Факультативный курс "Математика и экономика"
рабочая программа (9 класс) на тему
Элективный курс «Математика в экономике» предназначен для учащихся 9 классов, интересующихся математикой и экономикой. Программа курса в своей основе содержит модульный принцип, при котором к большинству тем программы по математике конструируется экономический модуль, то есть те вопросы экономики, в которых используется изучаемый материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_v_ekonomike.docx | 44.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ «Кадетская школа «Патриот» ЭМР Саратовской области _____________/Яскевич В.А./
| Утверждаю Директор МБОУ «Кадетская школа «Патриот» ЭМР Саратовской области _____________/Рябцева О.В./ Приказ № 218 от 2сентября 2013г. |
Программа элективного курса
«Математика в экономике»
для обучающихся 9 «Б» класса
МБОУ «Кадетская школа «Патриот»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
на 2013-2014 учебный год
Составитель:
Ковальчук Наталья Викторовна,
учитель математики,
второй квалификационной
категории
Содержание
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план
- Содержание материала программы
- Календарно - тематический план
- Требования к уровню подготовки обучающихся (воспитанников)
6. Список литературы.
Пояснительная записка
Данный курс разработан в рамках предпрофильной подготовки учащихся в школах. Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерства образования Саратовской области. Составлен в соответствии элективным курсом Опалевой Л.А. «Математика в экономике» (МОУ «Гимназия №8» г.Энгельса) .
Математические методы исследования все настойчивее проникают в такие науки, как химия, биология, геология, лингвистика, педагогика, генетика, медицина, право, археология и особенно, экономика. Поэтому на многих, в том числе и гуманитарных факультетах университетов, во всех технических вузах поступающие сдают экзамены по математике.
Таким образом, знания данной науки позволяют лучше ориентироваться в информационном обществе и идти в ногу со временем научно-технического прогресса.
Однако настоящее время требует применения математического аппарата для особых отношений сложившихся в современном обществе - это рыночных отношений, которые выдвигают к индивидууму такие требования, как высокий профессионализм, предприимчивость, способность чётко ориентироваться в сложных ситуациях, быстро принимать решения.
С рыночной экономикой, с её законами и возможностями учащиеся очень мало знакомы. Однако экономические термины ежедневно звучат по средствам массовой информации и непосредственно касаются каждого школьника. Возникшее противоречие требует разрешения, которое можно осуществить с помощью элективного профиля.
Элективный курс «Математика в экономике» предназначен для учащихся 9 классов, интересующихся математикой и экономикой. Программа курса в своей основе содержит модульный принцип, при котором к большинству тем программы по математике конструируется экономический модуль, то есть те вопросы экономики, в которых используется изучаемый материал.
Данная программа способствует расширению математических знаний и экономических приложений, которые рассматриваются в математике.
Содержание курса дополняет некоторые темы школьной программы, где экономические понятия рассматриваются на конкретных примерах с математической точки зрения.
Таким образом, курс предоставляет учителю возможность использовать математику для изучения вопросов рыночной экономики; учащимся - обновить и обогатить запас своих знаний, а также, выработать умения и навыки, необходимые для адаптации и востребованности в обществе с рыночными отношениями.
Цели курса: - развивать интерес к предмету, интеллект, логику мышления; расширить знания учащихся в области экономики и математики; сформировать первоначальные навыки разрешения жизненных ситуаций экономического характера; показать необходимость математики как учебной дисциплины; профориентация.
Задачи курса:
- сформировать у учащихся понимание значимости экономики для развития современного общества;
- сформировать первоначальные представления о методах экономики, об организации деятельности в сфере экономики и банковского дела;
- познакомить учащихся с новыми терминами, дать им объяснение и учить правильно, использовать в своей речи;
- выработать навык успешного применения математического аппарата при разрешении экономических ситуаций;
- сформировать экономические знания для применения в практической деятельности, для выбора будущей профессии и для получения соответствующего образования;
- познакомить с профессиями в области экономики и банковского дела, их требованиями и особенностями;
- формировать чёткую, логически правильную речь.
Курс имеет практическую направленность. Формы занятий: деловые игры, защита рефератов, практикумы.
Отработка и закрепление знаний, умений и навыков достигается путем решения достаточного количества упражнений, соответствующих возрасту и уровню знаний учащихся.
Программа направлена также на развитие навыков организации простейшей предпринимательской деятельности.
С целью профориентации и активизации знаний планируются экскурсии в налоговую инспекцию, в городской банк и встреча с предпринимателями.
Критерии эффективности изучения программы рекомендуется считать выработку чётких представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, умений выражать суждения по экономическим вопросам, подтверждённые фактами, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций и формирование практических навыков принятия экономических решений, аналитически проверенных средствами математики.
В качестве итоговой формы контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению, предлагается защита рефератов на научно-практической конференции.
Программа составлена на основе рабочей программы
Программа элективного курса рассчитана на 17 ч. (осуществляется во III и четвертях учебного года )
Учебно-тематический план
№ п/п | Тематический блок | Кол-во час. | Практическая часть |
1 | Глава 1. Функции, их свойства и графики; квадратный трёхчлен | 3 ч. | Проект «Квадратичная функция» |
2 | Глава 2. Уравнения, неравенства и их системы для рыночных отношений | 2ч. | |
3 | Глава 3. Экономика в области действительных чисел | 2ч. | |
4 | Глава 4. Проценты и математические прогрессии в банковском деле | 4ч. | Проект «Вездесущие проценты» |
5 | Глава 5. Платежи | 2ч. | Деловая игра |
6 | Глава 6. Расчёты заёмщика с банком. | 4ч. | Научно - практическая конференция. Защита проектов и рефератов. |
Итого: | 17ч. | Всего: 2ч |
Содержание материала программы
1. Функции, их свойства и графики; квадратный трёхчлен
1.1. Понятие функции в экономике.
Функция. Область определения и область значений. Способы задания функции. Основные виды функций экономических процессов.
1.2. Линейная, квадратичная и дробно-рациональная функции в экономике.
Линейная функция. Примеры в экономике. Квадратичная функция. Чем выше стоимость товара, тем меньше приобретают его. Дробно-линейная функция. Какую цену на товар должна установить фирма для того, чтобы выручка от его реализации была наибольшей.
1.3. Функции спроса и предложения.
Спрос и кривая спроса. Виды спроса на определённый товар. Область определения и область значений функции спроса. Зависимость объёма спроса от цены.
Предложение и кривая предложения. Область определения и область значений. Зависимость цены за единицу товара от объёма спроса.
Исследование графиков функций спроса и предложения некоторого товара.
2. Уравнения, неравенства и их системы для рыночных отношений (2 ч.).
2.1. Спрос, предложение и рыночное равновесие.
Спрос, закон спроса. Предложение, закон предложения. Рыночное равновесие. Механизм установления равновесия. Влияние изменения спроса для рынка. Действие внешних сил на рыночное равновесие. Дефицит и изобилие. Выигрыш производителя. Эластичность спроса и предложения.
2.2. Встреча с предпринимателями.
2.3. Нахождение рыночного равновесия.
Решение задач на установление рыночного равновесия, используя графическую интерпретацию. Решение задач, сводящихся к решению линейных, и некоторых нелинейных уравнении и систем уравнений. Исследование систем уравнений (объёма выпуска, его стоимости). Динамика равновесия при изменении условий; рынок отдельных продуктов.
3. Экономика в области действительных чисел (2 ч.).
3.1. Рентабельность и вычисление налогов на прибыль.
Понятие рентабельности. Прибыль и её формы в экономике. Прибыль, облагаемая налогом. Себестоимость производства. Налог на прибыль. Составление сметы. Исчисление налогов с населения.
Деловая игра «Три формы предпринимательства и налоговый инспектор».
3.2. Экскурсия в налоговую инспекцию.
3.3. Производительность труда.
Производительность труда – показатель эффективности производства. Определение. Изменения производительности труда, проведение расчётов в зависимости от конкретного случая.
4. Проценты и математические прогрессии в банковском деле (4 ч.).
4.1. Простые проценты и арифметическая прогрессия.
Банк. Вклады. Кредит. Заёмщик. Простые проценты. Формулы простых процентов. Коэффициент наращения простых процентов. Расчеты банка с вкладчиком и заёмщика с банком (вклада под простые проценты через несколько лет).
4.2. Начисление простых процентов за часть года.
Формулы для расчётов. Процентная ставка за месяц и день. Деловая игра «Мой счёт в банке».
4.3. Ежегодное начисление сложных процентов.
Начальный вклад, годовая ставка, срок хранения. Окончательная величина. Изменение количества денег на счёте вкладчика в зависимости от числа лет, которые вклад находился в банке.
4.4. Многократное начисление процентов в течение года. Число е.
Изменение счёта вкладчика, при начислении процента несколько раз в течение года. Выплата 100% годовых. Догадка хитрого вкладчика (начисление % на вклад через полугодие). Многократное начисление % в течение одного года. Число е. Расчёт денег на счёте, если % - ная ставка отлична от 100%.
4.5. Многократное начисление % в течение нескольких лет.
Формулы для расчёта сложных процентов. Начисление % банком (общи, частные случаи). Многократное начисление сложных % в течение нескольких лет. Вычисления по формулам.
4.6. Начисление % при нецелом промежутке времени. Изменяющиеся %-ные ставки. Два способа начисления. Период удвоения. Изменяющиеся % ставки. Применение банком.
4.7. Выбор банком годовой процентной ставки.
Неравенство Бернулли. Годовые и полугодовые ставки банка. Расчёты для банка, которые необходимы
для того, чтобы не было не запланированных расходов.
4.8. Экскурсия в городской банк.
5. Платежи (2ч).
5.1. Современная стоимость платежей.
Современная стоимость платежа. Платежи в конце года. Примеры и задачи. Определение сегодняшней стоимости потока платежей.
5.2. Бессрочная рента и сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии. Определение ренты. Бессрочная рента, как бесконечный поток платежей. Геометрическая прогрессия. Сегодняшняя стоимость бессрочной ренты.
5.3. Задачи о «проедании» вклада.
6. Расчёты заёмщика с банком. (2 ч.)
6.1. Банки и предприятия.
Способы расчёта банка с вкладчиками. Кредиты (ссуды, займы), выдаваемые на конкретный срок. Различные способы расчёта заёмщика с банком за взятые кредиты.
6.2. Равномерные выплаты банку.
Величина кредита, выданного банком заёмщику. Годовая ставка банка. Срок кредита. Промежуток между выплатами. Равномерная выплата. Определение величины равных платежей и дохода банка. Деловая игра.
7. Научно - практическая конференция (Защита рефератов) (2 ч.)
Календарно - тематический план
№ урока | Наименование тем уроков | Кол-во час. | Дата проведения | Основные понятия и термины | Образовте льные техноло гии, эл. ресурсы | |
по плану | по факту | |||||
Глава 1. Функции, их свойства и графики, квадратный трёхчлен. (3ч.) | ||||||
1 | Понятие Функции в экономике. | 1 | 18 неделя | функций экономических процессов, рынок, товар, стоимость, выручка, реализация, спрос и предложение. | Здоровьесберегающие технологии, | |
2 | Линейная, квадратичная и дробно-рациональная функции. | 1 | 19неделя | |||
3 | Функции спроса и предложения. | 1 | 20неделя | |||
Глава 2. Уравнения, неравенства и их системы для рыночных отношений. (2ч.) | ||||||
4 | Спрос, предложение и рыночное равновесие | 1 | 21неделя | Спрос, закон спроса. Предложение, закон предложения. Рыночное равновесие. | Здоровьесберегающие технологии, | |
5 | Нахождение рыночного равновесия | 1 | 22неделя | |||
Глава 3. Экономика в области действительных чисел. (2ч.) | ||||||
6 | Рентабельность и вычисление налогов на прибыль | 1 | 23неделя | Рентабельность, налоговые вычисления, производительность, показатель эффективности | Здоровьесберегающие,технологии,Игровые технологии | |
7 | Производительность труда. | 1 | 24неделя | |||
Глава 4. Проценты и математические прогрессии в банковском деле. (4ч.) | ||||||
8 | Простые % и арифметическая прогрессия. | 1 | 25неделя | Сложное начисление %, многократное начисление %, изменяющиеся %-ые ставки, | Здоровьесберегающие технологии, | |
9 | Начисление простых % за часть года. | 1 | 26неделя | |||
10 | Ежегодное начисление сложных %. | 1 | 27неделя | |||
11 | Многократное начисление % в течение одного года. Число е. | 1 | 28неделя | |||
Глава 5. Платежи.(2ч.) | ||||||
12 | Современная стоимость потока платежей. | 1 | 29неделя | Стоимость платежей, рента, | Здоровьесберегающие технологии, | |
13 | Бессрочная рента и сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии. | 1 | 30неделя | |||
Глава 6. Расчёты заёмщика с банком.(2ч.) | ||||||
14 | Банки и предприятие (активность) | 1 | 31неделя | Кредиты, займы, ссуды. | Здоровьесберегающие технологии, игровые технологи | |
15 | Равномерные выплаты банку. | 1 | 32неделя | |||
16-17 | Научно - практическая конференция. (Защита рефератов.) | 2 | 33-34 недели | |||
Итого | 17ч. |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения программы элективного курса « Математика в экономике » учащиеся получат:
Знания:
- основы экономической теории, задачи и закономерности;
- основные категории экономики: товар, деньги, прибыль, финансы и т. д.;
- природу и суть экономических процессов;
- правила ведения персональной экономики;
- основы банковского дела: производительность труда, рентабельность, налоги, инфляция;
- внутренние и внешние тенденции нашей страны.
Умения:
- планировать собственный бюджет;
- засчитывать заработную плату, налоги, кредиты;
- выбирать оптимальный способ погашения кредита и форму кредита;
- сравнивать прибыльность;
- работать с таблицами, графиками, анализировать полученные данные;
- объяснять, какой математический аппарат является основой для содержания конкретной экономической задачи или ситуации.
Навыки:
- решать основные задачи на вычисление прибыли, себестоимости, рентабельности, величины налога, простых и сложных процентов;
- принятия экономических решений в повседневной жизни;
- пользования услугами банков и различными платёжными средствами.
- Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Учебник. − М.: Юрайт. 2001.−384с.
- Бегенин В., Крюкова Л. Процентные вычисления в финансах/Журнал «Экономика в школе ». №4/2001г. −20-29 с.
- Вагина Е.В. Россия предпринимательская глазами детей. Экономическая игра «Альтернатива»/Журнал «Экономика в школе». №2/2003 г.−93-98 с.
- Ермакова И., Протасевич Т. Начала экономики/Школьный экономический журнал. №№6-7/1998. -69-78 с
- Куликов Л. М. Основы экономических знаний. −М.: «Финансы и статистика», 1999. −268 с.
- Магнус Я. Р., Катышев П.К., Пересецкий А. А. «Эконометрика» начальный курс. Академия народного хозяйства при Правительстве российской Федерации. − М.: Дело, 2000.− 390 с.
- Мицкевич А. материал по теме «Спрос и предложение» /Школьный экономический журнал. №№6-7/1998. −22-44 с.
- Мицкевич А. Методические материалы по теме «Равновесие, абсолютный потоварный налог» .−45-55 с.
- Мицкевич А. Предпринимательство и предприниматель»/Школьный экономический журнал, №4/1996. −34-38 с.
- Налоги словарь справочник. −М.: Инфра, 2000. −234 с.
- Новиков В.А. Словарь «Практическая рыночная экономика». − М.: Флинта, 1999. −372 с.
- Никулина И. Методические материалы (тесты)/Журнал «Экономика в школе». №3/2001. −41-48 с.
- Самохина А. Последовательность работы над рефератом/Школьный экономический журнал. № 4/1996 г. −43-46 с.
- Симонов А.С. О математических моделях экономики в школьном курсе математики/Математика в школе, №5/1997.
- Симонов А.С. Некоторые приложения геометрической прогрессии в экономике/Математика в школе. №3/1998.
- Симонов А. С. Проценты и банковские расчёты/Математика в школе. №4/ 1998 г.
- Словарь Банковское дело. −М.: Инфра, 2001. −412 с.
- Сюдсетер К. ,Стрем А., Берк П. Справочник по математике для экономистов. −Спб.: Экономической школы 2000 .−229 с.
- Толковый словарь рыночной экономики. −М.: Глория, 1993.−302 с.
- Фирсов Е. Г. Интеллектуальные игры для школьников. Экономика. −Ярославль.: Академия развития,1998. −207 с.
- Чепурин М. Н., Киселёва Е.А. Курс экономической теории. − Киров.: АСА, 1998 . −624 с.
- Чуканова М. Учебно – тематическое планирование курса «Введение в экономику» 9 классы /Журнал экономика в школе. №3/2001 г.−70с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Азбука экономики» 10 класс
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...
Повышение уровня экономической грамотности учащихся через внедрение программ элективных курсов и факультативных занятий по экономике
Выступление на методическом объединении . Материал собран из опыта работы в направлении экономической подготовки учащихся....
Факультативный курс по русскому языку для 10 класса "Искусство устной и письменной речи" по пособию С.И. Львовой «Программы факультативных и элективных курсов по русскому языку. 5-11 классы»
Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями....
Неделя экономики в школе . Внеклассное мероприятие по экономике для 4-6 классов "Экономика +обществознание"( игра)
Сегодня необычная игра: Экономика и обществознание в гостях у нас....
Неделя экономики в школе . Внеклассное мероприятие по экономике для 4-6 классов "Экономика +обществознание"( игра). Презентация к мероприятию
Цели и задачи:Формировать умение оперировать экономическими терминами;Учить анализировать и делать выводы.Развивать интеллект, социальное и экономическое мышление;Воспитывать интерес к предмету эконом...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Факультативного курса «Зеленая» экономика» для учащихся 10-11 общеобразовательных классов
В качестве основного образовательного результата выступает развитие экологической культуры учащихся - личностного образования, становление которого предполагает:- формирование системы базовых ценносте...