Обработка музейных коллекций народного искусства
статья на тему
Обобщение опыта организации музейной практики студентов СПО (культура и искусство)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАБОТКА ПРЕДМЕТОВ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ НАРОДНОГО ИСКУССТВА
«Музей является хранилищем, но не просто ценных предметов, а духовных ценностей - памяти народа в виде ее материализованных культурных форм… Если музейную ценность воспринимать как высшее духовное проявление, а внешний облик предмета - как материализованную форму, то каждый музейный образ и музей в целом (как общественное явление) воспринимается как символ души культуры той или иной эпохи или народа». (Хитарова Э. И.)
Многообразие связей музея и общества дает основание рассматривать его в качестве информационной системы, направленной на передачу информации специфическими средствами. Музей представляет собой научно-исследовательское учреждение, поскольку создает источниковую базу для исследований.
Особенность современного музея заключается в том, что он рассматривается и как феномен культуры, и как своеобразный посредник между обществом и культурой настоящего. Поэтому усилия музеев направлены на поиск сотрудничества между учреждениями культуры и образования. Работа студентов с фондами музеев представляется чрезвычайно важной, поскольку позволяет решить ряд задач: образовательных, поисково-исследовательских, воспитательных. Поэтому для музейной практики студенты должны обладать знаниями о структуре фондов музеев, их содержании, типологии источников, а также иметь первичные навыки работы с источниками (письменными, вещественными, изобразительными), знать методики обработки и систематизации сведений о предметах различных музейных коллекций.
Работа с письменным источником, как и с источниками других типов (вещественным или этнографическим) дает большие возможности для использования личностно-ориентированного подхода. Комплекс целей данного вида деятельности в этом случае направлен на:
- формирование у обучающихся системы научных знаний и освоение ими способов человеческой деятельности на основе актуализации их субъективного опыта;
- оказание помощи обучающимся в поиске и формировании индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, в развитии индивидуальных познавательных способностей и интересов;
- содействие в формировании «Я – концепции», развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания и саморазвития.
Работа с источниками приближает студентов к изучаемому событию, «погружая» его в изучаемую эпоху. При анализе источника учитывается современный источниковедческий подход, в основе которого лежит система отношений «объект – информация – субъект»: один человек (человек прошлого) общается с другим (человеком настоящего) не непосредственно, а опосредованно, с помощью произведения или вещи, созданной этим «другим» человеком и отражающим не только его личность, но и образ эпохи.
Описанная сверхзадача лежала в основе разработанного нами специального методического пособия для студентов, обучающимся по специальности 072601 «Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы» «Обработка и систематизация письменных источников и предметов музейных коллекций народного искусства». Рекомендовано учреждениям среднего профессионального образования для работы в период этнографической практики, организованной на базе музея, на основе коллекции народного искусства, либо с отдельными вещественными или этнографическими источниками. Может быть использовано студентами для источниковедческого анализа письменных источников при работе над исследовательским проектом, рефератом или другим видом микронаучной работы.
Основу содержания пособия составляет методология системного исследования вещей - произведений материальной культуры общества в их разнообразных социальных функциях, которые эти вещи имели изначально или приобретали в процессе своего бытования у различных народов, в различные эпохи и в различной культурной среде. Вещи, созданные людьми, имеют разнообразные функции (хозяйственно-экономические, правовые, социально-психологические, идеологические, политические, религиозные, эстетические и др.), которые не могут быть выявлены или достоверно познаны лишь при изучении материальных свойств этих вещей. Исследование вещи в ее социальных функциях может быть осуществлено лишь с позиций системного подхода с привлечением других типов исторических источников - письменных, устных, изобразительных и других.
В пособии отражены три главных аспекта методологии исследования вещественных источников: проблемы теории, проблемы метода, а также специальные методы изучения совокупности вещественных источников. Этот подход определяет структуру пособия. В нем изучаются теоретические основы и методические приемы системного подхода к вещи, исследуемой не только с материальной (технологической), но и, прежде всего, с ее функциональной, гуманитарной, социальной стороны, рассматриваются методы отыскания необходимой для такого исследования информации в исторических источниках (письменные источники различных видов и др.), методы извлечения и обработки информации, методы ее источниковедческой, исторической и культурологической интерпретации.
Методическое пособие состоит из двух разделов и приложения.
В первом разделе под названием «Природа исторического источника в свете учения об информации» сосредоточены сведения о принципах научной классификации источников, с помощью схем показаны два основных типа классификации: типологическая и видовая классификация корпуса источников. Предлагаются два варианта методики анализа письменных источников, представленных в двух уровнях сложности: для учащихся, только формирующих первичные навыки исследовательской работы и обучающихся, совершенствующих указанные навыки.
Во втором разделе под названием «Музей «как механизм межпоколенной коммуникации» и часть образовательной среды» содержатся сведения об исследовательской и образовательной деятельности музеев. Схематически представлена структура и содержание музейных фондов. Содержатся основные сведения по учету и хранению предметов музейных коллекций. Представлена методика обработки и систематизации вещественных и этнографических источников музейных коллекций народного искусства.
В методическом пособии имеются приложения:
Приложение 1. Примерный образец инвентарной карточки (оформление предмета коллекции при поступлении от частного лица).
Приложение 2. Примерный образец научно-каталожной карточки (при работе с музейными предметами в период музейной практики).
В результате системного использования пособия в период практической деятельности студенты должны:
- овладеть теоретическими основами системного изучения предметов, созданных в процессе целенаправленной человеческой деятельности, как явлений культуры своего времени; знать основные социальные функции вещи, возникающие в связи с целями и условиями ее создания и бытования в различных общественных системах;
- уметь ориентироваться в исторических источниках, знать важнейшие виды исторических источников и свойства этих видов;
- ознакомиться с системой методов отыскания необходимой информации о функционировании вещественных источников;
- знать систему методов изучения исторических источников и получения из них надежной и достоверной информации о вещах, их функционировании, их бытовании в социально-культурной среде;
- владеть методами интерпретации этой информации в соответствии с целями своего исследования; уметь применять научные методы отыскания, обработки, научной проверки информации и ее интерпретации на материале исторических источников.
В 2007-08 учебном году в период летней этнографической практики студентов II курса специальности 072601 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» на базе Большереченского краеведческого музея Омской области пособие было опробировано.
Перед студентами стояла задача: познакомиться с подлинниками традиционного текстиля XIX - XX в.в., приобрести навыки работы с музейными объектами. Во время практики руководство Краеведческого музея предложило провести атрибуцию фондов, прежде всего предметов музейной коллекции декоративно-прикладного искусства, быта (скатерти, одежда, предметы интерьера конца XIX - XX в.в). На основании предложенной в пособии методики обработки и систематизации источников студенты успешно, профессионально и в достаточно короткие сроки выполнили практическое задание, о чем свидетельствовали их подробные отчеты и системные каталоги описанных предметов (как в печатном, так и в электронном видах). В настоящее время полученные каталоги предметов народного искусства, составленные на основании музейной коллекции Большереченского музея Омской области, эффективно используются во время учебных занятий по исполнительскому мастерству на I - II курсе.
Ранее в процессе учебной этнографической практики не использовались музейные методики атрибуции предметов коллекций. Актуальность данного пособия заключается в том, что сложная методика, понятийный музеологический аппарат были адаптированы под конкретный образовательный процесс, заложена научная основа в деятельность студентов специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в период практики, способствует повышению качества организации образовательного процеса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка на тему "«Формирование ценностного отношения школьников к родному краю через организацию и проведение музейных уроков изобразительного искусства»
музейные уроки изобразительного искусства и МХК в современном компьютерном мире сейчас очень необходимы как патриотическое воспитание молодого поколения...
Древние корни народного искусства. Презентация проектных работ учащихся по теме «Декоративно-прикладное искусство»
Проектные работы учащихся по теме «ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО» Люди всегда стремились украшать себя красивыми вещами. Да и сегодня мы с удовольствием е...
музейные уроки изобразительного искусства
логико-смысловая модель...
Концепция развития музейного комплекса "Народный музей литературы Мордовии"
Активное приобщение молодежи к культурному наследию народа через осмысление творчества поэтов и писателей Республики Мордовия...
Воспитание любви к Родине через народное искусство,народные промыслы.
Экскурсия - путешествие "Воспитание любви к Родине через народное искусство,народные промыслы"....
Раздел: Связь времён в народном искусстве. Тема урока: «Роль народных художественных промыслов в современной жизни».
Урок проводится в необычной обстановке, ребята разбиваются на небольшие группы (артели), а сам кабинет представляется как творческая мастерская, как на Русив давние времена. Ребятам рассказывается об ...
Стажировка 10.10.2022 Технологическая карта урока «Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки»
Стажировка. Музыка. Софья. Технологическая карта урока.«Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки»...