Факультативный курс "Математика и экономика"
рабочая программа (9 класс) на тему

Элективный курс «Математика в   экономике» предназначен для учащихся 9 классов, интересующихся математикой и экономикой. Программа курса в своей основе содержит модульный принцип, при котором к большинству тем программы по математике конструируется экономический модуль, то есть те вопросы экономики, в которых используется изучаемый материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_v_ekonomike.docx44.04 КБ

Предварительный просмотр:

                  Согласовано

Заместитель директора  по УВР

МБОУ «Кадетская школа «Патриот»

ЭМР Саратовской области

_____________/Яскевич В.А./

 

Утверждаю

Директор МБОУ «Кадетская школа «Патриот»

ЭМР Саратовской области

_____________/Рябцева О.В./

Приказ № 218   от 2сентября 2013г.

Программа элективного курса

«Математика в экономике»

для обучающихся 9 «Б» класса

МБОУ «Кадетская школа «Патриот»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

на 2013-2014 учебный год

                                                                 Составитель:

                                                                  Ковальчук Наталья Викторовна,

                                                     учитель математики,

                                                                второй квалификационной

                                    категории

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Учебно-тематический  план
  3. Содержание материала программы
  4. Календарно - тематический план  
  5. Требования к уровню подготовки обучающихся (воспитанников)

6. Список литературы.

Пояснительная записка

Данный курс разработан в рамках предпрофильной подготовки учащихся в школах. Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерства образования Саратовской области. Составлен в соответствии элективным курсом Опалевой Л.А. «Математика в экономике» (МОУ «Гимназия №8» г.Энгельса) .

Математические методы исследования все настойчивее проникают в такие науки, как химия, биология, геология, лингвистика, педагогика, генетика, медицина, право, археология и особенно, экономика. Поэтому на многих, в том числе и гуманитарных факультетах университетов, во всех технических вузах поступающие сдают экзамены по математике.

        Таким образом, знания данной науки позволяют лучше ориентироваться в информационном обществе и идти в ногу  со временем научно-технического прогресса.

        Однако настоящее время требует применения математического аппарата для особых отношений сложившихся в современном  обществе - это рыночных отношений, которые выдвигают к индивидууму такие требования, как высокий профессионализм, предприимчивость, способность чётко ориентироваться в сложных ситуациях, быстро принимать решения.

        С рыночной экономикой, с её законами и возможностями учащиеся очень мало знакомы. Однако экономические термины ежедневно звучат по средствам массовой информации и непосредственно касаются каждого школьника. Возникшее противоречие требует разрешения, которое можно осуществить с помощью элективного профиля.

        Элективный курс «Математика в   экономике» предназначен для учащихся 9 классов, интересующихся математикой и экономикой. Программа курса в своей основе содержит модульный принцип, при котором к большинству тем программы по математике конструируется экономический модуль, то есть те вопросы экономики, в которых используется изучаемый материал.

        Данная программа способствует расширению математических знаний и экономических приложений, которые рассматриваются в математике.

        Содержание курса дополняет некоторые темы школьной программы, где экономические понятия рассматриваются на конкретных примерах с математической точки зрения.

        Таким образом, курс предоставляет учителю возможность использовать математику для изучения вопросов рыночной экономики; учащимся - обновить и обогатить запас своих знаний, а  также, выработать умения и навыки, необходимые для адаптации и востребованности в обществе с рыночными отношениями.

        Цели курса: - развивать интерес к предмету, интеллект, логику мышления; расширить знания учащихся в области экономики и математики; сформировать первоначальные навыки разрешения жизненных ситуаций экономического характера; показать необходимость математики как учебной дисциплины; профориентация.

Задачи курса:

- сформировать у учащихся понимание значимости экономики для развития современного общества;

- сформировать первоначальные представления о методах экономики, об организации деятельности в сфере экономики и банковского дела;

- познакомить учащихся с новыми терминами, дать им объяснение и учить правильно, использовать в своей речи;

- выработать навык успешного применения математического аппарата при разрешении экономических ситуаций;

- сформировать экономические знания для применения в практической деятельности, для выбора будущей профессии и для получения соответствующего образования;

- познакомить с профессиями в области экономики и банковского дела, их требованиями и особенностями;

- формировать чёткую, логически правильную речь.

        Курс имеет практическую направленность. Формы занятий: деловые игры, защита рефератов, практикумы.

        Отработка и закрепление знаний, умений и навыков достигается путем решения достаточного количества упражнений, соответствующих возрасту и уровню знаний учащихся.

                Программа направлена также на развитие навыков организации простейшей предпринимательской деятельности.

С целью профориентации и активизации знаний планируются экскурсии в налоговую инспекцию, в городской банк и встреча с предпринимателями.

        Критерии эффективности изучения программы рекомендуется считать выработку чётких представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, умений выражать суждения по экономическим вопросам, подтверждённые фактами, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций и формирование практических навыков принятия экономических решений, аналитически проверенных средствами математики.

        В качестве итоговой формы контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению, предлагается защита рефератов на научно-практической конференции.

Программа составлена на основе рабочей программы  

Программа элективного курса рассчитана на 17 ч. (осуществляется во III и четвертях учебного года )

Учебно-тематический план

№ п/п

Тематический блок

Кол-во час.

Практическая часть

1

Глава 1. Функции, их свойства и графики; квадратный трёхчлен

3 ч.

Проект «Квадратичная функция»

2

Глава 2. Уравнения, неравенства и их системы для рыночных отношений

2ч.

3

Глава 3.  Экономика в области действительных чисел

2ч.

4

Глава 4. Проценты и математические прогрессии в банковском деле

4ч.

Проект «Вездесущие проценты»

5

Глава 5. Платежи

2ч.

Деловая игра

6

Глава 6. Расчёты заёмщика с банком.

4ч.

Научно - практическая конференция.

Защита проектов и рефератов.

Итого:

17ч.

Всего: 2ч

Содержание материала программы

1. Функции, их свойства и графики; квадратный трёхчлен

1.1. Понятие функции в экономике.

Функция. Область определения и область значений. Способы задания функции. Основные виды функций экономических процессов.

1.2. Линейная, квадратичная и дробно-рациональная функции в экономике.

Линейная функция. Примеры в экономике. Квадратичная функция. Чем выше стоимость товара, тем меньше приобретают его. Дробно-линейная функция. Какую цену на товар должна установить фирма для того, чтобы выручка от его реализации была наибольшей.

1.3. Функции спроса и предложения.

Спрос и кривая спроса. Виды спроса на определённый товар. Область определения и область значений функции спроса. Зависимость объёма спроса от цены.

Предложение и кривая предложения. Область определения и область значений. Зависимость цены за единицу товара от объёма спроса.

Исследование графиков функций спроса и предложения некоторого товара.

2. Уравнения, неравенства и их системы для рыночных отношений (2 ч.).

2.1. Спрос, предложение и рыночное равновесие.

Спрос, закон спроса. Предложение, закон предложения. Рыночное равновесие. Механизм установления равновесия. Влияние изменения спроса для рынка. Действие внешних сил на рыночное равновесие. Дефицит и изобилие. Выигрыш производителя. Эластичность спроса и предложения.

2.2. Встреча с предпринимателями.

2.3. Нахождение рыночного равновесия.

Решение задач на установление рыночного равновесия, используя графическую интерпретацию. Решение задач, сводящихся к решению линейных, и некоторых нелинейных уравнении и систем уравнений. Исследование систем уравнений (объёма выпуска, его стоимости). Динамика равновесия при изменении условий; рынок отдельных продуктов.

3. Экономика в области действительных чисел (2 ч.).

3.1. Рентабельность и вычисление налогов на прибыль.

Понятие рентабельности. Прибыль и её формы в экономике. Прибыль, облагаемая налогом. Себестоимость производства. Налог на прибыль. Составление сметы. Исчисление налогов с населения.

Деловая игра «Три формы предпринимательства и налоговый инспектор».

3.2. Экскурсия в налоговую инспекцию.

3.3.  Производительность труда.

Производительность труда – показатель эффективности производства. Определение. Изменения производительности труда, проведение расчётов в зависимости от конкретного случая.

4. Проценты и математические прогрессии в банковском деле (4 ч.).

4.1. Простые проценты и арифметическая прогрессия.

Банк. Вклады. Кредит. Заёмщик. Простые проценты. Формулы простых процентов. Коэффициент наращения простых процентов. Расчеты банка с вкладчиком и заёмщика с банком (вклада под простые проценты через несколько лет).  

4.2. Начисление простых процентов за часть года.

Формулы для расчётов. Процентная ставка за месяц и день. Деловая игра «Мой счёт в банке».

4.3. Ежегодное начисление сложных процентов.

Начальный вклад, годовая ставка, срок хранения. Окончательная величина. Изменение количества денег на счёте вкладчика в зависимости от числа лет, которые вклад находился в банке.

4.4. Многократное начисление процентов в течение года. Число е.

Изменение счёта вкладчика, при начислении процента несколько раз в течение года. Выплата 100%  годовых. Догадка хитрого вкладчика (начисление % на вклад через полугодие). Многократное начисление % в течение одного года. Число е. Расчёт денег на счёте, если % - ная ставка отлична от 100%.

4.5. Многократное начисление % в течение нескольких лет.

Формулы для расчёта сложных процентов. Начисление % банком (общи, частные случаи). Многократное начисление сложных % в течение нескольких лет. Вычисления по формулам.

4.6. Начисление % при нецелом промежутке времени. Изменяющиеся %-ные ставки. Два способа начисления. Период удвоения. Изменяющиеся % ставки. Применение банком.

4.7. Выбор банком годовой процентной ставки.

Неравенство Бернулли. Годовые и полугодовые ставки банка. Расчёты для банка, которые необходимы

для того,  чтобы  не было не запланированных расходов.

4.8. Экскурсия в городской банк.

5. Платежи (2ч).

5.1. Современная стоимость платежей.

Современная стоимость платежа. Платежи в конце года. Примеры и задачи. Определение сегодняшней стоимости потока платежей.

5.2. Бессрочная рента и сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии. Определение ренты. Бессрочная рента, как бесконечный поток платежей. Геометрическая прогрессия. Сегодняшняя стоимость бессрочной ренты.

5.3. Задачи о «проедании» вклада.

6. Расчёты заёмщика с банком. (2 ч.)

        6.1. Банки и предприятия.  

        Способы расчёта банка с вкладчиками. Кредиты (ссуды, займы), выдаваемые на конкретный срок.  Различные способы расчёта заёмщика с банком за взятые кредиты.

        6.2. Равномерные выплаты банку.

        Величина кредита, выданного банком заёмщику. Годовая ставка банка. Срок кредита. Промежуток между выплатами. Равномерная выплата. Определение величины равных платежей и дохода банка. Деловая игра.

        7. Научно - практическая конференция (Защита рефератов) (2 ч.)

Календарно - тематический план

урока

Наименование

тем  уроков

Кол-во

час.

Дата проведения

Основные

понятия и

термины

Образовте

льные техноло

гии,

эл. ресурсы

по плану

по факту

Глава 1. Функции, их свойства и графики, квадратный трёхчлен. (3ч.)

1

Понятие Функции в экономике.

1

18 неделя

функций экономических процессов, рынок, товар, стоимость, выручка, реализация, спрос и предложение.

Здоровьесберегающие технологии,

2

Линейная, квадратичная и дробно-рациональная функции.

1

19неделя

3

Функции спроса и предложения.

1

20неделя

Глава 2. Уравнения, неравенства и их системы для рыночных отношений. (2ч.)

4

Спрос, предложение и рыночное равновесие

1

21неделя

Спрос, закон спроса. Предложение, закон предложения. Рыночное равновесие.

Здоровьесберегающие технологии,

5

Нахождение рыночного равновесия

1

22неделя

Глава 3. Экономика в области действительных чисел. (2ч.)

6

Рентабельность и вычисление налогов на прибыль

1

23неделя

Рентабельность, налоговые вычисления, производительность, показатель эффективности

Здоровьесберегающие,технологии,Игровые технологии

7

Производительность труда.

1

24неделя

Глава 4. Проценты и математические прогрессии в банковском деле. (4ч.)

8

Простые  % и арифметическая прогрессия.

1

25неделя

Сложное начисление %, многократное начисление %, изменяющиеся %-ые ставки,

Здоровьесберегающие технологии,

9

Начисление простых  % за часть года.

1

26неделя

10

Ежегодное начисление сложных %.

1

27неделя

11

Многократное начисление % в течение одного года. Число е.

1

28неделя

Глава 5. Платежи.(2ч.)

12

Современная стоимость потока платежей.

1

29неделя

Стоимость платежей, рента,

Здоровьесберегающие технологии,

13

Бессрочная рента и сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии.

1

30неделя

Глава 6. Расчёты заёмщика с банком.(2ч.)

14

Банки и предприятие (активность)

1

31неделя

Кредиты, займы, ссуды.

Здоровьесберегающие технологии,  игровые технологи

15

Равномерные выплаты банку.

1

32неделя

16-17

Научно  - практическая конференция.  (Защита рефератов.)

2

33-34 недели

Итого

17ч.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения программы элективного курса « Математика в  экономике » учащиеся получат:

Знания:

- основы экономической теории,  задачи и закономерности;

- основные категории экономики: товар, деньги, прибыль, финансы и т. д.;

- природу и суть экономических процессов;

- правила ведения персональной экономики;

- основы банковского дела: производительность труда, рентабельность, налоги, инфляция;

- внутренние и внешние тенденции нашей страны.

Умения:

- планировать собственный бюджет;

- засчитывать заработную плату, налоги, кредиты;

- выбирать оптимальный способ погашения кредита и форму кредита;

- сравнивать прибыльность;

- работать с таблицами, графиками, анализировать полученные данные;

- объяснять, какой математический аппарат является основой для содержания конкретной экономической задачи или ситуации.

Навыки:

- решать основные задачи на вычисление прибыли, себестоимости, рентабельности, величины налога, простых и сложных процентов;

- принятия экономических решений в повседневной жизни;

- пользования услугами банков и различными платёжными средствами.

Литература.

  1. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Учебник. − М.: Юрайт. 2001.−384с.
  2. Бегенин В., Крюкова Л. Процентные вычисления в финансах/Журнал «Экономика в школе ». №4/2001г. −20-29 с.
  3. Вагина Е.В. Россия предпринимательская глазами детей. Экономическая игра «Альтернатива»/Журнал «Экономика в школе». №2/2003 г.−93-98 с.
  4. Ермакова И., Протасевич Т. Начала экономики/Школьный экономический журнал. №№6-7/1998. -69-78 с
  5. Куликов Л. М. Основы экономических знаний. −М.: «Финансы и статистика», 1999. −268 с.
  6. Магнус Я. Р., Катышев П.К., Пересецкий А. А. «Эконометрика» начальный курс. Академия народного хозяйства при Правительстве российской Федерации. − М.: Дело, 2000.− 390 с.
  7. Мицкевич А. материал по теме «Спрос и предложение» /Школьный экономический журнал. №№6-7/1998. −22-44 с.
  8. Мицкевич А. Методические материалы по теме «Равновесие, абсолютный потоварный налог» .−45-55 с.
  9. Мицкевич А. Предпринимательство и предприниматель»/Школьный экономический журнал, №4/1996. −34-38 с.
  10. Налоги словарь справочник. −М.: Инфра, 2000. −234 с.
  11. Новиков В.А. Словарь «Практическая рыночная экономика». − М.: Флинта, 1999. −372 с.
  12. Никулина И. Методические материалы (тесты)/Журнал «Экономика в школе». №3/2001. −41-48 с.
  13. Самохина А. Последовательность работы над рефератом/Школьный экономический журнал. № 4/1996 г. −43-46 с.
  14. Симонов А.С. О математических моделях экономики в школьном курсе математики/Математика в школе, №5/1997.
  15. Симонов А.С. Некоторые приложения геометрической прогрессии в экономике/Математика в школе. №3/1998.
  16. Симонов А. С. Проценты и банковские расчёты/Математика в школе. №4/ 1998 г.
  17. Словарь Банковское дело. −М.: Инфра, 2001. −412  с.
  18. Сюдсетер К. ,Стрем А., Берк П. Справочник по математике для экономистов. −Спб.: Экономической школы 2000 .−229 с.
  19. Толковый словарь рыночной экономики. −М.: Глория, 1993.−302 с.
  20. Фирсов Е. Г. Интеллектуальные игры для школьников. Экономика. −Ярославль.: Академия развития,1998. −207 с.
  21. Чепурин М. Н., Киселёва Е.А. Курс экономической теории. − Киров.: АСА, 1998 . −624 с.
  22. Чуканова М. Учебно – тематическое планирование курса «Введение в экономику» 9 классы /Журнал экономика в школе. №3/2001 г.−70с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Азбука экономики» 10 класс

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...

Повышение уровня экономической грамотности учащихся через внедрение программ элективных курсов и факультативных занятий по экономике

Выступление на методическом объединении . Материал собран из опыта работы в направлении экономической подготовки учащихся....

Неделя экономики в школе . Внеклассное мероприятие по экономике для 4-6 классов "Экономика +обществознание"( игра)

Сегодня необычная игра:                  Экономика и обществознание в гостях у нас....

Неделя экономики в школе . Внеклассное мероприятие по экономике для 4-6 классов "Экономика +обществознание"( игра). Презентация к мероприятию

Цели и задачи:Формировать умение оперировать экономическими терминами;Учить анализировать и делать выводы.Развивать интеллект, социальное и экономическое мышление;Воспитывать интерес к предмету эконом...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Факультативного курса «Зеленая» экономика» для учащихся 10-11 общеобразовательных классов

В качестве основного образовательного результата выступает развитие экологической культуры учащихся - личностного образования, становление которого предполагает:- формирование системы базовых ценносте...