«ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ»
методическая разработка (6, 7 класс) на тему
Чтобы заинтересовать учеников математикой иногда нужно обратиться к другим предметам, т.е. заинтересовать через интеграцию. Это можно сделать на внеурочных часах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
интегрированная работа по математике и литературе | 241.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ»
Подготовила: Силантьева О.В.- учитель математики
В данной разработке представлены определения основных терминов, касающихся внеурочной, внешкольной и социальной деятельности.
Мы надеемся, что материалы работы будут интересны, во-первых, учителям-предметникам, организаторам и педагогам дополнительного образования, представителям общественных организаций (они увидят, как спланировать совместную работу со школой).
У каждого ребенка есть способности и таланты. Большинство учеников в процессе обучения не используют интеллектуальную способность человека – способность к сравнению, анализу и классификации получаемой информации из вне. Этому способствует внеурочная и внешкольная деятельность. Процесс формирования познавательного интереса к предметам происходит под влиянием многих факторов, один из которых – метапредметные связи. Чем теснее будет взаимосвязь между отдельными предметами, тем легче будут усваиваться факты, явления, процессы.
II. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Спортивно-оздоровительное
Художественно-эстетическое
Научно-познавательное
Военно-патриотическое
Общественно-полезная деятельность
Проектная деятельность
ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Кружок.
2.Факультатив.
3.Конкурсы, викторины.
4.Олимпиады.
5.Дискуссии.
6.Предметная неделя, День науки.
7.Проектная деятельность учащихся.
8Конструирование, моделирование.
9.Экскурсии.
В нашей школе проектная деятельность .
Всё началось с Кэрролла и его «Алисы в стране чудес». Ученики были удивлены, что писатель профессор математики. Потом задумались, есть ли ещё писатели, которым интересны математические задачки, головоломки, ребусы и математики, которые умеют сочинять. Ученики находили их работы на уроках математики в своих учебниках, читали их произведения на уроках литературы. Так появился интегрированный проект: «Великие исполины. Проверить алгеброй гармонию». Авторы проекта учащиеся 5-7 классов.
ЦЕЛИ.
* познакомиться с биографией писателя и найти его увлечение математикой
* порешать задачи великих литераторов и прочитать стихотворения математиков
* убедиться, что математика и литература – науки, дополняющие друг друга
* научиться работать в группе
МЕТОДЫ РАБОТЫ.
*проектная деятельность
*факультатив « Проверить алгебру гармонией»
*исследовательская работа
*издательская деятельность
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ.
*повышение уровня филологической культуры и математической грамотности
*участие в межпредметных конкурсах
*участие в олимпиадах
Ожидаемый результат
*изменение отношения к математике
*развитие творческой деятельности
* осознанное чтение текстов
* активизация ролевой работы в группе
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Данная работа расширила наши исследования и в других областях знаний.
В нашем классе есть ребята, которые занимаются музыкой. Они предложили узнать, нет ли среди математиков музыкантов, а среди музыкантов любителей посчитать? Нашлось и название работы - «Музыка математична - математика музыкальна» и ученый математик, которым мы заинтересовались - это Пифагор. Оказалось, он является основателем музыкальной грамоты. А другие одноклассники, из художественной школы, нашли любителей Геометрии среди поэтов и писателей.
III. ВНЕШКОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Внешкольная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Главное для педагога во внешкольной деятельности не сообщение информационных знаний обучающимся, а выявление их жизненного и познавательного опыта, включение их в сотворчество со значимыми взрослыми (поэтами, почётными жителями), родителями, друг с другом, в активный поиск необходимых для них знаний с приобретением умений, навыков, и в итоге, формирование творческой самореализации личности.
Наша работа во внешкольной деятельности – это встречи с поэтами, которые превратились в традицию. По профессии все наши поэты земляки – технари: водители, строители, инженеры.
Бахиловские поэты.
ПОЭТ СЕРГЕЙ ТИХОМИРОВ.
Перекуётся, смелется
Наковальни мельницы. Разбежимся лицами
Жизнь куётся, мелется Мы навстречу ветру,
Невзгоды – ветер движитель Разлетятся птицами
Без них - ты – житель ли? Тёмные поветрия…
ПОЭТ ВЯЧЕСЛАВ КУЗЬМИН.
Рыжая красотка.
Осень заразила всех своей хандрой
Рыжая красотка стала ты другой
Нет твоих прекрасных бархатных деньков,
И не носишь больше из листвы венков.
По утрам встречаешь лёгким холодком.
Первым белым снегом, на воде ледком.
Тем ты и мила мне. Я тебя люблю!
Жигулёвские и тольяттинские поэты. ВСТРЕЧИ В ЛИТЕРАТУРНОМ
САЛОНЕ «ЛЮБАВА».
Дружба и сотрудничество с Минкиной И.С. начались в нашей маленькой Бахиловской школе во время литературно – математической декады, проходившей под эгидой «Сочинители решают, математики сочиняют», в октябре 2012года. По профессии И.С.Минкина- инженер Жигулёвской ГЭС и известный поэт.
Следующие встречи с Ириной Семёновной проходили в литературном салоне «Любава», куда она нас приглашала как хозяйка. И каково же было наше удивление, что в Жигулёвске много поэтов. Поразили нас тогда и тольяттинские гости: А.Воронцов, Н.Баюшева, А.Байдуков, А.Татьмянин.
Майские поэтические встречи уже в нашей школе продолжила «Жигулёвская Весна». Участники салона «Любава», теперь уже очень хорошие знакомые, посетили музей Мордовской культуры с. Бахилово. Тольяттинский поэт И.Д. Рожков прочитал в честь нашей школы замечательные строки: «Твори добро, пока живёшь, и в том себя переживёшь. Добро – источник мирных дел! Не существует им предел!». Почётный житель г.Жигулёвска, А.Г.Жидилёва, отметила, что школа маленькая, но светлая и творческая.
Школьные сочинители
Наши ученики с удовольствием сочиняют математические сказки, статьи в газеты: школьную - «Диалог», городскую – «Жигулёвский рабочий», районную – «Ставрополь-на-Волге»;
участвуют в межпредметных конкурсах; устраивают литературные гостиные «Живая классика».
Наше творчество.
1) Альманах «Задачи от Великих и не только». Составители учащиеся 7класса: Иванова О., Михайлова Н, Шидлёнок З.
2)Журнал «Улыбнитесь». Сказки, стихи, рассказы. Составители учащиеся 5 – 8 классов: Шерстобитова П., Игошина Л., Кулагин Л., Ломакина А., Михайлова Н., СилантьевК.
3)Сборник кроссвордов и ребусов. Составители учащиеся 5-9 классов,
4)Газета «Диалог» литературно-математического кружка. Корреспонденты учащиеся 4-9классов, редакторы учителя математики и литературы Силантьева О.В.и ШерстобитоваТ.В.
V СОЦИАЛЬНО – ЗНАЧИМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Осуществление социально-значимой деятельности является важным средством гражданского воспитания и социализации учащихся. Развиваются организаторские, творческие, коммуникативные способности, школьники познают мир. Поисковая и исследовательская работа расширяет кругозор учащихся, учит общению, развивает любознательность, вызывает желание работать со справочниками и энциклопедиями, знать больше о стране, о своей малой родине, о людях, которые живут и работают рядом. Именно данная форма работы позволяет соединить теоретические знания, практические навыки, умения, с формированием активной гражданской позиции.
В ходе работы учащиеся осуществляли социальную практику:
1) Издавали книжки – подарки для младших школьников за участие в различных конкурсах.
2) Встречались со значимыми людьми г.Жигулёвска, с. Бахилово: воинами афганцами, ветеранами труда, поэтами.
3) Выступали консультантами для младших школьников в заочных и очных конкурсах.
4) Проводили благотворительные концерты для жителей села.
5) Участвовали в волонтёрском движении.
6)Посещали местный храм, проводили уроки с батюшкой Алексием.
CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1) Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. –М. : Просвещение, 2010г. – 223 с.
2) Ливанский В.М. Ресурсный подход становления интегрированного школьного и внешкольного образовательного пространства // Завуч. -2006г.-№5. - С. 118
3) Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения . Москва. «Просвещение» 1988г
4)Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: пособие для учащихся. М.: Просвещение .1984г – 160 с.
5) Образование: Традиции и инновации современных перемен; сборник М 1997г
6) Понамарёва Т. Д. Я познаю мир: великие учёные: энциклопедия. М.: Астрель. 2004 -397с.
7)Словарь иностранных слов М 1995г - с276.
8) Штейберг Е.Р. ЖЗЛ, Великие россияне, биографическая библиотека
Ф. Повленкова, энциклопедия, М:. – Медиа Групп 2007г. – 639с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность учащихся в рамках элективного курса как способ развития познавательной самостоятельности учащихся
Элективный курс "Начала исследовательской химии" решает многие образовательные задачи. Одна из них - развитие навыков исследовательской деятельности. Данный материал может быть интересен тем педагогам...
Организация работы учащихся над проектом по теме «Треугольник Паскаля» для учащихся 7- 9 классов
Разработка содержит дидактический и методический материал для учителя по работе над проектом с учащимися 7- 9 классов по темам "Биномиальные коэффициенты" и "Треугольник Паскаля"....
Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии" :: Статьи Фестиваля «Открытый урок»
В этой небольшой работе предложен возможный вариант самооценки и контроля знаний,умений и навыков учащихся по биологии. очень хотелось бы узнать мнение коллег....
Проект "Здоровье учащихся в руках самих учащихся"
Цель проекта: пропаганда здорового образа жизни, формирование ценностного отношения к здоровью. Задачи проекта:oПовысить уровень образования школьников в области культуры здоровья.oСпособст...
Привитие интереса к предмету и проверка выполнения учащимися домашнего задания, учёт знаний учащихся и повторение пройденного
Привитие интереса к предмету и проверка выполнения учащимися домашнего задания, учёт знаний учащихся и повторение пройденного...
Научное общество учащихся как способ развития одаренности учащихся.
Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии измен...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся
На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...