и в водах четырёх океанов. Это единственный конфликт, в котором было применено ядерное оружие. На Японские города Хиросима и Нагасаки были сброшены две ядерные бомбы «Малыш» и «Толстяк». Мало кто знает, что пока советские войска громили фашистскую Германию на Западе, США вели военные действия с Японией и, это было исполнением договоренностей Ялтинской конференции 1943 года между СССР, Англией и США.
- Первые военные отряды
В современной процветающей Японии мало что может напомнить о тех временах, когда люди падали ниц при появлении человека с двумя мечами. Еще меньше о том, что некоторые из этих людей могли добровольно уйти из жизни просто из-за чувства смущения от неосторожно сказанного ими слова. И, тем не менее, дух самураев по сей день живет едва ли не в каждом из японцев, заставляя бороться за честь и славу своей семьи, компании и страны. Чтобы понять, кто такие самураи и откуда они взялись, нужно вернуться назад, вглубь веков, когда Страна Восходящего Солнца только зарождалась. Вся история Японии - это история войн, переворотов и смут. И с самого начала главную роль в ней играли люди с оружием. За всю свою многовековую историю Японии всего дважды пришлось столкнуться с иноземными вторжениями - в 1274 и в 1281 годах, когда ее пытался покорить монгольский хан Хубилай. И оба эти раза страна была буквально на волосок от порабощения. Горячие мольбы японцев о спасении были услышаны - боги послали на острова страшный тайфун, уничтоживший вражеские корабли и почти все их многочисленное войско. Тот тайфун был назван "Божественным ветром", или "камикадзе", призванным спасать Японию в трудную минуту... Несмотря на все произошедшие перемены и конец эпохи буси, дух самурайства продолжал жить в сердцах его приверженцев. Те из них, кому выпал желанный шанс реализовать себя на поле брани, получили возможность хотя бы отчасти воплотить присущие самураям неосуществленные военные амбиции. После войны с Китаем, начавшейся в 1894 году, японское влияние медленно, но верно начало проникать на материк. В начале XX столетия после войны с Россией к Стране восходящего солнца отошла южная часть острова Сахалин, а незадолго до этого ей удалось несвойственным ей мирным путем завладеть всеми Курильскими островами, вплоть до Камчатки. В 1910 году Япония подчинила себе Корею, а к середине второй мировой в ее руках была почти вся Юго-Восточная Азия. В 1945-м, уже после полной капитуляции гитлеровской Германии, Япония все еще продолжала войну. Тогда олицетворением Японии стали камикадзе - молодые и честолюбивые воины, наконец попавшие на войну, перед отправкой на задание писавшие домой своим родным о том, что больше всего они хотят быть достойными великих предков, а потому будут счастливы умереть за свою страну.
Так кто они люди-камикадзе? Действительно ли Япония за счёт этих воинов могла победить и нанести невосполнимые утраты своим врагам? Нужны ли были многочисленные жертвы этих достойных жизни молодых людей?
Первые военные отряды смертников начали создаваться в конце 1943 года, когда обычные средства ведения борьбы у Японии уже иссякли, и она теряла одну за другой свои позиции. Основными видами таких ударных отрядов были Камикадзе (яп. 神風 камикадзэ, ками — «бог», кадзэ — «ветер»), представлявшие собой предназначенные для поражения сил противника ценой своей гибели подразделения полевой и военно-морской авиации, и Кайтен (Путь в рай), отряды человеко-торпед. Такие подразделения не принимали участия в боевых действиях. Их личный состав предназначался для нанесения одного-единственного удара по кораблям или наземным силам противника.
Первые отряды лётчиков-камикадзе были сформированы 20 октября 1944 года на основе подразделений морской авиации, в которых все до одного пилоты были готовы пожертвовать жизнью ради своей страны.
Особая, закрывающая лоб, повязка - хатимаки с начертанным на ней лаконичным, но исчерпывающим девизом «Только победа!», прощальная чашка сакэ (японская водка) - иногда первая, но уж точно, что последняя в их короткой жизни, и - страшная смерть.
В истории многих народов можно найти немало примеров беззаветного героизма. Однако никогда и ни в одной армии мира, кроме армии Японии в конце Второй мировой войны, самопожертвование не являлось специальной или особой тактикой, одобренной сверху и заранее планируемой.
Японцы смотрели на смерть совсем не так, как их противники. Если для американца смерть представлялась ужасным уходом в небытие, то для японцев главным была не сама смерть, а обстоятельства, при которых она произошла.
Японская авиация никогда не имела проблем с нехваткой лётчиков-камикадзе, наоборот, добровольцев было в три раза больше чем самолётов. Основная масса камикадзе были двадцатилетними студентами университетов, причины вступления в отряды смертников варьировались от патриотизма до желания прославить свой род. И всё же, глубинные причины этого феномена заложены в самой культуре Японии, в традициях «Бусидо» и средневековых самураев. Огромную роль в этом явлении играет также особое отношение японцев к смерти, подчас, недоступное пониманию европейцев. Умереть с честью за свою страну и за Императора — было высшей целью для многих молодых японцев того времени. Камикадзе превозносили как героев, о них молились в храмах как о святых, их родные сразу же становились самыми уважаемыми людьми в своём городе.
Перед вылетами проводились специальные церемонии, включающие ритуальную чашечку саке и «хатимаки», белую повязку на лоб. Символом камикадзе был цветок хризантемы. По преданию, молодые лётчики камикадзе, вылетая на задание, пролетали над горой Каймон на юго-западе Японии. Пилоты бросали последний взгляд на свою родину, и, салютуя, прощались с ней.
Постоянное ожидание смерти было тяжким испытанием для них. Оно расшатывало нервы. Молодых пилотов, а именно авиация стала основным родом войск смертников, пловцов и подводников не покидало чувство ужаса и отчаяния.
Подготовительный курс летчиков-Камикадзе, да и других смертников, был не велик. В течение недели-двух они должны были совершить несколько полетов по отработке техники пикирования. Остальное время тренировались на простейших, примитивных тренажёрах, занимались физической подготовкой – фехтовали на мечах, боролись и т.д. Перед последним полётом каждый Камикадзе оставлял в специальной некрашеной шкатулке обрезки своих ногтей и прядь волос, часто остававшиеся единственной памятью об ушедшем воине, составлял последнее свое письмо, которые затем отправлялись родственникам.
Непосредственно перед стартом прямо на взлетной поле накрывали стол белой скатертью, причем белый цвет был не случаен, так как по японским поверьям он является символом смерти. За этим столом Камикадзе принимал из рук своего командира чашечку сакэ, или простой воды. В полет многие летчики брали с собой белый японский флаг с иероглифическими надписями о силе духа, презрении к смерти, и различные амулеты, которые должны были принести их владельцу удачу в его последнем сражении. Одним из наиболее распространенных был девиз «Семь жизней за императора». Каждому смертнику торжественно вручали именной самурайский меч в парчовых ножнах, что причисляло его владельца к числу самураев, и, кроме того, облегчавший, по религиозным понятиям синтоизма (яп. 神道, синто:, «путь богов»), переход самурая в мир святых Ками, для чего в момент смерти требовалось держать его в руке.
Самолет Камикадзе представлял собой огромный снаряд, до отказа заполненный взрывчатым веществом. После сбрасывания обычных бомб и торпед, японский летчик-Камикадзе был обязан таранить цель, пикируя на неё с работающим мотором.
2. Последствия атак Камикадзе
Психологические последствия атак Камикадзе были просто ошеломляющими. Замешательство и страх американских моряков росли по мере роста атак лётчиков-смертников. Мысль о том, что японские пилоты умышленно направляют свои самолеты на американские корабли, пугала до оцепенения.
Наибольшие потери в Военно-морском флоте США связаны с действиями Камикадзе. Высокая их эффективность была результатом своеобразной тактики, основывающейся на следующем:
1) налеты совершались одновременно с различных направлений;
2) Камикадзе атаковали корабли, когда американские истребители находились в другом районе действий для отражения обычных налетов японской авиации;
3) во время дневных операций самолеты, пилотируемые летчиками-смертниками, плотно прикрывались японскими истребителями;
4) Камикадзе, действовавшие самостоятельно, совершали полеты на небольшой высоте, почти над водой, что помогало им укрываться от радиолокационного наблюдения;
5) летчик-смертник обязан был атаковать только достойную цель, в противном случае он должен был вернуться на свой аэродром;
6) большая часть полетов Камикадзе осуществлялась в ночное время или при неблагоприятных погодных условиях.
Но, если обратиться к статистике, то к июню 1944 г. основные группировки японских вооруженных сил располагались в следующих районах. На территории Японии под командованием принца генерала Н. Хигасикуни находились Восточная, Центральная, Западная полевые и 1-я воздушная армии. Ему же подчинялись три армии, дислоцировавшиеся на Окинаве, в Корее и на Тайване. Квантунская армия (командующий генерал О. Ямада), состоявшая из пяти полевых армий, находилась в Маньчжурии. Японские экспедиционные войска в Китае (около 620 тыс. человек), которыми командовал генерал С. Хата, включали 1, 11, 12, 13 и 23-ю полевые и 5-ю воздушную армии. В распоряжении японского командования были также войска марионеточного правительства Ван Цзин-вэя (до 900 тыс. человек). Южная группа армий (главнокомандующий маршал X. Тэраути) включала: 2-й фронт (2-я армия — в западной части Новой Гвинеи, 19-я армия — на островах в районе моря Банда); 7-й фронт (16-я армия — на Яве, 25-я — на Суматре и 29-я — в Малайе, а также войска обороны на Борнео); бирманский фронт (15, 28, 33-я армии); 14-ю армию (Филиппины); экспедиционные войска в Таиланде и Индокитае; 3-ю воздушную армию (штаб в Сингапуре) и 4-ю воздушную армию (на Филиппинах). В Бирме находились также части так называемой Индийской национальной армии (ИНА), сформированные японским командованием из военнопленных индийских солдат и мобилизованных граждан Индии, оказавшихся после начала войны на территории Юго-Восточной Азии. На Соломоновых островах, в восточной части Новой Гвинеи и на острове Новая Британия боевые действия вели 17-я и 18-я японские армии и 8-й фронт. Оборону Марианских островов осуществляли соединения 31-й армии и 1-го воздушного флота.
Япония располагала крупными военно-морскими силами, сведенными в Объединенный флот. Однако из-за недостатка топлива и трудностей его доставки основные надводные силы базировались не там, где это было целесообразно в оперативном отношении, а вблизи пунктов добычи нефти — в районе острова Тавитави (5 тяжелых и 4 легких авианосца — 440 самолетов, 5 линкоров, 9 крейсеров, 29 эсминцев). Значительная часть кораблей, в том числе флагманский корабль главнокомандующего, базировалась в Токийском заливе. Все это существенно затрудняло управление силами Объединенного флота.
Южная группа армий (главнокомандующий маршал X. Тэраути) включала: 2-й фронт (2-я армия — в западной части Новой Гвинеи, 19-я армия — на островах в районе моря Банда); 7-й фронт (16-я армия — на Яве, 25-я — на Суматре и 29-я — в Малайе, а также войска обороны на Борнео); бирманский фронт (15, 28, 33-я армии); 14-ю армию (Филиппины); экспедиционные войска в Таиланде и Индокитае; 3-ю воздушную армию (штаб в Сингапуре) и 4-ю воздушную армию (на Филиппинах). В Бирме находились также части так называемой Индийской национальной армии (ИНА), сформированные японским командованием из военнопленных индийских солдат и мобилизованных граждан Индии, оказавшихся после начала войны на территории Юго-Восточной Азии. На Соломоновых островах, в восточной части Новой Гвинеи и на острове Новая Британия боевые действия вели 17-я и 18-я японские армии и 8-й фронт. Оборону Марианских островов осуществляли соединения 31-й армии и 1-го воздушного флота.
Япония располагала крупными военно-морскими силами, сведенными в Объединенный флот. Однако из-за недостатка топлива и трудностей его доставки основные надводные силы базировались не там, где это было целесообразно в оперативном отношении, а вблизи пунктов добычи нефти — в районе острова Тавитави (5 тяжелых и 4 легких авианосца — 440 самолетов, 5 линкоров, 9 крейсеров, 29 эсминцев). Значительная часть кораблей, в том числе флагманский корабль главнокомандующего, базировалась в Токийском заливе. Все это существенно затрудняло управление силами Объединенного флота.
Японии противостояли две основные стратегические группировки союзников: одна из них, подчинявшаяся главнокомандующему союзными силами в центральном и северном районах Тихого океана и командующему Тихоокеанским флотом США адмиралу Ч. Нимицу, действовала в центральном и северном районах Тихого океана (5-й флот, 7-я и 11-я воздушные армии, соединения морской пехоты и другие отдельные соединения и части); другая, под командованием генерала Д. Макартура, — в юго-западном районе Тихого океана — в районе Австралии, Новой Гвинеи (6-я американская и 1-я и 2-я австралийские полевые армии, 7-й флот, 5-я и 13-я воздушные армии США).
Главной ударной силой в наступательных операциях на Тихом океане летом 1944 г. являлось 58-е оперативное авианосное соединение, в состав которого входили почти все новейшие крупные надводные корабли 5-го флота США.
В Юго-Восточной Азии была сосредоточена 11-я группа армий (командующий генерал Дж. Джиффард). Она состояла из английских, индийских и африканских соединений. Поддерживал группу Восточный флот Великобритании (командующий адмирал Дж. Сомервилл), включавший 1 авианосец, 3 линкора, 7 крейсеров, 15 эсминцев, а также 10-я американская воздушная армия, которая базировалась в Индии. Главнокомандующим союзными силами в Юго-Восточной Азии являлся адмирал Л. Маунтбэттен.
Гоминьдановская армия (около 5 млн. человек) действовала против японских экспедиционных войск на бирманском фронте, а также против 8-й и Новой 4-й армий, руководимых Коммунистической партией Китая.
Следовательно, в соотношении основных противоборствующих сил американцев и японцев к началу сражений в Тихом океане получалось следующее:
Соотношение сил американского и японского флотов к началу Марианского сражения
Силы | США | Япония | Соотношение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Авианосцы | 15 | 9 | 1,7:1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Линейные корабли | 7 | 5 | 1,4:1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Крейсера | 21 | 13 | 1,6:1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эсминцы | 69 | 34 | 2,0:1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подводные лодки | 28 | – | – | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самолеты авианосной авиации | 901 | 440 | 2,0:1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К лету 1945 года Япония уже полностью проигрывала войну. Последним средством остановить вражеский флот на пути к Стране Восходящего Солнца стало подразделение «Камикадзе Токебуцу Когекитай» - «Специальный ударный корпус Божественного Ветра». И все же самоубийственная тактика не могла привести Японию к победе. С расширением использования камикадзе японцы по сути отказались от воздушной войны. Летчик-самоубийца мог совершить атаку только один раз. Самопожертвование лишь усугубляло кризис японской военной машины. Да, эффективность ударов камикадзе была выше, чем обычных пилотов. Но как в этом случае компенсировать безвозвратные потери? С этой точки зрения атаки камикадзе были бессмысленны и вредны для японской авиации. Все это - специфическое уродливое явление, порожденное крайне агрессивным японским империализмом. Это - не что иное, как преступление японской военщины против собственного народа, свидетельство ее авантюризма и ущербности военной мысли, основанной на феодальных представлениях. Летом 1945 года возвращалось, не выполнив задание, более 50 процентов пилотов-Камикадзе. Верховное командование Японии знало об этом и пребывало в ярости. Япония проигрывала войну. Не от хорошей жизни японское военно-политическое руководство решилось на такие радикальные шаги, как применение людей в качестве живых систем наведения на цель бомб и торпед. Просто к 1944 году Япония оказалась на пороге истощения своего военно-экономического потенциала, страна потеряла почти все свои авианосные соединения, крайне необходимые для ведения войны на океанских просторах и не могла производить многие современные виды вооружений. Поэтому японские генералы и адмиралы решили пойти на крайние меры, заменить недостаток техники, то есть железа, живыми людьми и тем самым добиться некого перелома в войне. И если поинтересоваться есть ли в Японии памятники в честь Камикадзе, как есть памятники воинам Великой Отечественной войны и Второй мировой войны как есть они в России и других странах, то можно сказать что нет, а есть только храм в Японии Ясукуни и поклонный камень. Ничто не дороже на свете как человеческая жизнь. И ничего нет ужаснее как забвения. ЛИТЕРАТУРА
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "Полет фантазии"
Подробное описание творческого проекта по технологии, участника регионального этапа олимпиады...
Полет идей - такая же реальность как ветер, как полет птиц!
Автор предлагает анализ успешного продвижения школы на пути развития....
«Жизнь и подвиг летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза полковника Амет-Хан Султана.» Последний полет героя. Урок -исследование. Автор: учитель русского языка и литературы
Этот урок мы посвящаем памяти летчика-испытателя, дважды Героя Советского Союза полковника Амет-Хан Султана. 95 лет со дня рожд...
Квест-игра "Полет в Космос", посвященная 55летию полета первого человека в косомос
Для проведения квест-игры можно использовать разные нетрадиционные виды работы. Участники делятся на команды, каждая команда получает маршрутный лист с порядком прохождения станций квест-игры; у...
«Будто полет ветерка дуновенье / Лиры звучанье - полет вдохновенье…».
Разработка открытого урока "Будто полет ветерка дуновенье/Лиры звучанье-полет вдохновенье..." представляет интерес для творчески работающих преподавателей английского,русского и осетинских я...
Самоанализ к интегрированному уроку"Будто полет ветерка дуновенье / Лиры звучанье - полет вдохновенье…».
Самоанализ к открытому уроку"Будто полет ветерка дуновенье/Лиры звучанье- полет полет вдохновенье..." является является хорошим подспорьем для молодых учителей,делающих пер...
Сценарий физкультурно-познавательной игры "К полету готов!", посвященной 60-летию первого полета человека в космос.
Разработка направлена на расширение представления детей о Дне космонавтики, воспитание уважения к памяти героев-космонавтов, развитие физических качеств детей: силы, выносливости, лов...