СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИСТОРИИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ЭЛЕКТРОННОГО МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА
статья на тему
Описание возможностей использования электронного музейного комплекса в учебном процессе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rodichkina.docx | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИСТОРИИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ЭЛЕКТРОННОГО МУЗЕЙНОГО КОМПЛЕКСА
«Музей является хранилищем, но не просто ценных предметов, а духовных ценностей - памяти народа в виде ее материализованных культурных форм…» (Э.И.Хитарова)
Многообразие связей музея и общества дает основание рассматривать его в качестве информационной системы, направленной на передачу информации специфическими средствами. Музей представляет собой научно-исследовательское учреждение, поскольку создает источниковую базу для исследований.
Особенность современного музея заключается в том, что он рассматривается и как феномен культуры, и как своеобразный посредник между обществом и культурой настоящего. Поэтому усилия музеев направлены на поиск сотрудничества между учреждениями культуры и образования. Музей, который идет по пути совершенствования системы музейных коммуникаций и стремится соотнести свой культурный и научный потенциал с потребностями современного общества, постепенно трансформируется в информационно-экспозиционный или электронный музейный комплекс. Такой комплекс предоставляет посетителям принципиально новые познавательные возможности.[3] Позволяет создать визуальный экспозиционный образ условий и среды проживания, бытования предметов. Помогает раскрыть для посетителей красоту и эстетику культур и художественных стилей, создать их индивидуальный художественный и эмоциональный образ, таким образом, способствуя более глубокому и осмысленному восприятию представленных музейных собраний. Дополнить экспозицию музея информацией, предметами из фондов, архивных материалов, которые в полном объеме недоступны в реальной экспозиции.
В рамках тенденции информатизации многие российские музеи создали свои веб-сайты, многие выпустили первые СD-ROM-диски, разработали компьютерные учетные системы для внутреннего пользования, для посетителей в ряде музеев работают компьютерные классы с доступом в Интернет, тем самым, расширяя информационное пространство музея.
В настоящее время практически в каждом музее появились справочно-информационные зоны, в которых посетителям предоставляется возможность самостоятельной работы с информационными ресурсами музея. Создаются информационно-экспозиционные пространства, в которых посетитель оказывается погруженным в виртуальный мир, воссозданный в музейном пространстве. Появились музеи, концепция которых полностью строится на возможностях компьютерных средств. Более того, они не имеют экспозиции в традиционном понимании и представляют собой экспериментально-образовательные мультимедиа комплексы для групповой и индивидуальной познавательной деятельности, со значительным игровым обучающим компонентом. Большую роль в создании музеев такого типа играет архитектура и дизайн как музейных помещений, так и компьютерных программ, которые в них используются.
Выявляется тенденция развития электронных ресурсов художественных музеев, в экспозиции которых информационные системы ранее не использовались широко, например, большое количество художественных каталогов музеи выпускают в электронном формате и распространяют на CD-ROM.[1]
Работа преподавателей истории с электронными фондами и информационно-экспозиционными пространствами музеев в рамках самообразования представляется чрезвычайно важной, поскольку позволяет решить ряд задач: образовательных, поисково-исследовательских, развивающих. Преподаватели в большинстве своем обладают знаниями о структуре фондов музеев, их содержании, типологии источников, а также имеют первичные навыки работы с источниками (письменными, вещественными, изобразительными), знают основные методики обработки и систематизации сведений о предметах различных музейных коллекций.
Поэтому работа с источниками (вещественными или этнографическими) с помощью информационно-коммуникативных технологий дает большие возможности в условиях недостаточного или удаленного доступа преподавателей к экспозициям российских и зарубежных музеев. Комплекс целей данного вида деятельности в этом случае направлен на:
- формирование системы научных знаний и совершенствование профессионализма преподавателей на основе актуализации субъективного опыта (портрет эпохи);
- формирование индивидуального преподавательского стиля и темпа деятельности по самообразованию, развитие индивидуальных познавательных способностей и интересов;
- содействие в формировании индивидуальной педагогической техники, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самообразования и саморазвития.
Работа с источниками приближает к изучаемому событию, «погружая» его в изучаемую эпоху. При анализе источника учитывается современный источниковедческий подход, в основе которого лежит система отношений «объект – информация – субъект»: один человек (человек прошлого) общается с другим (человеком настоящего) не непосредственно, а опосредованно, с помощью произведения или вещи, созданной этим «другим» человеком и отражающим не только его личность, но и образ эпохи.[2]
Если посмотреть на материалы, которыми располагает музей, то обычно они представляют из себя следующий информационный набор:
- классификаторы (оглавления);
- справочники (статьи);
- изображения музейных предметов (графические файлы);
- описания предметов (карточки предметов);
- иконографический материал (графические файлы);
- описания иконографического материала (подписи);
- видео материалы (видео-файлы);
- аудио материалы (аудио-файлы).
Электронный комплекс дает возможность многозначного описания предмета (особенно это важно для этнографических и археологических коллекций) и возможность связывать эти описания с другими источниками одной и той же коллекции предметов. Таким образом, электронные экспозиции создают смысловые ряды, отображающие той или иной набор связей между источниками базы данных (фондов) музея.
Например, с помощью электронного музейного комплекса можно составить цельную картину конкретной исторической эпохи на основе всего комплекса источников (письменных, аудио, видео, археологических, этнографических и дт.), хранящихся не только в открытых экспозициях, но и в фондах музея.
В основе концепции электронной экспозиции лежит системное исследования вещей - произведений материальной культуры общества в их разнообразных социальных функциях, которые эти вещи имели изначально или приобретали в процессе своего бытования в различные эпохи и в различной культурной среде. Вещи, созданные людьми, имеют разнообразные функции (хозяйственно-экономические, правовые, социально-психологические, идеологические, политические, религиозные, эстетические и др.), которые не могут быть выявлены или достоверно познаны лишь при изучении материальных свойств этих вещей. Исследование вещи в ее социальных функциях может быть осуществлено лишь с позиций системного подхода с привлечением других типов исторических источников - письменных, устных, изобразительных и других, а это эффективно реализуется в процессе работы с фондами и электронными музейными комплексами.
Таким образом, технология творческого поискового уровня в самообразовательной деятельности преподавателя предполагает организацию работы с источниками на качественно новых основах. Творческо-поисковый уровень предполагает осмысление данного источника, определение его места в системе других документов и материалов; анализ выявления линий сравнения описываемых явлений и позиций автора источника.
На этом уровне происходит собственная аналитическая работа в соответствии с поставленной задачей. Для управления качеством анализа источника мы организуем свою деятельность по следующим направлениям:
- прием информации - восприятие печатного текста с помощью зрительных анализаторов, что дает возможность распознавания его на уровне смысловых отрезков, установить связь между ними;
- осмысление источника, на основе ранее усвоенной информации;
- свертывание текста (если источник письменный) - такое его преобразование, при котором он замещается краткими, емкими тезисами, при этом не допускается смыслового искажения, потери значимых положений;
- трансформация - обработка уже известной информации с целью последующего обобщения и получения выводов.
Технологии творческого уровня не ограничивают работу с источниками только аналитикой. Своеобразие данного уровня заключается в том, что мы отрабатываем навыки поисковых способов работы с источниками, а также методы элементарной критики источника.
Творческий уровень предполагает совершенно новое использование информации и учитывает то, что преподавателям предлагается приобщиться к самой сути деятельности историка - профессионала – исследователя, а не транслятора знаний - к самостоятельному добыванию фактов и складыванию из них внутренне не противоречивого исторического описания. Способы работы в рамках творческого уровня нацелены на формирование собственных взглядов, убеждений и доказательных позиций.
Таким образом, в условиях недостаточного или удаленного доступа преподавателей к российским и зарубежным музеям, использование ресурсов электронного музейного комплекса с использованием сети Интернет, представляется актуальным. Данный вид деятельности преподавателя способствует не только расширению кругозора и повышению общего культурного уровня, но, прежде всего, системному повышению уровня профессиональной, информационно-коммуникативной, исследовательской компетенции. Только при условии системной практической профессиональной деятельности самого преподавателя возможна реализация деятельностно-компетентностной парадигмы образовательного процесса.
Список литературы
Богомазова Т.Г. Экспозиция без границ: от музейной базы данных к информационно-экспозиционному пространству музея. [Электронный ресурс]. URL: http://www.elbib.ru/index.phtml?page=elbib/rus/journal/2005/part4/Bogomazova (дата обращения: 20.05.2011).
- Харлашова Е.В., Ильина Т.И. Работа с источниками на уроках истории // Преподавание истории в школе. – 2003. - № 1.
- Хитарова Э.И. Концепция музея в прикладной культурологи / Музеи России: Поиски, исследования, опыт работы: Сб. научных трудов. – СПб., 1996. – С. 37 – 38.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация мастер-класса профессиональная компетентность преподавателя физической культуры
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Профессиональная компетентность преподавателей и мастеров производственного обучения, развитие творческого потенциала».
В данном выступлении показанна профессиональная компетентность мастера производственного обучения и приведён личный опыт работы со студентами....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) «Повышение профессиональной компетентности преподавателя географии в логике требований ФГОС, предъявляемых к аттестации выпускников»
Актуальность программы «Повышение профессиональной компетентности преподавателя географии в логике требований ФГОС, предъявляемых к аттестации выпускников» обусловлена массо...
педагогическая лекция «Профессиональный стандарт педагога как средство совершенствования профессиональной компетентности учителя»
Выступление на педсовете по теме «Профессиональный стандарт педагога как средство совершенствования профессиональной компетентности учителя»...
Статья «Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование»
Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает конструирование условий для улучшения качества получаемых знаний. Утверждение данного документа предполагает использование других подх...
«Опыт формирования профессиональной педагогической ИКТ компетенции через использование интернет ресурсов»
Описание сйтов, испльзуемых педагогом....
Доклад : "Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование"
Совершенствование качества образования напрямую зависит от уровня профессионального мастерства педагогов. Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самоо...