"Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС ООО".
материал по обж
Материалы для выступления на тему: "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС ООО".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kultury_zdorovogo_i_bezopasnogo_obraza_zhizni_v_uslovyah_fgos.docx | 26.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС ООО»
Подготовила: Латышева Н.И.,
преподаватель- организатор ОБЖ
Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. Следует особо отметить, что поступление в школу, переход к предметному обучению и в старшие классы вызывает дополнительное напряжение функциональных систем организма ребенка и может привести к истощению психоэмоциональных ресурсов. Нельзя забывать и о возрастных кризисах в процессе обучения. Гормональная перестройка, неустойчивость самооценки и другие показатели - все это способствует нарушению процессов адаптации и при неблагоприятных условиях может привести не только к развитию или обострению психосоматических заболеваний, но и к формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения, ухода от реальности. С другой стороны, детско-подростковый возраст - это тот уникальный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и самореализации, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности. Оздоровление общества в широком понимании немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей. Здоровый образ жизни - залог счастливой и благополучной жизни ребёнка в гармонии с миром сегодня и в будущем. Здоровье является признаком культуры. Оно даёт здоровому человеку значительно больше возможностей для реализации себя во всех сферах жизни. Изучение состояния здоровья подрастающего поколения является важнейшей медико- социальной задачей. Ежегодное проведение углубленных медицинских осмотров учащихся является обязательным, и результаты комплексной оценки состояния здоровья школьников должны стать отправной точкой при планировании мероприятий по программе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Здоровье человека на 55% полностью зависит от того, какой тип жизни он ведет, 23% воздействует его наследственность, 25% от окружающей среды и 12% от деятельности системы здравоохранения. Итак, как уже стало ясно, большее влияние на самочувствие человека оказывает образ жизни. Значительную часть своего времени обучающиеся проводят в стенах образовательного учреждения. Время обучения совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию неблагоприятных факторов. Информационно-нормативное давление на ребенка растет с каждым годом обучения, гиподинамия увеличивается. Достаточно жесткая организация учебного процесса, многообразие форм контроля качества образования держат ребенка в состоянии постоянного стресса. Проблема утомляемости обучающихся зачастую является причиной снижения их учебно-познавательных способностей, а также вызывает нарушения психического и физического здоровья.
Реальная ситуация такова, что за достижение новых образовательных результатов дети порой вынуждены расплачиваться ценой собственного здоровья.
В настоящее время по статистическим данным 25%-30% поступающих в школу детей имеют отклонения в здоровье. За период обучения число здоровых детей уменьшается в 4-5 раз: увеличивается число близоруких с 3%-4% до 12%-15%, с нервно-психическими расстройствами с 5%-6% до 17%-20%. И только 8%-10% выпускников здоровы. Физическая подготовленность у современных подростков на 25% ниже, чем у сверстников 80-х – 90-х годов.
В муниципальной системе образования в среднем удельный вес детей с I группой здоровья всего лишь 2% - 7%. В то же время ежегодно растет количество детей с III и IV группами здоровья. 30% школьников имеют хроническую патологию, а у 60% выявлены морфофункциональные нарушения.
Результаты мониторинга, проводимого в нашем образовательном учреждении, показывают увеличение количества детей, у которых обнаружено сразу несколько нарушений в состоянии здоровья. Последний набор детей в школу показал, что I группу здоровья имеют лишь 5% из них. Поднятая проблема заставляет задуматься и искать пути выхода из создавшейся ситуации.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Уроки, формирующие культуру здорового и безопасного образа жизни, являются важными в общей системе образовательного процесса в школе и направлено на охрану здоровья, формирования у детей интереса и положительного отношения к занятиям физической культурой, на гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:
- Сохранение и укрепление здоровья;
- Развитие физических качеств, накопление и обогащение у школьников двигательных навыков и умений;
- Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Общеизвестно, что движение формирует мыслительно-речевую деятельность. На наш взгляд, уроки физкультуры, ОБЖ способны скорректировать здоровье школьника, «выжить» в среде компьютерных программ. В своей работе мы должны ставить перед собой решение таких задач:
- Улучшить настроение!
- Создать положительную мотивацию;
- Усилить желание двигаться;
- Сформировать потребность выполнять физическое упражнение или принимать участие в спортивной игре;
- «Включаться» в работу не только на уроках физкультуры и ОБЖ, но и на других уроках, а также принимать активное участие во внеурочной деятельности: организации спортивных праздников, соревнований и пр.
Таким образом, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни начинается с формирования … положительных эмоций! Как наши учащиеся любят принимать участие в уже традиционных для нашей школы Днях здоровья, Зарнице. Эти спортивные праздники традиционно проходят в нашей школе. Старшеклассники не только принимают участие в мероприятиях, но и оказывают большую помощь их в подготовке и проведении, эта преемственность поколений очень важна для младших школьников.
Данные мероприятия повышают мотивацию учащихся, формируют их желание совершенствовать свои физические данные, вести активный образ жизни.
Успехи налицо. Спортсмены, подготовленные Помошником В.М. и Черенковым Л.Ф., собрали богатый урожай призовых мест в городских соревнованиях: 1место в спартакиаде, лыжи – 1м, баскетбол – 1м (юноши и девушки), 1 м – КЭТ-Баскет (юнощи и девушки),1м – городской легкоатлетический кросс,1 м – футбол,1м – легкоатлетический кросс, 1м в Президентских состязаниях, 1м – шахматы, призовые места в областных и межобластных соревнованиях по лыжным гонкам. Традиционны призовые места в соревнованиях «Лыжня России». Помошник В.М. занял 3м среди взрослых в Межобластном кроссе. Воспитанники Помошника В.М. и Денисенко Е.В. заняли три 1 места и пять призовых мест на Чемпионате России по легкой атлетике в г. Королеве, два 3 м. во Всероссийском кроссе наций.
Команда школы приняла участие в военно-спортивном многоборье, посвященном 26-летию вывода войск из Афганистана, Грибанов Д. стал первым в стрельбе из пневматической винтовки, Сергеев Н. занял 2 место в личном первенстве, а команда заняла два 2 места в стрельбе и в конкурсе «Страницы истории» . Принимала участие в областных конкурсах «ПДД – наши верные друзья» и «Страна Светофория».
Команда школы приняла участие в Районной военно-спортивной игре «Зарница», завоевала 4 призовых места в различных конкурсах и две медали в личных первенствах.
Учителя Методического объединения в течение года работали над формированием у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни, каждый принял участие в различных воспитательных мероприятиях школы: Дни здоровья (Помошник В.М., Черенков Л.Ф., Денисенко Е.В.), военизированная лыжная эстафета среди старшеклассников. (ЛатышеваН.И.), «А ну-ка , девушки!» (Шалгуева Е.К.). Денисенко Е.В. работала в школьном оздоровительном лагере «Гайдаровец», к делу подошла творчески.
Большую роль в активной жизни играют и родители учащихся. Именно родители принимают активное участие в организации праздников, выступают в роли «зрителей» и «участников». Так, одним из возможных путей для решения заявленной выше проблемы, потенциал которого еще до конца не использован, является взаимодействие с родителями обучающихся для объединения усилий школы и семьи по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Бесспорно, что формирование культуры здорового и безопасного образа жизни ученика начинается, конечно, с дома, с семьи, а в школе – с организации правильного режима учебного дня. Немалую роль в соблюдении правильного учебного режима дня отведено проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий. Желательно проводить утреннюю гимнастику в начале урока в сопровождении музыки. с целью повышения умственной работоспособности учащихся, созданию настроя на предстоящую активную учебную деятельность и предупреждение негативных сдвигов в организме, связанных с длительным пребывание в неподвижной позе (предупреждение синдрома гипокинезии). Продолжительность гимнастики 5 минут, проводить её могут сами учащиеся. Комплекс упражнений можно изменять каждые две недели.
Также эффективны «весёлые физкультминутки», выполнение которых позволяет снять у учащихся напряжение в мышцах спины, пальцев рук и плечевого пояса.
В группах продленного дня большое значение имеет проведение подвижных игр на свежем воздухе. Работа спортивных кружков и секций в школе также влияет на физическое здоровье наших воспитанников.
Лопуга Василий Федорович, кандидат психологических наук, доцент, директор центра психолого-валеологического образования АКИПРО, объясняет необходимость уделять внимание сохранению здоровья на уроках в условиях реализации ФГОС. Так, к здоровьесберегающим технология на уроках можно отнести беседы о технике безопасности, беседы о поведении в спортивном зале, об отношении детей друг к другу; стенды с агитационной и наглядной информацией, выпуск газет на тему «Здоровье», «Основы Здорового образа жизни» и т.д.; доброжелательное и уважительное отношение учителя к ученику; правильное распределение нагрузок и смена деятельности; обязательное представление учителя об учениках со специальной группой здоровья, посильно-активное вовлечение таких учеников в изучение физкультуры и вопросов сохранения здоровья.
Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях особую актуальность приобретает проблема здоровьесбережения учащихся, которая отражает новые подходы к здравотворческой деятельности и сохранению здоровья подрастающего поколения. Здоровье детей в любом обществе при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является барометром социально-экономическом развития страны.
Назначение современной российской школы – готовить человека думающего, чувствующего, имеющего знания и способного использовать их в жизни, обладающего высокой культурой и умеющего общаться. Однако все эти качества могут быть полноценно реализованы на практике лишь в том случае, если ребенок будет здоров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в школе. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы…»В.А.Сухомли...
Создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в условиях реализации ФГОС.
Создание условий для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в условиях реализации ФГОС....
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС ООО
Статья по воспитанию здорового образа жизни...
Отчет о реализации программы "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни"
В данном материале представлен отчет о резализации программы "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни" за 2012 - 2015 годы...
Программа Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов
Настоящая программа по формированию здорового образа жизни.Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Одним из показателей эффект...
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни - необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей...
- Мне нравится (1)